Цирки в мира
Снежное шоу Славы ПолунинаСнежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин... |
Цирк на Цветном бульвареНаступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст... |
Мир удивительных друзей - 2Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве... |
История создания Донецкого государсДонецкий государственный цирк «Космос» — театрально-зрелищное учреждение культуры, подчиненно Министерству культуры и туризма Украины. Основные направления деятельности цирка – обслуживание населения ус... |
ЦИРК: СТРУКТУРА
Цирковая лента - Цирковые события |
ЦИРК: СТРУКТУРА, Государственный цирк является социалистическим предприятием, осуществляющим свою творческую и производственно-финансовую деятельность на основе хозрасчета в соответствии с установленным планом и действующим законодательством. Организуется и ликвидируется цирк приказом руководства Министерства культуры СССР. Структура цирка. В результате многолетней практики сложилась соответствующая структура цирковых предприятий, которая обеспечивает их деятельность на основе сочетания централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой. (директор, художественная часть (главный режиссер, главный дирижер, артисты оркестра, художник, балетмейстер, инспектор-режиссер манежа); постановочная часть (зав. постановочной частью, художник по свету, постановочные цеха); административно-хозяйственная часть (администраторы, билетеры, гардеробщики, уборщицы, билетные кассиры, завхоз, кладовщики, пожарно-сторожевая охрана); функциональные службы (бухгалтерия, кадры, снабжение). Артисты и художественно-технический состав, как уже говорилось, являются постоянными кадрами Союзгосцирка. Но временно они зачисляются в штат того цирка, где работают в настоящее время. Находясь большую половину жизни в цирках, артисты всегда проявляют живой интерес к работе коллектива цирка, активно участвуют в художественной и эксплуатационно-хозяйственной деятельности. Они переживают, когда программа не пользуется успехом, всегда оказывают помощь в популяризации цирка, улучшении рекламы, поднятии сборов, помогают друг другу. Артисты цирка охотно выступают на стадионах, участвуют в кавалькадах, полностью отдаваясь нелегкой работе в самых разных условиях. . В летнее время по принципу стационарных цирков работают цирки-шапито. Это деревянные, постройки с брезентовым покрытием. В зимнее время сооружение разбирается и хранится до открытия сезона на складах. Передвижные цирки-шапито (франц. буквально — колпак) появились в России в первой половине века. В настоящее время в СССР функционирует 16 таких цирков. Их вместимость колеблется от 1000 до 1600 мест. Цирк-шапито представляет собой легкую конструкцию из двух—четырех высоких (15—16 метров) мачт и 30—36 боковых стоек (штурмбалок), на которые крепится брезентовый купол (шапито). Мачты, являясь несущими конструкциями, позволяют крепить различные воздушные аппараты.
. В закулисной части находится реквизит данной программы животные. Артистические гардеробные и различные службы (касса, дирекция, электрическая часть и др.) размещаются в специальных вагончиках. Наши польские друзья придумали цирки без штурмбалок. Вместо них растяжки от троса, продетого на высоте 6—8 метров по всему периметру шапито, идут наружу и крепятся к колышкам, вбитым в землю. Передвижные цирки-шапито рассчитаны на постоянные переезды. Они работают в городах, где нет стационарных цирков. С апреля по октябрь такой цирк успевает побывать в 4—5 городах. В южных городах Средней Азии цирки-шапито иногда работают круглый год с перерывом на профилактические работы и ремонт сооружения и его подсобных помещений. артисты (в отличие 61 стационарных цирков, цирки-шапито работают весь сезон с постоянной группой артистов). Каждый год в марте директор цирка обговаривает в отделе эксплуатации передвижных предприятий Союзгосцирка состав программы, которая направляется в место консервации цирка. Обычно это бывает один из южных городов страны. Отсюда начинается маршрут, который заканчивается в новом месте консервации, когда программа, взятая из конвейера, переходит на работу в зимних цирках. Переезды цирка-шапито связаны с дополнительными заботами, которых нет в стационарных цирках. Каждый месяц надо разбирать сооружение, погружать его реквизит, животных и прочее имущество на автомашины, а затем на платформы или в вагоны поезда. В новом городе все повторяется в обратном порядке — выгрузка из вагонов в автомашины и доставка к месту дислокации. Для сборки и разборки шапито в каждом городе приходится дополнительно нанимать рабочих. Несмотря на то, что сборкой и разборкой руководят опытные шапитмейстеры, часто нарушаются сроки, из-за чего теряются рабочие дни цирка. Шапитмейстер — важное лицо в цирке-шапито. От него зависит не только быстрая и правильная сборка и разборка, но и техника безопасности.
