Цирки в мира

Брянский цирк

News image

Шумел сурово брянский цирк - так надо было бы начинать наш рассказ. Кого ни спроси про Брянск, все вспоминают только бр...

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

Израильский цирк «Кешет»

News image

Цирк «Кешет» - это пример того, как даже в небольшом городе может существовать и процветать собственный цирк. «Кешет» - это на...

Запорожский государственный цирк

News image

Воспоминания о первых театрализованных цирковых представлениях в г. Александровске приходятся на 20-е годы прошлого столетия. Тогда они проводились во временных со...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Монгольский государственный цирк


PostHeaderIcon Монгольский государственный цирк

Цирковая лента - Цирковой архив

Как только в Улан-Баторе наступает вечер, и зажигаются огни, все виды транспорта движутся в направле­нии цирка. Часто у цирка не хватает места для транспорта, на котором приехали зрители: здесь и автомашины всевозможных марок, и автобусы, привезшие рабочих с комбина­та или железной дороги, и грузовики. Очереди у касс, двери гостеприимно раскрыты, из цирка слышна веселая музыка. Представление начинается! Красивый парад, флаги мира, цветы... Вот высоко взлетают на батуде ловкие тела прыгунов, вот зрители стараются раз­гадать фокусы улыбающегося манипуля­тора Цендаюш, вот пять девушек под ру­ководством Дарижав строят высокие, кра­сивые пирамиды на пьедестале, наездники и наездницы удивляют даже опытных, по­нимающих толк в скачках зрителей не­виданными для них трюками — сальто на лошади, сальто с лошади! Девушки ездят стоя на спине лошади и даже делают ак­робатику на полном карьере! Вот фигуры людей почти под куполом цирка! Это жонглеры на высоких ходулях показывают новые трюки жонгляжа с ог­ромными булавами, мячами и летающими «бабочками»... А как любят цирк дети и школьники Улан-Батора! Подойдите к цирку в празд­ник днем — вы увидите сотни детишек, с нетерпением ожидающих открытия вол­шебных дверей цирка, за которыми они увидят столько чудес! Вырастающие весе­лые куклы-великаны, китайские драконы, танцующие «матрешки», веселые обезьян­ки-наездники и медведи-акробаты! Яки, играющие с мячами и шарами. Олень, беру­щий высокие препятствия! Зайчик-бара­банщик! С таким же восторгом смотрят цирковую программу и дедушки и бабуш­ки, внучатами... История возникновения профессиональ­ного монгольского цирка следующая. В 1934 году в Улан-Батор приехала груп­па советских цирковых артистов и про­демонстрировала свое искусство. Совет­ский цирк имел очень большой успех, и правительство МНР постановило создать свой цирк. В Советский Союз, в Москов­скую цирковую школу, были командиро­ваны три ревсомольца — Раднабазар, Гомбо и Нацак. Они с успехом окончили уче­бу и, возвратясь в Улан-Батор, начали создавать свой цирк. Большую дружескую помощь им ока­зали советские артисты. В МНР была ко­мандирована группа цирковых режиссе­ров и тренеров — С. Маслюков, В. Захарьин, А. Чивов, С. Гальперин, А. .Волошин. Была создана цирковая студия, в которую привлекли группу монгольской молодежи, в Улан-Баторе выстроили два цирка: в городе — зимний и в Надомском город­ке — летний.

