Артисты цирка

Волков Юрий Михайлович

News image

род. 21 января 1968 г., Харьков акробат 1995 - в Гомеле вошел в ...

Мараногли Евгений Даутович

News image

Михаил Николаевич Румянцев

News image

Каранда ш (Михаил Николаевич Румянцев) (10 декабря 1901, Петербург) — 31...

Дворецкий Геннадий Александрович

News image

Глебов Алексей Борисович

News image

Досов Дмитрий Владимирович

News image

Цирки в мира

Цирк-театр Vitali

News image

Виталий Воробьев - директор и художественный руководитель творческого циркового коллектива Европейский цирк-театр VITALI . Он режиссер-постановщик практически всех номеров пр...

Тульский цирк

News image

Тульский цирк был построен в 1963 году. Зал рассчитан на 2000 мест. Сам цирк вмещает в себя 1992 зрителя. Техническое устройство ма...

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

Московский театр Иллюзии

News image

Единственный в нашей стране государственный Московский театр иллюзии, созданный заслуженным артистом России, лауреатом международных конкурсов Анатолием Ляшенко, имеет сегодня в св...

Мировые цирки - Цирковая лента - Заметки цирка - Встречи с бортаром



PostHeaderIcon Встречи с бортаром

Цирковая лента - Заметки цирка

училища, прак­тику, показали мне пожелтевшую от времени афишу. Они вытащили ее из-за отставшего фанерного щита в гардеробной. заинтересовало одно — Бортар. О таком артисте они не слышали. Знал ли я его? До войны никто бы такого вопроса не задал. Имя жонглера Вик­тора Бортара (Рославлева-Тарахно) было хорошо известно в цирках страны. Несмотря на молодость, он был в числе ведущих мастеров этого сложного жанра. Старая цирковая афиша и интерес к ней, проявленный молодежью, вызвали у меня много воспоминаний о жонглере, активно боровшемся за новый советский цирк. ...Было это более двадцати лет тому назад в Херсоне. Обычный рабочий день, в манеже, условно разделенном на секторы, репети­руют акробаты-вольтижеры, клоуны, антиподист, пристроился у барьера и я. Тогда я работал в группе жонглеров на лошадях Бор-Кисс и готовил номер соло жонглер. Казалось, что, имея навыки в групповом жонглировании, легко овладеть и сольной работой, но это только казалось. На деле доволь­но часто булавы, кольца каким-то образом миновали руки и шлепа­лись в опилки. Как-то, поднимая упавшие предметы, я почувствовал на себе чей-то взгляд. На местах сидели мужчина, женщина и худо­щавый юноша, рядом стояли чемоданы. Догадался: прибыли новые артисты . Но почему юноша так внимательно следит за моими движения­ми? Под его испытующим взглядом они стали более неуверенными. Инстинктивно почувствовал: приехал жонглер. Артисты цирка почти всегда безошибочно узнают людей своей профессии. Ведь он даже взгляда не бросил на остальных артистов, находившихся в манеже, Через день я впервые увидел его в работе.

. Под темповую му­зыку юноша стремительно выбежал в манеж. Четыре палочки так и мелькали в его руках. Они послушно шли под ноги, летели по две в стороны, каскадом. Потом он принимал мяч на лоб, бил его и продолжал жонглировать четырьмя палочками. Эта комбинация в то время была по силам только мастерам. Затем он переходил к пирамидам с мячами и катанию. Катал мяч молодой жонглер очень хорошо. Он шел у него по лицу, с уха на ухо, вокруг головы и шеи, по рукам через голову. Жонглер со лба спускал мяч, ловил его на носок ноги и, подбросив, возвращал обратно на лоб. Скатывал мяч по спине, подбивал пяткой и ловил на лоб. Работа с мячом продолжалась минуты две-три, но зрители с интересом за ней следили, так как она изобиловала оригинальными комбинациями. Потом артист переходил к работе с четырьмя тарел­ками: бросал по две в стороны, две вверх, а с двумя делал пируэт. Повторял этот трюк в темпе пять-шесть раз. Потом те же пируэты, но в четыре тарелки. Заканчивалась эта комбинация так: высоко в воздух выбрасыва­лись четыре тарелки, артист делал пируэт, ловил две, затем снова пируэт и еще две. Громом аплодисментов награждали его зрители. На да-капо жонглер бросал довольно долго три факела из-за спины. Под конец жонглировал четырьмя. Последний факел он бросал почти под купол, а ловил у ковра...

. На следующий день на репетиции мы познакомились и начали по­казывать друг другу трюки, советовались, указывали на ошибки. Постепенно сдружились. вышла замуж за циркового клоуна — сатирика Пет­ра Георгиевича Тарахно. Тогда-то десятилетний мальчик и познако­мился с цирком. В Казани на него огромное впечатление произвел итальянский жонглер Анатолий Коданти. Эта встреча и решила его судьбу. Часами Виктор просиживал на репетициях Коданти, не пропускал ни одного выступления. Родители поддерживали его стремление стать жонглером. Отчим помогал репетировать. После четырех-пятичасовых репетиций ныли разбитые до крови руки; лоб и лицо были раз­украшены синяками и шишками. Бывало так, чем дольше продолжа­лись репетиции, тем тяжелее давался какой-нибудь трюк. Проходили месяцы, а дело не улучшалось. Однако никогда молодому артисту не приходило в голову оставить любимое дело. И настойчивость по­бедила. В «пошли». пер­вых букв фамилии матери и отчима). Старые мастера оценили хоро­шую школу, умение держаться в манеже, настойчивость молодого артиста и пророчили ему большую будущность, В одну из наших встреч Виктор Бортар продемонстрировал новый трюк, который долго готовил. В передней части манежа он кидал четыре тарелки, выбрасывая две вверх и немного вперед, делал кульбит, ловил та­релки и продолжал жонглировать. И так до самого форганга.

. Позже он добился жонглирования шестью тарелками. Напряженный труд жонглера Виктор упорно сочетал с учебой в средней школе и актив­ной работой в комсомоле. Он понимал, что советский цирковой ар­тист не может замыкаться в кругу манежа, не пополнять знаний. Мо­лодой артист очень любил Маяковского и хорошо его читал. В 1939 году, когда отмечался двадцатилетний юбилей советского цирка, девятнадцатилетний жонглер был награжден медалью «За трудовое отличие». Вручал ему правительственную награду М. И. Ка­линин. Это еще больше вдохновило Виктора. Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Бортар попал вместе с цирковыми артистами Михаилом Цовкра и Владимиром Кузнецовым в танковую часть. С войны он не вернулся. ...Вот какие воспоминания афиша. А. КИСС,

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Авторизация