Цирки в мира
Цирк на цветном бульвареВ центральной части города Москвы на Цветном бульваре находится цирк Никулина, которому более 100 лет. Перед зданием цирка стоит знаменитый ав... |
Цирк дрессированных собак (Обнинск)И в нашем отечественном, и в зарубежном цирке широко представлена дрессировка различных видов животных. Дуровы дрессировали слонов, бегемотов, морских животных, ке... |
Цирк Brazil JackТрадиции средних размеров цирка Brazil Jack берут начало у истоков истории шведского циркового искусства. Семья Родинов начала свой славный путь со... |
Альтернативный фестиваль искусствВ столице Шотландии Эдинбурге в воскресенье стартует 61-й ежегодный фестиваль искусств Фриндж (Fringe). Он традиционно начинается за неделю до... |
Серг Последний романтик цирка Владимир Стихановский
Цирковая лента - Заметки цирка |
Последний романтик цирка Владимир Стихановский Случаются в жизни этапы, пережив которые, художник может с полным правом сказать о собственной судьбе, что она оказалась счастливой. О судьбе героя моих заметок я бы именно так и сказал: Ему выпала счастливая творческая судьба! …Ему посчастливилось родиться и работать в теперь уже былинные времена, когда цирк в нашей стране был не просто на подъёме - в зените, в Ренессансе! Цирковое искусство страны Советов, хотя официально это, вроде бы и не провозглашалось, было нашим всем , важнейшим из искусств ! Наряду с балетом, кино и танцем. …Ему посчастливилось именно в те времена поступить в Цирковое Училище, выдержав фантастический (сто человек на место!) конкурс, которому безнадёжно завидовали такие популярные в те годы ВУЗы как МАИ и Бауманский . Не были исключением, кстати, элитарное МГУ и кастовое МГИМО. …Ему повезло в ГУЦЭИ с педагогами, наставниками и репетиторами, которые щедро дарили ученикам свой преподавательский талант и профессиональный опыт, отдавая самое лучшее, чем их наградила жизнь в искусстве и любовь к профессии. …Ему снова повезло с режиссёром-новатором Юрием Гавриловичем Мандычем, который буквально фонтанировал новыми оригинальными идеями, заражая своей невероятной энергетикой учеников. … Ему опять повезло и в период учёбы в ГИТИСе, где его Мастером курса был признанный корифей цирковой режиссуры Марк Соломонович Местечкин. Куда ни кинь - ему, выходит, всюду везло!? Но только сам счастливчик знает настоящую цену своего счастья. Из врождённого такта и скромности, он редко распространяется о том, сколько усилий, характера, воли, эмоций, энергии и труда приходилось растрачивать, чтобы тебя сочли вполне удачным… Я говорю о счастливчике, которого в цирке давно знают, ценят и любят - главном режиссёре экспериментальных творческих мастерских Центра циркового искусства, Владимире Алексеевиче Стихановском. Его артистическая карьера вполне сложилась и была редкостно успешной. Достаточно припомнить, что во времена золотого Века отечественного цирка, на который пришёлся артистический расцвет В.Стихановского, номер Танцы на проволоке - в партнёрстве с Татьяной Марковой, а затем, и в сольном исполнении, - был настоящим завсегдатаем программ доброго десятилетия Старого Московского цирка. Из многих тысяч артистов тогдашнего прославленного Союзгосцирка , такой чести и признания удостаивались считанные единицы. Счастливчику есть, чем по праву гордиться. Профессией циркового режиссёра овладевают по-разному: учатся, случаются, рождаются, становятся, но только при одном условии: если у тебя есть что сказать в манеже нового, оригинального, поразительного. По-видимому, у В.Стихановского было и есть что сказать. Одних только версий собственного номера за два с лишним десятка лет работы у Стихановского было с десяток. Разлёт музыкальных предпочтений, - от Баха и Моцарта до классика аргентинского танго Карлоса Гарделя, от А.Пахмутовой… до современного рок-мейнстрима. Использование всего многообразия пластической лексики, - от классических балетных экзерсисов, до джаз-танца, - свидетельства неустанных поисков адекватного выражения собственного понимания быстроменяющейся действительности. На излёте 90-х Стихановский-артист, быть может, интуитивно почувствовал, что, работая в манеже.., не успевает за Стихановским-режиссёром. В 91-ом он делает непростой выбор и покидает манеж.
