Артисты цирка

Канбегов (Забелкин) Владислав Влади

News image

Брусникин Александр Евгеньевич

News image

род.1954, 26 июля, Орехово-Зуево, Моск. обл. Гимнаст, полетчик 1965 - поступил в сп...

Купцов Анатолий Федорович

News image

Марков Дмитрий Валерьевич

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Дурдинов Вячеслав Николаевич

News image

род. 1953, 22 июня, Москва Клоун В детские годы (с 7-ми лет) за...

Цирки в мира

История Нижегородского цирка

News image

История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о ци...

Цирк на проспекте Вернадского

News image

Московский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци...

Большой Санкт-Петербургский Государ

News image

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Ев...

Израильский цирк «Кешет»

News image

Цирк «Кешет» - это пример того, как даже в небольшом городе может существовать и процветать собственный цирк. «Кешет» - это на...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковые события - Юмор и остроумие


PostHeaderIcon Юмор и остроумие

Цирковая лента - Цирковые события

Максим Горький говорил: «Правильно, что смех убивает всякую нечисть. Замечательная вещь смех. Замечательная. Надо учить всех ребят, как бороться со страхом. Найти смешное — рассмейся, и все пройдет». Цирк очень мужественное и яркое искусство. И мужеству и дру­гим высоким духовным качествам может учить не только отвага акробатов, но и остроумие клоунов. Какова же природа юмора и остроумия как способов духовного освоения комического в жизни и в искусстве? Многие из теоретиков и художников прошлого в той или иной форме подчеркивают роль неожиданности, беглости молниеносности в комическом, в остроумии, в процессе осознания истинно смешного. «Остроумие и юмор — если существует между ними разница, то только во времени: это — молния и электрический свет. Оба явно из одного материала, но остроумие — это яркая, мгновенная и небезопасная вспышка, юмор же шалит и наслаждается сюжетными выкрутасами» (Марк Твен). Не только теоретики искусства, не только сами художники ко­медиографы, но и критики, анализирующие конкретное комедийное произведение, определенную комедийную ситуацию, также отмечают роль «неожиданности» >в истинном смехе. Например, такой безуслов­но остро и глубоко чувствующий юмор критик и фельетонист, как Д. Заславский, пишет в статье «Кинокомедия о цирке» о завязке фильма «Укротительница тигров»: «Зрители входят сюда (за кулисы цирка) вместе со спортсме­ном Ермолаевым, которому назначена встреча с директором цирка. Но за кулисами происходит нечто странное. Во-первых, ни живой души. Во-вторых, полный беспорядок. Из-за двери в кабинет дирек­тора доносится назойливый голос из снятой телефонной трубки... В недоумении Ермолаев (артист П. Кадочников) стучится в дверь, открывает ее... и тут же бросается назад.

. На письменном столе стоит тигр и держит в зубах телефон. Положение драматическое. Но оно разрешается комически. Юная уборщица Лена с метелкой в руках кличет тигра: «Пурш, Пуршенька» и, как нашкодившего котенка, выгоняет его из кабинета. Страш­ный зверь виновато трусит в клетку, откуда сбежал по оплошности дрессировщика. Такова завязка фильма «Укротительница тигров». Здесь все полно неожиданностей: тигр в кабинете «разговари­вает» по телефону. Ермолаев вместо директора встречает тигра и т. д. Неожиданно и самое мирное разрешение напряженной драмати­ческой ситуации (уборщица выгоняет тигра). Эта разрядка придает всему эпизоду комедийный характер.'Зритель смеется над необосно­ванными (как это неожиданно выяснилось) опасениями Ермолаева и своими опасениями и переживаниями за его судьбу. Комическое явление всегда внутренне противоречиво. Оно про­тиворечит или само себе («своему Истинному назначению», объек­тивной тенденции общественного развития), или окружающим его обстоятельствам. Наше сознание схватывает это реальное, объективное противоре­чие, и только поэтому мы смеемся, только поэтому мы познаем комическое в действительности. Каков же психологический механизм познания комического? Как это ни странно, но этот психологиче­ский механизм при истинном смехе сродни механизму испу­га, изумления, и вместе с тем психологическое восприятие ко­мического имеет свои весьма важные специфические особенности. Что роднит эти абсолютно разные проявления человеческого восприя­тия и человеческой духовной деятельности? То, что и в первом, и во втором, и в третьем случае речь идет о переживании, не подготов­ленном непосредственно предшествовавшими событиями и связан­ными с ними переживаниями. Вся моя непосредственно предшеству­ющая психическая жизнь при восприятии комического настроила меня на восприятие значительного, а передо мной вдруг очутилось незначительное, или прекрасного — а передо мной безобразное, или существенного — а передо мной пустышка, или человеческого — а передо мной манекен, живая кукла, игрушка, машина, животное — словом, все что угодно, но не человек, хотя облик человеческий. Но нельзя сводить все дело только к родству смеха, испуга, изумления. Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление».

