Артисты цирка

Герасименко Константин Михайлович (

News image

Теплыгин Андрей Андреевич

News image

Глебов Алексей Борисович

News image

Малков Артем Юрьевич

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Людмила Терехова

News image

Людмила Терехова – ведущая артистка Малой сцены, режиссёр, автор новогодних ск...

Цирки в мира

Цирк на проспекте Вернадского

News image

Московский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци...

Московский Цирк на проспекте Вернад

News image

Московский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци...

Цирк-театр Vitali

News image

Виталий Воробьев - директор и художественный руководитель творческого циркового коллектива Европейский цирк-театр VITALI . Он режиссер-постановщик практически всех номеров пр...

Уфимский Государственный Цирк

News image

Истории цирка давно известны примеры постановок представлений с использованием водного пространства. Новый этап развития цирка на воде открыла Яна Шевченко, со...

Мировые цирки - Цирковая история - История цирка - Цирковая пантомима


PostHeaderIcon Цирковая пантомима

Цирковая история - История цирка

цирковая пантомима

Цирковая пантомима - (от греческого слова pantomimos - все воспроизводящий подражанием) драматургическая форма манежного представления, в которой синтетическое искусство цирка и его постановочные возможности безграничны и далеко не исчерпаны.

1. Цирковая миниатюра без текста (или с минимальным количеством слов), исполняемая соло или группой артистов, перенесена в цирк из ярмарочно-площадных театров, где бытовала в виде мимических буффонно-фарсовых интермедий и пьес (арлекинад). В первых цирках-стационарах в основе пантомимы лежали элементы конной клоунады. С развитием циркового наездничества появляются конно-пантомимические сцены на героические, батальные, мифологические и другие сюжеты. Со временем пантомима стала входить в репертуар артистов и других жанров - канатоходцев, эквилибристов, акробатов и особенно клоунов. Многие сценки впоследствии разрастались до одноактных комических пьес с текстом (в русском цирке - Смоленские сапожники , Рекрутский набор во Франции и др.).

2. Тематический сюжетный цирковой спектакль на основе сценария, решенный средствами цирковой и театральной выразительности. Термин пантомима в современном цирке условен. Еще с начала 19 в. в цирковые пантомимы наряду с мимическим действием вводились диалоги и монологи. Развитие цирковой пантомимы проходило под влиянием театральной культуры. Уже в Амфитеатре Филиппа Астлея (в Лондоне) существовала сценическая площадка, где применялись театральные декорации, бутафория. По мере превращения цирка в многожанровое искусство в цирковую пантомиму включались трюки всех жанров.

Первые пантомимы представляли собой инсценировки известных исторических конных сражений. Так, пантомима, шедшая в амфитеатре Ф. стлея Сражения и смерть генерала Мальборо (1786 г.) стала классической разработкой батальной темы и постановочных приемов. Интерес к дрессированным экзотическим животным вызвал к жизни зоопантомиму. Первая - Мизорские львы (Париж, Олимпийский цирк, дрессировщик А.Мартен, 1831 г.), исполнявшаяся в амфитеатре Астлея.

Создание циркового стационара с манежем-бассейном (Париж, 1886г.) привело к появлению водяных пантомим. Возникли детские труппы, разыгрывающие пьесы - наиболее известная Золушка (цирк Ренца), где все роли разыгрывали дети в возрасте от 4 до 15 лет.

Все новинки сезона приспосабливались к сюжетному показу на манеже. Так появились приключенческие пантомимы, исторические, криминальные ( Тысяча и одна ночь ).

Создание пантомим воспринималось как высшее достижение циркового искусства. В них включались шествия, массовые сцены (сражения, празднества), технические аттракционы (водопад, пожар, взрывы).

