Цирки в мира
Цирковое шоу `Паруса`Впервые в России: грандиозное цирковое представление танцующих фонтанов! Потрясающая театрализованная сказка «Паруса» с участием акробатов, клоунов, жонглеров, канатоходцев и дрессированных жи... |
Цирк дрессированных собак (Обнинск)И в нашем отечественном, и в зарубежном цирке широко представлена дрессировка различных видов животных. Дуровы дрессировали слонов, бегемотов, морских животных, ке... |
Артемон - театр зверей и птицЕсли Вы любите цирк, любите животных и особенно любите цирковые представления с участием животных и птиц, то Московский иллюзионный театр зв... |
Новокузнецкий циркНовокузнецкий цирк – это замечательный цирк, с отличным руководством. Сюда любят приезжать артисты на гастроли, и это не удивительно, ведь ци... |
Монгольский государственный цирк
Цирковая лента - Цирковой архив |
Как только в Улан-Баторе наступает вечер, и зажигаются огни, все виды транспорта движутся в направлении цирка. Часто у цирка не хватает места для транспорта, на котором приехали зрители: здесь и автомашины всевозможных марок, и автобусы, привезшие рабочих с комбината или железной дороги, и грузовики. Очереди у касс, двери гостеприимно раскрыты, из цирка слышна веселая музыка. Представление начинается! Красивый парад, флаги мира, цветы... Вот высоко взлетают на батуде ловкие тела прыгунов, вот зрители стараются разгадать фокусы улыбающегося манипулятора Цендаюш, вот пять девушек под руководством Дарижав строят высокие, красивые пирамиды на пьедестале, наездники и наездницы удивляют даже опытных, понимающих толк в скачках зрителей невиданными для них трюками — сальто на лошади, сальто с лошади! Девушки ездят стоя на спине лошади и даже делают акробатику на полном карьере! Вот фигуры людей почти под куполом цирка! Это жонглеры на высоких ходулях показывают новые трюки жонгляжа с огромными булавами, мячами и летающими «бабочками»... А как любят цирк дети и школьники Улан-Батора! Подойдите к цирку в праздник днем — вы увидите сотни детишек, с нетерпением ожидающих открытия волшебных дверей цирка, за которыми они увидят столько чудес! Вырастающие веселые куклы-великаны, китайские драконы, танцующие «матрешки», веселые обезьянки-наездники и медведи-акробаты! Яки, играющие с мячами и шарами. Олень, берущий высокие препятствия! Зайчик-барабанщик! С таким же восторгом смотрят цирковую программу и дедушки и бабушки, внучатами... История возникновения профессионального монгольского цирка следующая. В 1934 году в Улан-Батор приехала группа советских цирковых артистов и продемонстрировала свое искусство. Советский цирк имел очень большой успех, и правительство МНР постановило создать свой цирк. В Советский Союз, в Московскую цирковую школу, были командированы три ревсомольца — Раднабазар, Гомбо и Нацак. Они с успехом окончили учебу и, возвратясь в Улан-Батор, начали создавать свой цирк. Большую дружескую помощь им оказали советские артисты. В МНР была командирована группа цирковых режиссеров и тренеров — С. Маслюков, В. Захарьин, А. Чивов, С. Гальперин, А. .Волошин. Была создана цирковая студия, в которую привлекли группу монгольской молодежи, в Улан-Баторе выстроили два цирка: в городе — зимний и в Надомском городке — летний.
. За очень короткий срок была создана аппаратура, костюмы, реквизит, приобретены животные для номеров дрессуры. Очень напряженно шла работа над созданием кадров цирковых артистов. Монгольская молодежь оказалась очень способной. И это понятно. Молодежь в Монголии закаляется физически с самого раннего возраста. В 5—6 лет монгольский мальчик и девочка — прекрасные наездники, отлично чувствующие себя в седле. С самого раннего возраста ребята увлекаются национальной борьбой и постоянно соревнуются друг с другом. Повсеместно в Монголии распространена стрельба из лука. Жизнь на свежем воздухе, в постоянном движении, в работе создавала здоровую, сильную и смелую молодежь. Душой подготовительной работы по созданию монгольского цирка были Рад-набазар, Гомбо и Нацак, которые своим примером показывали, что трудное искусство цирка вполне доступно для молодых учеников цирковой студии. Раднабазар был первым артистом, который овладел мастерством многих жанров циркового искусства. Он был прекрасным акробатом, гимнастом, разговорного жанра. Он также был очень хорошим организатором, ведущим за собой молодежь. В 1941 году на празднике Надом в летнем цирке состоялось первое представление молодого монгольского цирка, и прошло оно с огромным успехом. Представления шли беспрерывно весь день и вечер. В пепвой программе выступали: акробаты Челха Джаб-Нимадаши — Даян-Ванган, эквилибристы с шестами Раднабазар — Нацак, жонглер Гомбо, гимнасты на турниках под руководством Норбо — Церен, акробатический этюд Ванчиж Сурен — Ирина, прыгуны под руководством Вангаи, дрессированные собаки под руководством Майи, каучук — Церендулма и Цендаюш, эквилибр на стульях — Майя, эксцентрики Церендорж — Даян и другие артисты. В программе были представлены почти все «классические» жанры цирка, и профессиональное мастерство исполнителей было на высоте. Монгольское правительство создало все условия, чтобы цирк мог работать творчески. Сразу же определились «любимцы» зрителей, и их популярность росла с каждой новой программой.