. И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Изумление со знаком минус. Комическое порождают многообразные объективные противоре­чия, но в каждом их них характерно то, что первая сторона (вос­приятие которой предшествует восприятию второй) выглядит более значительной и производит на нас большее впечатление, нежели та сторона противоречия, которую мы воспринимаем по времени позже. Например, комично противоречие между формой и содержанием, но лишь такое противоречие, в котором форма, воспринятая рань­ше содержания,— значительней последнего. Воспринимая явление по его форме, мы готовимся принять его и восторгаться им. Но вдруг выясняется, что содержание его ничтожно, что оно не стоит и ломаного гроша. Процесс такого противопоставления комического идеалу у чита­теля и зрителя протекает тем активнее и плодотворнее, чем неожи­данней и молниеносней острота, чем более неожиданной ассоциа­цией, сопоставлением, сравнением, стороной предмета она порождает­ся. Неожиданность здесь как бы активизирует процесс противопо­ставления осмеиваемого явления идеалу. Что было бы, если бы в остроте отсутствовала неожиданность, молниеносность? Не было бы столь непривычного и острого противо­поставления заслуживающего осмеяния явления высоким эстетиче­ским идеалам. Не было бы столь высокой активности нашей мысли. Все было бы привычным, обыденным, размеренным, и не вспыхнул бы тот свет, в котором явление предстало бы перед нами в своем ко­мическом виде. Следует подчеркнуть роль фантазии в комедийном искусстве. Не случайно, что такой великий мастер сатирического гротеска, как Гойя, указывал на роль фантазии и на важность единства фантазии и разума. Примечательна надпись художника на полях офорта: «Сон разума порождает чудовища». Гойя подчеркивал, что фантазия, по­кинутая разумом, порождает небывалые чудовища, соединенная с ним, она — мать искусства и порождает чудеса. Существуют различные виды гротеска. Один из исследователей творчества Гоголя пишет: «Среди различных видов гротеска нужно выделить гротеск, который мы бы назвали фантастическим предпо­ложением»4. Для Гоголя отнять нос — поставить героя в фантастически гро­тесковое положение и заставить данный характер действовать в дан­ных невероятных - обстоятельствах. Гоголь подчеркивал важность естественности в невероятном, реальности в фантастическом, в гро­тесковом.

