Цирки в мира
Цирк - Шапито РадугаЦирк - это искусство, объединяющее выступления акробатов, гимнастов, клоунов дрессировщиков. Так в программе цирка - Шапито Радуга представлены все жа... |
Ижевский циркЗа свою более чем вековую историю Ижевский цирк стал неотъемлемой частью культурной жизни республики, горожан и гостей оружейной столицы России. На иж... |
Новосибирский государственный цирк17 апреля 1927 года в газетах появилось сообщение, что на Андреевской площади начали сооружать большой стационарный цирк на 2200 мест. Ст... |
Комик-труппа «Маски»«Маски» - это, наверное, одна из самых известных в нашей стране комик-труп, хоть ее родиной и является город Одесса. Все мы... |
Юмор и остроумие
Цирковая лента - Цирковые события |
Максим Горький говорил: «Правильно, что смех убивает всякую нечисть. Замечательная вещь смех. Замечательная. Надо учить всех ребят, как бороться со страхом. Найти смешное — рассмейся, и все пройдет». Цирк очень мужественное и яркое искусство. И мужеству и другим высоким духовным качествам может учить не только отвага акробатов, но и остроумие клоунов. Какова же природа юмора и остроумия как способов духовного освоения комического в жизни и в искусстве? Многие из теоретиков и художников прошлого в той или иной форме подчеркивают роль неожиданности, беглости молниеносности в комическом, в остроумии, в процессе осознания истинно смешного. «Остроумие и юмор — если существует между ними разница, то только во времени: это — молния и электрический свет. Оба явно из одного материала, но остроумие — это яркая, мгновенная и небезопасная вспышка, юмор же шалит и наслаждается сюжетными выкрутасами» (Марк Твен). Не только теоретики искусства, не только сами художники комедиографы, но и критики, анализирующие конкретное комедийное произведение, определенную комедийную ситуацию, также отмечают роль «неожиданности» >в истинном смехе. Например, такой безусловно остро и глубоко чувствующий юмор критик и фельетонист, как Д. Заславский, пишет в статье «Кинокомедия о цирке» о завязке фильма «Укротительница тигров»: «Зрители входят сюда (за кулисы цирка) вместе со спортсменом Ермолаевым, которому назначена встреча с директором цирка. Но за кулисами происходит нечто странное. Во-первых, ни живой души. Во-вторых, полный беспорядок. Из-за двери в кабинет директора доносится назойливый голос из снятой телефонной трубки... В недоумении Ермолаев (артист П. Кадочников) стучится в дверь, открывает ее... и тут же бросается назад.
. На письменном столе стоит тигр и держит в зубах телефон. Положение драматическое. Но оно разрешается комически. Юная уборщица Лена с метелкой в руках кличет тигра: «Пурш, Пуршенька» и, как нашкодившего котенка, выгоняет его из кабинета. Страшный зверь виновато трусит в клетку, откуда сбежал по оплошности дрессировщика. Такова завязка фильма «Укротительница тигров». Здесь все полно неожиданностей: тигр в кабинете «разговаривает» по телефону. Ермолаев вместо директора встречает тигра и т. д. Неожиданно и самое мирное разрешение напряженной драматической ситуации (уборщица выгоняет тигра). Эта разрядка придает всему эпизоду комедийный характер.'Зритель смеется над необоснованными (как это неожиданно выяснилось) опасениями Ермолаева и своими опасениями и переживаниями за его судьбу. Комическое явление всегда внутренне противоречиво. Оно противоречит или само себе («своему Истинному назначению», объективной тенденции общественного развития), или окружающим его обстоятельствам. Наше сознание схватывает это реальное, объективное противоречие, и только поэтому мы смеемся, только поэтому мы познаем комическое в действительности. Каков же психологический механизм познания комического? Как это ни странно, но этот психологический механизм при истинном смехе сродни механизму испуга, изумления, и вместе с тем психологическое восприятие комического имеет свои весьма важные специфические особенности. Что роднит эти абсолютно разные проявления человеческого восприятия и человеческой духовной деятельности? То, что и в первом, и во втором, и в третьем случае речь идет о переживании, не подготовленном непосредственно предшествовавшими событиями и связанными с ними переживаниями. Вся моя непосредственно предшествующая психическая жизнь при восприятии комического настроила меня на восприятие значительного, а передо мной вдруг очутилось незначительное, или прекрасного — а передо мной безобразное, или существенного — а передо мной пустышка, или человеческого — а передо мной манекен, живая кукла, игрушка, машина, животное — словом, все что угодно, но не человек, хотя облик человеческий. Но нельзя сводить все дело только к родству смеха, испуга, изумления. Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление».
