Артисты цирка

Левицкая-Спиридонова Александра Ген

News image

7 ноября 1987 г. , Москва (по паспорту, а на са...

Шадрин Сергей Валентинович

News image

Ирина Хорошилкина

News image

Скоков Александр Владимирович

News image

Спира Николай Иванович

News image

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Цирки в мира

История создания Донецкого государс

News image

Донецкий государственный цирк «Космос» — театрально-зрелищное учреждение культуры, подчиненно Министерству культуры и туризма Украины. Основные направления деятельности цирка – обслуживание населения ус...

Китайский цирк

News image

Если поставить друг на друга все пирамиды древности, то и тогда это чудо, не будет больше чудес древнего цирка китайских им...

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Омский цирк

News image

Строительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирк в мире - Зов цирка. Серафима Иосифовна Сосина


PostHeaderIcon Зов цирка. Серафима Иосифовна Сосина

Цирковая лента - Цирк в мире

Зов цирка. Серафима Иосифовна Сосина За кулисами Московского цирка стояла обычная деловая суета. Униформисты грузили на тележку большой ковер. Конюхи молча во­дили по коридору тяжело дышавших после разминки лошадей. С лестницы, ведущей из гардеробных, точно птичья стайка выпорхнула группа смеющихся девушек из кордебалета. Готовились к репетиции акробаты: проверяли перед выходом на манеж свою аппаратуру. Привычный порядок за кулисами был внезапно нарушен появлением небольшого роста женщины с орли­ным профилем и льняными волосами. Здравствуйте, здравствуйте, тетя Сима, — радостно здоровались окружившие ее плотным кольцом моло­дые артисты. Ба, сама Серафима Иосифовна Сосина к нам пожаловала, — приветствовали женщину старые унифор­мисты. — Что, дома не сидится? Не сидится, — отвечала улыбаясь Сосина. — Не могу без цирка жить. Я ведь в нем родилась. ...Так обычно говорят старые цир­ковые артисты, отдавшие свою жизнь цирку. Но Сосина действительно ро­дилась в цирке. Это произошло в 1895 году в цирке Сципионе Чинизелли в Петербурге. Танцовщица на проволоке Эливия Киези-Сосина во время выступления на манеже не­ожиданно прервала работу и выбе­жала в гардеробную. Через несколь­ко минут артисты услышали детский крик, возвещавший о том, что у известного русского прыгуна Алек­сея Сосина (Иосифа Ефремовича Со­сина) родился четвертый ребенок — дочь Сима. Цирк был для маленькой Симы не только местом ее рождения, но ее домом и школой, с ним связаны были ее первые жизненные впечатления. Совсем маленькой ее укладывали спать в гардеробной. А когда девочка немного подросла, она со своими сверстницами, детьми артистов, бе­гала по цирку.

. Днем смотрела, как репетировал ее отец, впервые в мире исполнивший в партере двойное сальто, а вечером сидела на местах и дожидалась окончания представле­ния, чтобы вместе с родителями идти спать а гостиницу. В четыре года Сима уже дебюти­ровала в пантомиме «Золушка». Юная маркиза была настолько мала, что не могла самостоятельно взо­браться на кресло. А когда ей по­пытался помочь брат Шура, артистка неожиданно упала на манеж и рас­плакалась. Этот курьезный случай, впрочем, не помешал дебютантке через несколько минут танцевать ма­зурку со своим семилетним партне­ром. Это был ныне всем известный режиссер-инспектор Московского цирка Александр Борисович Буше. Еще тогда в своем красивом гусар­ском костюмчике казался он начи­нающей артистке импозантным муж­чиной, и поэтому Сима, прикусив нижнюю губу, старательно делала все па, чтобы не осрамиться перед своим кавалером. Пантомима шла весь зимний сезон, и Сима уже считала себя артисткой цирка. Однако отец не хотел, чтобы дети пошли по его стопам. Не разрешай им быть на ма­неже, — говорил он жене. — Пусть хотя бы их минует эта цыганская жизнь. Эх, муженек, поздно ты хватил­ся. Тот, кто с детства кувыркается на опилках манежа и уже испытал ра­дость первого выступления, обязательно становится артистом. И действительно, как не стать было Симе, ее братьям и сестрам артиста­ми, когда все их игры, все их мечты, планы и вся жизнь неразрывно были связаны с цирком? Через некоторое время отец Симы убедился в правоте слов жены. Он срочно выехал на гастроли в Варша­ву, а когда возвратился — увидел, что его два сына и две дочери уже работают на манеже. Оказывается, в его отсутствие они вместе с артистом Зубрицким приготовили акробатиче­ский номер. Отец для порядка слегка пожурил ребят за самовольство и стал с ними заниматься акробатикой в те дни, когда не находился в гастрольных поездках и жил вместе с семьей. Однако больше всего занимался с Симой старший брат Николай. В шесть лет она уже прилично де­лала флик-фляки и была активным участником семейного номера.

