Артисты цирка

Павлович Елена Львовна

News image

Балашов Николай Александрович

News image

Брусникин Александр Евгеньевич

News image

род.1954, 26 июля, Орехово-Зуево, Моск. обл. Гимнаст, полетчик 1965 - поступил в сп...

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Купцов Анатолий Федорович

News image

Дурдинов Вячеслав Николаевич

News image

род. 1953, 22 июня, Москва Клоун В детские годы (с 7-ми лет) за...

Цирки в мира

Минский цирк в советское время

News image

В самом начале войны старое здание цирка сгорело и оставшиеся артисты и животные были эвакуированы в Москву, затем в Омск, гд...

Красноярский цирк

News image

С 1971 года жителей и гостей города Красноярска артисты цирков радуют своими представлениями в зимнем здании. Строительство «Восьмигранной жемчужины» стало ва...

Национальный цирк Украины (Киевский

News image

Киевский цирк один из самых значимых цирков Украины, кроме того он же и один из старейших, до его появления в Ки...

Цирк Ужасов (The Circus of Horrors)

News image

Доподлинно известно, что «наш бессмертный инспектор манежа» Хэйз познакомился с печально известным Джерри Коттлом на похоронах их общего знакомого, и хо...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Грузинский цирк


PostHeaderIcon Грузинский цирк

Цирковая лента - Интересные факты

Грузия — страна древней и самобытной национальной культуры. Истоки грузин­ского цирка уходят в глубь веков. Мы на­ходим их в народных игрищах, где основ­ным было состязание в силе и ловкости. Историки утверждают, что еще в I веке до нашей эры римлянам было известно, что в Грузии культивировались особые, отлич­ные от античных национальные спортивные игры. Тацит (I век нашей эры) в своей летопи­си пишет, что у иберийского царя Парас-мана «был сын Радамист — высокого роста, необыкновенной силы, искусный во всех национальных упражнениях и пользовав­шийся славою у всех соседних народов». От историка Диона Кассия мы узнаем, что в Риме устраивались состязания и игры иберийских всадников. Увлечение народны­ми играми и разного рода состязаниями в Древней Грузии было исключительно вели­ко и носило всенародный характер. Даже древние грузинские языческие мистерии, как и старинные хоровые трагедии, всегда заканчивались «чидаоба» (борьба). Все представления импровизационного театра старинных масок — «берикаоба» были на­сыщены цирковыми номерами народных прыгунов, акробатов, силачей, канатоход­цев и жонглеров. Горячей любовью народа пользовались военно-патриотические игрища, в которых изображался разгром врага и радость по­беды. Лучшим из этого цикла является «кеэноба». В исторической литературе со­хранилось 47 описаний «кеэноба» и 100 сю­жетов «берикаоба». В XVII веке в Тбилиси «кеэноба» представляла собой грандиозное карнавальное массовое игрище, где ме­стом действия служила территория всего Тбилиси, а участниками представления был весь трудовой люд города. Историки отмечают, что особенно на­сыщенными номерами акробатики, жонг-ляжа и иллюзии был придворный театр «Сахиоба», в котором представители цир­ковых жанров назывались «мушаити», а их исполнение «мушаитоба». Расцвет «Са­хиоба» относится к XII—XIII векам, «му­шаитоба» в это время была настолько рас­пространенным и излюбленным искусством, что входила в систему воспитания. Искус­ству «мушаити» обучались все. В уста царя Придона Шота Руставели вкладывает сле­дующие слова: «С детских лет я упражнялся, подражая акробату, изощрялся я вполне, по упругому канату, завистью ко мне». Все эти прекрасные народные игрища, являясь отражением героического духа грузинского народа, воспитывали из поко­ления в поколение мужество, силу и отва­гу его сынов. Грузинский народ на протя­жении веков сохранял традиции народных игрищ. Высокое мастерство прославленных в старину грузинских актеров-комедиан­тов — «мушаити» и «пампула», наездников и акробатов живо и поныне.