. И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Изумление со знаком минус. Комическое порождают многообразные объективные противоречия, но в каждом их них характерно то, что первая сторона (восприятие которой предшествует восприятию второй) выглядит более значительной и производит на нас большее впечатление, нежели та сторона противоречия, которую мы воспринимаем по времени позже. Например, комично противоречие между формой и содержанием, но лишь такое противоречие, в котором форма, воспринятая раньше содержания,— значительней последнего. Воспринимая явление по его форме, мы готовимся принять его и восторгаться им. Но вдруг выясняется, что содержание его ничтожно, что оно не стоит и ломаного гроша. Процесс такого противопоставления комического идеалу у читателя и зрителя протекает тем активнее и плодотворнее, чем неожиданней и молниеносней острота, чем более неожиданной ассоциацией, сопоставлением, сравнением, стороной предмета она порождается. Неожиданность здесь как бы активизирует процесс противопоставления осмеиваемого явления идеалу. Что было бы, если бы в остроте отсутствовала неожиданность, молниеносность? Не было бы столь непривычного и острого противопоставления заслуживающего осмеяния явления высоким эстетическим идеалам. Не было бы столь высокой активности нашей мысли. Все было бы привычным, обыденным, размеренным, и не вспыхнул бы тот свет, в котором явление предстало бы перед нами в своем комическом виде. Следует подчеркнуть роль фантазии в комедийном искусстве. Не случайно, что такой великий мастер сатирического гротеска, как Гойя, указывал на роль фантазии и на важность единства фантазии и разума. Примечательна надпись художника на полях офорта: «Сон разума порождает чудовища». Гойя подчеркивал, что фантазия, покинутая разумом, порождает небывалые чудовища, соединенная с ним, она — мать искусства и порождает чудеса. Существуют различные виды гротеска. Один из исследователей творчества Гоголя пишет: «Среди различных видов гротеска нужно выделить гротеск, который мы бы назвали фантастическим предположением»4. Для Гоголя отнять нос — поставить героя в фантастически гротесковое положение и заставить данный характер действовать в данных невероятных - обстоятельствах. Гоголь подчеркивал важность естественности в невероятном, реальности в фантастическом, в гротесковом.
. Имея в виду Сенковского, Гоголь писал, что отсутствие всякой истины, естественности и вероятности еще нельзя считать фантастическим. Гротеск характеризуется органическим сочетанием комического и трагического, обращением трагического своей комедийной стороной, а комического — своей трагедийной. В связи с этими особенностями гротеска для такого веселого народного зрелища, каким является советский цирк, гротеск, как правило, не может быть ведущей комедийной формой. Однако и она не исключена для советского цирка. Вспомним, например, остроумную гротесково-комедийную репризу одного из советских цирковых артистов. Берется голова среднего американца. В нее опускается реакционная буржуазная газета (это символизирует идеологическую обработку среднего американца буржуазной прессы). Через несколько мгновений голова открывается, и там оказываются солдатская каска, вооружение, гангстер, бутылка кока-кола и т. д. Все это носит ярко гротесковый характер. Гротесковый характер носили и многие репризы советских клоунов (в частности, Карандаша) в период Великой Отечественной войны, репризы, высмеивающие фашистских оккупантов. Вместе с тем советскому цирку должен быть особенно присущ, как форма комедийности, бурлеск, сочетающий комическое и возвышенное, показывающий комедийное в возвышенном, переход возвышенного в комическое. «Давно уже замечено, — писал В. И. Ленин,— что недостатки! людей большей частью связаны с их достоинствами... стоит чуточку преувеличить и получается подтверждение истины, что от великого до смешного один только шаг». Вот на этом отмеченном Лениным взаимоотношении великого и смешного, на этой диалектике достоинств и недостатков человеческого характера основан юмор бурлеска. Бурлеск, как и гротеск, деформируя образ и включая в себя фантастическое, в отличие от гротеска, основан на принципе: «От великого до смешного один шаг»,— и в веселой форме как бы развенчивает пустую возвышенность, великое по внешности, по форме и пустое по содержанию. В этой комедийной форме нет обращения комического своей печальной стороной, а есть веселый и радостный комизм. Бюрократ и зазнайка, например, может стать благодатной мишенью