Цирки в мира

Ярославский цирк

News image

Цирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор...

Гомельский цирк в 1970-х гг

News image

Первое здание цирка (деревянное) в Гомеле построено в 1890-е годы частным предпринимателем И. Слободовым на месте Центрального рынка (быв. Конной пл...

Народный цирк РОВЕСНИК

News image

Вот уже 40 лет в Санкт-Петербурге существует замечательный детский коллектив, Народный цирк Ровесник . Цирк был создан в 1969 году на...

Канадский «Цирк Солнца» («Cirque du

News image

«Cirque du Soleil» - сегодня это один из самых лучших цирков мира. Он быстро развивается и расширяется. Самое главное его до...

Мировые цирки - Цирковая история - История цирка - Цирковая пантомима


PostHeaderIcon Цирковая пантомима

Цирковая история - История цирка

цирковая пантомима

Цирковая пантомима - (от греческого слова pantomimos - все воспроизводящий подражанием) драматургическая форма манежного представления, в которой синтетическое искусство цирка и его постановочные возможности безграничны и далеко не исчерпаны.

1. Цирковая миниатюра без текста (или с минимальным количеством слов), исполняемая соло или группой артистов, перенесена в цирк из ярмарочно-площадных театров, где бытовала в виде мимических буффонно-фарсовых интермедий и пьес (арлекинад). В первых цирках-стационарах в основе пантомимы лежали элементы конной клоунады. С развитием циркового наездничества появляются конно-пантомимические сцены на героические, батальные, мифологические и другие сюжеты. Со временем пантомима стала входить в репертуар артистов и других жанров - канатоходцев, эквилибристов, акробатов и особенно клоунов. Многие сценки впоследствии разрастались до одноактных комических пьес с текстом (в русском цирке - Смоленские сапожники , Рекрутский набор во Франции и др.).

2. Тематический сюжетный цирковой спектакль на основе сценария, решенный средствами цирковой и театральной выразительности. Термин пантомима в современном цирке условен. Еще с начала 19 в. в цирковые пантомимы наряду с мимическим действием вводились диалоги и монологи. Развитие цирковой пантомимы проходило под влиянием театральной культуры. Уже в Амфитеатре Филиппа Астлея (в Лондоне) существовала сценическая площадка, где применялись театральные декорации, бутафория. По мере превращения цирка в многожанровое искусство в цирковую пантомиму включались трюки всех жанров.

Первые пантомимы представляли собой инсценировки известных исторических конных сражений. Так, пантомима, шедшая в амфитеатре Ф. стлея Сражения и смерть генерала Мальборо (1786 г.) стала классической разработкой батальной темы и постановочных приемов. Интерес к дрессированным экзотическим животным вызвал к жизни зоопантомиму. Первая - Мизорские львы (Париж, Олимпийский цирк, дрессировщик А.Мартен, 1831 г.), исполнявшаяся в амфитеатре Астлея.

Создание циркового стационара с манежем-бассейном (Париж, 1886г.) привело к появлению водяных пантомим. Возникли детские труппы, разыгрывающие пьесы - наиболее известная Золушка (цирк Ренца), где все роли разыгрывали дети в возрасте от 4 до 15 лет.

Все новинки сезона приспосабливались к сюжетному показу на манеже. Так появились приключенческие пантомимы, исторические, криминальные ( Тысяча и одна ночь ).

Создание пантомим воспринималось как высшее достижение циркового искусства. В них включались шествия, массовые сцены (сражения, празднества), технические аттракционы (водопад, пожар, взрывы).

Пропагандистское воздействие цирковых пантомим активно использовалось в цирке России после их национализации (1919 г.). Поначалу ставились апофеозы ( Да здравствует мировая Коммуна! , Политическая карусель , Октябрь на арене ). Из режиссеров известны Фореггер, Горский. Оригинальным решением приема живых картин стала созданная скульптором Коненковым и борцами пластической пантомимы Самсон . Во всех этих работах проблемы революционного отражения мира давались ярко, эмоционально, но иносказательно.

Поворотом к отображению исторического материала стали поставленные В.Труцци пантомимы Гуляй поле (Москва, 1929 г., автор Ромашов, режиссер Краснянский), где классическая водная пантомима была осовременена обращением к теме Гражданской войны и Махновщина (Москва, 1929 г.), в которой были включены кинокадры, выступление хора и двух оркестров, водяные, пиротехнические и механические эффекты, взрыв моста, прорыв плотины, проезд поезда, сложные трюки конной дрессировки (прыжки лошадей с моста в воду дрессировщик Труцци). Роль Махно исполнял В.Лазаренко. В массовых сценах участвовали кавалеристы, физкультурники, студенты ТЦИ (всего было более 100 человек). В 1930 г. Махновщина была показана в Ленинградском и Киевском цирках.

Историко-патриотическая пантомима стала ведущей в репертуаре советского цирка ( Москва горит , Москва, 1930 г., автор Маяковский, режиссер Бондаренко; Индия в огне , Москва, 1932 г., автор Венецианов, режиссер Горчаков и др.). В годы ВОВ были поставлены пантомимы, посвященные борьбе с фашизмом ( Трое наших , автор Афиногенов, режиссер Горчаков, художник Эрдман, 1942 г.).

Стимулом к послевоенному возрождению интереса к пантомиме стала постановка режиссером Венециановым приключенческой водяной пантомимы Выстрел в пещере (Ленинград, 1954 г.) с использованием всех классических аттракционов (водяной каскад, заполняющий манеж, гроза, сражение героев над водой). В дальнейшем к созданию пантомим эпизодически обращались различные цирки. В Киеве режиссер Заец и балетмейстер Зайцев экспериментировали над созданием пластического действия, включавшего средства цирковой выразительности ( Подвиг , Корчагинцы , Богатырские ворота ). Плодотворно работал в постановках пантомим режиссер Московского цирка М.Местечкин ( Маленький Пьер , Юность празднует , Карнавал на Кубе , Трубка мира и др.).

В практике постановочной работы над цирковыми пантомимами сложилось несколько плодотворных тенденций. Это создание постоянного коллектива, показывающего представление-пантомиму ( Пароход идет Анюта , авторы Ардов, Тривас, режиссер Рябчуков, художник Фальковский) и пантомимы, ориентированные на определенный цирковой жанр: конный цирк ( Хан Гирей по поэме Пушкина Бахчисарайский фонтан , Тула, режиссер Калмыков); пантомима Руслан и Людмила , в которой иллюзионные трюки охватывали демонстрацию номеров всех жанров (Ленинград, авторы и режиссеры Шаг и Сонин). Наиболее перспективным и рациональным для эксплуатации стали пантомимы, созданные на базе конкретных номеров и артистов: конного ансамбля Донских казаков Туганова - По ком звенят клинки ; Медвежьего цирка Филатова - Приключения поводыря с медведем ; конюшни п/р Манжели - Бахчисарайская легенда по поэме Пушкина; канатоходцев п/р Волжанского - Прометей .

Пантомима является благодатной почвой для всестороннего раскрытия актерских дарований. Олег Попов - исполнитель ведущих ролей в клоунских спектаклях Лечение смехом и Царевна несмеяна , Андрей Николаев с полной силой своего комедийного таланта раскрылся в спектакле Я работаю клоуном , коверный клоун Е. Майхровский, стал главным исполнителем в пантомимах Бумбараш и Самый счастливый день по Каштанке А.Чехова.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Авторизация