Цирки в мира
Организация цирковой студии при НижЦирк – одно из воспоминаний детства, манящая атмосфера праздника, веселья, смешные клоуны и невероятные, зрелищные трюки. Уроки циркового исскуства -... |
Гомельский государственный циркПервые документальные упоминания о цирковых представлениях в Гомеле относятся ко второй половине XIX века. В то время они проходили во вр... |
Есть в одной песне такие слова: «Шумел сурово брянский лес». Это песня о войне. Давно уже отгремели бои и народ жи... |
Цирк Кешет Израиль, АрадЦирк Кешет основан в 1993 году на юге Израиля в городе Араде. Казалось бы, профессиональный цирк с манежем мо... |
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КЛОУНАДЫ
Цирковая лента - Цирковые события |
КЛОУНАДЫ Клоуны выступают на арене. Это зна чит, что мизансцены должны строиться так, чтобы, во-первых, вся площадь аре ны была обыграна, а во-вторых, чтобы тельны именно в кругу арены. Об этом должны заботиться режиссеры. цирковой выразительности, каким яв ляется трюк. Но трюк должен быть не са моцелью, а средством, помогающим рас крывать содержание номера. Артист, не владеющий акробатикой, жонглированием и другими жанрами цирка, не может стать цирковым клоуном. Есть еще одно, как мне кажется, непременное условие клоунады: это решение клоунских номеров и масок средствами гротеска, средствами эксцентрики. Что такое гротеск? Лучше всего на этот вопрос ответил К. С. Станиславский: «Гротеск — это высшая степень мастерства, когда внутренняя корявость многих людей соединяется в одной роли». Разве сказанное Станиславским не относится, например, к образу Карандаша, разве в этом одновременно смешном и трогательном маленьком человечке не собраны черты «корявости» многих людей? Разве определение Станиславского не относится к такому талантливому мастеру клоунады, как Акрам Юсупов? В созданном им образе, как сквозь увеличительное стекло, видна «корявость» многих людей: смешная фанаберия, хвастливость, трусость, лень, готовность поживиться за счет других. Гротескным является и образ, созданный Юрием Никулиным. Этот беспомощный, развинченный увалень выглядит особенно нелепо рядом с ловкими, смелыми, сильными, подтянутыми цирковыми артистами. Все здесь названные и некоторые другие артисты умеют раскрыть психологию своих персонажей, без чего, как известно, нет искусства. Но, к сожалению, еще есть — и их немало! — цирковые артисты, которые пользуются только внешними приемами гротеска, не задумываются над созданием характеров. Вот, например, буффонадные клоуны Лебедев и Капитанов. Лебедев — резонер, выступает в смокинге. Капитанов — комик, он тоже выходит в смокинге, но слегка утрированном, и с ярко-желтым бантиком. После представления я спросил у Капитанова: а почему ваш персонаж носит желтый бант? По тому, как артист растерялся, я понял: эта мысль ему никогда не приходила в голову. Станиславский писал о подобных артистах: «У нас любят наклеить длинный нос и освещать актера цветными прожекторами, называя это гротеском».
. Безусловно, такой «гротеск» не имеет ничего общего с настоящим искусством. Клоуны широко пользуются приемами эксцентрики. Клоунада и эксцентрика неотделимы. Если эксцентрика существует и вне клоунады, то клоунада без эксцентрики невозможна. Когда в 1903 году В. И. Ленин и Максим Горький посетили лондонский мюзик-холл, Ленин очень интересно раскрыл существо эксцентрического в искусстве: «Тут есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а — интересно». Хороший клоунский номер — это не только смешные фортели, не только обилие реквизита, демонстрация акробатических и жонглерских трюков. Это еще и наличие гротесковых и эксцентрических характеров и ситуаций, созданных клоунами. По самому существу клоунаде больше свойствен сатирический, комедийный пафос, но это не значит, что в выступлениях клоунов не может быть и героического начала. Клоуны призваны воспитывать советских людей, бороться за утверждение нового. Следует помнить, что надо критиковать «недостатки ошибки для того, чтобы устранить их как помеху на нашем пути, чтобы еще более укрепить наш советский строй, позиции Коммунистической партии, обеспечить новые успехи и более быстрое движение вперед». Так очень справедливо говорил Н. С. Хрущев. Знание жизни, широта общественного кругозора клоунам необходима так же, как художникам, работающим в других областях искусства. Наши клоуны все решительнее отвергают грубые и пошлые антре, рассчитанные на примитивные вкусы. Появились и получили развитие новые маски и образы клоунов.
