Цирки в мира
Цирк на Цветном бульваре![]() Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст... |
Донецкий государственный цирк «Косм![]() Донецкий государственный цирк «Космос»– это не просто оригинальное здание, это еще и центр циркового развития всей области. Здесь регулярно проводятся фе... |
Клуб «Друзья цирка»![]() Клуб «Друзья цирка» - это добровольные помощники в рамках развития и пропаганды творческого, здорового образа жизни, то, что дает нам ци... |
Большой Санкт-Петербургский государ![]() Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – старейший и красивейший цирк Европы, первый стационарный каменный цирк в стране, функционирует с декабря 1877 го... |
Маяковский и цирк
Цирковая лента - Цирковые события |
Маяковский и цирк В 1930 году, в период работы над «героической меломимой» для цирка «Москва горит» (1905 г.), Маяковский высказал мысль, что его драматургическое творчество искусства. поэт неоднократно повторял, что думает в основном заниматься драматургией и прозой. Со свойственной Маяковскому горячностью он, может быть, и преувеличивал несколько, говоря о месте цирка в его творчестве в будущем. Но одно бесспорно: страстное увлечение цирком. И увлечение не случайное. Жизнь была посвящена одному — служению делу «атакующего класса» — пролетариата. В этой работе поэт хотел максимально использовать оружие художника. «Мы амнистируем все виды работы... — и фото, и картину, и очерк, и песню — с одним требованием — пропаганды, агитации», — писал он. Именно поэтому с годами Маяковский все больше и больше тянется к зрелищу, к театру, кино, эстраде, пропагандистская сила воздействия которых огромна. Он рушил камерное, замкнутое в мелких темах зрелище и утверждал зрелище площадное, зрелище крупных чувств и масштабных тем. «Дайте нам агитирующие театральные действия, и вы увидите, какое будет впечатление»,— заявлял он еще в 1920 году. При таких творческих установках его не мог не заинтересовать цирк, о необыкновенной популярности которого среди рабочих и крестьянских масс и необходимости максимально использовать эту популярность в целях агитации и пропаганды поэт говорил неоднократно. И Маяковский пришел в цирк, пришел всерьез. Здесь, как нигде, можно было «сделать агитацию, пропаганду, тенденцию — живой»... «веселой, со звоном». 1917 год поставил перед русским искусством совершенно новые задачи. перестройки. должен был и цирк, но этот процесс был труден. Актерские силы были невелики, к тому же распылены по стране, охваченной гражданской войной.
. А главное — не было репертуара, хоть как-то созвучного революционной действительности. Нарком просвещения А. В, Луначарский в 1919 году «одной из серьезных задач» в области культурного строительства выдвигал «реформу цирка». А несколькими годами позже он уточнял: клоунаду, остальное появится постепенно». позиций. По своим идейно-художественным примыкает к его стихам, «РОСТА», наконец, театра. не только в том, что многие «Окна РОСТА» или поэтические произведения Маяковского открыто перекликаются с отдельными строчками «Чемпионата». Весь пафос циркового антре, для автора «150 000 000» и «Хорошо», всегда тяготевшего к резким краскам — героическим и сатирическим. Но вместе с тем «Чемпионат» — это представление именно для цирка, с учетом всей его специфики. Маяковский писал «Чемпионат» в полную силу — как и все, что он делал. Он долго и обстоятельно беседовал с В. Лазаренко, заставлял того «без конца читать репризы, шутки и диалоги, чтобы лучше почувствовать, что вернее доходит до циркового зрителя». Наконец, когда «Чемпионат» был поставлен В. Лазаренко во Втором Московском госцирке, поэт неоднократно присутствовал на представлениях, всякий раз внося уточнения и исправления. И «Чемпионат» стал настоящим цирковым скетчем. Прежде всего потому, что его герои — подлинно цирковые образы. Гиперболизация, резкое выделение главного в персонаже вообще свойственно пьесам Маяковского, которые, кстати сказать, очень близки цирку. Недаром «Мистерия-Буфф» разыгрывалась на арене, а «Баня» обозначена как «драма с цирком и фейерверком». Но той степени плакатной выкрупненности характера, которая присуща «Чемпионату», мы не найдем ни в одной его пьесе.