. За очень короткий срок была создана аппаратура, костюмы, реквизит, приобре­тены животные для номеров дрессуры. Очень напряженно шла работа над созда­нием кадров цирковых артистов. Монгольская молодежь оказалась очень способной. И это понятно. Моло­дежь в Монголии закаляется физически с самого раннего возраста. В 5—6 лет мон­гольский мальчик и девочка — прекрас­ные наездники, отлично чувствующие се­бя в седле. С самого раннего возраста ре­бята увлекаются национальной борьбой и постоянно соревнуются друг с другом. Повсеместно в Монголии распространена стрельба из лука. Жизнь на свежем воз­духе, в постоянном движении, в работе создавала здоровую, сильную и смелую молодежь. Душой подготовительной работы по созданию монгольского цирка были Рад-набазар, Гомбо и Нацак, которые своим примером показывали, что трудное искус­ство цирка вполне доступно для молодых учеников цирковой студии. Раднабазар был первым артистом, ко­торый овладел мастерством многих жанров циркового искусства. Он был прекрасным акробатом, гим­настом, разговорного жанра. Он также был очень хо­рошим организатором, ведущим за собой молодежь. В 1941 году на празднике Надом в летнем цирке состоялось первое представ­ление молодого монгольского цирка, и прошло оно с огромным успехом. Представления шли беспрерывно весь день и вечер. В пепвой программе высту­пали: акробаты Челха Джаб-Нимадаши — Даян-Ванган, эквилибристы с шестами Раднабазар — Нацак, жонглер Гомбо, гим­насты на турниках под руководством Норбо — Церен, акробатический этюд Ванчиж Сурен — Ирина, прыгуны под руководст­вом Вангаи, дрессированные собаки под руководством Майи, каучук — Церендулма и Цендаюш, эквилибр на стульях — Майя, эксцентрики Церендорж — Даян и другие артисты. В программе были пред­ставлены почти все «классические» жанры цирка, и профессиональное мастерство исполнителей было на высоте. Монгольское правительство создало все условия, чтобы цирк мог работать творче­ски. Сразу же определились «любимцы» зрителей, и их популярность росла с каж­дой новой программой.

. таланты-самородки. Кроме упомянутых первых артистов — Раднабазара, Гомбо и Нацака — большую популярность завоевал комик Данзан, проявивший незаурядные способности в цирковой буффонаде. Клоун в цирке всег­да центральная фигура. Зрители любят посмеяться, и выступления Данзана с его партнером Дамдин-Суреном проходили при самом шумном одобрении зала. Монгольским клоунам повезло. Их пер­вым учителем был замечательный совет­ский артист-клоун С. Маслюков. У него они переняли мягкую манеру работы, без всяких грубостей и балаганщины. Данзан вскоре выработался в замечательного ма­стера пародии, шутки, короткой репризы. Он работает в каком-то ему одному прису­щем стиле, в котором много чисто народ­ного юмора. Он создает свои репризы, при­думывает реквизит, он большой мастер экспромта, прекрасно исполняет роли в пантомимах. Положительная сторона мастерства почти всех артистов монгольского цирка — их универсализм. Они не замыкаются в рамки одной какой-нибудь специальности, и это позволяет им легче справляться с трудностями при создании новых номеров и программ. Условия работы монгольского цирка, особенно в первые годы, были сложными потому, что в МНР был только один цирк в Улан-Баторе и одна цирковая группа, а сезон в цирке продолжался 10 месяцев ежегодно — с октября по август. За это время нужно было сделать несколько но­вых программ с одним и тем же составом исполнителей. Ведь зритель хочет видеть новое и новое. Монгольский цирк живет напряженной творческой жизнью. Зимний сезон открывается обычно в октябре, дальше идет подготовка програм­мы к Новому году, новая программа де­монстрируется между январем и маем, потом 1 Мая, потом праздник Надом, к которому всегда готовятся особенно тща­тельно, так как на этом празднике цирк обычно «отчитывается» в проделанной ра­боте. На Надоме всегда много приезжих гостей из-за границы.