бурлеска. Истинный смех всегда является особой эмоциональной критикой, направленной против того, что противоречит высоким эстетическим идеалам. В критической направленности смеха нет всеобщего мефистофелевского отрицания. Мефистофель говорит о себе, представляясь Фаусту: «Я дух, всегда привыкший отрицать. И с основаньем: ничего не надо, Нет в мире вещи, стоящей пощады. Творенье не годится никуда. Итак, я то, что ваша мысль связала С понятьем разрушенья, зла, вреда. Вот прирожденное мое начало, Моя среда». В истинном остроумии нет ничего мефистофелевского, оно человечно. Комедийный смех не есть всегдашнее и всеобщее беспощадное отрицание, разрушение. Основанием остроумия является не философия вселенского нигилизма, а высокие эстетические идеалы, во имя утверждения которых и ведется критика. Поэтому смех — критическая сила, столь же отрицающая, сколь и утверждающая. Особый характер эмоциональной критики в смехе состоит в том, что она заведомо требует сознательно активного восприятия и активного отношения со стороны аудитории. Поэтому смех — это чрезвычайно доходчивая, заразительная и острая форма критики. Конспектируя книгу Л. Фейербаха «Лекции о сущности религии», В. И. Ленин выписал в свои «Философские тетради» следующие примечательные слова, сопроводив их пометкой на полях — «метко!»: «...Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе, что высказывает не все, что она предоставляет читателю самому себе сказать об отношениях, условиях и ограничениях, при которых высказанная фраза только и является действительной и может быть мыслимой»7. Процесс восприятия читателем и зрителем произведения искусства — активный, творческий процесс, в основе которого лежит общественная практика. Не доверять уму читателя и зрителя — это, значит, обречь себя на смех плоский, а порою и пошлый. Прямо и непосредственно критикуя данное явление, комедия вместе с тем оставляет на долю зрителя и читателя огромную активную мыслительную работу. Подчеркивая своеобразие и особую роль комедии, Белинский писал: «Всякому легче понять идею, прямо и положительно выговариваемую, нежели идею, которая заключает в себе смысл, противоположный тому, который выражают слова ее. Важнейшей особенностью комедии является то, что в ней идеал создается и формулируется у зрителя особым путем. Комедия не выговаривает идеал «прямо и положительно», а подразумевает его как нечто противоположное тому, что изображается. Зритель и читатель должны проделать активную мыслительную работу противопоставления высокого эстетического идеала изображаемым комичным явлениям. Если трагедия, героическая поэма, архитектурный образ выражают идеалы прямо и непосредственно, то комедия выражает их через противопоставление, через антитезис к образу. Комедийный «кинотрюк» многому может научить мастера циркового комедийного трюка. В одном из эпизодов фильма «Веселые звезды» Тимошенко и Березин создали памфлет-пародию на реакционное буржуазное изобразительное искусство современного Запада. К огромному холсту Тарапунька приставляет высокую лестницу и, взобравшись на нее, начинает, как заправский маляр, орудовать здоровенной кистью. Не удовлетворившись этим, он начинает выплескивать из ведра на холст различные краски. Мазня, какофония красок — результат работы художника. Тарапунька начинает пояснять значение и сущность данного «ультранового» направления в искусстве. Тем временем кисть продолжает свою работу. Не управляемая рукой человека, под звуки буги-вуги и в такт этой «музыке толстых», кисть выделывает сложнейшие пируэты на полотне, завершая творение, столь «успешно» начатое художником. Играет джаз, танцует кисть по полотну, мазня становится все более и более чудовищной. Танцующая кисть— кинотрюк. Этот кинотрюк способствует выявлению комичности и процесса и результатов «творчества» реакционных художников Запада. Кисть, рисующая сама, без участия человека,— в гротесковой форме раскрывает бесчеловечную сущность выродившегося буржуазного «ультранового» искусства — его бездушность, безыдейность. При этом гротесковое заострение, к которому прибегают актеры и режиссеры в этой сцене, не только не искажает сущности осмеиваемого явления, но даже и по внешней форме близко к тому, что существует в современной жизни реакционного буржуазного искусства. Об этом свидетельствуют репродукции картин, напечатанные а журнале, который листает Штепсель, пока Тарапунька занимается свои--ми художествами. Об этом свидетельствуют и общеизвестные факты распада и разложения буржуазного искусства. В