. Опытный шапитмейстер знает, как закапываются и закрепляются мачты и штурмбалки. Перед дождем шапитмейстер немножко расслабит шапито. Он следит за тем, чтобы от дождя не образовывались водяные мешки, опасные для артистов и зрителей. Он знает метеорологические условия города, ежедневные метеосводки, тщательно готовится, чтобы во всеоружии встретить любую непогоду. Структура передвижного цирка-шапито примерно такая же, как и в стационарных цирках. Только штат в нем значительно меньше, а техническое обслуживание летнего сооружения намного дешевле. Из штатного состава цирка-шапито постоянными, т. е. круглогодовыми, считаются директор, администратор, бухгалтер, кассир, заведующий хозяйством, кладовщик, дирижер (режиссеров в штате цирка-шапито нет). Остальные — артисты оркестра, униформисты, билетеры, контролеры и пр. — увольняются или переводятся на работу в зимние цирки. Весной, как правило, все они снова возвращаются в свой романтический цирковой шатер. Зооцирк. пропаганды отечественной и зарубежной фауны. Зооцирки, вместе с тем, являются базой для, пополнения цирковых зоономеров животными. Иногда в них проводится репетиционная работа этих номеров. Зооцирк — площадка без крыши, всех, сторон клетками или вольерами с животными. Лекторы зооцирка читают лекции для зрителей, располагающихся на площадке. зооцирки, правило, собственных тракторах и автомашинах.
. В зооцирках, кроме руководства, имеется лектор, бухгалтерия, хозяйственная часть, служители по уходу за животными, рабочие, пожарно-сторожевая охрана. В зимний период некоторые зооцирки продолжают работать в городах Средней Азии, другие устраиваются в одном из стационарных цирков или на Краснодарской зимней зообазе. Цирк на сцене. Для художественного обслуживания населенных пунктов, где нет стационарных цирков, созданы зональные дирекции «Цирк на сцене». Их в стране шесть: московская, ленинградская, украинская, ростовская, новосибирская и ташкентская. В штатах этих организаций — директор, заместитель директора, художественный руководитель, режиссеры-постановщики, заведующий музыкальной частью, художник, заведующий .постановочной частью, административно-хозяйственная часть, бухгалтерия, отдел кадров. Каждая дирекция имеет арендованную репетиционную базу. Это обычно один из дворцов культуры. Там имеются инспектор манежа и униформисты. Каждая дирекция обслуживает 15—20 Областей, краев и республик. этой цели в ее распоряжении имеется от 7 до 9 коллективов-программ «Цирк на сцене» со своими руководителями, униформистами, инспекторами манежа, квинтетом или квартетом. Коллективы выступают в различных клубных помещениях по договорам (обычно от двух до 15 дней). Организация и планирование художественно-постановочной работы в цирке. Художественно-постановочный план работы цирка на сезон составляет главный режиссер. Общий план включает индивидуальные Планы работы с каждой программой. Как известно, в цирках чаще всего выступают дивертисментные или, как говорят в цирке, сборные .программы. Бывают и сюжетные представления (как, например, «Хан Гирей»). Создают свои сюжетные спектакли национальные коллективы, а также «Цирк на льду» или «Цирк на воде». Каждая из таких программ имеет свои творческие особенности и требует особого подхода. Но есть мероприятия, которые проводятся с каждой программной. Это подготовка за короткий (два—три дня) срок премьеры. Главные из них: своевременная доставка артистов и их багажа в цирк, распаковка багажа, подвеска аппаратуры, репетиции каждого номера и всей программы в целом, создание (если его нет в программе) и подготовка парад-пролога, репетиции с оркестром каждого номера и музыкальное оформление всей программы, работа с балетмейстером, художником по свету. После премьеры не прекращается творческая работа с каждым номером, каждым артистом. Важным разделом художественной работы с программой является сохранение и повышение высокого уровня музыкального сопровождения программ и каждого номера в отдельности. Эту работу выполняет цирковой оркестр. Музыкальное сопровождение имеет весьма существенное значение. Оно помогает в создании циркового образа, влияет на настроение зрителей. В буржуазном цирке часто преобладает джазовая музыка. Можно встретить программы, сопровождаемые духовым оркестром, исполняющим однообразную музыку, зачастую мешающую воспринимать номера. В самом деле, трудно себе представить одну и ту же музыку для номеров дрессированных собачек, воздушного полета и жонглеров. В хорошем цирке серьезно подходят к подбору музыкального сопровождения программы. Как правило, исполняется по пятидесяти музыкальных произведений и отрывков из них. Каждый номер имеет присвоенное ему репертуарным отделом Союзгосцирка музыкальное оформление. Цирк может иногда заказывать для отдельных программ оригинальную музыку местных композиторов. Для циркового представления очень существенна гамма красок художественного оформления манежа и каждого номера, включая костюмы. В наши дни при наличии хорошо оборудованных цирковых зданий эти вопросы решаются легче. Естественно, что художник цирка отвечает и за внешнее оформление здания. Вся художественно-постановочная работа цирка отражается в годовом плане, куда входят следующие вопросы: повышение творческой квалификации и артистического мастерства (т. е. организация ежедневных репетиций с целью повышения художественного уровня трюкового репертуара, занятия с балетмейстерами и другими педагогами по гриму, пластике, движению), необходимый ремонт .