. Номер «Партерные акробаты и прыгуны Сосины» был действительно семейным: на манеже выступали три брата и четыре сестры. Дети были достойными продолжателями дела своего знаменитого отца. Их номер по оригинальности трюков и слажен­ности работы считался лучшим среди номеров этого жанра. Александр Сосин, как и его отец, делал каждый вечер в партере двой­ное сальто. Серафима была «верхней», выполняла основную трюковую работу. Ее коронным трюком был рундат флик-фляк пируэт. С этим трюком она выступала на конкурсе лучших прыгунов в 1915 году в цирке Никитиных в Москве. В конкурсе кроме братьев и сестер Сосиных участвовало несколько учеников ар­тистов Кадыр-Гуляма и Россини. Зачем тебе прыгать, разве это девчачье дело? — презрительно гово­рили они Серафиме. Не срамись! Но Серафима все же прыгала и далеко оставила позади своих недоброжелателей. Она по-дружески раздала им все конфеты, которые вместе с малой серебряной медалью, были получены ею в подарок за отличный прыжок. Но ребята оказались неблагодарными: они не могли простить ей, девчонке, своего поражения. Улучив момент, когда рядом не было взрослых, они отвели свою душу, от­таскав новую чемпионку за косы. Как и большинству артистов ста­рого цирка, Симе приходилось рабо­тать в нескольких номерах: акробаты-прыгуны и «мраморные статуи» — вместе с братьями и сестрами, экс­центрики на китайском столе — с артистом Жаном, лопинг-де-лоп, доппель-трапе — с братом Николаем, а позже со своим мужем артистом Николаем Колесниковым, Серафима Сосина пробовала также свои силы в воздушном полете и в номере «Танцы на проволоке». Она была поистине универсальной актри­сой, у которой врожденный артистизм органично сочетался с большим мастерством. Сосина любила созда­вать новые трюки. В частности, она первая исполнила заднее сальто на маленькой площадке, укрепленной на поясном перше. Многие пытались по­вторить ее трюк, но никто не мог, как она, скрутить сальто, не отклонив в сторону перш и точно прийти на площадку. Этот трюк Сосина испол­нила уже в советском цирке.