том числе близкий к изображаемому факт написания картины «Закат над Адриатическим морем» ослом. К хвосту осла была привязана кисть. Помахивания ослиного хвоста породили «картину», которая была выставлена на одной из художественных выставок Запада и получила высокую оценку буржуазной прессы. Осел, с успехом заменивший художника,— в жизни. Неодушевленный живописец, танцующая кисть,— в кино. Трудно сказать, где больше гротеска. Картины «Запорожцы» И. Репина и «Отдых после боя» Ю. Непринцева зажили новой, комедийной жизнью в фильме «Веселые звезды». Герой фильма Тарапунька, покончив с сюрреалистической мазней, решает показать Штепселю настоящую живопись. И вот приятели идут по картинной галерее, наслаждаясь замечательными творениями Шишкина, Левитана, Репина. Остановившись у «Запорожцев», приятели восхищаются силой и мощью казаков. Тарапунька вспоминает своего прапрадедусю Соломона Бандуру, который тоже нарисован на картине, но его не видно только потому, что он оказался далеко за рамой. Однако от прапрадедуси осталось Тарапуньке в наследство письмо запорожцев султану. Правда, оно потрепалось от времени, но читать его можно. Штепсель подкладывает газету под письмо, чтобы удобнее было читать этот исторический документ. И вот посыпался град нелестных эпитетов, остроумных сравнений, изощренных сатирических характеристик, на какие только способен был природный ум запорожских казаков. Но вдруг, неожиданно для слушателя и зрителя, меняется адрес насмешек. Не турецкий султан, а современные любители военных блоков оказываются «кухарями вавилонскими», «аспидами» и т. д. Это осовременивание адресата смеха вполне оправдано в фильме. Просто через дыры в старом документе просвечивала сегодняшняя газета, и фраза из нее случайно и, кстати, вклинилась в поток насмешек. Неожиданность комедийного хода, вторгшееся в стиль письма запорожцев, современное политическое явление, внезапное осовременивание эмоционально окрашенного остроумного текста старинного документа вызывают бурную реакцию смеха в зрительном зале. И зрителю кажется, что вместе с ним смеются не только Штепсель и Тарапунька, но и могучие, миролюбивые и вольнолюбивые запорожские казаки. Своей синтетической природой цирк .сродни таким видам искусства, как кино и театр, и в выработке своих художественных средств он не может не учитывать опыт этих сфер творчества, впитывающих в себя художественные средства литературы, живописи и других искусств. Эстетическое чувство — духовная способность оценивать явления действительности в их самом широком общественном значении. Чувство юмора является одной из разновидностей эстетического чувства, а остроумие есть активная форма чувства юмора. Подлинное чувство юмора всегда предполагает высокие эстетические идеалы у остроумных людей. Иначе юмор превращается в цинизм, сальность, пошлость, скабрезность. Во-вторых, чувство юмора предполагает (и в этом его специфическая черта) живой ум, острой быстро (мгновенно) схватывающий противоречия в их эстетической форме. В-третьих, чувство юмора немыслимо без острого, критически развитого ума человека, без критичности эмоционального духовного склада. При этом критика опять-таки опирается на определенную поэзию, на определенную всеобщую точку зрения на вещи, на определенную позицию, на определенный положительный идеал. Иначе юмор вырождается в скепсис. В-четвертых, это ум со стихийной, хотя бы слабо развитой диалектичностью, если не с диалектичностью понятий, то хотя бы с диалектичностью эмоций, то есть уж если не разумом и чувствами, то хотя бы эмоционально, хотя бы в самой общей и слабой форме схватывающий противоречия действительности. Это ум, заостряющий противоречия и заставляющий понятия светиться через противоречие. В-пятых, это эстетически развитый ум, способный быстро оценивать явление в целом с его качественной, а не количественной стороны, в его существе, а не в его частностях, в его общем социальном, а не непосредственно утилитарном значении. В-шестых, это ассоциативный ум, склонный к богатым, разнообразным, неожиданным сопоставлениям, вырывающий явления из первичных связей. Остроумие — способность так афористически заострять реальные противоречия действительности, чтобы нагляден и ощутим стал комизм, объективно внутренне присущий реальным явлениям, это способность концентрировать комическое. Остроумие — это талант, и талант незаурядный, ценный, общественно значимый. Ю. БОРЕВ. Журнал «Советский цирк» 1960 г. сентябрь
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|