. После Надома ар­тисты цирка едут на летние гастроли по МНР. Короткий отпуск — и опять откры­тие очередного зимнего сезона. Во время летних гастролей, для того чтобы обслужить самые дальние населен­ные пункты, артисты цирка проделывают путь в несколько тысяч километров, часто в очень сложных условиях. Гастроли артистов монгольского цирка в первые годы его существования можно без большого преувеличения назвать ге­роическими. Дороги тогда еще только строились. Удобных автобусов еще не бы­ло. Железной дороги тоже. Бескрайние равнины, высокие горы, множество быст­рых рек, капризный климат и необходи­мость выступать на совершенно открытых площадках создавали большие трудности. Часто приходилось передвигаться верхом или перетаскивать грузовики через раз­лившиеся реки... Приходилось мокнуть под дождем или целые дни проводить на горячем солнце, в степи, в которой не бы­ло ни единого деревца... К тому же нужно побывать в Монголии, чтобы узнать, как там иногда дует ветер! В степи можно очутиться среди двух-трех десятков бе­шено вращающихся смерчей из песка и мелких камней. Можно остаться на не­сколько дней без воды!.. И вот в таких условиях артисты цирка покрывали тысячи километров и несли свое искусство народу. Зато с каждой поездкой увеличивается их профессио­нальный опыт. Они могут установить ап­паратуру в любом месте, в любых усло­виях и работать без всяких лонж и се­ток. Монгольский цирк проводит большую и нужную работу, знакомя трудящихся самых отдаленных уголков обширной стра­ны с искусством цирка. Особенно тесная дружба существует у артистов с бойцами Народной Армии, где они всегда желан­ные гости. Среди артистов монгольского цирка есть вне всякого сомнения мастера между­народного класса. Нельзя не восхищать­ся мастерством заслуженного артиста МНР Нацака и артиста Доржа, исполняющих трудный номер — «Перш на одинарном канате», артистами Бадарч и Сандак — акробаты на шаре, артистами Дамдин-Сурен и Ханд Сурен, исполняющими акро­батику на свободно висящей проволоке, артисткой Дорж-палам («каучук»), заслуженной артисткой МНР Церендулмои Минжин Сурун. Церендулма держит на лбу шест с двумя партнершами, держит перш в зубах — трю­ки, мужчины. Очень хорошо работает в жанре сило­вого жонглера артист Дамдин, прекрасный атлет, неоднократный чемпион МНР в национальной борьбе. Оригинальный но­мер «Жонглеры на ходулях» сделали ар­тисты Сертиф и Дарам Сид. птица». В цирке имеется большая группа дрес­сированных животных. С первых же дней были организованы группы лошадей и со­бак, а потом постепенно группа животных начала расширяться. Артист Раднабазар демонстрировал первую группу дрессиро­ванных медведей и волков. Сейчас имеют­ся дрессированные верблюды, яки, олени, лисицы, еноты, обезьяны, маленькие ло­шадки пони и другие. Артист-дрессировщик Церендорж соз­дал аттракцион с дрессированными льва­ми. Это первый в МНР номер с хищника­ми. Львов монгольскому цирку подарило наше Всесоюзное объединение цирков. Ар­тист Церендорж проходил стажировку у советских дрессировщиков — народных ар­тистов Бориса Эдера и Ирины Бугримовой. Первый показ на Надомском празднике в 1958 году прошел очень успешно. Культивирует цирк и монгольскую на­циональную борьбу. Зимой, когда сорев­нование нельзя проводить на открытом воздухе, борьба устраивается в цирке. На­родную борьбу зрители чрезвычайно лю­бят, хорошо знают правила борьбы и даже участвуют в судействе. Правила монгольской борьбы своеоб­разны. Чемпионат нельзя растянуть, как у нас, на несколько недель. Он проводится в течение одного дня. В тот же вечер вы­является победитель чемпионата. В мон­гольской борьбе не бывает длительных схваток, нет в ней и разделения на весо­вые категории. Главное в ней техника, знание приемов и ловкость. В коллективе цирка все умеют бороть­ся, есть несколько выдающихся монголь­ских борцов. Артист Дамдин — неодно­кратный