. таланты-самородки. Кроме упомянутых первых артистов — Раднабазара, Гомбо и Нацака — большую популярность завоевал комик Данзан, проявивший незаурядные способности в цирковой буффонаде. Клоун в цирке всегда центральная фигура. Зрители любят посмеяться, и выступления Данзана с его партнером Дамдин-Суреном проходили при самом шумном одобрении зала. Монгольским клоунам повезло. Их первым учителем был замечательный советский артист-клоун С. Маслюков. У него они переняли мягкую манеру работы, без всяких грубостей и балаганщины. Данзан вскоре выработался в замечательного мастера пародии, шутки, короткой репризы. Он работает в каком-то ему одному присущем стиле, в котором много чисто народного юмора. Он создает свои репризы, придумывает реквизит, он большой мастер экспромта, прекрасно исполняет роли в пантомимах. Положительная сторона мастерства почти всех артистов монгольского цирка — их универсализм. Они не замыкаются в рамки одной какой-нибудь специальности, и это позволяет им легче справляться с трудностями при создании новых номеров и программ. Условия работы монгольского цирка, особенно в первые годы, были сложными потому, что в МНР был только один цирк в Улан-Баторе и одна цирковая группа, а сезон в цирке продолжался 10 месяцев ежегодно — с октября по август. За это время нужно было сделать несколько новых программ с одним и тем же составом исполнителей. Ведь зритель хочет видеть новое и новое. Монгольский цирк живет напряженной творческой жизнью. Зимний сезон открывается обычно в октябре, дальше идет подготовка программы к Новому году, новая программа демонстрируется между январем и маем, потом 1 Мая, потом праздник Надом, к которому всегда готовятся особенно тщательно, так как на этом празднике цирк обычно «отчитывается» в проделанной работе. На Надоме всегда много приезжих гостей из-за границы.
. После Надома артисты цирка едут на летние гастроли по МНР. Короткий отпуск — и опять открытие очередного зимнего сезона. Во время летних гастролей, для того чтобы обслужить самые дальние населенные пункты, артисты цирка проделывают путь в несколько тысяч километров, часто в очень сложных условиях. Гастроли артистов монгольского цирка в первые годы его существования можно без большого преувеличения назвать героическими. Дороги тогда еще только строились. Удобных автобусов еще не было. Железной дороги тоже. Бескрайние равнины, высокие горы, множество быстрых рек, капризный климат и необходимость выступать на совершенно открытых площадках создавали большие трудности. Часто приходилось передвигаться верхом или перетаскивать грузовики через разлившиеся реки... Приходилось мокнуть под дождем или целые дни проводить на горячем солнце, в степи, в которой не было ни единого деревца... К тому же нужно побывать в Монголии, чтобы узнать, как там иногда дует ветер! В степи можно очутиться среди двух-трех десятков бешено вращающихся смерчей из песка и мелких камней. Можно остаться на несколько дней без воды!.. И вот в таких условиях артисты цирка покрывали тысячи километров и несли свое искусство народу. Зато с каждой поездкой увеличивается их профессиональный опыт. Они могут установить аппаратуру в любом месте, в любых условиях и работать без всяких лонж и сеток. Монгольский цирк проводит большую и нужную работу, знакомя трудящихся самых отдаленных уголков обширной страны с искусством цирка. Особенно тесная дружба существует у артистов с бойцами Народной Армии, где они всегда желанные гости. Среди артистов монгольского цирка есть вне всякого сомнения мастера международного класса. Нельзя не восхищаться мастерством заслуженного артиста МНР Нацака и артиста Доржа, исполняющих трудный номер — «Перш на одинарном канате», артистами Бадарч и Сандак — акробаты на шаре, артистами Дамдин-Сурен и Ханд Сурен, исполняющими акробатику на свободно висящей проволоке, артисткой Дорж-палам («каучук»), заслуженной артисткой МНР Церендулмои Минжин Сурун. Церендулма держит на лбу шест с двумя партнершами, держит перш в зубах — трюки, мужчины. Очень хорошо работает в жанре силового жонглера артист Дамдин, прекрасный атлет, неоднократный чемпион МНР в национальной борьбе. Оригинальный номер «Жонглеры на ходулях» сделали артисты Сертиф и Дарам Сид. птица». В цирке имеется большая группа дрессированных животных. С первых же дней были организованы группы лошадей и собак, а потом постепенно группа животных начала расширяться. Артист Раднабазар демонстрировал первую группу дрессированных медведей и волков. Сейчас имеются дрессированные верблюды, яки, олени, лисицы, еноты, обезьяны, маленькие лошадки пони и другие. Артист-дрессировщик Церендорж создал аттракцион с дрессированными львами. Это первый в МНР номер с хищниками. Львов