. Достаточно вспомнить «рекомендацию» Ллойд Джорджа; «Разжирел на крови рабочего люда, так что щеки одни по два пуда». Такая степень плакатного смещения привычных житейских понятий («щеки одни по два пуда») во имя выявления сути характера имеет известную аналогию лишь в трагедии «Владимир Маяковский», где действуют «человек без головы», «человек с растянутым лицом», знакомая поэта «сажени 2—3». «Чемпионат» стал настоящим цирковым еще и потому, что использовал чисто цирковую сюжетную ситуацию: клоунаду, пародирующую борьбу и цирковые формы и средства изображения. Однако наряду с тем, что Маяковский чутко воспринял традицию цирка, его законы и форму, поэт делает своим «Чемпионатом» решительный новаторский шаг, намечая новые пути. Это сказалось и в смелом введении в клоунское антре положительного героя — Революции — рабочего в красной рубахе, и в наполнении цирковой сцены острым социальным содержанием. Перед зрителем происходила «не простая борьба — борьба классовая». Веселое клоунское антре рассказывало о вещах совсем не шуточных — о борьбе «чемпиона мира» Революции против интервентов всех мастей и внутренних классовых врагов: «Антанты — Ллойд Джорджа», «Вильсона... — Америки чемпиона», «Мильерана — Франция», «Пилсудского — Польша», «Сидорова — спекулянта», «Врангеля — Крым», «Апрелева. — меньшевика». Маяковский крайне расширял и рамки использования слова на манеже, что опять-таки было необычно для старого цирка. Правда, писатель Маяковский куда детальнее разработал текстовую часть представления, нежели трюковую. Но при всем том слово ни в коей мере не убило цирк как самостоятельное искусство, ибо применялось с учетом специфики арены. На театральной сцене диалог и монолог — формы общения между действующими лицами; иногда правда, монолог выполняет и другую функцию: размышления героя вслух, В конечном же счете, разумеется, с помощью и диалога и монолога драматург прежде всего раскрывает зрителям содержание своей пьесы, но иллюзия естественно текущей на сцене беседы всегда сохраняется. Слово в устах театрального персонажа, следовательно, с одной стороны, обращено к партнеру по эпизоду (ведь на сцене — жизнь!), но одновременно направлено и к зрителю (ведь для него демонстрируется спектакль!). В цирке же, где человеческие образы плакатно выкрупнены, а потому в известной мере условны, необходимость в соблюдении жизненного правдоподобия взаимоотношений героев на арене значительно меньшая. Поэтому словесное общение между персонажами манежа — уже почти чистейшая иллюзия, слово в их устах чаще всего прямо и откровенно обращено к зрителю. К публике, а не участникам антре адресуется, как правило, арбитр, которого играл Виталий Лазаренко: минут. Все, хочет, чтоб минут, идут по домам, — и Врангелю шею намнут». Реплики «чемпионов» — того же свойства.
. Незадачливые «борцы» могут вдруг хором заявить, что прибыли на чемпионат для того, чтобы «глотки друг другу перегрызть из-за прибыли». Подобные откровенные самохарактеристики, конечно же, нацелены к зрителю, раскрывают ему смысл происходящего на манеже. Психологического правдоподобия они лишены. Слово в антре Маяковского отмечено всеми качествами митинговой, ораторской речи, оно в соответствии с принципами, утверждавшимися В. Лазаренко, было «лаконично и ударно, рассчитано на произношение почти на крике, а не вполголоса». Словесная образность проста и доходчива, может быть, подчас лишена ненужной в цирке тонкости, может быть, подчас и грубовата, но всегда точна и прозрачна по мысли. Пантомиме жить! Революция вдохнула новую жизнь в цирк. Лучшая часть мастеров арены стремилась овладеть новым, отражающим революционные будни репертуаром. Впереди были клоуны во главе с В. Лазаренко, С. С. и Д. С. Альперовыми, братьями Л. К. и К. К. Танти и др. Но эта наметившаяся перестройка серьезно приостановилась в период нэпа. В феврале 1930 года Маяковский выразил беспокойство состоянием цирка: «Само по себе искусство цирка — самое распространенное и любимое пролетариатом, — но в какой мере это искусство отражало и отражает сегодняшний цирк? Да ни в какой». Даже если не учитывать близость цирка творческим позициям Маяковского, одна эта обеспокоенность трудной судьбой целой области советского искусства объясняет нам, почему в январе 1930 года поэт с радостью принимает предложение Центрального управления госцирков написать текст для представления, посвященного двадцатипятилетнему 1905 года. Замысел Маяковского был поистине грандиозным. Во-первых, средствами цирка он хотел «показать, как рабочий класс пришел через генеральную репетицию к сегодняшнему дню». С другой стороны, различные и, в общем, существовавшие более или менее самостоятельно жанры цирка он стремился свести в единый художественно законченный спектакль, трактующий социальные темы. Уже первое чтение пантомимы 20 февраля 1930 года на заседании Художественно-политического совета Центрального управления госцирками было встречено одобрительно. В письме к Л. Ю. Брик от 24 февраля 1930 года В. Маяковский писал: «Сдал цирку пантомиму, понравилась очень». А после чтения на Краснопресненской Трехгорной мануфактуре, где поэта слушали не только члены Художественно-политического совета ЦУГЦ, но и рабочие, актив Краснопресненского дома ВЛКСМ,— в резолюции