Цирки в мира
Оренбургский циркЦирк Оренбурга – это, в первую очередь, прекрасный коллектив артистов, замечательная труппа, которая готовит для зрителей одни из лучших программ в ... |
Московский цирк на льдуИстория циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн... |
Мир удивительных друзей - 2Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве... |
Белорусский государственный циркБелорусский государственный цирк расположен в Минске, столице государства. Зданию цирка уже исполнилось пятьдесят лет, но оно продолжает принимать публику, и ра... |
Некоторые итоги и перспективы
Цирковая лента - Цирковые события |
Развитие и рост советского циркового искусства выдвигают новью задачи подготовки и воспитания молодых артистов цирка. Эти задачи приобретают особую актуальность в свете партийного документа — статьи Н. С. Хрущёва «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа». За тридцать с лишним лет своего существования Государственное училище циркового искусства пополнило цирки значительным числом молодых артистов. Многие из них занимают сейчас ведущее положение. В программе цирка любого города или в группе артистов, направляющихся на гастроли за границу, исполнителями большинства номеров являются воспитанники Государственного училища циркового искусства. Новые кадры создали возможность обновления цирковых представлений и решения более сложных художественных задач. Все же достигнутого нами далеко недостаточно. Жизнь выдвигает немало важных творческих проблем. Последовательная и настойчивая борьба за высокую идейность, художественное и техническое мастерство, новаторство — вот основные требования, которые предъявляются Государственному училищу циркового искусства. Формирование молодого артиста еще на школьном манеже должно способствовать утверждению в искусстве цирка духовной красоты и величия советского человека. Одной из давно назревших и требующих разрешения проблем циркового искусства в СССР является, по-моему, создание постоянно действующих цирковых коллективов. Попытки такого рода известны, но они, как правило, сводились лишь к механическому соединению в одной программе артистов различных жанров, и творческого единства не достигалось. Такое представление ничем не отличалось о? обычных цирковых программ. По мере углубления и расширения профессиональной подготовки на базе училища становится вполне реальной возможность осуществлять ежегодные школьные выпуски цирковых коллективов с полной и разнообразной программой. Такой коллектив будет располагать не только дополнительными номерами, но сможет подготовить одну-две пантомимы, что даст возможность менять программу, удлиняя срок работы артистов в одном городе. Именно в училище режиссеры-педагоги, работая с молодыми исполнителями в течение нескольких лет, в подлинно творческой обстановке, выявляя и определяя составы номеров, смогут подготовить законченную программу, создать продуманный и полноценный цирковой спектакль. Организованные таким образом выпуски дадут возможность изменить существующую систему планирования разрозненных номеров. По-прежнему советский цирк испытывает необходимость в артистах разговорного жанра — клоунах и сатириках.
. Пресса и общественность справедливо отмечают слабость этих номеров и закономерно требуют настоящих, талантливых современных клоунов. Мы с сожалением констатируем, что с манежа советского цирка меткое и острое слово клоуна звучит далеко не в полный голос. Наши клоуны зачастую не смешны. Неоднократные попытки организовать различные студии разговорного жанра, готовящие молодых цирковых клоунов, как правило, кончались неудачей. Работа этих студий проходила оторванно от манежа, клоуны, вышедшие из этих студий, игнорировали средстве циркового искусства, были неубедительны и неинтересны. Подготовка кадров артистов разговорного жанра в цирке представляет наибольшие трудности. И решать этот вопрос так, как он решался до сих пор, просто несерьезно. Ни повышение квалификации заведомо бесталанных людей, ни написание нового для них репертуара, ни привлечение в цирк артистов эстрады не может сформировать настоящего циркового клоуна. В старые меха нельзя вливать новое вино. Слово, идущее с манежа, может быть действенно, когда оно подкреплено средствами цирка. Учебный процесс на отделении клоунады и музыкальной эксцентрики училища тесно связан с изучением различных цирковых дисциплин, таких, как акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр и т. п., и проходит на манеже. Здесь будущие клоуны имеют возможность с самого начала овладеть особенностями работы в цирке, тем, что составляет цирковую специфику. Цирк — это цирк, и в нем все должно быть подчинено, законам циркового искусства. Организация отделения клоунады и музыкальной эксцентрики в Государственном училище циркового искусства реальнее, чем предшествующие опыты подобного рода вне цирковой атмосферы. Но учебный процесс и учебные планы этого отделения далеко не упорядочены. На отделении клоунады и музыкальной эксцентрики следует удлинить срок обучения, к преподавательской деятельности надо привлечь старых мастеров клоунады, высококвалифицированных режиссеров из смежных видов искусства. Делу подготовки клоунских кадров придан характер планомерности, оно подчинено системе школьного обучения. Нужно еще многое, чтобы советский цирк увидел на своем манеже молодого талантливого клоуна-современника, легко и свободно пользующегося всеми средствами цирка.
