Цирки в мира
Оренбургский циркЦирк Оренбурга – это, в первую очередь, прекрасный коллектив артистов, замечательная труппа, которая готовит для зрителей одни из лучших программ в ... |
Цирк имени братьев НикитиныхВ августе 1873 года ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вы... |
Клуб «Друзья цирка»Клуб «Друзья цирка» - это добровольные помощники в рамках развития и пропаганды творческого, здорового образа жизни, то, что дает нам ци... |
Узбекский государственный циркУзбекский государственный цирк находиться в столице Ташкенте. Данный цирк – это серьезный представитель мирового циркового искусства. Узбекские цирковые не раз по... |
Дело, не терпящее отлагательств
Цирковая лента - Цирк в мире |
Дело, не терпящее отлагательств Надо ли говорить о волнении артиста перед первым выступлением на манеже столичного цирка. Естественно, что молодые гимнасты на кольцах В. Филатов и Э. Благодарская, которым предстояло участвовать в программе, посвященной 40-летию Ленинского комсомола, готовились к премьере с особым старанием. Они подолгу, тщательно репетировали каждый трюк. Но вот Филатов с беспокойством стал замечать, что временами мышцы рук вдруг теряли привычную эластичность и силу, становились вялыми, непослушными. Вне всякого сомнения, это начали проявляться признаки наступающей перетренированности. Мышцы как бы говорили: «Мы устали». Филатов не был новичком на манеже, имел некоторый опыт работы на кольцах — и все же, несмотря на тщательное соблюдение всех известных ему «заповедей» режима тренировок, неожиданно столкнулся явлением. ...Рижский цирк. Каждое утро над манежем устанавливается блестящий металлический аппарат. Идут репетиции воздушного номера. В то время как артистки А. Хазова, Ю. Травина и Н. Бондарева выполняют упражнения профессионально четко, у четвертой партнерши, Галины Степановой, дело пока не ладится. Впрочем, удивляться тут нечему. Степанова еще только вводится в номер. Имевшая до этого опыт работы в партерном полете, она в новом номере столкнулась с большими трудностями. Теперь основную нагрузку должны нести другие мышцы, и многое приходится начинать буквально с «азов».
. Настойчивая, трудолюбивая гимнастка горячо стремится максимально сократить свой «вступительный» период. Артистки репетируют помногу, упорно. Иногда все идет хорошо, но временами Степанова начинает неожиданно сдавать — мышцы слабеют, становятся как бы «чужими». Широко известный номер акробатов-прыгунов Федосовых сравнительно недавно пополнился молодыми, способными артистами. И здесь молодежь, стремясь как можно быстрее достичь высот профессионального мастерства, репетировала с большим напряжением, не совсем ясно представляя себе нормы и пределы тренировочных нагрузок. И случилось то, что могло случиться, — у некоторых из них мышцы выдержали, лечения. Три случая из жизни артистов цирка. Три, казалось бы, ничем не связанных между собой эпизода. И тем не менее напрашивается один общий, несомненно важный вывод. Молодые артисты цирка не всегда достаточно ясно представляют себе характер и задачи репетиционной работы. Далеко не все молодые артисты имеют продуманную во всех деталях программу репетиционных занятий на каждый день, на более длительные периоды — месяц, полугодие. Все ли молодые артисты ясно представляют себе, каков должен быть их распорядок дня, как следует в ходе упражнений дозировать и чередовать максимальные нагрузки, как строить репетицию? Увы, нет. Проведите день на манеже, и вы увидите, что тренировки порой проходят без системы, без плана. Не всякий начинающий прыгун или гимнаст твердо знает, какие и в какой последовательности для него наиболее целесообразны упражнения. Не приходится говорить, что такая практика значительно сковывает возможности молодежи цирка, снижает эффективность их занятий. В чем же «корень зла»? Не будет преувеличением сказать, что в цирке весьма велика сила традиций, преемственности. Десятилетиями сложившаяся практика подготовки и тренажа номеров обычно без существенных изменений переходит от одного поколения артистов к другому. «Секреты производства» познаются молодыми только на примере старших — их опыта, профессиональных навыков, выработанных приемов работы. Причем это в равной степени относится и к выпускникам циркового училища, которые могут получить необходимые в этом смысле знания только в объеме практического опыта педагогов, готовивших их номер.
