Цирки в мира

Волгоградский государственный цирк

News image

В последней декаде 1967 года Волгоградский госцирк вновь распахнул свои двери. Раздались первые аккорды циркового марша и состоялись первые выступления ар...

Пензенский государственный цирк

News image

Пензенский цирк является родиной русского цирка, это был первый цирк в России, открытый братьями Никитиными 25 декабря 1873 года. На ст...

Цирк дрессированных собак (Обнинск)

News image

И в нашем отечественном, и в зарубежном цирке широко представлена дрессировка различных видов животных. Дуровы дрессировали слонов, бегемотов, морских животных, ке...

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирк в мире - Чемпионаты классической борьбы в цирке


PostHeaderIcon Чемпионаты классической борьбы в цирке

Цирковая лента - Цирк в мире

Первым самым значительным элементом цирка является демонстрация физической силы и ловкости, физической кра­соты человеческого организма. Отнюдь не требуется, чтобы средний человек был акробатом, жонглером или атлетом. Но никогда высокий средний уровень не достигается без значительного количества мастеров. Таких мастеров мы имеем в цирке. (А. В. Луначарский, обновленного цирка, журн. театра», 1919, №3) я тягу нашел, Так я бы всю землю поднял!» былин. силы, могучими богатырями. В героических сказаниях, дошедших до нас из седой древности, народные певцы славят русских чудо-богатырей Илью Муромца, Микулу Селяниновича, Святогора, Добрыню Никитича. С большой художественной силой и поэтической выразительностью запечатлена в былинах храбрость, непреоборимое мужество, ясный ум и стойкий характер русского народа. Могучие титаны, герои былин — это защитники родины от завоевателей, народное счастье, сильные, цельные, неподкупные натуры. «Я иду служить... За землю российскую, Да и за стольный Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей», — говорит народный богатырь Илья Муромец, выражая думы и чая­ния русского народа. Высокопоэтичные, полные глубокого философского значения образы былинных богатырей, героев народных легенд, преданий и песен, на протяжении веков питали всю русскую культуру — музыку Глинки и Мусоргского, поэзию Пушкина и Некрасова, Горького и Маяковского, живопись Репина, Сурикова и Вас­нецова. Соревнования силачей на народных игрищах и праздничных гуляньях, воспетые Лермонтовым и Гоголем, оказали большое влияние и на развитие любимого народом циркового искусства, на формирование многих его жанров. века на аренах русских цирков начинают проводиться чемпионаты классической борь­бы, они быстро завоевывают огромную популярность, приобрета­ют всероссийский размах. Выдвигаются талантливые организато­ры чемпионатов. В Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и других городах возникают кружки любителей тяжелой атлетики, для них начинает издаваться журнал «Геркулес». Именно в эти годы цирк становится одним из наиболее распространенных и посещаемых зрелищных предприятий в России.