. Насущнейшей задачей училища должна явиться подготовка национальных цирковых кадров. Здесь таятся неисчерпаемые и вполне реальные возможности. Изучение творчества народов СССР, национального искусства приведет к созданию оригинальных, самобытных номеров, принесет жанровое разнообразие, К практическому осуществлению этого необходимо приступить в самое ближайшее время, организуя периодические приемы учащихся из национальных республик. Этой же цели может послужить подготовка в училище цирковых кадров из стран народной демократии, а существующую практику их подготовки следует расширить. Само собой разумеется, что большое учебно-практическое значение имеет для выпускников и учащихся последних курсов училища правильно поставленная систематическая производственная практика. Организация ее мыслится на базе передвижного, облегченного цирка-шапито, созданного при училище на каникулярное летнее время. В этом цирке должны даваться представления силами студентов. Униформа и весь обслуживающий персонал также должны формироваться из студентов. Учебно-воспитательное и практическое значение таких представлений бесспорно. Являясь завершением профессионального школьного обучения, они дадут студентам возможность совершенствовать свои номера в общении со зрителями (включая и освоение всего технического процесса — сборка и разборка конструкции шапито, заправка манежа, прохождение службы в униформе и т. д.). Такая практика ранее существовала в училище и полностью себя оправдала. Само собой разумеется, что для разрешения этих давно назревших задач нужна материально-техническая база. Надо всячески форсировать реконструкцию и расширение помещений училища, чтобы в ближайшие годы оно могло приступить к реализации намеченных планов. Это тем более важно, что в ближайшее время срок обучения в училище увеличится с 4 до 7 лет, количество учащихся достигнет 300 человек, и в училище будут приниматься лица, окончившие 4 класса средней школы. Располагая достаточным помещением, училище сможет восстановить хорошую практику прошлых лет — регулярную организацию на школьном манеже цирковых представлений. Важной задачей является организация 8 училище научной базы. Представляется необходимой организация при училище научно-методического кабинета, который располагал бы большим иконографическим и литературным материалом, чтобы педагоги получали возможность знакомиться с трюковым репертуаром цирковых номеров прошлого и критически осваивать его. Следует создать фильмотеку учебных процессов по всем жанрам, фиксируя технологический процесс подготовки трюков.
. Необходим также научно-медицинский кабинет, который изучал бы физическую нагрузку, ее нормы, профилактику, обобщал наблюдения и занимался систематизацией материалов, столь важных для подготовки будущих артистов. Все это позволит цирковому искусству стать на уровень других видов искусства, шагнувших далеко вперед. Несколько слов о так называемой политехнизации. Многие студенты, выходя из училища с вполне законченным, хорошим номером, обладая профессиональными данными, часто не разбираются в технологии окружающих их в цирке предметов производственного обихода. Многие из них не знают, что такое «затростить конец», как это сделать, как «заграбить» манеж, чем манеж заправляется, не могут справиться с установкой собственной аппаратуры, исправить легкую поломку в своем реквизите и т. д. Внедрение «политехнизации» в цирковом смысле, безусловно, необходимо. Преподаватели и бывшие студенты ГУЦИ в гостях у А. А. Луначарской — первого директора циркового училища. А. ВОЛОШИН Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|