. Но остаётся в цирке! Как артист, он удостоен почётных званий: Заслуженный артист России , Лауреат премии Ленинского комсомола, Лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов цирка. Как режиссёр, удостаивается звания Лауреата Всесоюзного конкурса за постановку лучшего детского циркового спектакля. Перебирая в памяти отдельные эпизоды и фрагменты своей биографии, Владимир Алексеевич вдруг неожиданно замолкает. После паузы тихо переводит разговор на то, что вся эта статистика профессионального признания перестаёт работать, когда оказываешься один на один с очередным новым замыслом, оригинальным сценарием номера, или крупным творческим проектом, который собираешься реализовать в новой режиссёрской работе . Тогда наступает период долгих поисков и мучительных сомнений. Смогут ли именно эти исполнители вытянуть необходимый уровень задуманного трюкового репертуара, в каком стиле решить тот или иной номер, каким будет пластический рисунок, музыкальный материал и проч. и проч. В 90-е годы В. Стихановский внимательно следит за бурными изменениями, происходящими в отечественном цирке, связанными с переменами в жизни. Исчезает страна под названием СССР, круто меняются условия жизни людей и кажется, будто само время с бешеной скоростью несётся навстречу новой эпохе - то ли постиндустриальной, то ли постмодернистской, с её неуёмной жаждой потребительства… Словом - да здравствует демократия, со всеми её прелестями и ужасами, которые настигли-таки Россию. А что станет с цирком? Вопрос не на шутку волнует режиссёра В.Стихановского. В 1994 году В. Стихановский ставит гастрольную программу Русские сезоны в Америке , которая вызывает восторг достаточно искушённой заокеанской публики. В следующем году В.А. Стихановский принимает предложение Росгосцирка возглавить творческую Мастерскую Пластический цирк в Центре Циркового Искусства в Москве. За годы работы в ЦЦИ режиссёр-постановщик В.Стихановский поставил более тридцати номеров в различных цирковых жанрах и стилистических направлениях. Многие его номера отличает оригинальное, новаторское решение. Дерзкий экспериментальный подход, который составляет индивидуальный почерк режиссёра В.Стихановского, следует безусловно признать плодотворным. Он старается никогда не повторяться, отыскивая в канонической версии признаки актуального времени, будь то костюмы, пластическое решение, музыка, трюковые связки, общая композиция номера… Всегда при этом оставаясь приверженцем по-особенному изящного, возвышенного направления.
. Я бы назвал его - романтическим. Что есть романтизм в творческом методе В. Стихановского? На основе синтеза искусств, но цирковыми средствами, - создание на манеже универсальной картины мира, изображая сильные, возвышенные страсти и изысканные чувства. Некоторая декларативность такой установки, тем не менее, нашла своё адекватное воплощение на манеже. Таковы, например, дуэты на канате под руководством Народных артистов России Адама Виситаева и Геворга Хачатряна, номер танцоров на проволоке Танго в исполнении Ю.Вартановой и А.Сидоренко и номер Паганини в исполнении С.Шитова. Атмосферы особой элегантности, приподнятости и возвышенности режиссёру В.Стихановскому удалось достичь в номерах воздушных гимнастов: Полёт желаний п/р О.Понукалина, Воздушное адажио в исполнении Ольги и Сергея Таёкиных, Партерном полёте п/р П.Ашвица, воздушном полёте Икар п/р Н.Сарычева, Гимнасты на бамбуке в исполнении Ольги Моревой и Игоря Пурденко. Смелые и неожиданные режиссёрские решения нашли своё выражение в номерах Русская палка п/р А.Федосова, Океан - эквилибрист на оригинальном аппарате в исполнении П.Хачатряна, Посвящение - эквилибристическая композиция в исполнении Д.Прудникова, Танго с велосипедом в исполнении О. и А. Коковиных. Новые, неожиданные пластические, и композиционные решения были использованы режиссёром в таких номерах как акробаты с подкидными досками Карнавал п/р В.Наркевича и Фрейликс п/р А.Ковгара, номер воздушной акробатики Восточная мозаика п/р В.Ковалёва. Большинство из перечисленных номеров были удостоены высоких наград на различных международных Фестивалях и Конкурсах циркового искусства. Можно ли после сказанного не признать счастливой судьбу артиста и режиссёра В.Стихановского? Вопрос риторический, но я не удержался и позвонил своему герою. Вот наш диалог: Автор: Володя, ты доволен тем, что тебе удалось сделать в цирке? Владимир Стихановский: Я не доволен тем, что мне пока не удалось сделать того, что я мог бы поставить. Цирк, к сожалению, стал искусством малобюджетным . С такими возможностями сегодня нельзя соответствовать современным требованиям цирковой режиссуры. Это обидно. Автор: И всё-таки, ты можешь о себе сказать: жизнь удалась!? В.С. Легко!!! Если же говорить всерьёз, то иногда мне кажется, что всё поставленное мной, как бы это сказать, делал кто-то… другой. Я всегда относился двояко к своим номерам - что-то нравилось, что-то не устраивало… Сейчас, как, кстати, и раньше я готов бросить вызов постановкой российского циркового шоу и Дю Солей, и Ронкалли, и Флик-фляку, да кому угодно.
. Автор: Значит ли это, что ты не всё сказал в цирке? В.С. Именно так: недовысказался! Очень хочу, просто постоянно брежу такими проектами. И, как и в юные годы, самозабвенно верю, что смогу. Скоро, очень скоро смогу. Не может быть, чтобы не смог! Я в этом абсолютно уверен! P. S. После этого, я думаю, читатель согласится с автором, что Владимир Стихановский - счастливый и безмерно талантливый человек! К тому же, неповторимый цирковой романтик! Владимир Сергунин
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|