Цирки в мира
Израильский цирк «Кешет»Цирк «Кешет» - это пример того, как даже в небольшом городе может существовать и процветать собственный цирк. «Кешет» - это на... |
Цирк имени братьев НикитиныхВ августе 1873 года ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вы... |
Ветеринарная служба циркаКак известно, цирковые представления не обходятся без дрессированных животных. За их здоровьем в Санкт-Петербургском цирке следит ветеринарная служба, которую на пр... |
Театр «Уголок дедушки Дурова» БольшУютный зал устроен высоким амфитеатром, неудобных мест нет. Из любой точки виден малейший жест на сцене. Это и есть Большая Сцена. Она бы... |
Труженики цирка
Цирковая лента - Цирковые события |
24 мая 1958 года порадовало жителей Перми тремя радостными событиями: первым солнечным днем запоздавшей и дождливой весны, праздником студентов и открытием цирковой кавалькады по городам и селам Урала и Западной Сибири. Первые два события, собственно говоря, и способствовали тому, что открытие кавалькады происходило в городе особенно торжественно. К 4-м часам дня на площади имени Окулова собрались студенты всех 8 вузов города. Пришли сюда и любители цирка в возрасте от 3 до 70 лет. В голубом, с черными шлейфами заводского дыма небе парят чайки. Гремят оркестры, всюду задорный смех и жизнерадостные лица. Собравшиеся с любопытством смотрят за приготовлением к представлению приехавших на машинах участников кавалькады. —Смотрите, какие молодые артисты! — говорит стоящий неподалеку от меня юноша с комсомольским значком. Плохо, что все молодые,— отвечает ему старичок с театральным перламутровым биноклем в руках,— среди них даже нет ни одного заслуженного артиста. Ну и что из этого? Как что? — повысил голос старик,— ведь пермчане знают толк в цирковом искусстве. У нас до войны в городе два цирка было. Не беспокойтесь, дядя, они не подкачают. Поживем — увидим! Посмотрим, выдержат ли они месячную поездку по нашим уральским дорожкам,— скептически улыбнулся старик. Грянувший марш прервал этот разговор. Началось официальное открытие кавалькады. Я рассеянно слушаю приветственные речи и думаю о словах старика с биноклем. Молодежь! Действительно, почти все участники кавалькады молодые люди. Только двое из них — А. Устинов и В. Титов являются воспитанниками ГУЦИ.
. Остальные пришли в цирк из художественной самодеятельности. Кавалькада, о большом значении которой говорили с трибуны ораторы, будет несомненно серьезным испытанием для каждого участника этого молодого коллектива, только что сформированного из артистов Ростовской, Московской и Пермской групп «Цирк на сцене». Артисты волнуются. У выступающих первыми совсем молодых артисток — Н. Яковенко и В. Волковой дрожат руки. Спокойней, девочки, не волнуйтесь, — шепчет им художественный руководитель кавалькады А. Шестакович, сам неизвестно для чего то и дело поправляя свой желтый галстук. Волнуются и стоящие на другой машине артисты старшего поколения 3. Убогова, К. Ермолов и А. Болотов. И даже тяжелоатлет, мастер спорта П. Кравченко, человек, поднимающий одной рукой гири весом в 6 пудов, потирает от волнения ладони. Такова психология каждого настоящего артиста: выступая в новом месте, он не может не волноваться. Впрочем, как и следовало ожидать, волнения были напрасны. Студенты тепло встречали каждый номер и подолгу аплодировали артистам. Воодушевленные первым успехом, участники кавалькады после представления торжественно проследовали на своих разукрашенных машинах по улицам Перми вместе с колонной студентов в городской сад имени Горького. Там было дано два представления в помещении летнего театра и на эстраде.
. Желающих посмотреть выступления артистов было много. Проходя мимо эстрады, я случайно стал свидетелем такой картины: у забора стоял пожилой мужчина, да, да, тот самый старик-скептик и упрашивал смотрящего через забор паренька: Позвольте, молодой человек, хоть одним глазком взглянуть. Ну, подумал я, раз старые любители цирка так «болеют», значит,начало кавалькады удалось. Дав в воскресенье, еще пять представлений, кавалькада в понедельник трогается в путь. Остаются позади прекрасные кварталы новых домов Сталинского района Перми и вот уже все шесть наших машин выезжают на Сибирский тракт, ведущий к сердцу Урала — Свердловску. Дорога в рытвинах и ухабах. Но не это занимает сейчас участников кавалькады. Все они думают о том, как их встретят жители расположенного в 67 километрах от Перми села Кыласово. Там еще никогда не видели артистов цирка. Вопреки предположениям, что сейчас, в самую горячую пору весенних работ, колхозникам не до цирка, будущие зрители дали о себе знать за 7 километров от села. Когда головная машина кавалькады остановилась, чтобы подождать отстававшие грузовики с реквизитом, водители проезжавших со стороны Кыласова машин передавали: Вас ждут в Кыласове... Велели быстрее ехать. Но вот появились грузовики. На попутной машине из Кыласова прибыл «глаза и уши кавалькады» администратор Н. Ронин: Товарищи, там народу словно в праздник какой... Едемте. В Кыласове, большом селе с добротными, крытыми тесом избами, происходило действительно что-то необыкновенное. На площади толпа празднично одетых людей. Длинной лентой выстроились школьники с флажками в руках.