. Советская власть раскрыла перед гру­зинским народом неисчерпаемые возмож­ности экономического и культурного разви­тия. Это нашло свое отражение и в разви­тии массового самодеятельного искусства, физкультуры и спорта, в развитии грузин­ского театра, оперы, балета, ансамблей на­родной песни и танца. Отстал только цирк. Одна из трудностей при создании гру­зинского национального циркового коллек­тива состояла в комплектовании его испол­нительского состава. Силовые акробаты Л. Мчедлишвили, Г.Гарсеванишвили, Ш.Дзамашвили, В.Натрошвили Заслуженный артист РСФСР А.Г.Цхомелидзе Ядром будущего коллектива были артисты Союзгосцирка: старейший мастер, соло-клоун с со­бачками заслуженный артист РСФСР А. Г. Цхомелидзе, гимнасты на турниках под руководством артиста Г, А. Агдгомелошвили, эквилибристы на вольностоящей лестнице под руководством артиста Н. И. Голядзе, двухъярусная проволока ар­тистов Людмилы и Михаила Лалашвили и номер оригинального жанра в исполнении артиста А. А. Дадешкелияни (Да-деш). Все это первоклассные номера. Но как по соотношению жанров, так и по оформле­нию они не могли составить самостоятель­ный национальный коллектив. Для формирования коллектива требова­лись новые кадры, особенно молодежь. Где же искать эти кадры, если не на спорт­площадках, стадионах, на фестивалях молодежи и смотрах художественной самодея­тельности. Прошлое лето в Грузии было богато всевозможными смотрами и фестивалями. Они являлись подготовкой к VI Всемирно­му фестивалю молодежи и студентов в Мо­скве.

. Нам посчастливилось познакомиться с тысячами народных дарований. Нас вос­хищали достижения молодежи Грузии во всех видах искусства. Как назло, все, что было представлено из цирковых жанров, вызывало огорчение. Развитию этих жанров в республике не уделяется должного вни­мания. На спортплощадках и стадионах мы об­наружили великолепных гимнастов, акроба­тов, прыгунов, замечательных наездников И вот из массового спортивного потока мы стали черпать кадры для первого грузин­ского циркового коллектива. Так, в нашем составе оказались: четырехкратный чемпи­он Союза ССР по акробатике Гурам Гарсеванишвили, известные мастера и чемпионы Грузии Л. Мчедлишвили, Ш. Дзамашвили и В. Натрошвили, танцакробаты Г. Бибилури, Н. Арешидзе, Палиашвили и другие. Было широко оповещено об организа­ции при Тбилисском госцирке грузинского циркового коллектива и приеме желающих в его состав. К нам приходили артисты драматиче­ских театров и кино, артисты филармонии, студенты-выпускники театрального инсти­тута, представители художественной само­деятельности и просто желающие. Неко­торые из них делали до шести попыток, чтобы доказать свою возможность рабо­тать в цирке. Приходили с клоунскими ко­стюмами, париками, «носами», реквизитом и показывали клоунские репризы с «ша­почками», «крысами» и т. п. Несмотря на риск, они неожиданно делали сальто, кло­унские каскады и кульбиты. Требовалось определить творческие возможности това­рищей, чтобы не сломать жизненный путь поступающего. В этих испытаниях на цир­ковой арене победила молодость.