реквизита, глажение костюмов, создание парад-прологов к революционным праздникам и знаменательным датам, детским спектаклям в дни школьных каникул. В годовой план входит также постановка с разрешения Союзгосцирка сюжетных спектаклей, пантомим и феерий, требующих больших затрат и специально подобранных номеров. В годовом плане трудно предусмотреть все художественные мероприятия с каждой программой, так как согласованный с Союзгосцирком годовой репертуар иногда меняется по независящим от руководства цирка причинам. Кроме того, творческие задачи и нужды каждого номера программы могут быть уточнены только в живом общении с артистами. В постановлениях Коллегии Министерства культуры СССР, в рецензиях советской и зарубежной прессы неоднократно отмечалась высокая культура советского цирка. Как далеко ушло наше цирковое искусство от тех времен, когда в представлениях демонстрировалось человеческое уродство, пошлость, издевательство над животными, унижение человеческой личности и многое другое! Повышению культуры номера, представления способствовали многие факторы. Среди них — общий подъем культуры нашего народа и повышение культурного уровня артистов. Уже более 15 лет в цирк приходят артисты, имеющие как минимум среднее образование. Большую роль в создании облика советского цирка играют режиссеры, художники, музыканты, балетмейстеры. Постоянная работа с артистами программы, правильное чередование номеров с учетом сохранения высокого темпа, контрастов, умелая расстановка клоунских шуток, сочетание гаммы красок оформления манежа, костюмов артистов и униформы, партитура света и, конечно, оптимистический характер циркового искусства, высокое мастерство его артистов, отражающих героические черты своего народа, создают атмосферу праздника, физических и духовных совершенств советского человека. Беречь эти драгоценные качества нашего цирка, его высокий идейно-художественный уровень — одна из самых важных задач всех руководителей советского цирка. Важным разделом годового плана является постановка новых и усовершенствование действующих номеров и аттракционов, находящихся в цирке на репетиционном периоде. В план художественной работы цирка входят также все участки, находящиеся в подчинении главного режиссера. Это оркестр, инспектор-режиссер манежа, униформисты, художник-оформитель программ и художник по свету, радио и кинослужбы, балетмейстер, цирка. — это и ведущий программы, и заведующий труппой, и ответственный за технику безопасности. Он же участвует в сценках с клоунами. У квалифицированного инспектора манежа представление идет в хорошем темпе и ритме, а это очень важно для успеха программы. Большое значение для безопасной работы артистов и создания необходимого темпа представления имеет труд униформистов. Они должны знать номера и секреты аппаратуры. От их четкости зависит темп представления. Постоянно присутствуя на манеже, они бывают участниками многих клоунских сценок. В Московском старом цирке выход знаменитого инспектора манежа А. Буше в сопровождении униформистов зрители всегда встречали аплодисментами. Билетеры, гардеробщики и другой обслуживающий персонал создают в цирке благоприятную для артистов и зрителей атмосферу. Важным разделом художественно-постановочного плана является работа Художественного совета цирка. Здесь обсуждаются художественно-репертуарные вопросы, проводятся творческие встречи с участием общественных организаций цирка, отчеты по шефской работе на предприятиях, стройках, колхозах, воинских частях, изучение запросов зрителей. Организация художественно-постановочной работы дирекции «Цирк на сцене» имеет свои особенности. Зональные дирекции создают свои программы, организованные в постоянно действующие коллективы под руководством опытных артистов. Все артисты и художественно-технический персонал находятся на службе в дирекциях и не входят в артистический конвейер Союзгосцирка. Коллективы «Цирк на сцене» не имеют своих площадок и выступают по договорам в концертных залах, театрах, домах культуры, клубах районов, предприятий, строек, колхозов, совхозов и на . Им приходится иногда ежедневно переезжать из одного населенного пункта в другой. Во время распутицы, обычно в феврале — марте, эти коллективы собираются на один—два месяца на базу, т. е. в место расположения своей дирекции, где проводят репетиционную работу и творческие семинары. Создание новых номеров и усовершенствование действующих, создание нового репертуара клоунов проходит в арендованных домах культуры. Многие артисты за дополнительную оплату участвуют в двух, а то и в трех номерах. Качество программ от этого не снижается. Коллективы «Цирк на сцене» дают свои представления во дворцах спорта, в Зеленом театре ВДНХ СССР.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|