Артисты цирка

Седов Евгений Иванович

News image

род. 9 декабря 1954 (г. Горький) Акробат, комик-каскадёр, клоун, воздушный гимнаст-эксцентрик Руководитель но...

Сарач Алексей Еремеевич

News image

Дворецкий Геннадий Александрович

News image

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Рыбченко Олег Яковлевич

News image

Шадрин Сергей Валентинович

News image

Цирки в мира

Цирк Жинне (Южная Африка)

News image

Лайза (из южной Африки) на сцене с 4 лет. Она была танцовщицей, гимнасткой, прыгала с вышки в воду, играла в те...

Ижевский цирк

News image

За свою более чем вековую историю Ижевский цирк стал неотъемлемой частью культурной жизни республики, горожан и гостей оружейной столицы России. На иж...

Цирк на льду

News image

С началом сезона донецкий цирк 'обледенел', а его директор вышел на охоту. Новый сезон открыла российская программа 'Цирк на льду'. Он...

Золото мирового цирка

News image

Цирк приехал и клоуны вернулись. А вместе с ними попугаи, слоны и акробаты. Помимо цветочных часов и бурлящих фонтанов Поклонную го...

Мировые цирки - Представления, события - ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ



PostHeaderIcon ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

Новости - Представления, события

цирковые жанры на эстраде

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические номера, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, иллюзия, манипулирование, мнемотехника, звукоподражание, вентрология (чревовещание), клоунада и др.

Взаимосвязь эстрады и цирка имеет глубокие исторические корни. В России эти корни уходят в творчество скоморохов, которое представляло собой эстрадно-цирковое исполнительство. Позднее в русском балагане вместе выступали гимнасты и плясуны, акробаты и рассказчики, атлеты и звукоподражатели, фокусники и певцы. Такое же сосуществование эстрадных и цирковых жанров было показательно и для эстрадных программ садов и парков второй половины 19 века. После Октябрьской революции артисты эстрады, исполнители цирковых жанров, служили революции, разъезжая с 1918 года по фронтам, выступая перед солдатами Красной Армии. В дальнейшем цирковые номера включаются в сюжетно-тематические постановки и обозрения эстрадных театров и мюзик-холлов. В 1919 году в блестящих эстрадных программах Дома цирка , организованного в Москве в 1918 году, выступают артисты московских цирков: эквилибрист Боренко, клоуны Беллинг и Пишель, акробаты-эксцентрики Коранжо, жонглер В.Феррони, клоун-прыгун В.Лазаренко и др. В Вечере шуток , проходившем в Колонном зале Дома Союзов в 1920 году, участвуют музыкальные клоуны-сатирики братья Танти и дуэт музыкальных клоунов С.Гарин и Н.Вильтзак (Бим-Бом). Осенью 1922 года здесь же выступает со своим спектаклем зверей шут и сатирик Владимир Дуров.

Среди выдающихся мастеров цирка, выступавших в 20-е годы на эстраде, были эквилибристы на проволоке Шуретта и Жорж Розетти (их трюки органично сочетались с песенками и танцами), 2 Жерве (танцжонглеры), 3 Кастелио (танцакробаты), 2 Делан (танцакробаты). Номер 2 Делан начинался с выхода исполнителей (А.Дерманера и Н.Самошникова), изображавших двух молодых парней на прогулке. Под звуки мелодии Блэк-бота приятели, не прерывая разговора, пританцовывали, возились, при этом исполняя акробатические трюки. Театрализированный мимико-танцевально-акробатический номер 2 Делан , созданный в 1925 году во многом был подражанием иностранных гастролеров. Номера иностранцев, как правило, были театрализированными и создавались в расчете на демонстрацию с подмостков варьете. Тенденция к театрализации цирковых номеров на эстраде прослеживается с дореволюционного времени. Так, цирковые жонглеры Лизетт и Жанто, разыгрывали сценку, в которой ловкий индеец, демонстрируя совершенное владение томагавками и стрельбу из лука, покорял сердце своей возлюбленной. Жонглеры Коньковские работали с теннисными ракетками и мячами в образах джентельменов - любителей спорта. Среди жонглеров выделялись также Лихачевы, Пьер (Ефимов), Спарри (Е. и К.Кукины).

Если для большинства номеров театрализация носила чисто внешний характер, то номерам комических жанров театрализация присуща от природы. Выдающимися номерами акробатической эксцентрики был дуэт Макс и Жак, Макс и Максли (Алексеев и Александрова). На эстраде в 30-е годы было много номеров клоунады. Это - Мария и Серж, Фока и Бондаренко, Буяновские, Анатоль и Коко; музыкальные эксцентрики - Е. и В.Гринье, Гарин и Вильтзак, Братья Кольпетти, музыкальные клоуны (Грудзинские),копируя схему номера Бим-Бом (Радунский и Кортези), Биб-Боб , Рим-Рам , Дин-дон .

На эстраде выступали иллюзионисты и манипуляторы: Боско (М.П.Трахтенберг), Дик Картер, Пассо (П.А.Соколов (манипуляцию сочетал с жонглированием. Работал с монетами, шариками, платками, кольцами, с картами). После революции, поначалу от иллюзионистов требовали разоблачения трюков, опасаясь, чтобы это не стало пропагандой суеверий. А также требовали Агитационной направленности. Так, например, фокусник Тейде (Давыдов), у которого выступление проходило под девизом от суеверия к науке , трюк с пропадающими часами назывался часы прогульщика , а трюк с исчезающими кольцами - уничтожение колец как наследия прошлых предрассудков о браке . Оригингально решил проблему современности антиспирит Берестов, который обнакновенное яйцо в бывшем буржуазном цилиндре превращал в пролетарскую яичницу . В 1921 году в Москве начал свои выступления Э.Т.Ренард (Кио), который тоже вводил в свои номера современную тематику. В 20-е годы на эстраде начали работать манипуляторы и иллюзионисты Алли-Вад (Вадимов) и Клео Доротти (Карасик).