. Именно от молодежи в значительной мере идет смелое развитие национальных цирковых традиций и живое дыхание современности. Безусловно, первая программа грузин­ского цирка не смогла охватить все цирковые жанры, родоначальницей которых является Грузия. На арене не ни «чидаоба»,: ни старинных масок — «берикаоба», ни ко­миков на ходулях — «абела». Более того, в силу крайней ограниченности во времени (репетиционный период был менее пяти месяцев) не смогли быть подготовлены и представлены прославленные во всем мире грузинские наездники. Создание циркового аттракциона грузинских конноспортивных игр предполагается в ближайшем будущем. Было весьма соблазнительно, использовав богатое культурное наследие прошлого, построить программу грузинского цирка целиком на основе старинных народ­ных игрищ. Тем более что подобные сце­нарии уже созданы Д. Джанелидзе и А. Ширай. Но это не отразило бы современного состояния культуры социалистической Гру­зии. Было решено создать программу как современное цирковое представление со строгой композицией, с прологом и эпило­гом, с максимальным выявлением нацио­нальных черт и колорита номеров, с уче­том общего уровня и развития советского цирка. Для организации грузинского цирково­го коллектива Министерство культуры Гру­зинской ССР создало художественную кол­легию, в состав которой кроме руковод­ства цирка вошли народный художник Л. Гудиашвили, заслуженные деятели ис­кусств Грузинской ССР балетмейстер Дж. Багратиони и известный кинорежиссер Н. Сакишвили. Совместно с художественным руководителем И. Кончели они прак­тически участвовали в создании программы. Как же складывалась первая программа? Известно, что встреча с самобытными национальными произведениями искусств всегда радостна, что национальный коло­рит, национальное своеобразие того или иного циркового номера значительно уси­ливает воздействие на зрителя. Но дело не во внешних атрибутах манежного оформления, одежды, игрового реквизита, дета­лей аппаратуры и т. п,, а в раскрытии особенностей национального характера цирка. На арене установлен турник, тот самый турник, который стоит на всех цирковых манежах и спортплощадках. Но вот в обычном спортивном костюме, слегка расшитом грузинским орнаментом, появляется Гога Агдгомелашвили, и его выступление по характеру и темпераменту превращается в яркую демонстрацию смелости, ловкости, благородства и несравненной грациозности именно грузинского национального героя. До сих пор идут споры о правомерности танца в цирковой программе. Мы решительно включили танцы, исходи из того, что в грузинских народных танцах столько виртуозной ритмичности, стремительности, огня и отваги, что они сами по себе «просятся на арену». Так возникла у нас группа молодых национальных танцакробатов под руководством Гурама Бибилури, которая исполняет стремительный, огненный «гор­ский танец» и изумительный по своей рит­мичности «хоруми» Так возник и чисто музыкальный номер «Грузинские ритмы» (дуэт на доли в исполнении артистов 3. Габояна и Н, Арешидзе). Артисты Л. и М. Лалашвили РСФСР Алекси Цхомелидзе, проработав полвека в европейской маске «аугуста» и завоевав заслуженное признание, реши­тельно изменил свой образ и в номере «Картинки старого Тбилиси» воссоздал не­бывалый на цирковой арене образ старин­ного грузинского народного скомороха — «масхара». Смело можно сказать, что на семьдесят втором году жизни у замеча­тельного артиста произошло второе рожде­ние на манеже грузинского цирка — на­столько органичен ему этот образ и так достоверно исполняется. Работа Цхомели­дзе поучительна, творчески интересна, о ней следовало бы подробно рассказать в самостоятельной статье. Особого внимания заслуживает работа неутомимого изобретателя Михаила Лала­швили, который вот уже в третий раз ре­конструирует свой номер «Свободная про­волока». Михаил и Людмила Лалашвили во­шли в коллектив с новым, только что полученным с завода небывалым на арене аппаратом двухъярусной свободно вращаю­щейся проволокой. Экспериментальный аппарат этот первое время «капризничал», обнаруживая непредвиденные неприятно­сти. От артистов потребовалось много на­ходчивости и изобретательности, чтобы ос­воить этот интересный аппарат и создать новый первоклассный номер. Большую работу по реконструкции но­мера «Эквилибристы на вольностоящих лестницах» провел и представитель старин­ной грузинской цирковой семьи мастер со­ветского цирка Н. Голядзе. В работу вклю­чено младшее поколение семьи, и компо­зиция номера строится на одновременной, синхронной работе «шестерки» на двух вольностоящих лестницах. Два