Артисты цирка

Ирина Хорошилкина

News image

Алиханов Алихан Алиханович

News image

Левицкая-Спиридонова Александра Ген

News image

7 ноября 1987 г. , Москва (по паспорту, а на са...

Просвирнин Сергей Юрьевич

News image

род. 4 февраля 1960. Музыкант, коверный клоун 1975 – поступил в Государственное Уч...

Скоков Александр Владимирович

News image

Дурдинов Вячеслав Николаевич

News image

род. 1953, 22 июня, Москва Клоун В детские годы (с 7-ми лет) за...

Цирки в мира

Китайский цирк

News image

Если поставить друг на друга все пирамиды древности, то и тогда это чудо, не будет больше чудес древнего цирка китайских им...

Гомельский государственный цирк

News image

Первые документальные упоминания о цирковых представлениях в Гомеле относятся ко второй половине XIX века. В то время они проходили во вр...

ГОСТИНИЦА ГОМЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕНН

News image

Семиэтажное здание гостиницы цирка было введено в строй в 1974 году. Гостиница является одним из подразделений цирка и предоставляет более во...

Народный цирк РОВЕСНИК

News image

Вот уже 40 лет в Санкт-Петербурге существует замечательный детский коллектив, Народный цирк Ровесник . Цирк был создан в 1969 году на...

Мировые цирки - Цирковая история - История цирка - Цирковые артисты в России до революции


PostHeaderIcon Цирковые артисты в России до революции

Цирковая история - История цирка

цирковые артисты в россии до революции

Художественный уровень цирковых программ в значительной степени зависел от того, как жили артисты.

Обучение цирковому делу обычно начиналось с четырех пятилетнего возраста. Семи восьмилетние артисты нередко выступали на аренах. Как правило, дети шли по дороге отцов и матерей. Но, кроме того, в цирках воспитывались приемыши, взятые из самых неимущих семей. В рассказе русского историка Ивана Забелина Наездница приводится типичный эпизод: отец-пьяница бьет мать-прачку и, наконец, совсем уходит из дому. Не зная, как прокормить дочь, мать приводит ее к директору цирка - Я хочу просить вас взять мою дочь на воспитание и в обучение вашему делу, мне сказали, что вы берете...

Берем, но вы должны знать... Вам надо подписать бумагу, в которой будет сказано, что вы отдаете дочь на десять лет и раньше этого времени взять не можете; это делается для того, чтобы она после обучения могла отработать то, что стоит воспитание и содержание ее . Таким образом, ребенок становится полной собственностью хозяина, а что это такое? ежедневные изнурительные репетиции, ежедневные выступления, часто в нескольких номерах и пантомиме, работа конюха, расклейщика афиш, прислуги в семье хозяина. И все это - не получая ни одной копейки, только за скудную еду. Постоянно переезжая из города в город, дети почти не посещали школы, поэтому среди артистов было так много неграмотных.

Побои при обучении считались обязательной мерой воспитания. Замечательное и правдивое описание о том, как учили в цирке, оставил талантливый писатель Дмитрий Васильевич Григорович в знаменитой повести Гуттаперчевый мальчик , написанном в 1883 году. Петя лишился матери, когда ему было 5 лет. Прачка Варвара отдала его акробату Беккеру. Ну, мальчик, - сказал он, грозя указательным пальцем перед носом Пети, - когда ты хочешь там, - указал на дверь, то будет тут!.. - Он указал несколько ниже спины. - И сильно, сильно! . Беккер требовал, чтобы воспитанник, перескочив на другую сторону стула, приходил бы не на ноги, а на руки, последнее редко удавалось - Петя летел кувырком, падая на лицо или на голову, рискуя свернуть себе шею. Неудачи или ушибы составляли, впрочем, половину горя; другая половина, более весомая, заключалась в тузах, которыми всякий раз наделял его Беккер .

И, как бы подводя итоги, писатель замечал: Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком . Правдивость повести Григоровича подтверждается фактами из действительной жизни. Известный клоун Лавров-Селяхин обучался у канатоходца Канио. Обучение было самое простое - за удачно выполненное упражнение мальчик получал три копейки, если упражнение ему не удавалось, то он получал пять палок. И, когда били, плакать запрещалось. Извстие о смерти Канио ученики приняли с радостью и только боялись, что он притворился, встанет и изобьет пуще прежнего.

Обычно, когда юноше исполнялось 15-16 лет, учение считалось оконченным, били меньше, но работы прибавлялось - ежедневное участие в трех-четырех номерах и пантомиме, репетиции, содержание в порядке реквизита, работа униформистом, постройка цирка по приезду на новое место.

Жалованье платили неаккуратно: были сборы - директор платил, не было сборов - не было и зарплаты. Артисты часто голодали, были вынуждены выступать на улицах.

Цирковые здания напоминали грубо и наскоро сколоченные сараи, лишенные элементарных удобств. Летом в них задыхались от жары, а зимой замерзали. Знаменитый клоун В.Е.Лазаренко рассказывал, что когда он мальчиком в январе упал с трапеции, то первой мыслью его после того, как он пришел в чувство, была такая: Теперь я избавлен от необходимости каждый раз браться за холодные тросы и сдирать кожу с рук . Аппаратура, подготовка артистов - на авось. Мер предосторожности зачастую не принимали, подчеркивая опасность. Отсюда известно множество несчастных случаев, вплоть до смертельных исходов. Если артист становился инвалидом, или приходила старость - наступала катастрофа. Хозяину цирка принадлежало все и если артист уходил, он оставался нищим.

Конечно, артисты пытались бороться за свои права, но это имело анархичный характер. Так, не получая зарплаты, гимнаст мог забраться на трапецию и заявить, что бросится головой вниз, если тут же, при публике, ему не вынесут заработанных денег. К концу 19 века в России возникает большое количество агентств, устраивающих за проценты ангажементы артистам. При этих агентствах создаются профессиональные ячейки в виде касс взаимопомощи.

Впервые вопрос о создании профессионального союза артистов цирка и эстрады встал под влиянием революционных событий 1905 года.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Старый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 го...

Авторизация