Артисты цирка

Добровицкий Максим Леонидович

News image

Сергей Попов и Ирина Сидорова-Попов

News image

Сергей Попов и Ирина Сидорова-Попова в «Уголок Дурова» пришли всего дв...

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Купцов Анатолий Федорович

News image

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (Украина) Клоун 1984 - 1990 - хо...

Цирки в мира

Цирк чудес

News image

Давно ли Вы видели чудо?! Верите ли Вы в чудеса? Вам интересно все необычное? Каков бы ни был Ваш ответ, Вы...

Театр кошек Юрия Куклачева

News image

Театр кошек Юрия Куклачева был построен в 1990 году на Кутузовском проспекте. Это удивительный, единственный в мире, уникальный теа...

Владивостокский государственный цир

News image

Цирк Владивостока – это не просто отличное здание, это многолетняя история, ведь цирк, как явление появился в этом российском городе бо...

Большой Санкт-Петербургский государ

News image

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – старейший и красивейший цирк Европы, первый стационарный каменный цирк в стране, функционирует с декабря 1877 го...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Артист и аппаратура



PostHeaderIcon Артист и аппаратура

Цирковая лента - Цирковой архив

Как-то на одном концерте конферансье решил подшутить над выступавшей акробатической парой. Отдавая должное мастерству артистов, он с неожиданным притворным возмущением - Но посмотрите, как они работают? Ведь он поднимает свою партнершу лишь при помощи голой физической силы! Никаких меха­нических приспособлений, усовершенствований. И это в наш век — век космических полетов и электронной техники. Ну, не отсталые ли это люди? И в самом деле, ведь в этой доброй шутке, пожалуй, есть доля истины. Что ни говори, а искусство цирка — это древнейшее искусство, и в силу своей ярко выраженной природы всегда останется как бы антиподом машинной техники, призванной облегчить и заменить труд человека. Можно до бесконечности варьировать формы и при­емы, сюжеты цирковых номеров, но суть их всегда останется неиз­менной. На первом плане всегда останется прославление замеча­тельных человеческих качеств — силы, ловкости, мужества. И какая бы техника ми использовалась артистами цирка, ей всегда отводится подсобная роль, и она ни в коей мере не может подменять их труд. И все же, хотя машины, технически приспособленные, играют в цирке лишь подсобную роль, на протяжении последних десятилетий мы являемся свидетелями непрерывной его индустриализации. Как известно, важнейшим показателем индустриализации принято счи­тать количество потребляемой электроэнергии. Не приходится сом­неваться, что энерговооруженность цирковых номеров из года в год растет. Дело, разумеется, не в точных данных (в них и нет необхо­димости), но бесспорно, что количество потребляемой в каждом цир­ковом представлении электроэнергии (исключая освещение) ныне значительно больше, чем в 20-е или 30-е годы. В наши дни электромотор стал существенным компонентом многих номеров. Вместе с тем одновременно растет и количество самых разнообразных по своему назначению аппаратов и конструкций. И интерес, проявляе­мый к ним артистами цирка, особенно молодежью, совершенно за­кономерен. Ведь это один из важных путей расширения жанровых возможностей циркового искусства, усложнения и обогащения номе­ра. Но обращение к новой аппаратуре допустимо лишь в одном случае — когда это ведет к рождению нового трюка. Делать ста­рые трюки на конструктивно новом аппарате — пример спекулятив­ного подхода к делу (к сожалению, такие случаи встречаются). В связи с этим следует сказать о существующей системе созда­ния «овых номеров. Впрочем, «системой» это в точном смысле сло­ва не назовешь.