. На украшенной еловыми ветками трибуне большое полотнище: «Привет участникам кавалькады». У заборов стоят около двух десятков велосипедов и мотоциклов. Одна за одной прибывают машины с новыми зрителями из соседних деревень и Ергачинской МТС. Артистов встречают радостно и торжественно. Их поздравляют с прибытием. От имени механизаторов Ергачинской МТС И. Шашев торжественно заверяет артистов, что работники МТС в честь кавалькады берут на себя обязательство образцово закончить весенний сев. Бравурный марш оркестра возвещает о начале циркового представления. Колхозники, плотно обступив машину, внимательно следят за выступлением артистов А. Болотова, К. Ермолова и П. Кравченко. Веселый смех перекатывается по площади, когда на свободной проволоке начинает работать артист В. Шконда. Шконда находчивый человек. Он не стал устанавливать свои аллюминиевые мачты, а прикрепил проволоку одним концом к телефонному столбу, а другим к будке машины. После обеда артисты из бригады П. Кравченко отправляются в колхозный клуб. Там вечером должно состояться представление. Другая бригада во главе с А. Шестаковичем едет в районный центр Калинино. Сцена в клубе крошечная, с низким потолком. Поэтому акробаты-эксцентрики комсомольцы В. и Л. Белые, срочно репетируют «акробатический этюд». Вы чего доброго новый номер придумаете,— шутит А. Болотов. И придумаем,— задорно отвечают Белые. Восемь часов вечера. В клубе ни пройти, ни сесть. Зал заполнен до отказа. Все номера идут под громкие аплодисменты публики. Заразительный смех сопровождает интермедии, исполняемые ведущими представление артистами Н. Романенко и Н. Третьяковой. Между зрителями и артистами установился настолько дружеский контакт, что когда перед номером тяжелоатлета Кравченко попросили кого-нибудь из публики проверить гири, из зала закричали: «Мы вам верим». Представление окончено. Но публика долго не расходится по домам, делится своими впечатлениями. Спасибо вам за представление,— благодарит учительница М. Брошинина,— для нас это большой праздник. Вот порадовали нас, так порадовали — слегка оная, говорит стоящий у крыльца пожилой колхозник, — только почему вы не показали нам дрессированных собачек? Ему объясняют, что дрессированные собачки выступают сейчас с другой бригадой в Калинино. А чем мы хуже калининцев?! Наш укрупненный колхоз «Победа» не на последнем месте в районе. Придется, я вижу, в Москву писать. Пусть нам в следующем году снова кавалькаду присылают. И обязательно с собачками,— добавляет другой колхозник. Артисты идут спать. В колхозном общежитии их ждут постели с батистовыми простынями. Но спать не хочется. На дворе теплая, светлая ночь. Завтра ожидается хороший день. Но предсказание не сбылось. Четвертый день кавалькады начался капризной уральской погодой. Небо сплошь обложено тучами. Холодно. С минуты на минуту должен пойти дождь. Не унывают только деревенские ребята: они играют в цирковых артистов. А настоящие артисты тем временем садятся в машины и едут в Кунгур, старый купеческий город, ставший за годы Советской власти одним из промышленных центров Пермской области. Начался дождь. Его капли звонко стучат о переднюю стенку будки и делают сумрачными лица артистов: срывается торжественный въезд кавалькады в Кунгур! Как выступать в такую погоду во дворе перед рабочими Кунгурского машиностроительного завода?! Артисты не разговаривают между собой, и поэтому только по приезде в Кунгур стало известно, что означало их сосредоточенное молчание. Вместо того чтобы отдохнуть после дороги в гостинице, они идут к приехавшему со своей бригадой из Калинина А. Шестаковичу. Александр Александрович! Я хочу сегодня непременно на заводе выступать,— говорит артистка 3. Убогова. И меня обязательно с собой возьмите,— просит В. Шконда. А как же с отдыхом? — с иронией спрашивает Шестакович. Отдыхать будем после представления,— улыбается К. Ермолов. И вот мы едем на завод. Дирекция завода рекомендует дать представление не во дворе, а в инструментальном цехе. Наши машины под радостный гул собравшихся рабочих въезжают прямо в цех. Открываются борта грузовика, и после короткого митинга начинается концерт. В цехе довольно холодно. Из распахнутых ворот дует пронизывающий ветер. Грузовик был под дождем, и поэтому на влажной площадке автомашины скользят ноги, но артисты не обращают внимания на неудобства: перед ними сотни то внимательно-любопытных, то веселых, брызжущих искорками смеха глаз рабочих. Артисты работают с огоньком. Это замечают и сами зрители: Здорово представляют,— восторгается фрезеровщик Г. Пшеницын,— хорошее это дело кавалькада: у самого как-то энергия прибавляется. Да, работают замечательно, — соглашается с ним мастер инструментального цеха П. Лучанинов,— жаль только, что я работаю сегодня в вечернюю смену. В заводском Доме культуры в этот вечер выступала бригада А. Шестаковича. За время кавалькады мне неоднократно приходилось видеть программу этой бригады — «Шутки в сторону». Но сегодня, сидя в большом красивом зале Дома культуры, которому мог позавидовать не только районный, но и областной центр, я с удовольствием опять смотрел эту программу. Я увидел в ней новое: большое творческое вдохновение артистов. Сегодня все они — ведущие программу А. Шестакович и В. Вахницкая, акробаты Н. Яковенко и В. Волкова, вентролог Р. Бавицкая и иллюзионист В. Быковский, антипод А. Устинов и эксцентрик В. Титов, исполнители на электрогавайских гитарах Н. и В. Крибо и аккомпаниатор Г. Котельман — выступали с необыкновенным подъемом. Я впервые видел близко со сцены цирковых артистов. Видел, как тщательно они готовились к выступлению, как мастерски исполняли свои номера. Вот это молодежь так молодежь! А ведь были люди, которые сомневались, что они выдержат трудности кавалькады,— сказал я, вспомнив старика из Перми. Что вы! Это же настоящие труженики, а труженики преодолевают все препятствия. Е. МАРКОВ Журнал «Советский цирк» июль 1958 г.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|