монгольскому цирку подарило наше Всесоюзное объединение цирков. Артист Церендорж проходил стажировку у советских дрессировщиков — народных артистов Бориса Эдера и Ирины Бугримовой. Первый показ на Надомском празднике в 1958 году прошел очень успешно. Культивирует цирк и монгольскую национальную борьбу. Зимой, когда соревнование нельзя проводить на открытом воздухе, борьба устраивается в цирке. Народную борьбу зрители чрезвычайно любят, хорошо знают правила борьбы и даже участвуют в судействе. Правила монгольской борьбы своеобразны. Чемпионат нельзя растянуть, как у нас, на несколько недель. Он проводится в течение одного дня. В тот же вечер выявляется победитель чемпионата. В монгольской борьбе не бывает длительных схваток, нет в ней и разделения на весовые категории. Главное в ней техника, знание приемов и ловкость. В коллективе цирка все умеют бороться, есть несколько выдающихся монгольских борцов. Артист Дамдин — неоднократный победитель первенства МНР. Артист Дорж занимал много раз призовые места. Борьба в цирке привлекает лучших борцов Улан-Батора. Их особенно много среди военных. В день борьбы командование отпускает их в цирк. Большой успех имеют также конноспортивные игры и игры разных народностей, в которых часто принимают участие и зрители. Сейчас коллектив работает над новыми номерами. Велофигуристы репетируют номер «Хоккей на одноколесных велосипедах», где ведущую роль играет клоун Бадарчи. Дрессировщик Сандак готовит конные номера — «высшую школу верховой езды» и «па-де-труа». Делается новый номер «Снайперы из луков», гимнасты репетируют новый номер «Тройной пропеллер». Группа из пяти девушек работает над номером группового «каучука» на специальном пьедестале, изменяющем свою форму в процессе работы. Восстанавливается номер акробатов, прыгунов и жонглеров на верблюдах. Проводятся первые экспериментальные опыты с тройным турником на амортизаторах вместо железных перекладин. Репетируется номер на комбинированных разновысоких брусьях, модернизированных для манежа. Готовится также номер «воздушного полета» для открытия большого нового цирка... Коллектив цирка создавал и создает не только новые цирковые номера, он ставит пантомимы, тематические представления, детские постановки. По примеру советского цирка ставятся специальные парады, посвященные народным праздникам. В годы войны с фашизмом коллектив поставил пантомиму Афиногенова «Трое наших». Были также поставлены пантомимы: «Весенний цветок» — китайская сказка, «Сон охотника» — детская пантомима, «В доме отдыха» — музыкальная пантомима, «12 месяцев» — чехословацкая сказка и другие. Коллектив имеет своих режиссеров из артистов первого набора. Это заслуженный артист МНР Дамдин-Сурен, Нацак, Нима Даши, Дарижав, Цендаюш, Ичин-Норво, Жимитдорж. При цирке создан Художественный совет, который обсуждает все мероприятия цирка в области репертуара. Цирк имеет свой оркестр. Именно в цирке был создан первый в МНР оркестр европейских инструментов. В цирке, между прочим, начинали свою карьеру артисты, сейчас известные далеко за пределами МНР, — например: ведущая артистка театра оперы и балета Цохцулма — народная артистка МНР; композитор Мурдорж — ныне заслуженный деятель искусств МНР; Гончик Са-мулай — композитор и дирижер театра оперы и балета; главный художник театра оперы и балета Намхай; поэтесса Майя и другие. При цирке открыта цирковая школа имени Раднабазара, которая готовит смену старым кадрам. Кроме, так сказать, профессиональной учебы коллектив артистов цирка уделяет много внимания поднятию общей культуры, политграмоте и общеобразовательным предметам. В МНР это очень хорошо поставлено. Артисты всех театров и ансамблей, цирка и кино собираются в определенные дни и занимаются под руководством лучших преподавателей и лекторов. Они распределены на группы по своему общеобразовательному цензу. Занятия обязательны для всех артистов. Каждый год проводятся занятия и в университете марксизма-ленинизма. Дети, работающие в цирке, обязательно проходят курс учебы в школе. Еще нужно сказать о большой шефской работе коллектива. Это то новое, что родилось в советском цирке и перешло в цирки демократических стран. Нигде в мире артисты не отдают без всякого вознаграждения свое мастерство и внимание, как это делают артисты демократических стран, труженикам подшефных заводов, колхозов, воинских частей и т. д. Монгольские артисты уже давно проводят шефские представления, выезжают на шефские спектакли далеко от своего города, помогают в самодеятельном искус-стае, крепят дружбу с рабочими и аратами. В тесной связи с народом, его жизнью и мечтами растет искусство монгольского цирка. А. ШИРАЙ
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|