. Если исключить выпускников циркового училища, более или менее планомерно готовящихся к своему дебюту, в целом такая возможность предоставляется далеко не многим счастливчикам. Правда, каждый год планируется определенное количест­во премьер. В этом году, в частности, их запланировано сорок. Но путь от утвержденной заявки до осуществления замысла нередко усыпан больше шипами, чем розами. В иных случаях в этом повин­ны сами артисты, в других имеет место недостаток внимания к мо­лодым исполнителям. Чтобы не быть голословными, приведем два характерных приме­ра. В течение длительного времени в Московском цирке репетиро­вали акробаты Чумаков, Гайлевич и Манион. Что представляет их номер? По кругу арены непрерывно вращается тележка, приводимая в движение электромотором. Можно признать, что такая кон­струкция в какой-то мере является новинкой для цирка. Но на этом все творческие замыслы артистов как бы замерли. Их заботы и по­мыслы сосредоточились на том, как оформить тележку — то ли в виде морского катера, то ли в виде карнавального кабриолета (соот­ветственно этому, в какие костюмы одеться). Что касается главного в номере — его трюковой части — то, как ни странно, артисты меха­нически перенесли в новый номер все, что делали неоднократно и раньше, в других условиях, на другой аппаратуре. Это вновь были различного рода поддержки. И совершенно естественно, что, не­смотря на то, что артисты упорно репетировали, с выпуском их но­мера дело долго никак не .ладилось. Ему все никак не могли при­думать подходящую «тему». Другой пример. Артист Вардо Беньяминов, несмотря на свою молодость, уже далеко не новичок на манеже. В юности он работал в номере заслуженного артиста республики П. Маяцкого («Шар сме­лости»).

. Вардо Беньяминов имеет за своими плечами опыт исполне­ния ряда смелых трюков. Еще в 1954 году у Беньяминова возникла мысль внести свои «поправки» в традиционный номер переходных лестниц. И вот сравнительно недавно на манеже Московского цир­ка мы увидели номер, в котором благодаря вращающемуся пьеде­сталу предстали как бы в новом качестве, расширив при этом трюковой репертуар артиста и его партнеров. Но ведь прошло почти пять лет (!), прежде чем молодой артист получил возможность наконец осуще­ствить свой несомненно интересный замысел. Трудно, однако, слишком строго судить за это работников художественного отдела Союзгосцирка. Рождение номера с новой кон­струкцией аппарата (или хотя бы даже небольшим видоизменением существующего) — это, несомненно, творческий процесс со всеми присущими ему поисками и неудачами. И бесспорно трудно, очень трудно лишь по заявке и приложенным к ней чертежам и рисункам судить о художественной ценности будущего номера. Так, например, с большим успехом выступает в жанре эквилибристики семья Волжанских. А ведь на первый взгляд конструкция их аппарата (тем более в чертеже!) может показаться и чрезмерно громоздкой, и не­уклюжей, и тяжелой. И только на манеже убеждаешься в обратном. Аппарат ни в какой мере не «давит» на исполнителей, все время служит как бы фоном, на котором свое великолепное искусство демонстрируют артисты. Но ведь мы знаем, что В. Волжанский пришел к этой конструкции не сразу, перепробовав не­сколько других куда менее удачных вариантов, и только благода­ря своей настойчивости, целеустремленности наконец сумел осу­ществить то, к чему давно стремился. Несколько схожая и тоже в какой-то мере поучительная история произошла с такими замечательными мастерами баланса, как сестры Кох. Вот уже много лет, как они с неизменным успехом демон­стрируют свое искусство на аппарате, который называется «Движу­щийся семафор». Но одно время артистки попытались отказаться от него, заменить его, как им показалось, более интересным и ори­гинальным. Так появилось на манеже «Гигантское колесо». И что же? Хотя «Гигантское колесо» выглядело менее громоздким и конеч­ная точка работы артисток была выше, чем в «Движущемся семафоре», новый аттракцион воспринимался хуже, чем прежний. Дело заключа­лось в том, что «Гигантское колесо» само по себе привлекало вни­мание зрителей.