старых цирковых номера не претер­пели существенных изменений. Это номер турнистов под руководством Г. Агдомелашвили и номер оригинального жанра в исполнении артиста Сандро Дадешкелиани. Оба номера были обогащены лишь введе­нием в них коверного клоуна-кинто, обнов­лением оформления и несколькими новыми трюками. Большой труд был вложен молодежью. Здесь следует отметить мастеров спорта и чемпионов Грузии Г. Гарсеванишвили, Л. Мгедлишвили, Ш. Дзамашвили, В. Натрошвили и молодую, пятнадцатилетнюю спортсменку Нану Беридзе. Душа этого коллектива — четырехкратный чемпион СССР по акробатике Гурам Гарсеванишви­ли. «Акробатический этюд», который он создал с Н. Беридзе, отличается своеобра­зием композиции. Сильные трюки демонстрируют «силовые акробаты на пьедестале» под руководством Лексо Мчадлишвили. Сложнее было с клоунадой, точнее — с созданием группы национальных комиков. В нашем цирковом коллективе комика не было. Очевидно, кому дано быть хоро­шим прыгуном или гимнастом, вовсе не обязательно быть и клоуном. Пришлось встать на сложный путь воспитания группы национальных клоунов из молодежи, за­нятой у нас в акробатических жанрах, и продолжать поиски театрального комика, способного выступать на цирковой арене. Наш выбор пал на творчески интерес­ного, острохарактерного грузинского коме­дийного актера А. Тедиашвили, который вступил на цирковую арену в маске старо­го тбилисского кинто, веселого и остроум­ного завсегдатая всевозможных празднеств и гуляний. Создавала репертуар для клоунады группа авторов. Было написано два сцена­рия с сатирическими образами — тамады, стиляги, директора-бюрократа и его подха­лима референта. Однако первые же репе­тиции показали, что сценарии носят чисто эстрадный характер и совершенно не зву­чат на арене. Попытки режиссуры решить эти сценки приемами цирковой буффона­ды обнаружили несоответствие выразитель­ных средств цирка жанровой природе эст­радных миниатюр. Образы же тамады, сти­ляги, директора и референта, возможные в пределах одной-двух цирковых реприз, оказались абсолютно неорганичными для циркового представления в целом. Преодолев трудности, проделав экспе­риментальную работу, мы очутились в крайне затруднительном положении. Оно усугублялось тем, что в программу были включены три крупных аппаратурных но­мера, что означало шесть больших техни­ческих пауз. Попытка ввести в программу общециркового коверного ломала нацио­нальную природу представления. Времени оставалось мало. И мы вынуждены были на ходу вооружить нашего кинто старыми клоунскими репризами, чтобы заполнять ими технические паузы. Так клоунада ока­залась самым слабым звеном нашей про­граммы. Не обошлось и без прямых потерь, сры­вов, ошибок и досадных оплошностей. В силу недостаточно внимательного подбора исполнителей и спешки у нас ничего не получилось с музыкальной и акробатиче­ской эксцентрикой. По тем же причинам неудача постигла и номер «батуд с поле­том». Этих жанров и не хватает в пред­ставлении, 19 февраля 1958 года в Тбилисском го­сударственном цирке состоялась премьера первого грузинского циркового коллектива. Рождение коллектива было встречено как радостное событие в развитии грузинского советского искусства. Последующие выступления в Москов­ском ордена Ленина госцирке во время Декады искусства и литературы Грузии бы­ли испытанием на зрелость. Наступил период дальнейшей шлифов­ки и кристаллизации программы. Наряду с совершенствованием существующих но­меров, обогащением их новыми трюками повышением актерского мастерства и об­щей культуры представления необходимо пополнить программу, довести ее до пол­ных двух отделений за счет создания новых номеров национальной музыкальной и акро­батической эксцентрики и аттракциона гру­зинских конноспортивных игр. Клоунская группа должна быть доведена до пяти человек, чтобы кроме заполнения пауз показать самостоятельную националь­ную клоунаду, чтобы чудесный народный юмор получил достойное место в програм­ме. Клоунада должна быть свежей, злобо­дневной. Клоун не может стоять в стороне от острейших проблем, которые волнуют его народ. Наконец, необходимо уже сейчас начать подготовку второй, более насыщенной со­держанием программы, которая представ­ляется более близкой к тематическому на­родному представлению или цирковой пантомиме. Несомненно, грузинский цирковой кол­лектив справится с поставленными перед ним задачами. Пожелаем ему удачи. Викт. МИРОНОВ Журнал «Советский цирк» август 1958 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Старый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 го...

Авторизация