Многие номера иллюзионистов и манипуляторов включали трюки из репертуара трансформаторов, чревовещателей, факиров и гипнотизеров.. А.Д.Козюков - король цепей, карт, магии, цветов и чревощания. Скауэр (Ф.М.Григорьев) - манипулятор, чревовещатель. Иллюзионист Д.И.Лонго был еще и факиром. С мнемотехникой выступал А.А.Мартынов.

В облике римских гладиаторов в 20-е годы выступало громадное количество силовых акробатов: Трио Де-Рибас , 4 Оресто-Беретта , 2 Елисеевы и др.

Дуэты силовых акробатов: 2 Глорио , Трио Кларк , 4 Марк и др.

В эстрадно-цирковые программы включались и воздушные номера: 4 Головины - воздушные полетчики, 8 чертей - труппа Леотарис , 4 черта - Донато , 4 черта Руденко , воздушные гимнасты братья Кучинские, Райтер, Любимов, Аркадий Борель и др.

Эквилибристы: на столах Н.Ф.Афонин, на проволоке Феррони и Кассини.

Сверхметкая стрельба: женщина-снайпер Бояни, снайперы Поповы и Александров-Федотов.

Велофигуристы: Баранские, Польди, Вартанио.
Дрессировщики: с собачками - Ронай, Генрих Собский (у него были собачки-авиаторы, велосипедисты, акробаты и даже балерины), борьба с медведем - Н.П.Гладильщиков.

Смотр фронтовой эстрады 1945 года выявил много интересных артистов цирка, работавших на эстраде: акробаты Донвальдо, жонглер А.Виркаус, Икарийские игры под рук. В.Ушакова.

Количество эстрадных концертов с 1946 года стало расти, причем цирковые номера занимали в них большое место. В 1946 году был Всесоюзный конкурс артистов эстрады, который проходил в Москве в Зале им.Чайковского. Вторую премию получили экв. на свободной проволоке А.Воронцова и Р.Славский.

В 50-е годы подлинного артистизма добились артисты номеров манипуляции и иллюзии: манипулятор Е.И.Шукевич (у него весь реквизит номера помещался в карманах), Дик Читашвили, А.А.Акопян, пары: Малиновская и Зайцев, Юрий и Люфтия Мозжухины. Малиновская и Зайцев разыгрывали комедийную сценку Учитель и ученик , в кот. Зайцев изображал нерасторопного ученика, постоянно раскрывающего секреты своего учителя. Но когда фокус вроде бы разоблачен, то выясняется, что его спекрет еще более непонятен. Например, учитель делает взмах волшебной палочкой и клетка с птичкой исчезает. Учитель требует, чтобы ученик отнес палочку за кулисы и зритель видит, что клетка висит у него за спиной.

Комической театрализации добивались исполнители и таких жанров, как акробатика и эквилибр. Например, братья Сергей и Владимир Горемыкины исполняли сценку Липкая бумага . Один из исполнителей решил поймать шмеля на липкую бумагу и сам к ней прилипает. Номер был поставлен режиссером цирка и эстрады Арнольдом Григорьевичем Арнольдом. Интересны были и такие номера акробатических пар, как Гурский и Чичерин (реж.Птицин), братья Воронины (выступали в образах забавных гномов), Птицина и Маслюков, Калачова и Птицин.

Среди групповых акробатических номеров украшали концертные программы номера Степановых ( акробатическая пятерка ), Ушаковых ( икарийские игры ), эквилибристов на велосипедах Васильевых.

В начале 60-х годов расцвету цирковых жанров на эстраде способствовало ГУЦЭИ и студия, созданная в 1959 году при содействии Смирнова-Сокольского при Московском театре эстрады. В 1961 году она была реорганизована во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Ее работу возглавил Л.С.Маслюков. Постановку цирковых номеров делали режиссеры-бывшие артисты эстрады: Т.Птицына, М.Харитонов, Г.Лукин, С.Каштелян, Р.Славский, Л.Маслюков.

Интересны были номера: акробатки Л.Петрик, акробатов-каскадеров Грищенковых ( сценка на хоккейной площадке ), манипуляторов Сары Кабибужиной и Шукурова ( Как прекрасен этот мир ), танц-жонглера В.Микитченко ( Капризная гитара ), жонглера с палкой А.Беренштейн - режиссера С.Каштеляна.

Среди фокусников лауреат 6-го Всероссийского конкурса артистов эстрады В.Данилин.

Важно сказать: если раньше цирковая эстрада черпала свои кадры главным образом из цирка или спорта, то теперь пополнение происходит из эстрадных студий Москвы, Петрограда, Киева и Алма-Аты. И такие номера, как Моноцикл на свободной проволоке В.Серова (реж.Птицына), Эстрадно-цирковой дуэт на велосипеде Е. и Л. Каратасюк (реж.Птицын и Харитонов), жонглеров Ю.Позднякова и М.Руденко (реж. Цманская), Эквилибристки во вращающемся кольце Л.Кудеяровой (реж. Исаева), развивают и обогощают цирковые жанры на эстраде.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Авторизация