Цирки в мира

Пермский государственный цирк

News image

Один из самых счастливых праздников - посещение цирка: подарки, клоунский нос, фотографирование с обезьянкой, катание на лошадке. А на манеже - ...

Труппа Тьере-Чаплин (Франция)

News image

Это труппа из Франции состоит всего лишь из двух артистов. Но количество не всегда важнее качества. Данные артисты – это оп...

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

Омский цирк

News image

Строительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Собачки под руководством



PostHeaderIcon Собачки под руководством

Цирковая лента - Цирковой архив

1. «Собачки под руководством...» программы. Забавно, весело, любопыт­но по дрессуре, иногда занимательно. Иногда... Почему же только иногда? Почему художественное значение этого Жанра не соответ­ствует его широкой распространенности на манеже? Причин несколько. Одна из них та, что дрессировка собак превращается у нас в своеобразное коммерческое предприятие. Группа животных дрес­сируется, вернее натаскивается неким лицом на выполнение дав­но уже всем примелькавшегося набора стандартных трюков. За­тем эта «готовая» группа продается другому лицу (чаще всего жен­щине среднего возраста). Покупательница надевает декольтиро­ванное платье, и цирковой номер «собачки под руководством...» готов. Бывает вариант, при котором уходящая на пенсию артист­ка продает свой номер более молодой исполнительнице. В принципе разницы нет — и в том, и в другом слу­чае «творческий акт» создания номера заключается в выкладывании «на бочку» определенной суммы денег. Как же далеко все это от художественных творческих принципов советского цирка! Основой подобных порочных организационных «принципов» яв­ляется, на наш взгляд, то, что дрессировка собак существует у нас преимущественно как дрессировка салонная, то есть в форме, получившей широкое распространение на манеже в конце века, когда цирк испытывал сильнейшее влияние буржуазной эстрады. Ведь ранее дрессировка мелких животных — и в народ­ном цирковом искусстве, и на профессиональном манеже — была дрессировкой тематической, комической (в цирке вплоть до на­званного рубежа в основном — дрессировкой клоунской). Художественный образ зрелища складывался из образа дрессировщика и тесно связанного с ним специфического набора или специфическо­го осмысления трюков, выполнявшихся животными. А у нас теперь происходит подчас полный разрыв этих важней­ший двух слагаемых номера — образа артиста и трюковой части. Дело доходит до того, что руководящий собаками — иначе его не назовешь — появляется в манеже в своем обыденном костюме (под пиджаком свитер!), не гримируясь, и скучно демонстрирует скучные трюки (например, Мартиросов). процесс уничтожения самой сути содержания жанра. Нача­ло этому положила его унификация на основе принципов буржуаз­ной эстрады с ее приемами «чистой» зрелищности. Всякое явление советского циркового искусства обязано иметь художественный смысл. Многие номера с собачками лишены этого основного признака искусства и поэтому остаются за его гра­ницами.

. 2. эксцентрики должны быть, прежде всего, экс­центриками, а не только артистами, музицирующими эксцентрическую музыку. Ни музыкальный (композиторский) трюк, ни использование необыч­ных инструментов, взятые сами по себе, еще не обеспечивают со­ образа. о музыкальной эксцентрике.) Не обес­печивают потому, средство выразитель­ности музыки, а не цирка. Использование эксцентрических прием, важный, но прием, специфическое средство цирковой выразительности. Ведь можно представить акте­ра, играющего обычную мелодию на обычной скрипке, но создаю­щего яркий, остроэксцентрический образ, ибо он играет необычно. Значит, секрет в характере действия му­зыкального эксцентрика, того в манеже, средст­вами образ. значение. Эксцентризм внутренне­го содержания образа, эксцентрический характер его отношения действительности, ха­рактер его действий, манеже, основа, общая для всех комических образов циркового искусства. И уже отсюда, как следствие, возникает потребность актера использовать в соответствии со своим образом те или иные инструменты, те или иные музыкальные произведения. Конечно, возможен и ход от эксцентрических инструментов и му­зыки к образу, но это всегда должен быть именно ход, путь, при­водящий к эксцентрическому цирковому образу. Жанр, о котором идет речь, допускает большое разнообразие формы: тут и музыкальные антре, в области которых много пора­ботал заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Венецианов, и но­мера типа Макеевых. А номера Морозовских и Бирюковых при всех достоинствах ар­тистов превратились в явления, мало связанные с цирковым искус­ством: у этих исполнителей нет подлинного эксцентрического циркового образа. 3. Поиграем в дьяболо, покатаем обручи... Да, пусть играют и пусть катают. Но пусть этим зажимаются те, кому это положено — дети и жизнерадостные подростки. Но ко­гда на наших манежах «играющими и катающими» мы видим лю­дей, юность которых давно превратилась в далекое и смутное воспоминание, то у нас возникает чувство неловкости.

. Неловко и за артистов, руководство, неловко за ЦИРК. Ведь в цирке, как и в любом другом виде искусства, с непре­ложной силой действует закон единства содержания и формы. Ко­гда же происходит разрыв этих понятий, то разрушается и форма и содержание, и цирковой номер старичков, катающих обручики, или пузатых дядей, задорно перебрасывающихся катушечками, выгля­дит пародией на жизнерадостное искусство силы, молодости и кра­соты. 4. цирке, оказывается, имеет свою историю. Еще в 1934 году в Ленинграде были показаны «Лю­ди морского дна» — постановка, в которой демонстрировалась ра­бота эпроновцев, арене огромного бассейна макет подводной лодки. С. М. Киров по поводу «Конечно, показать!.. цирке ли? Быть может, выставке?.. куль­туры?» — И «...я думаю, цирк, явление искусства, может корня, накопленного опыта, от традиций... Все это, конечно, нуждается в обновлении, ви­доизменении т. п., но остается в своих границах, главное на своей почве!.. Не надо подменять цирк — ну, скажем... ну, хотя бы парашютным спортом!..» Беседа С. М. Кирова 26 июля 1934 г. с представителем ГОМЭЦ по Ленинграду. Приведено в кн.

. Кузнецова «Арена и люди советского цирка*, 1947, стр. 84. Киров был тысячу раз прав: единственная ценность такого рода зрелищ — демонстрация технических эффектов — не имеет пря­мого отношения ни к одному виду искусства, в том числе и цир­ковому. Здесь нет места актеру. об­раза. Достижения современной техники — дорогие гости на советском манеже, но только тогда, когда они помогают актеру создавать художественный цирковой образ, а не когда они, становись альфой и омегой зрелища, подменяют собой цирковые средства выразительности, уничтожая и художественность и образность нашего ис­кусства. Вывод из всего сказанного один: многие ошибки в художест­венной практике проистекают из не разработанности вопросов теории циркового искусства. Даже на первый взгляд видно, что ошиб­ки эти рождаются произвольным толкованием таких категорий, как средства цирковой выразительности, стиля и приемов нашего ис­кусства, понятия — художественный цирковой образ. искусства цирка. К. ЕЛЬШЕВСКИЙ,

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст...

Авторизация