. Имея в виду Сенковского, Гоголь писал, что отсутствие всякой истины, естественности и вероятности еще нельзя считать фантастическим. Гротеск характеризуется органическим сочетанием комического и трагического, обращением трагического своей комедийной стороной, а комического — своей трагедийной. В связи с этими особенностями гротеска для такого веселого на­родного зрелища, каким является советский цирк, гротеск, как пра­вило, не может быть ведущей комедийной формой. Однако и она не исключена для советского цирка. Вспомним, например, остроумную гротесково-комедийную репризу одного из советских цирковых ар­тистов. Берется голова среднего американца. В нее опускается реак­ционная буржуазная газета (это символизирует идеологическую об­работку среднего американца буржуазной прессы). Через несколь­ко мгновений голова открывается, и там оказываются солдатская кас­ка, вооружение, гангстер, бутылка кока-кола и т. д. Все это носит ярко гротесковый характер. Гротесковый характер носили и многие репри­зы советских клоунов (в частности, Карандаша) в период Великой Отечественной войны, репризы, высмеивающие фашистских окку­пантов. Вместе с тем советскому цирку должен быть особенно присущ, как форма комедийности, бурлеск, сочетающий комическое и возвы­шенное, показывающий комедийное в возвышенном, переход возвышенного в комическое. «Давно уже замечено, — писал В. И. Ленин,— что недостатки! людей большей частью связаны с их достоинствами... стоит чуточ­ку преувеличить и получается подтверждение истины, что от вели­кого до смешного один только шаг». Вот на этом отмеченном Лениным взаимоотношении великого и смешного, на этой диалектике достоинств и недостатков человеческо­го характера основан юмор бурлеска. Бурлеск, как и гротеск, деформируя образ и включая в себя фан­тастическое, в отличие от гротеска, основан на принципе: «От вели­кого до смешного один шаг»,— и в веселой форме как бы развенчи­вает пустую возвышенность, великое по внешности, по форме и пу­стое по содержанию. В этой комедийной форме нет обращения коми­ческого своей печальной стороной, а есть веселый и радостный ко­мизм. Бюрократ и зазнайка, например, может стать благодатной ми­шенью бурлеска. Истинный смех всегда является особой эмоциональной критикой, направленной против того, что противоречит высоким эстетическим идеалам. В критической направленности смеха нет всеобщего мефистофе­левского отрицания. Мефистофель говорит о себе, представляясь Фаусту: «Я дух, всегда привыкший отрицать. И с основаньем: ничего не надо, Нет в мире вещи, стоящей пощады. Творенье не годится никуда. Итак, я то, что ваша мысль связала С понятьем разрушенья, зла, вреда. Вот прирожденное мое начало, Моя среда». В истинном остроумии нет ничего мефистофелевского, оно чело­вечно. Комедийный смех не есть всегдашнее и всеобщее беспощадное отрицание, разрушение. Основанием остроумия является не филосо­фия вселенского нигилизма, а высокие эстетические идеалы, во имя утверждения которых и ведется критика. Поэтому смех — крити­ческая сила, столь же отрицающая, сколь и утверждаю­щая. Особый характер эмоциональной критики в смехе состоит в том, что она заведомо требует сознательно активного восприя­тия и активного отношения со стороны аудитории. Поэтому смех — это чрезвычайно доходчивая, заразительная и острая форма критики. Конспектируя книгу Л. Фейербаха «Лекции о сущности религии», В. И. Ленин выписал в свои «Философские тетради» следующие при­мечательные слова, сопроводив их пометкой на полях — «метко!»: «...Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе, что высказывает не все, что она предоставляет читателю самому себе сказать об отношениях, условиях и ограничениях, при которых высказанная фраза только и является действительной и может быть мыслимой»7. Процесс восприятия читателем и зрителем произведения искусства — активный, творческий процесс, в основе которого лежит об­щественная практика. Не доверять уму читателя и зрителя — это, значит, обречь себя на смех плоский, а порою и пошлый. Прямо и непосредственно критикуя данное явление, комедия вместе с тем оставляет на долю зрителя и читателя огромную ак­тивную мыслительную работу. Подчеркивая своеобразие и особую роль комедии, Белинский пи­сал: «Всякому легче понять идею, прямо и положительно выговари­ваемую, нежели идею, которая заключает в себе смысл, противопо­ложный тому, который выражают слова ее. Важнейшей особен­ностью комедии является то, что в ней идеал создается и формули­руется у зрителя особым путем. Комедия не выговаривает идеал «прямо и положительно», а подразумевает его как нечто противопо­ложное тому, что изображается. Зритель и читатель должны проде­лать активную мыслительную работу противопоставления высокого эстетического идеала изображаемым комичным явлениям. Если тра­гедия, героическая поэма, архитектурный образ выражают идеалы прямо и непосредственно, то комедия выражает их через противо­поставление, через антитезис к образу. Комедийный «кинотрюк» многому может научить мастера цирко­вого комедийного трюка. В одном из эпизодов фильма «Веселые звезды» Тимошенко и Березин создали памфлет-пародию на реакционное буржуазное изобра­зительное искусство современного Запада. К огромному холсту Тарапунька приставляет высокую лестницу и, взобравшись на нее, на­чинает, как заправский маляр, орудовать здоровенной кистью. Не удовлетворившись этим, он начинает выплескивать из ведра на холст различные краски. Мазня, какофония красок — результат работы художника. Тарапунька начинает пояснять значение и сущность дан­ного «ультранового» направления в искусстве. Тем временем кисть продолжает свою работу. Не управляемая рукой человека, под зву­ки буги-вуги и в такт этой «музыке толстых», кисть выделывает