. Нет сомнений, что и дальше огромный практический опыт, накопленный советским цирком, будет служить основной базой для развития всех его жанров. Но, как мы видим, «передача эстафеты» от одного поколения другому не всегда проходит гладко. В ряде случаев на первом этапе случается неприятная заминка — принимающий эстафету не знает, как ему распределить силы, как наиболее рационально, экономично действовать. И здесь на помощь молодому артисту должна прийти наука. Мы знаем, что в наше время наука властно вторгается во все области хозяйственной и культурной жизни страны. Если взять наиболее близкую цирку область — спорт, то и здесь наука с каждым годом приобретает все большее значение. Именно благодаря научно разработанным методам тренировок советская молодежь смогла завоевать мировое первенство по ряду видов спорта. Это, в частности, касается родственных цирку гимнастики и тяжелой атлетики. Разумеется, спорт это не цирк, и было бы ошибочным оттуда прямо заимствовать методы тренировок. В то время как спортсмен стремится достигнуть лучших результатов лишь время от времени — к периодически проводимым соревнованиям, артист цирка должен находиться в отличной ежедневно, представлении. Естественно, что «технология» производства здесь и там во многом различна. Но тем не менее опыт спортсменов учит, как много полезного может дать постановка дела на научной основе, К сожалению, в цирке этим опытом пренебрегают. Как ни странно, но до последнего времени по цирковому искусству нет ни одной научной работы (если не считать работ исторического характера). А ведь областей приложения науки здесь много. Это и система подготовки номеров, и то, о чем шла речь выше,— практика тренажа. Мало, например, изучен вопрос атлетической подготовки артистов цирка. Большинство артистов считает нужным тренировать только свои трюки (причем в первую очередь те из них, которые накануне на представлении получились хуже). Правильна ли такая система, дает ли она всегда, во всех случаях наилучшие результаты? Весьма вероятно, что нет. Из спорта мы знаем, что в комплекс упражнений, например, гимнаста, входят и баскетбол, и плавание, и штанга, и многое другое, прямого отношения не имеющее к кольцам или брусьям.
. Вот характерный пример, рассказанный заслуженным мастером спорта Андреем Старостиным: — Капитана болгарской сборной Ангелова спросили, что сделать для поднятия класса футбола? Он ответил: «Если бы я получил задание улучшить наш футбол, первым моим приказом я изъял бы до особого распоряжения все футбольные мячи. В продолжение определенного времени я приказал бы заниматься только легкой атлетикой — бегать, прыгать и так далее. Только когда мы станем хорошими атлетами, мы сможем стать хорошими футболистами». А вот схожий пример из практики цирка. Молодой акробат Юрий Штанге во время выступлений в Днепропетровске пристрастился к настольному теннису. Вскоре Штанге стал замечать, что теннис настолько благоприятно сказывается на его физическом состоянии, что нередко стал пользоваться им вместо разминки перед выступлением. Разумеется, это не готовый рецепт — «играйте в настольный теннис». Речь идет о другом. Речь идет о том, что для лучшей атлетической подготовки артистов цирка, видимо, весьма полезно было бы разнообразить формы и методы тренировок, Пусть бы они чаще бывали и в бассейне, и на теннисном корте, и на баскетбольной площадке, и в гимнастическом зале. Но, конечно, делать это надо продуманно, по строго разработанному режиму, применительно к индивидуальным особенностям каждого артиста. И здесь-то роль науки, роль опытного специалиста-методиста должна быть очень велика. Одновременно возникает вопрос об условиях для тренировок артистов. К сожалению, в этом смысле в цирке далеко не все благополучно. К услугам гимнастов, акробатов, представителей других спортивных жанров обычно предоставляется лишь манеж. Но этого явно мало. Нужны специальные гимнастические, разминочные залы, где подготовка артистов могла бы проходить по более разносторонней программе. Кстати, даже там, где такие залы есть, например в Риге, они обычно используются не по назначению. В рамках настоящей статьи нет возможности всесторонне обсудить эту важную проблему. Несомненно, что она заслуживает особого разговора. Попутно хочется сделать еще одно замечание. Вызывает удивление, что даже в крупнейших цирках страны нет массажиста. Это явное пренебрежение к первостепенным нуждам артистов. Умелый, легкий массаж, который, как известно, весьма благотворно сказывается на состоянии мышечного аппарата, был бы весьма полезен представителям искусства. Создается впечатление, что Союзгосцирк никак не озабочен создавшимся положением. Здесь, по-видимому, смирились с практикой самотека и кустарщины в деле подготовки и тренажа новых номеров. Никто не подумал об обобщении и систематизации опыта ведущих мастеров. Такое положение дальше нетерпимо. Пора, наконец, избавить наше цирковое искусство от элементов случайностей, необоснованных экспериментов — всего того, что было характерно для старого цирка. Настало время подумать об организации при Всесоюзном объединении государственных цирков специального научно-методического центра. Программа его деятельности даже на первых порах, несомненно, будет весьма обширной и интересной. Это и изучение физиологических особенностей артистов различных жанров, и изучение физиологии женщин, работающих на манеже, и проблема артистического долголетия, и предупреждение состояния перетренированности и возникновения травм, и, наконец, разработка научно обоснованных методов и форм занятий. В работе такого центра особая роль будет принадлежать врачам. К сожалению, до последнего времени артисты цирка обращаются к врачу лишь в случае необходимости медицинской помощи. Но ведь роль врача в цирке должна быть неизмеримо шире. Надо надеяться, что вопросы, затронутые здесь, будут благоприятно разрешены. Это дело, не терпящее отлагательств. А. Журнал «Советский цирк» февраль.1959
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|