. И это погубило такой, казалось, многообещающий номер. Значит ли это, что судить о новом номере можно лишь после того, как он сделан? Разумеется, нет. Разумеется, и заявки, и чер­тежи, и рисунки необходимы, и разрешение на создание нового но­мера, правда, со строгим отбором, следует давать. Не грех в тех случаях, когда перспективы представляются обещающими, пойти и на известный творческий риск. Ведь совершенно очевидно, что не все можно рассчитать и предусмотреть на бумаге и даже в ма­кете. Формулы и расчеты, несомненно, важны, но они не всегда мо­гут дать полную картину будущего номера. И на наш взгляд эдэсь решающим критерием должен служить трюк — его новизна, качест­во, эффектность. Новое никогда не рождается сразу, легко, на пути его осуществления всегда стоит немало преград. Это верно и в отношении новых цирковых номеров. То, что на. манежах наших цирков мы видим все еще мало интересных, оригинальных номеров, можно в первую очередь объяснить недостатком внимания к этому важному делу. Разумеется, про­цесс этот творческий и заранее предусмотреть количество опреде­ленных премьер так же нелегко, как нелегко запланировать изда­ние, скажем, новых хороших романов. И все же многое зависит от самих работников Союзгосцирка, от сложившейся здесь практики ра­боты. И дело не только в недостатке гибкости, инициативы, в бояз­ни пойти на творческий риск, а в равнодушии к запросам артисти­ческой молодежи. Как ни странно, процесс «индустриализации» в какой-то мере застал врасплох наши ведущие цирковые организации, причем особен­но печально, что эта неподготовленность продолжается, по существу, и по сей день. Начать с того, что в штате Союзгосцирка нет ни од­ного инженера, отвечающего за создание новых номеров. Заявку на каждый новый номер рассматривает и утверждает по поручению художественного отдела режиссерская коллегия. Ни в какой мере не собираясь поставить под сомнение компетенцию этого авторитет­ного и уважаемого органа, хочется лишь отметить, что в его составе также нет ни одного специалиста по технике. Таким образом, в боль­шинстве случаев вся инженерная сторона создания аппарата факти­чески ложится на плечи самих исполнителей. Далеко не всегда они к этому готовы. Разумеется, бывают и блестящие исключения. Так, заслуженный артист РСФСР А. Александров сконструировал облег­ченную клетку для хищников (фотография ее помещена во вто­ром номере «Советского цирка» за этот год). Эта клетка весит все­го лишь 120 кг , и установка ее на манеже занимает лишь несколько минут. нового типа. Они оказались так хороши, что их конструкцией даже восполь­зовался для своих производственных целей завод, изготовлявший клетку. Однако, как правило, артисты цирка являются людьми не очень сведущими в технике. К чему это приводит, можно проиллюстрировать на примере группы Гришина («Бронзовые люди»). В изготовлен­ном для них недавно вращающемся пьедестале использована явно устаревшая цепная передача. При решении технических проблем, стоящих перед создателями новых номеров, артисты предоставле­ны самим себе. Правда, есть Центральная студия циркового искусст­ва. Но, во-первых, на ее долю выпадает незначительная часть новых номеров, а во вторых, функции студии часто сводятся преимущест­венно к подрядам по размещению заказов на различного рода за­водах. Надо ли говорить, какой вред такая практика наносит созда­нию новых оригинальных номеров. Ведь все зачастую делается кус­тарным способом, без квалифицированного технического руковод­ства. К выполнению заказов привлекаются случайные люди, для ко­торых заказ цирка, по существу, отхожий промысел. В лучшем случае это специалисты узкого профиля — по стеклу, трубам, пере­дачам и т. д. Недопустимо, что в системе цирка до сих пор нет соб­ственной экспериментальной технической базы. Такая база могла бы стать центром, вобравшим в себя специалистов нового типа. Это должны быть люди с широким инженерным образованием, хорошо знающие специфику циркового искусства. Помимо чисто экспериментальной конструкторской работы, они могли бы оказывать не­оценимую помощь артистам цирка, задумавшим создать новый но­мер или существующий. Есть еще ряд насущных острых технических проблем, которые, ждут своего разрешения. Возьмем, например, материалы, из кото­рых изготовляется аппаратура (в том числе и облицовочные мате­риалы). Сколько в этой области за последнее время появилось но­винок! Но, увы, все это пока находит слабое отражение на манеже, Пора, наконец, всерьез заняться проблемами техники, создания собственной цирке. А. БАСМАНОВ

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Китайский цирк

News image

Вы много раз бывали в цирке, но Ваш взгляд остановился на афише Китайский цирк . Что же это за ци...

Авторизация