было записано: «Работу Маяковского «Москва горит» считаем нужной и правильной и приветствуем цирк в его переходе на новые рельсы — отображения нужных нам тем представлениях». А первые спектакли были отмечены в прессе весьма положительными отзывами. «Героическая меломима» прошла не только в Москве, но и в Ленинграде, Киеве, Саратове. В одном лишь Саратове она выдержала тридцать рядовых представлений при очень хороших сборах. Секрет такого успеха понятен: впервые средствами цирка было создано эпическое произведение, произведение о судьбах русского народа в период с 1905 по 1930 год, Маяковский насытил действие традиционно цирковыми трюками: был и «рыжий», и музыкальнейший клоун, и воздушный гимнаст, были и дрессированные животные. Маяковский ушел от самодовлеющего значения трюка на манеже, превратив трюк в средство раскрытия социальной темы. Но еще важнее другое: Маяковский проник в самое существо принципов изображения жизни в цирковом искусстве. Цирк, в отличие от театра, раскрывает явления действительности лишь в главном, отбрасывая детали и нюансы, точно так же человеческий образ рисуется здесь лишь в своих ведущих качествах, чаще даже — в своем ведущем качестве, без психологических оттенков, рисуется плакатно крупно. Маяковский в полном согласии с этим' важнейшим принципом цирка стремился, как он сам говорил, дать «символ выпоротой и расстрелянной России». В самом деле, персонажи меломимы не бытовые персонажи, это символы насилия и паразитизма, революционной борьбы и созидания, данные исторически конкретно. Царский генерал, Керенский, «очкастый обыватель», кулак, рабочий, крестьянин — образы, нарисованные гиперболически качестве. Сюжет театральной пьесы, как правило, строится на борьбе и взаимоотношениях героев, проходящих через произведение, сюжет же циркового представления Маяковского основан на последовательной смене эпизодов, символизирующих те или иные этапы борьбы за свободу. Пируют власть имущие, а между столами, убранными винами и яствами, проезжают черные тюремные кареты — сцена, символизирующая роскошь и беспечность «хозяев» жизни и бесправие, бедствия народные. Или — вода турбины, смывающая кабак, церковь, вода, поглощающая кулаков. И так в каждом случае меняются действующие лица вместе со сменой эпизодов-символов. И опять-таки, как и в «Чемпионате всемирной классовой борьбы», слово, стихотворный текст заняли в «Москва горит» центральное место. Многих это откровенно смущало. Но опасения были напрасны. Д. С. Альперов, исполнявший в меломиме роль генерала, позднее вспоминал, что обилие текста сначала испугало актеров, «но оказалось, что лаконичные и ударные строчки В. Маяковского очень хорошо звучали с арены и отлично доходили до публики». А главное — слово безгранично увеличивало возможности цирка, насыщая представление богатым социальным содержанием. И в этом смысле его ничто не могло заменить. То, что сделал Маяковский для цирка, не умерло и не должно умереть. Традицию создает тот, кто ярко реализовал новое, заставил поверить в успех нового. И пропагандистская острота, социальная злободневность циркового искусства, тяготение к идейно-художественному целому, спектаклю Маяковского. И традиция эта сильна. Цирк наш давно отказался от голого трюка, «стараясь цирковые номера подавать в социальном разрезе», как говорил Маяковский. Советский цирк стал искусством политически актуальным и социально содержательным. Советский цирк стал лучшим в мире. Но не все найденное и предложенное Маяковским взято сегодня на вооружение. Почти сошла на нет пантомима — цирковой спектакль. Предпочли более легкое — сборную программу, которую с одинаковым правом можно назвать и «Вечером молодости» и, скажем, «Здравствуй, утро!» или «Добрый день». Над этим необходимо задуматься. Во многом под впечатлением от «героической меломимы» Маяковского «Правда» в 1931 году писала: «Пантомима— ... синтетический род циркового искусства... Перед советским цирком стоит задача возродить пантомиму на основе нового социально-политического содержания и новейших технических достижений. Пантомима должна стать венцом нового, реконструированного советского цирка». Конечно же, представления на арене не могут свестись целиком (и даже по большей части) к пантомиме. Цирк многообразен, это бесспорно. Но на манеже должны в полный голос зазвучать современные актуальные спектакли! Большой отряд молодежи, пришедший в последние годы не арену, может стать запевалой в этом чрезвычайно важном и нужном деле. Необходим репертуар; нужно, чтобы примеру Маяковского последовали наши крупные писатели. Это сделает цирк еще более содержательным, еще более современным и интересным. Ю. БАБУШКИН
Читайте: |
---|
|
Индия освобождает слонов из цирков![]() Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци... |
ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ![]() На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но... |
Московский иллюзионный театр зверей![]() Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз... |
Животные в цирке:
Верхом на Мухе![]() Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло... |
Обезьяна Том![]() Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не... |
Жеребец Бубен![]() Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ... |