. Несмотря на темные закулисные махинации и отдельные анти­эстетические явления, присущие дореволюционным чемпионатам, простой народ любил классическую борьбу. В ней он видел прежде всего демонстрацию силы, ловкости, мужества, незаурядных воле­вых качеств. Зрелищем классической борьбы, как известно, увле­кались Шаляпин, Куприн, Блок, Горький, Маяковский. Расцвет чемпионатов борьбы в русском цирке выдвинул це­лую плеяду выдающихся атлетов мирового класса, успешно защи­щавших спортивную честь России на мировых соревнованиях. Это замечательный русский борец дважды чемпион мира Иван Заикин, чемпион мира Иван Шемякин, неоднократный победитель между­народных чемпионатов Николай Вахтуров, Григорий Кащеев, Георг Лурих и в первую очередь легендарный русский борец шестикратный чемпион мира Иван Поддубный. Именно в Поддубном с наибольшей полнотой сочетались луч­шие черты народного богатыря: феноменальная мощь, непре­клонное мужество и воля к победе, патриотизм, высокая мораль­ная чистота и цельность. Вместе с его победами это заслуженно создало Ивану Поддубному всемирную славу. Наша великая Родина по праву может быть названа страной богатырей. Издавна славятся в русском народе силачи-атлеты, акробаты и гимнасты, мастера по поднятию тяжестей, борцы-чемпионы. XXI съезд КПСС уделил большое внимание дальнейшему развитию массовости советского спорта. Важное значение сейчас приобретает пропаганда физической культуры и спорта. В связи с этим хочется поставить вопрос 6 чемпионатах классической борьбы в советском цирке. В 20-е и первой половине 30-х годов в наших цирках ежегодно проводилось одновременно от десяти до двенадцати и более чемпионатов классической борьбы. Большинство из них имело высококвалифицированный состав борцов-профессионалов и пользовалось у зрителей большой популярностью. Можно без преувеличения сказать, что еще в начале тридцатых годов ни одно зрелищное предприятие не могло соперничать с цирками, когда в них проводились чемпионаты борьбы. Состязание сильных, красиво сложенных, гармонично развитых атлетов приковывало всеобщее внимание, привлекало в спорт тысячи и десятки тысяч новичков-любителей. Среди наших известных тяжелоатлетов, советских рекордсменов немало таких, которые пришли в спорт благодаря увлечению классической борьбой в цирке. Нередко борцы-профессионалы сами становились инициаторами создания новых спортивных секций, кружков любителей тяжелой атлетики. В свою очередь немало спортсменов-любителей стали цирковыми борцами-профессионалами.

. Во время Великой Отечественной войны многие артисты цирка ушли на фронт. Большинство коллективов классической борьбы в этот период было расформировано или распалось, а единственный сохранившийся коллектив влачит жалкое существование. Вопросами пополнения, снаряжения, оформления этого чемпионата по-настоящему никто не занимается. По своему составу труппа наполовину небоеспособна: многим борцам давно пора уйти на пенсию. Их задерживает то, что положение с пенсиями для этой категории артистов цирка до сих пор не упорядочено. Если другие цирковые номера получают необходимую режиссерскую помощь, с ними ведется постановочная работа, они периодически переоформляются, то в чемпионатах классической борьбы этого, по существу, никогда не было. Лишь в прошлом году существующей труппе был предоставлен репетиционный период, сыгравший свою роль. Однако нового пополнения до сих пор нет. Дисциплина в коллективе борцов расшатана, режим соблюдается плохо, тренировки рукава. Не случайно в послевоенные годы интерес к чемпионатам классической борьбы в советском цирке резко упал. Ввиду того что многие из борцов нынешнего состава утратили форму и дисквалифицировались, чемпионаты классической борьбы в последнее время проводятся лишь на аренах небольших периферийных цирков. По-видимому, некоторые работники Союзгосцирка считают, что-то, что нельзя показать зрителям больших столичных городов, «годится» для «провинциального» зрителя?! Надо ли говорить о нетерпимости такого положения!.. Прекрасной традицией отечественного цирка всегда было то, что даже в небольших городах в чемпионатах боролись настоящие чемпионы. Прославленных русских борцов знали и любили и рабочие Выборгской стороны, и грузчики Одессы и Херсона, и волжские бурлаки. В свою очередь простой люд выдвинул из своей среды на арену российских цирков целый ряд талантливых борцов-самородков. Многие из нас часто получают письма с просьбой поделиться воспоминаниями, рассказать о знаменитых русских борцах прошлого и настоящего. Немногочисленные книги по истории классической борьбы в России разбираются нарасхват. Интерес к чемпионатам классической борьбы у любителей циркового искусства все еще велик, а нынешний чемпионат удовлетворить его не в состоянии. Нужны энергичные, действенные меры, способные коренным образом изменить существующее положение к лучшему.

