Артисты цирка

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Купцов Анатолий Федорович

News image

Асадуллин Дамир Фахритдинович

News image

Спира Николай Иванович

News image

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Цирки в мира

Цирк на Цветном бульваре

News image

Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст...

Народный цирк РОВЕСНИК

News image

Вот уже 40 лет в Санкт-Петербурге существует замечательный детский коллектив, Народный цирк Ровесник . Цирк был создан в 1969 году на...

Екатеринбургский цирк

News image

Вы побывали в цирке в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Нижнем Новгороде, но вряд ли посещали уральские цирки. Среди могучих Уральских гор ра...

Создание Минского цирка

News image

Цирковое искусство известно в мире с древних времен. Оно связано с трудовыми процессами, культовыми обрядами во время религиозных празднеств, народными гу...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирк в мире - Дело, не терпящее отлагательств


PostHeaderIcon Дело, не терпящее отлагательств

Цирковая лента - Цирк в мире

Дело, не терпящее отлагательств Надо ли говорить о волнении артиста перед первым выступле­нием на манеже столичного цирка. Естественно, что молодые гим­насты на кольцах В. Филатов и Э. Благодарская, которым предстояло участвовать в программе, посвященной 40-летию Ленинского ком­сомола, готовились к премьере с особым старанием. Они подол­гу, тщательно репетировали каждый трюк. Но вот Филатов с беспо­койством стал замечать, что временами мышцы рук вдруг теряли привычную эластичность и силу, становились вялыми, непослушными. Вне всякого сомнения, это начали проявляться признаки наступаю­щей перетренированности. Мышцы как бы говорили: «Мы устали». Филатов не был новичком на манеже, имел некоторый опыт ра­боты на кольцах — и все же, несмотря на тщательное соблюдение всех известных ему «заповедей» режима тренировок, неожиданно столкнулся явлением. ...Рижский цирк. Каждое утро над манежем устанавливается блестящий металлический аппарат. Идут репетиции воздушного но­мера. В то время как артистки А. Хазова, Ю. Травина и Н. Бонда­рева выполняют упражнения профессионально четко, у четвертой партнерши, Галины Степановой, дело пока не ладится. Впрочем, удивляться тут нечему. Степанова еще только вводится в номер. Имевшая до этого опыт работы в партерном полете, она в новом номере столкнулась с большими трудностями. Теперь основную на­грузку должны нести другие мышцы, и многое приходится начинать буквально с «азов».

. Настойчивая, трудолюбивая гимнастка горячо стремится максимально сократить свой «вступительный» период. Артистки репетируют помногу, упорно. Иногда все идет хорошо, но временами Степанова начинает неожиданно сдавать — мышцы сла­беют, становятся как бы «чужими». Широко известный номер акробатов-прыгунов Федосовых срав­нительно недавно пополнился молодыми, способными артистами. И здесь молодежь, стремясь как можно быстрее достичь высот про­фессионального мастерства, репетировала с большим напряжением, не совсем ясно представляя себе нормы и пределы тренировочных нагрузок. И случилось то, что могло случиться, — у некоторых из них мышцы выдержали, лечения. Три случая из жизни артистов цирка. Три, казалось бы, ничем не связанных между собой эпизода. И тем не менее напрашивается один общий, несомненно важный вывод. Молодые артисты цирка не всегда достаточно ясно представляют себе характер и задачи репе­тиционной работы. Далеко не все молодые артисты имеют проду­манную во всех деталях программу репетиционных занятий на каж­дый день, на более длительные периоды — месяц, полугодие. Все ли молодые артисты ясно представляют себе, каков должен быть их распорядок дня, как следует в ходе упражнений дозиро­вать и чередовать максимальные нагрузки, как строить репетицию? Увы, нет. Проведите день на манеже, и вы увидите, что трениров­ки порой проходят без системы, без плана. Не всякий начинающий прыгун или гимнаст твердо знает, какие и в какой последовательно­сти для него наиболее целесообразны упражнения. Не приходится говорить, что такая практика значительно сковывает возможности молодежи цирка, снижает эффективность их занятий. В чем же «ко­рень зла»? Не будет преувеличением сказать, что в цирке весьма велика сила традиций, преемственности. Десятилетиями сложившаяся прак­тика подготовки и тренажа номеров обычно без существенных из­менений переходит от одного поколения артистов к другому. «Се­креты производства» познаются молодыми только на примере стар­ших — их опыта, профессиональных навыков, выработанных приемов работы. Причем это в равной степени относится и к выпускникам циркового училища, которые могут получить необходимые в этом смысле знания только в объеме практического опыта педагогов, готовивших их номер.