сложнейшие пируэты на полотне, завершая творение, столь «успеш­но» начатое художником. Играет джаз, танцует кисть по полотну, мазня становится все более и более чудовищной. Танцующая кисть— кинотрюк. Этот кинотрюк способствует выявлению комичности и процесса и результатов «творчества» реакционных художников За­пада. Кисть, рисующая сама, без участия человека,— в гротесковой форме раскрывает бесчеловечную сущность выродившегося буржу­азного «ультранового» искусства — его бездушность, безыдейность. При этом гротесковое заострение, к которому прибегают актеры и режиссеры в этой сцене, не только не искажает сущности осмеивае­мого явления, но даже и по внешней форме близко к тому, что су­ществует в современной жизни реакционного буржуазного искусства. Об этом свидетельствуют репродукции картин, напечатанные а журнале, который листает Штепсель, пока Тарапунька занимается свои--ми художествами. Об этом свидетельствуют и общеизвестные фак­ты распада и разложения буржуазного искусства. В том числе близ­кий к изображаемому факт написания картины «Закат над Адриати­ческим морем» ослом. К хвосту осла была привязана кисть. Помахи­вания ослиного хвоста породили «картину», которая была выставле­на на одной из художественных выставок Запада и получила высо­кую оценку буржуазной прессы. Осел, с успехом заменивший худож­ника,— в жизни. Неодушевленный живописец, танцующая кисть,— в кино. Трудно сказать, где больше гротеска. Картины «Запорожцы» И. Репина и «Отдых после боя» Ю. Непринцева зажили новой, комедийной жизнью в фильме «Веселые звезды». Герой фильма Тарапунька, покончив с сюрреалистической мазней, решает показать Штепселю настоящую живопись. И вот при­ятели идут по картинной галерее, наслаждаясь замечательными тво­рениями Шишкина, Левитана, Репина. Остановившись у «Запорож­цев», приятели восхищаются силой и мощью казаков. Тарапунька вспоминает своего прапрадедусю Соломона Бандуру, который тоже нарисован на картине, но его не видно только потому, что он оказал­ся далеко за рамой. Однако от прапрадедуси осталось Тарапуньке в наследство письмо запорожцев султану. Правда, оно потрепалось от времени, но читать его можно. Штепсель подкладывает газету под письмо, чтобы удобнее было читать этот исторический документ. И вот посыпался град нелестных эпитетов, остроумных сравнений, изощренных сатирических характеристик, на какие только способен был природный ум запорожских казаков. Но вдруг, неожиданно для слушателя и зрителя, меняется адрес насмешек. Не турецкий султан, а современные любители военных блоков оказываются «кухарями вавилонскими», «аспидами» и т. д. Это осовременивание адресата смеха вполне оправдано в фильме. Просто через дыры в старом документе просвечивала сегодняшняя газета, и фраза из нее случайно и, кстати, вклинилась в поток на­смешек. Неожиданность комедийного хода, вторгшееся в стиль письма за­порожцев, современное политическое явление, внезапное осовремени­вание эмоционально окрашенного остроумного текста старинного до­кумента вызывают бурную реакцию смеха в зрительном зале. И зри­телю кажется, что вместе с ним смеются не только Штепсель и Та­рапунька, но и могучие, миролюбивые и вольнолюбивые запорожские казаки. Своей синтетической природой цирк .сродни таким видам искус­ства, как кино и театр, и в выработке своих художественных средств он не может не учитывать опыт этих сфер творчества, впитывающих в себя художественные средства литературы, живописи и других искусств. Эстетическое чувство — духовная способность оценивать явления действительности в их самом широком общественном значении. Чув­ство юмора является одной из разновидностей эстетического чувства, а остроумие есть активная форма чувства юмора. Подлинное чувство юмора всегда предполагает высокие эстетиче­ские идеалы у остроумных людей. Иначе юмор превращается в ци­низм, сальность, пошлость, скабрезность. Во-вторых, чувство юмора предполагает (и в этом его специфи­ческая черта) живой ум, острой быстро (мгновенно) схваты­вающий противоречия в их эстетической форме. В-третьих, чувство юмора немыслимо без острого, критически развитого ума человека, без критичности эмоционального духовного склада. При этом критика опять-таки опирается на определенную поэзию, на определенную всеобщую точку зрения на вещи, на опре­деленную позицию, на определенный положительный идеал. Иначе юмор вырождается в скепсис. В-четвертых, это ум со стихийной, хотя бы слабо развитой диалектичностью, если не с диалектичностью понятий, то хотя бы с диалектичностью эмоций, то есть уж если не разумом и чувствами, то хотя бы эмоционально, хотя бы в самой общей и слабой форме схватывающий противоречия действительности. Это ум, заостряющий противоречия и заставляющий понятия светиться через противоречие. В-пятых, это эстетически развитый ум, способный быстро оцени­вать явление в целом с его качественной, а не количествен­ной стороны, в его существе, а не в его частностях, в его об­щем социальном, а не непосредственно утилитарном значении. В-шестых, это ассоциативный ум, склонный к богатым, разнооб­разным, неожиданным сопоставлениям, вырывающий явления из первичных связей. Остроумие — способность так афористически заострять реальные противоречия действительности, чтобы нагляден и ощутим стал ко­мизм, объективно внутренне присущий реальным явлениям, это способность концентрировать комическое. Остроумие — это талант, и талант незаурядный, ценный, обще­ственно значимый. Ю. БОРЕВ. Журнал «Советский цирк» 1960 г. сентябрь

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на льду - новое ледовое шоу Ян

News image

Слово цирк в сознании каждого ассоциируется с круглым помещение, это представляемое шоу с участием животных, клоунов, эквилибристов, это па...

Авторизация