. К этому времени Серафима Иосифовна уже исколесила вдоль и поперек всю страну, выступала перед сотнями ты­сяч зрителей. Ей нравилась такая ко­чевая жизнь, и она легко переносила все трудности. Приходилось ей вы­держивать и серьезные испытания. В 1930 году в Челябинском цирке она вместе с мужем упала с двадцатиметровой высоты на манеж. Когда ее привезли на подводе в больницу, док­тор сказал: Сломан позвоночник: через два часа умрет. Два томительных часа пролежала в коридоре на носилках, смотря на стрелки часов, Серафима Иосифовна. Умирать ей не хотелось, и смерть не пришла за артисткой. Опытный хи­рург-профессор сделал ей сложную операцию. Оказывается, позвоночник не сломался, а только разошлись позвонки. В цирке больше работать не бу­дете, — сказал ей на прощанье про­фессор, когда она покидала на ко­стылях больницу. Нет, буду! — твердо сказала Сосина. Ровно через шесть месяцев она снова вышла на манеж, а через пять лет ей опять пришлось встретиться с профессором. Это просто невероятно, вопреки всем правилам медицины, — удивлялся профессор. Эти циркачи жи­вучи как кошки. В чем же секрет такой жизнеспособности? Видите, профессор, я с детства люблю цирк и не представляю себя без него, — ответила Серафима Иоси­фовна. После возвращения в цирк она проработала еще 9 лет. В 1939 году она снова покинула манеж. Серафиме Иосифовне тогда уже давно пере­вялило за сорок. Для женщины-пры­гуна это было слишком много. Обыч­но артисту трудно бывает расстаться с цирком. Поэтому многие из них, уйдя с арены, работают унифор­мистами, билетерами, кассирами, ассистентами, администраторами и иногда директорами. Серафима Иосифовна стала адми­нистратором Уссурийского цирка. Но в Главном управлении цирков ре­шили, что она принесет больше поль­зы, если станет преподавателем в ГУЦИ. С волнением переступила Сера­фима Иосифовна в конце 1939 года порог циркового училища: ей каза­лось, что теперь для нее цирк — весь в прошлом, а оказывается — она всту­пила в его завтрашний день. Здесь в училище она должна была вместе с другими педагогами готовить новую смену. Ей также казалось, что она никогда не сможет быть педаго­гом — каким-то особенным челове­ком с солидным портфелем, говоря­щим на каждом шагу умные слова. К удивлению Серафимы Иосифовны, из нее все же вышел хороший воспитатель. Ей поручили вести занятия по акро­батике с первокурсниками. Акробаты не рождаются акробатами, а воспи­тываются. Очень важно в самом начале научить студента правильно прыгать, так как плохого прыгуна трудно бывает переучивать и он не гарантирован от несчастного случая. Сосиной приходилось знакомить каж­дого студента не только с техноло­гией прыжка, но и вдохновлять их, чтобы у них пропало чувство страха и неуверенности в своих силах. 17 лет проработала в училище Серафима Иосифовна, через ее руки прошли за это время сотни учеников. Это она преподавала основы акроба­тики Олегу Попову, В. Владимирову, В. Солохину, И. Акифьеву, А. Саженеву и многим другим ныне извест­ным мастерам манежа. Кроме акробатики она вела уроки гимнастики и одно время препода­вала танцы на проволоке. С первых же дней у нее установились с учениками самые радушные отношения. Эта маленькая женщина могла не только спассировать студента во вре­мя прыжка, но и душевно погово­рить, помочь ему в трудную минуту. Звали студенты ее не Серафима Иосифовна, а тетя Сима. Часто можно было слышать, как во время занятий на манеже студенты просили ее: Прыгните, тетя Сима! Да что вы! Выдумали еще! — отнекивалась Сосина. Прыгните, прыгните! — продол­жали упрашивать ученики. Да ну вас, куда уж мне! — хму­рилась Сосина и уходила за занавес форганга. Через пять секунд занавес с шу­мом раздвигался и из-за него стре­мительно выбегала на манеж, по-прежнему в платье и в туфлях на высоких каблуках, Серафима Иоси­фовна и на глазах у восхищенных учеников делала в темпе два флик фляка. Вот это да! Вам снова надо в цирке выступать, — говорили ученики, гордые за свою учительницу. Тише, ребята! Не отвлекайтесь от урока, — отвечала Сосина, улыбаясь и поправляя прядь волос. Впрочем, она снова выступала в цирке. Это было в дни Отечествен­ной войны. Вместе со студентами ГУЦИ она участвовала в пантомиме «Трое наших», играла роль матери партизана. С каждым выпуском все больше и больше учеников Серафимы Иоси­фовны вступало на арены цирков и все больше и больше становилось ей лет. В 1956 году она ушла на пенсию. Тяжело было ей сделать этот шаг. Она старалась не думать о цирке, уйти в хозяйственные дела по дому. Но цирк по-прежнему властно вры­вался в ее жизнь: все кругом напоми­нало ей о лучших годах, отданных манежу и цирковому училищу — альбомы с фотографиями артистов, ее цирковые костюмы в шкафу и да­же сам китайский шкаф, который она когда-то приобрела, работая в цир­ках Средней Азии. Но больше всего напоминали Сера­фиме Иосифовне о ее прошлом уче­ники. Они засыпали ее письмами и, бывая в Москве проездом, обяза­тельно навещали, останавливались на несколько дней в ее маленькой ком­нате на улице Осипенко. В эти дни в «гостинице имени Сосиной» бывало необыкновенно шумно. Ее питомцы, весело смеясь, вспоминали учебу в ГУЦИ, рассказывали о своих успехах. А принарядившаяся и помолодевшая хозяйка дома расспрашивала их, да­вала советы и часто выбегала на кух­ню, чтобы гости знали, что она является мастером и на кулинарном фронте. И глядя, как суетится Серафима Иосифовна, соседи сочувственно вздыхали и качали головой. И когда только она успокоится. Все только цирк и цирк у нее на уме. Соседи были правы. О цирке Сера­фима Иосифовна продолжала думать. Но ходить в него стала реже, хотя как ветеран арены получила постоян­ный пропуск в Московский цирк. По­сещает она обычно каждую програм­му, чтобы посмотреть, как работают ученики и чтобы встретиться с ними за кулисами цирка. В этот день у нее на глазах навертываются слезы — сле­зы радости и гордости за успехи своих питомцев и одновременно слезы пе­чали. Ей становится больно, что так быстро пролетели ее годы и что она покинула навсегда манеж. ...И вот она снова пришла за кули­сы цирка. Говоришь, не сидится дома? — спрашивали Сосину ее старые друзья. — Своих учеников пришла на­вестить? Нет, — отвечала Сосина. Уж не работать ли снова ре­шила? — шутили артисты. Вот именно, — улыбалась Соси­на. — Извините, мне к директору... С директором цирка она знакома давно: когда-то вместе работали в цирках Дальнего Востока. Знаете, Леонид Викторович, — сказала Сосина в кабинете директо­ра. — Не могу без цирка жить. Рано меня в пенсионеры записали. У вас в цирке есть детская акробатическая студия. Вот и решила я: чем дома сидеть, лучше буду помогать с де­тишками заниматься. Все в цирке опять буду находиться. Из кабинета директора Серафима Иосифовна вышла радостная и до­вольная. А через несколько дней она уже была на занятиях детской студии на манеже Московского цирка, где ей неоднократно приходилось демон­стрировать свое искусство публике и где все было дорого и близко ее сердцу. Жизнь старой артистки вошла в привычную колею. Цирк снова по­звал ее к себе. Е. МАРКОВ

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

Авторизация