. Это тем более необходимо, что одних соревнований борцов-любителей для массовой, эффективной пропаганды этого вида спорта недостаточно. Любительские соревнования не привлекают и не могут привлечь к себе такого внимания, как цирковые чемпионаты. Во-первых, они проводятся реже, во-вторых, различия в правилах борьбы для профессионалов и для любителей сводят на нет зрелищный эффект любительских соревнований. По правилам профессиональной борьбы мгновенное прикосновение борца лопатками к ковру не признается поражением, не засчитываются также очки за проведение приемов в защите и нападении. Поэтому, добиваясь чистой победы, борцы-профессионалы имеют возможность широко использовать эффективные приемы и контрприемы, вести борьбу эстетически красиво. Ни для кого не секрет, что цирковой борьбе присуща известная театрализованность, украшающая зрелище, усиливающая его художественно-воспитательное воздействие. Для борца-любителя эстетическая форма ведения борьбы — на втором плане, главное—любой ценой победить противника. Многие любители боятся рисковать, опасаясь встретить контрприем со стороны противника. Этим объясняется, что профессиональная борьба является несравненно более захватывающим, ярким и содержательным зрелищем. Что же нужно сделать для возрождения чемпионатов борьбы в нашем цирке? Прежде всего, необходимо привлечь в чемпионаты способную, физически подготовленную молодежь. Это оздоровит труппу, вольет в ее состав свежие силы, повысит ее боеспособность и эстетический уровень. Параллельно с этим следовало бы создать студию профессиональной цирковой борьбы для всесторонней подготовки молодой артистической смены в этом жанре. Выпуск борцов, подготовленных студией (в количестве 40—60 человек), позволит в течение ближайших лет полностью обно­вить состав нынешнего чемпионата, а так­же создать вторую труппу борцов. Послед­нее крайне необходимо для обмена участ­никами чемпионатов. Можно подумать и о том, чтобы наряду с чемпионатами классической (француз­ской) борьбы в цирке проводить и со­ревнования борьбе. В коллективе борцов нужно повести серьезную воспитательную работу, реши­тельно пресекая случаи аморального пове­дения на работе и в быту, нарушение ре­жима тренировок и выступлений. Советский артист должен быть образцом и на арене и в жизни, в быту — эта заповедь должна быть для нерушимой. Молодые артисты, подготовленные студи­ей, смогут оказывать неоценимую помощь любительским коллективам в качестве ин­структоров-общественников, проводя по­казательные встречи, консультируя трене­ров по программе занятий, режиму трени­ровок. В цирках следует чаще проводить показательные соревнования между про­фессионалами любителями. Показательные выступления борцов нуж­но систематически организовывать в парках культуры и отдыха. Это также будет спо­собствовать привлечению молодых спортс­менов. Очень популярны различные виды спор­та, в том числе и классическая борьба, сре­ди личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота. Спорт помогает воину быть смелым, ловким, выносливым. Желательно проводить больше показатель­ных выступлений борцов в воинских частях. Мы убеждены, что решительные действия Союзгосцирка и нашей спортивной общест­венности помогут в короткий срок возро­дить популярный, любимый народом жанр классической борьбы в советском цирке, что будет иметь огромное значение для роста массовости советского спорта, для достиже­ния новых успехов во славу нашей Родины. Возросший уровень мастерства артистов и режиссеров советского цирка, богатый художественно-творческий опыт, накоплен­ный за последние десятилетия, позволят сделать цирковые чемпионаты борьбы ди­намичным, захватывающим, интересным зре­лищем. Этого требуют и наш зритель и ин­тересы советского спорта, самого передо­вого, самого массового в мире! Н. КОЛОФИДИН, народный В. ШТЫРЛЯЕВ, генерал-майор А. МАЗУР, спорта СССР, чемпион мира. Л. ЕГОРОВ, В. ЛЮЛЯКОВ, СССР, неоднократный

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на проспекте Вернадского

News image

Московский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци...

Авторизация