Артисты цирка

Павлович Елена Львовна

News image

Глебов Алексей Борисович

News image

Малков Артем Юрьевич

News image

Брусникин Александр Евгеньевич

News image

род.1954, 26 июля, Орехово-Зуево, Моск. обл. Гимнаст, полетчик 1965 - поступил в сп...

Максимова Светлана Михайловна

News image

Светлана Максимова – артистка-дрессировщица, пришла в театр сразу после окончания шк...

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Цирки в мира

Супер цирк Бобби Робертса (Англия)

News image

Цирк в том виде, как он существует сейчас, был изобретен в Англии Филипом Эстли (1742-1814), бывшим старшим сержантом, ставшим впоследствии шо...

Цирк на Цветном бульваре

News image

Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст...

Цирк дрессированных собак (Обнинск)

News image

И в нашем отечественном, и в зарубежном цирке широко представлена дрессировка различных видов животных. Дуровы дрессировали слонов, бегемотов, морских животных, ке...

Харьковский государственный цирк

News image

Харьковский государственный цирк – это «кузница» талантов циркового искусства, здесь получали путевку в жизнь многие знаменитые на Украину и весь ми...

Мировые цирки - Цирковая история - История цирка - Цирковые артисты в России до революции



PostHeaderIcon Цирковые артисты в России до революции

Цирковая история - История цирка

цирковые артисты в россии до революции

Художественный уровень цирковых программ в значительной степени зависел от того, как жили артисты.

Обучение цирковому делу обычно начиналось с четырех пятилетнего возраста. Семи восьмилетние артисты нередко выступали на аренах. Как правило, дети шли по дороге отцов и матерей. Но, кроме того, в цирках воспитывались приемыши, взятые из самых неимущих семей. В рассказе русского историка Ивана Забелина Наездница приводится типичный эпизод: отец-пьяница бьет мать-прачку и, наконец, совсем уходит из дому. Не зная, как прокормить дочь, мать приводит ее к директору цирка - Я хочу просить вас взять мою дочь на воспитание и в обучение вашему делу, мне сказали, что вы берете...

Берем, но вы должны знать... Вам надо подписать бумагу, в которой будет сказано, что вы отдаете дочь на десять лет и раньше этого времени взять не можете; это делается для того, чтобы она после обучения могла отработать то, что стоит воспитание и содержание ее . Таким образом, ребенок становится полной собственностью хозяина, а что это такое? ежедневные изнурительные репетиции, ежедневные выступления, часто в нескольких номерах и пантомиме, работа конюха, расклейщика афиш, прислуги в семье хозяина. И все это - не получая ни одной копейки, только за скудную еду. Постоянно переезжая из города в город, дети почти не посещали школы, поэтому среди артистов было так много неграмотных.

Побои при обучении считались обязательной мерой воспитания. Замечательное и правдивое описание о том, как учили в цирке, оставил талантливый писатель Дмитрий Васильевич Григорович в знаменитой повести Гуттаперчевый мальчик , написанном в 1883 году. Петя лишился матери, когда ему было 5 лет. Прачка Варвара отдала его акробату Беккеру. Ну, мальчик, - сказал он, грозя указательным пальцем перед носом Пети, - когда ты хочешь там, - указал на дверь, то будет тут!.. - Он указал несколько ниже спины. - И сильно, сильно! . Беккер требовал, чтобы воспитанник, перескочив на другую сторону стула, приходил бы не на ноги, а на руки, последнее редко удавалось - Петя летел кувырком, падая на лицо или на голову, рискуя свернуть себе шею. Неудачи или ушибы составляли, впрочем, половину горя; другая половина, более весомая, заключалась в тузах, которыми всякий раз наделял его Беккер .

И, как бы подводя итоги, писатель замечал: Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком . Правдивость повести Григоровича подтверждается фактами из действительной жизни. Известный клоун Лавров-Селяхин обучался у канатоходца Канио. Обучение было самое простое - за удачно выполненное упражнение мальчик получал три копейки, если упражнение ему не удавалось, то он получал пять палок. И, когда били, плакать запрещалось. Извстие о смерти Канио ученики приняли с радостью и только боялись, что он притворился, встанет и изобьет пуще прежнего.

Обычно, когда юноше исполнялось 15-16 лет, учение считалось оконченным, били меньше, но работы прибавлялось - ежедневное участие в трех-четырех номерах и пантомиме, репетиции, содержание в порядке реквизита, работа униформистом, постройка цирка по приезду на новое место.

Жалованье платили неаккуратно: были сборы - директор платил, не было сборов - не было и зарплаты. Артисты часто голодали, были вынуждены выступать на улицах.

Цирковые здания напоминали грубо и наскоро сколоченные сараи, лишенные элементарных удобств. Летом в них задыхались от жары, а зимой замерзали. Знаменитый клоун В.Е.Лазаренко рассказывал, что когда он мальчиком в январе упал с трапеции, то первой мыслью его после того, как он пришел в чувство, была такая: Теперь я избавлен от необходимости каждый раз браться за холодные тросы и сдирать кожу с рук . Аппаратура, подготовка артистов - на авось. Мер предосторожности зачастую не принимали, подчеркивая опасность. Отсюда известно множество несчастных случаев, вплоть до смертельных исходов. Если артист становился инвалидом, или приходила старость - наступала катастрофа. Хозяину цирка принадлежало все и если артист уходил, он оставался нищим.

Конечно, артисты пытались бороться за свои права, но это имело анархичный характер. Так, не получая зарплаты, гимнаст мог забраться на трапецию и заявить, что бросится головой вниз, если тут же, при публике, ему не вынесут заработанных денег. К концу 19 века в России возникает большое количество агентств, устраивающих за проценты ангажементы артистам. При этих агентствах создаются профессиональные ячейки в виде касс взаимопомощи.

Впервые вопрос о создании профессионального союза артистов цирка и эстрады встал под влиянием революционных событий 1905 года.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Старый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 го...

Авторизация