Цирки в мира

Запорожский государственный цирк

News image

Воспоминания о первых театрализованных цирковых представлениях в г. Александровске приходятся на 20-е годы прошлого столетия. Тогда они проводились во временных со...

Цирк Альберта Саламонского

News image

Альберт Саламонский (1839-1913), известный цирковой артист и антрепренер, выходец из цирковой семьи, сын наездника Вильгельма Саламонского, который входил в цирковую тр...

«Цирк братьев Запашных»: шоу мирово

News image

В только-только открывшемся ижевском цирке в 1943 году начал свою карьеру молодой артист Вальтер Запашный. Новый сезон в Государственном цирке Уд...

Московский Цирк на проспекте Вернад

News image

Московский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Начало цирка на Руси


PostHeaderIcon Начало цирка на Руси

Цирковая лента - Цирковой архив

Под цирковым куполом сосуществуют достаточно разнообраз­ные виды и роды искусств по преимуществу зрелищного порядка. Эти слагаемые различны по своей природе и включались в цирковое искусство на разных этапах его развития. Трудно говорить об истоках циркового искусства, так как све­дений о них очень мало. Во всяком случае, истоки искусства теат­рального и циркового едины. Цирк и театр вышли из народных иг­рищ, приурочивавшихся к празднествам охотничьим и земледель­ческим на заре общественной жизни человечества. Игрищами на старорусском языке назывались празднества, ме­ста сборищ, развлечения, игра на музыкальных инструментах, тан­цы, пение, спортивные упражнения, состязания в силе и ловкости, драматические сценки и многое другое. Как показывают летописи и различные поучения духовенства, игрищами называли также народные языческие свадьбы и даже поминки. Термин «игрище» продолжал бытовать у нас еще в ве­ке в области народно-драматического творчества; вплоть до нашего времени так назывались устные народные драмы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что театр и цирк тоже именовались игрищами. По сравнению с другими искусствами цирку повезло в том от­ношении, что «цирковое» игрище было и зарисовано и описано еще в веках. Здесь речь идет о фресках Киево-Софийского со­бора и о Молении Даниила Заточника. Фрески с изображением циркового представления находятся на лестнице Софийского собора в Киеве. За последнее время в том же храме обнаружены изображения, значительно дополняющие содер­жание скоморошьих представлений. Оказывается, они были зна­чительно разнообразнее, чем об этом думали раньше, и дело не только в выведенных за пределы храмовой лестницы изображениях боев скоморохов с ряжеными зверями, звериной травле и игре на музыкальных инструментах, — дело в том, что на фресках изобра­жен целый ипподром, то есть цирковое здание, сидящие в ложах князь с княгиней, их свита и зрители, собравшиеся на конное ри­стание. По поводу того, что именно изображено на фресках, долгие го­ды шли научные споры. Одни утверждали, что это греческое пред­ставление, другие говорили, что это зарисовка местного, киевского представления. Теперь, когда количество и качество изображенных объектов возросло, вопрос стал более ясным. Ипподром. Фреска Киево-Софийского собора. Конное ристание.

. Фреска Киево-Софийского собора. Были ли знакомы киевлянам того времени те виды циркового искусства, которые изображены на фресках? На этот вопрос мы можем ответить совершенно точно: да, были знакомы. Оказывает­ся, известны им были и конные ристания. Так, в старинной ле­тописи мы читаем, что перед дворцом князя: «Угре (т. е. венгры) на фарех (т. е. на лошадях) и на скоках играхуть... Кияне же дивя-хутся угром множеству и кметьству (т. е. искусству) и комонем (т. е. коням)». веке ипподромы? Ни отрицать этого, ни утверждать мы пока не можем. Совершенно ясно, что если всадников было множество, то, очевидно, они и места занимали много. Остается неясным, происхо­дило ли это ристание на поляне или на какой-то специально ого­роженной арене, с местами для князя, свиты и народа. Речь идет о 1150 годе, о княжении Изяслава Мстиславовича, когда наши меж­дународные связи были широки и когда мы могли использовать опыт ипподромов, известных, например, Византии. Но какой национальности были актеры? На фресках изображены лица нерусские. Возможно, что это были актеры Византийского ип­подрома.

