Артисты цирка

Князьков Станислав Евгеньевич

News image

Ерошенков Сергей Михайлович

News image

Просвирнин Сергей Юрьевич

News image

род. 4 февраля 1960. Музыкант, коверный клоун 1975 – поступил в Государственное Уч...

Дворецкий Геннадий Александрович

News image

Династия Левицких. Левицкий Давид И

News image

1903 (Запорожье) - 1968 По образованию – архитектор. Делал проекты Магнитогорского и ...

Игнатов Сергей Михайлович

News image

Цирки в мира

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

Владивостокский государственный цир

News image

История Владивостокского цирка насчитывает уже более 100 лет. Жители Владивостока впервые увидели цирковое представление в далеком 1885 году в цирке Ла...

История Ивановского государственног

News image

В 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт...

ЗВЕЗДЫ РОССИЙСКОГО ЦИРКА

News image

В Пермском цирке с 30 января начинает работу новая программа. Зрители встретятся с интересными артистами цирка, среди которых будут представители ди...

Мировые цирки - Цирковая история - История цирка - Цирковые артисты в России до революции



PostHeaderIcon Цирковые артисты в России до революции

Цирковая история - История цирка

цирковые артисты в россии до революции

Художественный уровень цирковых программ в значительной степени зависел от того, как жили артисты.

Обучение цирковому делу обычно начиналось с четырех пятилетнего возраста. Семи восьмилетние артисты нередко выступали на аренах. Как правило, дети шли по дороге отцов и матерей. Но, кроме того, в цирках воспитывались приемыши, взятые из самых неимущих семей. В рассказе русского историка Ивана Забелина Наездница приводится типичный эпизод: отец-пьяница бьет мать-прачку и, наконец, совсем уходит из дому. Не зная, как прокормить дочь, мать приводит ее к директору цирка - Я хочу просить вас взять мою дочь на воспитание и в обучение вашему делу, мне сказали, что вы берете...

Берем, но вы должны знать... Вам надо подписать бумагу, в которой будет сказано, что вы отдаете дочь на десять лет и раньше этого времени взять не можете; это делается для того, чтобы она после обучения могла отработать то, что стоит воспитание и содержание ее . Таким образом, ребенок становится полной собственностью хозяина, а что это такое? ежедневные изнурительные репетиции, ежедневные выступления, часто в нескольких номерах и пантомиме, работа конюха, расклейщика афиш, прислуги в семье хозяина. И все это - не получая ни одной копейки, только за скудную еду. Постоянно переезжая из города в город, дети почти не посещали школы, поэтому среди артистов было так много неграмотных.

Побои при обучении считались обязательной мерой воспитания. Замечательное и правдивое описание о том, как учили в цирке, оставил талантливый писатель Дмитрий Васильевич Григорович в знаменитой повести Гуттаперчевый мальчик , написанном в 1883 году. Петя лишился матери, когда ему было 5 лет. Прачка Варвара отдала его акробату Беккеру. Ну, мальчик, - сказал он, грозя указательным пальцем перед носом Пети, - когда ты хочешь там, - указал на дверь, то будет тут!.. - Он указал несколько ниже спины. - И сильно, сильно! . Беккер требовал, чтобы воспитанник, перескочив на другую сторону стула, приходил бы не на ноги, а на руки, последнее редко удавалось - Петя летел кувырком, падая на лицо или на голову, рискуя свернуть себе шею. Неудачи или ушибы составляли, впрочем, половину горя; другая половина, более весомая, заключалась в тузах, которыми всякий раз наделял его Беккер .

И, как бы подводя итоги, писатель замечал: Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком . Правдивость повести Григоровича подтверждается фактами из действительной жизни. Известный клоун Лавров-Селяхин обучался у канатоходца Канио. Обучение было самое простое - за удачно выполненное упражнение мальчик получал три копейки, если упражнение ему не удавалось, то он получал пять палок. И, когда били, плакать запрещалось. Извстие о смерти Канио ученики приняли с радостью и только боялись, что он притворился, встанет и изобьет пуще прежнего.

Обычно, когда юноше исполнялось 15-16 лет, учение считалось оконченным, били меньше, но работы прибавлялось - ежедневное участие в трех-четырех номерах и пантомиме, репетиции, содержание в порядке реквизита, работа униформистом, постройка цирка по приезду на новое место.

Жалованье платили неаккуратно: были сборы - директор платил, не было сборов - не было и зарплаты. Артисты часто голодали, были вынуждены выступать на улицах.

Цирковые здания напоминали грубо и наскоро сколоченные сараи, лишенные элементарных удобств. Летом в них задыхались от жары, а зимой замерзали. Знаменитый клоун В.Е.Лазаренко рассказывал, что когда он мальчиком в январе упал с трапеции, то первой мыслью его после того, как он пришел в чувство, была такая: Теперь я избавлен от необходимости каждый раз браться за холодные тросы и сдирать кожу с рук . Аппаратура, подготовка артистов - на авось. Мер предосторожности зачастую не принимали, подчеркивая опасность. Отсюда известно множество несчастных случаев, вплоть до смертельных исходов. Если артист становился инвалидом, или приходила старость - наступала катастрофа. Хозяину цирка принадлежало все и если артист уходил, он оставался нищим.

Конечно, артисты пытались бороться за свои права, но это имело анархичный характер. Так, не получая зарплаты, гимнаст мог забраться на трапецию и заявить, что бросится головой вниз, если тут же, при публике, ему не вынесут заработанных денег. К концу 19 века в России возникает большое количество агентств, устраивающих за проценты ангажементы артистам. При этих агентствах создаются профессиональные ячейки в виде касс взаимопомощи.

Впервые вопрос о создании профессионального союза артистов цирка и эстрады встал под влиянием революционных событий 1905 года.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на проспекте Вернадского

News image

Московский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци...

Авторизация