Пропагандистское воздействие цирковых пантомим активно использовалось в цирке России после их национализации (1919 г.). Поначалу ставились апофеозы ( Да здравствует мировая Коммуна! , Политическая карусель , Октябрь на арене ). Из режиссеров известны Фореггер, Горский. Оригинальным решением приема живых картин стала созданная скульптором Коненковым и борцами пластической пантомимы Самсон . Во всех этих работах проблемы революционного отражения мира давались ярко, эмоционально, но иносказательно.

Поворотом к отображению исторического материала стали поставленные В.Труцци пантомимы Гуляй поле (Москва, 1929 г., автор Ромашов, режиссер Краснянский), где классическая водная пантомима была осовременена обращением к теме Гражданской войны и Махновщина (Москва, 1929 г.), в которой были включены кинокадры, выступление хора и двух оркестров, водяные, пиротехнические и механические эффекты, взрыв моста, прорыв плотины, проезд поезда, сложные трюки конной дрессировки (прыжки лошадей с моста в воду дрессировщик Труцци). Роль Махно исполнял В.Лазаренко. В массовых сценах участвовали кавалеристы, физкультурники, студенты ТЦИ (всего было более 100 человек). В 1930 г. Махновщина была показана в Ленинградском и Киевском цирках.

Историко-патриотическая пантомима стала ведущей в репертуаре советского цирка ( Москва горит , Москва, 1930 г., автор Маяковский, режиссер Бондаренко; Индия в огне , Москва, 1932 г., автор Венецианов, режиссер Горчаков и др.). В годы ВОВ были поставлены пантомимы, посвященные борьбе с фашизмом ( Трое наших , автор Афиногенов, режиссер Горчаков, художник Эрдман, 1942 г.).

Стимулом к послевоенному возрождению интереса к пантомиме стала постановка режиссером Венециановым приключенческой водяной пантомимы Выстрел в пещере (Ленинград, 1954 г.) с использованием всех классических аттракционов (водяной каскад, заполняющий манеж, гроза, сражение героев над водой). В дальнейшем к созданию пантомим эпизодически обращались различные цирки. В Киеве режиссер Заец и балетмейстер Зайцев экспериментировали над созданием пластического действия, включавшего средства цирковой выразительности ( Подвиг , Корчагинцы , Богатырские ворота ). Плодотворно работал в постановках пантомим режиссер Московского цирка М.Местечкин ( Маленький Пьер , Юность празднует , Карнавал на Кубе , Трубка мира и др.).

В практике постановочной работы над цирковыми пантомимами сложилось несколько плодотворных тенденций. Это создание постоянного коллектива, показывающего представление-пантомиму ( Пароход идет Анюта , авторы Ардов, Тривас, режиссер Рябчуков, художник Фальковский) и пантомимы, ориентированные на определенный цирковой жанр: конный цирк ( Хан Гирей по поэме Пушкина Бахчисарайский фонтан , Тула, режиссер Калмыков); пантомима Руслан и Людмила , в которой иллюзионные трюки охватывали демонстрацию номеров всех жанров (Ленинград, авторы и режиссеры Шаг и Сонин). Наиболее перспективным и рациональным для эксплуатации стали пантомимы, созданные на базе конкретных номеров и артистов: конного ансамбля Донских казаков Туганова - По ком звенят клинки ; Медвежьего цирка Филатова - Приключения поводыря с медведем ; конюшни п/р Манжели - Бахчисарайская легенда по поэме Пушкина; канатоходцев п/р Волжанского - Прометей .

Пантомима является благодатной почвой для всестороннего раскрытия актерских дарований. Олег Попов - исполнитель ведущих ролей в клоунских спектаклях Лечение смехом и Царевна несмеяна , Андрей Николаев с полной силой своего комедийного таланта раскрылся в спектакле Я работаю клоуном , коверный клоун Е. Майхровский, стал главным исполнителем в пантомимах Бумбараш и Самый счастливый день по Каштанке А.Чехова.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на Цветном бульваре

News image

Это один из старейших цирков России. В 1880 году (более 100 лет назад!) здание построила контора купца Данилова для цирка Ал...

Авторизация