. Нет сомнений, что и дальше огромный практический опыт, на­копленный советским цирком, будет служить основной базой для развития всех его жанров. Но, как мы видим, «передача эстафеты» от одного поколения другому не всегда проходит гладко. В ряде случаев на первом этапе случается неприятная заминка — прини­мающий эстафету не знает, как ему распределить силы, как наибо­лее рационально, экономично действовать. И здесь на помощь мо­лодому артисту должна прийти наука. Мы знаем, что в наше вре­мя наука властно вторгается во все области хозяйственной и культурной жизни страны. Если взять наиболее близкую цирку об­ласть — спорт, то и здесь наука с каждым годом приобретает все большее значение. Именно благодаря научно разработанным мето­дам тренировок советская молодежь смогла завоевать мировое первенство по ряду видов спорта. Это, в частности, касается род­ственных цирку гимнастики и тяжелой атлетики. Разумеется, спорт это не цирк, и было бы ошибочным оттуда прямо заимствовать ме­тоды тренировок. В то время как спортсмен стремится достигнуть лучших результатов лишь время от времени — к периодически про­водимым соревнованиям, артист цирка должен находиться в отлич­ной ежедневно, представлении. Естественно, что «технология» производства здесь и там во многом различна. Но тем не менее опыт спортсменов учит, как много полезного мо­жет дать постановка дела на научной основе, К сожалению, в цирке этим опытом пренебрегают. Как ни странно, но до послед­него времени по цирковому искусству нет ни одной научной ра­боты (если не считать работ исторического характера). А ведь областей приложения науки здесь много. Это и система подготовки номеров, и то, о чем шла речь выше,— практика тренажа. Мало, например, изучен вопрос атлетической подготовки артистов цирка. Большинство артистов считает нужным тренировать только свои трюки (причем в первую очередь те из них, которые накануне на представлении получились хуже). Правильна ли такая система, дает ли она всегда, во всех слу­чаях наилучшие результаты? Весьма вероятно, что нет. Из спорта мы знаем, что в комплекс упражнений, например, гимнаста, вхо­дят и баскетбол, и плавание, и штанга, и многое другое, прямого отношения не имеющее к кольцам или брусьям.

. Вот характерный пример, рассказанный заслуженным мастером спорта Андреем Старостиным: — Капитана болгарской сборной Ангелова спросили, что сде­лать для поднятия класса футбола? Он ответил: «Если бы я полу­чил задание улучшить наш футбол, первым моим приказом я изъял бы до особого распоряжения все футбольные мячи. В продолже­ние определенного времени я приказал бы заниматься только лег­кой атлетикой — бегать, прыгать и так далее. Только когда мы ста­нем хорошими атлетами, мы сможем стать хорошими футболистами». А вот схожий пример из практики цирка. Молодой акробат Юрий Штанге во время выступлений в Днепропетровске пристрастился к настольному теннису. Вскоре Штанге стал замечать, что теннис настолько благоприятно сказывается на его физическом состоянии, что нередко стал пользоваться им вместо разминки перед выступ­лением. Разумеется, это не готовый рецепт — «играйте в настольный теннис». Речь идет о другом. Речь идет о том, что для лучшей ат­летической подготовки артистов цирка, видимо, весьма полезно бы­ло бы разнообразить формы и методы тренировок, Пусть бы они чаще бывали и в бассейне, и на теннисном корте, и на баскетбольной площадке, и в гимнастическом зале. Но, конечно, делать это надо продуманно, по строго разработанному режиму, применительно к индивидуальным особенностям каждого артиста. И здесь-то роль науки, роль опытного специалиста-методиста долж­на быть очень велика. Одновременно возникает вопрос об условиях для тренировок артистов. К сожалению, в этом смысле в цирке далеко не все бла­гополучно. К услугам гимнастов, акробатов, представителей дру­гих спортивных жанров обычно предоставляется лишь манеж. Но этого явно мало. Нужны специальные гимнастические, разминочные залы, где подготовка артистов могла бы проходить по более разно­сторонней программе. Кстати, даже там, где такие залы есть, например в Риге, они обычно используются не по назначению. В рамках настоящей статьи нет возможности всесторонне обсудить эту важ­ную проблему. Несомненно, что она заслуживает особого разгово­ра. Попутно хочется сделать еще одно замечание. Вызывает удив­ление, что даже в крупнейших цирках страны нет массажиста. Это явное пренебрежение к первостепенным нуждам артистов. Умелый, легкий массаж, который, как известно, весьма благотворно сказы­вается на состоянии мышечного аппарата, был бы весьма полезен представителям искусства. Создается впечатление, что Союзгосцирк никак не озабочен создавшимся положением. Здесь, по-видимому, смирились с прак­тикой самотека и кустарщины в деле подготовки и тренажа новых номеров. Никто не подумал об обобщении и систематизации опы­та ведущих мастеров. Такое положение дальше нетерпимо. Пора, наконец, избавить наше цирковое искусство от элементов случай­ностей, необоснованных экспериментов — всего того, что было ха­рактерно для старого цирка. Настало время подумать об организации при Всесоюзном объе­динении государственных цирков специального научно-методическо­го центра. Программа его деятельности даже на первых порах, не­сомненно, будет весьма обширной и интересной. Это и изучение фи­зиологических особенностей артистов различных жанров, и изучение физиологии женщин, работающих на манеже, и проблема артисти­ческого долголетия, и предупреждение состояния перетренирован­ности и возникновения травм, и, наконец, разработка научно обосно­ванных методов и форм занятий. В работе такого центра особая роль будет принадлежать врачам. К сожалению, до последнего вре­мени артисты цирка обращаются к врачу лишь в случае необхо­димости медицинской помощи. Но ведь роль врача в цирке должна быть неизмеримо шире. Надо надеяться, что вопросы, затронутые здесь, будут благо­приятно разрешены. Это дело, не терпящее отлагательств. А. Журнал «Советский цирк» февраль.1959

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Театр кошек Юрия Куклачева

News image

Театр кошек Юрия Куклачева был построен в 1990 году на Кутузовском проспекте. Это удивительный, единственный в мире, уникальный теа...

Авторизация