. Но характерно, что на восточный лад изображены и киев­ские князь с княгиней и в ложах — русский народ. Думается, художником был византиец, но изобразил он представление, быто­вавшее на Руси. Таким образом, можно полагать, что перед нами изображение киевского придворного ипподромного, то есть смешанного, теат­рально-циркового представления, нарисованного художником на византийский лад. Значит, можно предположить, что цирковое искус­ство на достаточно высоком веке. Остается решить вопрос: чем был вызван интерес Киевского двора к ипподрому? Дело в том, что русские неоднократно ходили войной на Кон­стантинополь, причем войны были победоносны. Известно также, что русские купцы вели оживленную торговлю с греками и подол­гу живали в Константинополе. Мало того, великая княгиня Ольга, как сказали бы мы сейчас, ездила к византийскому императору с офи­циальным визитом дружбы, и император принимал ее с большим почетом, устраивал в ее честь пиры, на которых, по описаниям византийских летописей, русским показывали цирковые и театраль­ные представления. Кроме того, княгиня посещала со своей сви­той ипподром и там также смотрела представления. Следовательно, киевский двор и киевляне вообще видывали византийские представ­ления, и ничего нет неправдоподобного в том, что аналогичные представления устраивали в самом Киеве силами скоморохов. Исто­рическим фактом является и то, что византийские труппы посещали северный берег Черного моря и ходили в глубь страны. Теперь перейдем к описанию циркового представления, состав­ленному Заточником. Даниил был русским человеком, никогда за границей не жил. Между тем описание сделано так обстоятельно, что он мог дать его, только увидев подобное представление. Даниил писал: «...один, как орел, вскакивает на коня и, рискуя своей жизнью, мчится по ипподрому; другой летает с церкви или высокого дома на шелковых крыльях; иной нагишом бросается в огонь, хвалясь перед царем крепостию своего сердца; иной прорезает себе голени и, обнажив кости своих членов, показывает их царю, являя тем свою храбрость; а иной, вскочив на коня и закрыв ему глаза, бросается в воду с высокого берега, пришпоря лошадь и произнося: «Фенадрус (очевидно, имя актера. — В. В.-Г.) за честь и милость царя нашего готов отдать жизнь»; а иной, привязав веревку к церковному кре­сту и опустив другой конец на землю, относит его далеко от церк­ви и потом бежит долом, держа в одной руке конец веревки, а в другой обнаженный меч; а иной обовьется мокрым полотенцем и борется с диким зверем». Как в этом легко убедиться, в описании многое совпадает с тем, что изображено на киевских фресках. века относятся новые сведения о деятельности скоморохов. Стоглавый собор отмечает формирование скоморошь­их «ватаг» (на языке Нижней Волги в ту пору так называли артели, бродившие в поисках заработка).

. Образуются целые скоморошьи селения, селятся скоморохи и в городских слободах. За свои вы­ступления скоморохи получают так называемую «гудочную плату». С этого времени начинается расцвет их деятельности. Кроме обыч­ных музыкально-театральных и цирковых представлений они уча­ствуют в церковных драмах («Пещное действо»). Участвуют они и в народных обрядах — свадьбах поминках. На рисунке. Единоборство с ряженым. Фреска Киево- Софийского собора. век. роли дружек и сватов. В этих случаях скоморохи своим жизне­утверждающим искусством разрушают религиозно-магический ха­рактер обрядов. В 1572 году их включают в штат «потешного чула­на» при царском дворе, а несколько позже мы встречаем их и при дворах знатнейших бояр и князей. веке в живописи, поэзии, литературе, в театрально-цир­ковом искусстве появляются новые темы, жанры, новые организа­ционные формы использования творчества скоморохов. Явно повысившийся спрос на скоморошье искусство привел к его совершенствованию, к образованию новых специальностей: участились сведения о кукольниках, вожаках ученых зверей — мед­ведей, собак, обезьян. Кроме того, происходит и сословная диффе­ренциация скоморохов, они теперь встречаются среди посадских жи­телей, казаков, низшего духовенства. В 1613 году в Москве строится Потешная палата — это первое на Руси известное нам театральное здание. И в штат этой палаты привле­каются как русские скоморохи, так и иностранные шпильманы (ак­теры). В Потешной палате давались цирковые представления; продол­жались они до самой середины века. Пригоняли к нам северных оленей из Кевроли и Мезени, ученых слонов («слоновые потехи») и медведей («медвежьи потехи»), забавляли царя прыгуны-«метальники». Особой популярностью пользовались братья Луневы и Лоды­гин. Лодыгину были отданы в обучение русские ребята, и вскоре «метальники» Макар и Иван Андреевы стали давать самостоятельные представления. Медвежья травля (предположительно). Фреска Киево-Софийского собора. век век (публикуется впервые). Скоморошье ипподромное представление. Калька с фото Фрески Киево-Софийского собора. ХІ век. льва, Городец таскал тяжести зубами. «актеров»-скоморохов? Расцвет их искусства не был продолжительным. В 1648 году осо­бой царской грамотой скоморошество было запрещено, музыкаль­ные инструменты, «личины» («хари», маски) и всякого рода бутафо­рии были сожжены. Этот акт насилия над народным искусством может быть поставлен в прямую связь с усилением народных вос­станий, которые характеризуют весь век. Ведь скоморохи, еще в Киевской Руси выступавшие на стороне народных масс, не­сомненно, и в веке были на их стороне. Хронологически запретительная грамота совпадает с так на­зываемыми «соляными» бунтами — народными восстаниями в Мо­скве и других городах. Грамота представляет собой несомненный интерес: она по­дробно перечисляет скоморошьи специальности того времени. Это были: глум (т. е. сатира), пение, скакание, плясание, игра на музы­кальных инструментах, вождение ученых зверей — медведей, со­бак, разные ряжения, между прочим «кобылкой», и вождение «ко­былки» (сцена с «кобылкой» входила в комедию о Петрушке), раз­ные «бесовские», «сатанинские» действия и игры (очевидно, драма­тические сценки) и т. д. Все это имеет непосредственное отношение и к цирковому искусству. Административные мероприятия не могли, конечно, уничтожить искусство скоморохов. Скоморошество вместе со всем культурно-бытовым укладом перешло на другой этап исторического развития: скоморохи возродились в творчестве «гаеров» и «балаганных де­дов», в городском демократическом театре и в цирке. В.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на цветном бульваре

News image

В центральной части города Москвы на Цветном бульваре находится цирк Никулина, которому более 100 лет. Перед зданием цирка стоит знаменитый   ав...

Авторизация