. Растет уровень актерского мастерства наших клоунов, улучшается режиссерское решение номеров, их внешнее оформление. За сорок лет наш цирк накопил большой опыт работы с литераторами. С благодарностью мы вспоминаем В. Маяковского, Д. Бедного, В. Лебедева-Кумача, Б. Ромашова, А. Афиногенова, Н. Адуева, Я. Ялова, Д. Долева, А. Бухова, М. Донского и других, плодотворно развивавших разговорные жанры цирка. Клоуны нашего цирка создали немало номеров удачных по темам и ярких по форме. Но на нашем совещании, мне кажется, больше следует говорить о недостатках, которые еще имеются, с тем, чтобы от них избавиться. Просматривая репертуар клоунов, нельзя не отметить его мелкотемья. Многие их номера обычно не поднимаются до важных проблем, скользят по поверхности темы. Международная проблематика почти полностью отсутствует в клоунадах. Правда, она требует от авторов, режиссеров и исполнителей подлинной политической зрелости.
. Но она совершенно необходима. Мало номеров, разоблачающих проявления буржуазной идеологии. Наши клоуны не идут дальше насмешек над узкими брюками, и это становится и глупым и лицемерным, так как сами-то они ходят в жизни как раз в узких брюках, над которыми с арен смеются. Ряд важных тем совсем не затрагивается нашими клоунами. Например, известно, как благотворно сказалось создание совнархозов на развитии народного хозяйства. Но кое-где это породило нездоровое местничество, и против него следует бороться, в том числе и огнем сатиры. Журнал «Крокодил» уже начал это делать. Кроме Ивановых, кажется, никто у нас не выступает с номерами на антирелигиозную тему, а было время, когда цирки уделяли этому большое внимание. Нельзя не бороться огнем сатиры и против частнособственнических пережитков, еще имеющихся у некоторых наших людей. Так, иные граждане разводят на своих приусадебных участках прямо-таки кулацкие хозяйства, а потом на базарах торгуют плодами своих садов и огородов, запрашивая с трудящихся втридорога. По этому поводу уже выступала наша печать, пора и деятелям цирка сказать свое слово. осуждения!.. Я назвал только некоторые из тем, на которые нашим клоунам стоило бы обратить внимание. съезде писателей СССР, тов. Н. С. Хрущев говорил: «...сатира и впредь должна быть на вооружении нашей партии и народа, разить все, что мешает нашему продвижению к коммунизму». репертуарно-художественного отдела и директора цирков, ибо они отвечают не только за финансовую, но и за идеологическую сторону работы своих предприятий. Его должны помнить и писатели, приходящие в цирк, и, конечно, сами артисты-клоуны. Говоря о новом репертуаре, нельзя не отметить существенного его недостатка. И в антре и в так называемых репризах, то есть в коротких сценках, иногда бывает остроумный диалог, но, к сожалению, далеко не всегда имеется острый конфликт, столкновение характеров, да и самих характеров часто нет. Иногда спрашивают: почему старые антре идут до сих пор и даже имеют успех? Ответ здесь один: потому что они наполнены действием и остроконфликтны, то есть отличаются важными качествами драматургического произведения. Во многих новых сценках клоуны излишне рассуждают, морализируют, доказывают давно доказанное. Тенденция в них лежит на поверхности. Поэтому многие сценки нехудожественны. Но, пожалуй, самое грустное то, что современная тема далеко не всегда присутствует в цирковых представлениях. В Москве в цирке-шапито выступали талантливые и своеобразные клоуны Антонио и Шлискевич, но современная тема в их выступлении отсутствовала полностью. В Днепропетровском цирке выступала клоунская группа «Семеро веселых», но и у них современной темы почти не было! Можно привести и другие примеры. Мне кажется, что клоунов следует закрепить по циркам, с тем чтобы они работали там по целому сезону, а иногда и более. На местах при участии авторов и режиссеров клоуны будут создавать актуальный репертуар. Не сомневаюсь, это предложение не встретит всеобщего одобрения. У нас есть клоуны, не желающие, а иногда и не умеющие делать новое. Просиди они в цирке целый сезон — их бездарность выявится в полной мере. Не захотят этим предложением воспользоваться и те директора цирков, которые не могут вести творческую работу. Но это предложение поддержат все живые творческие силы, ибо оно направлено на подъем искусства клоунады. Журнал Советский цирк февраль.1960 г
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|