победитель первенства МНР. Артист Дорж занимал много раз призовые места. Борьба в цирке привлекает лучших борцов Улан-Батора. Их особенно много среди военных. В день борьбы командо­вание отпускает их в цирк. Большой успех имеют также конно­спортивные игры и игры разных народно­стей, в которых часто принимают участие и зрители. Сейчас коллектив работает над новыми номерами. Велофигуристы репетируют номер «Хоккей на одноколесных велосипе­дах», где ведущую роль играет клоун Бадарчи. Дрессировщик Сандак готовит кон­ные номера — «высшую школу верховой езды» и «па-де-труа». Делается новый но­мер «Снайперы из луков», гимнасты репе­тируют новый номер «Тройной пропел­лер». Группа из пяти девушек работает над номером группового «каучука» на специальном пьедестале, изменяющем свою форму в процессе работы. Восстанавливается номер акробатов, прыгунов и жонглеров на верблюдах. Про­водятся первые экспериментальные опыты с тройным турником на амортизаторах вместо железных перекладин. Репети­руется номер на комбинированных разно­высоких брусьях, модернизированных для манежа. Готовится также номер «воздуш­ного полета» для открытия большого но­вого цирка... Коллектив цирка создавал и создает не только новые цирковые номера, он ставит пантомимы, тематические пред­ставления, детские постановки. По приме­ру советского цирка ставятся специальные парады, посвященные народным праздни­кам. В годы войны с фашизмом коллектив поставил пантомиму Афиногенова «Трое наших». Были также поставлены панто­мимы: «Весенний цветок» — китайская сказка, «Сон охотника» — детская панто­мима, «В доме отдыха» — музыкальная пантомима, «12 месяцев» — чехословац­кая сказка и другие. Коллектив имеет своих режиссеров из артистов первого набора. Это заслужен­ный артист МНР Дамдин-Сурен, Нацак, Нима Даши, Дарижав, Цендаюш, Ичин-Норво, Жимитдорж. При цирке создан Художественный совет, который обсуждает все мероприятия цирка в области репертуара. Цирк имеет свой оркестр. Именно в цирке был создан первый в МНР оркестр европейских инструментов. В цирке, между прочим, начинали свою карьеру артисты, сейчас известные далеко за пределами МНР, — например: ведущая артистка театра оперы и балета Цохцулма — народная артистка МНР; композитор Мурдорж — ныне заслужен­ный деятель искусств МНР; Гончик Са-мулай — композитор и дирижер театра оперы и балета; главный художник те­атра оперы и балета Намхай; поэтесса Майя и другие. При цирке открыта цирковая школа имени Раднабазара, которая готовит смену старым кадрам. Кроме, так сказать, про­фессиональной учебы коллектив артистов цирка уделяет много внимания поднятию общей культуры, политграмоте и общеоб­разовательным предметам. В МНР это очень хорошо поставлено. Артисты всех театров и ансамблей, цирка и кино собираются в определенные дни и занимаются под руководством лучших преподавателей и лекторов. Они распреде­лены на группы по своему общеобразовательному цензу. Занятия обязательны для всех артистов. Каждый год проводят­ся занятия и в университете марксизма-ленинизма. Дети, работающие в цирке, обязательно проходят курс учебы в шко­ле. Еще нужно сказать о большой шеф­ской работе коллектива. Это то новое, что родилось в советском цирке и перешло в цирки демократических стран. Нигде в мире артисты не отдают без всякого воз­награждения свое мастерство и внимание, как это делают артисты демократических стран, труженикам подшефных заводов, колхозов, воинских частей и т. д. Монгольские артисты уже давно прово­дят шефские представления, выезжают на шефские спектакли далеко от своего го­рода, помогают в самодеятельном искус-стае, крепят дружбу с рабочими и ара­тами. В тесной связи с народом, его жизнью и мечтами растет искусство монгольско­го цирка. А. ШИРАЙ

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Снежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин...

Авторизация