Цирки в мира
С момента основанияВ наших краях любовь к цирку длится с давних пор. Бродячие артисты — скоморохи с учеными медведями, силачи с пудовыми ги... |
Столичный цирк города АстанаСовсем недавно на мировой цирковой арене появился казахстанский Столичный цирк города Астана. Этот цирк еще очень молод, его строительство началось в ... |
Театр «Уголок дедушки Дурова» БольшУютный зал устроен высоким амфитеатром, неудобных мест нет. Из любой точки виден малейший жест на сцене. Это и есть Большая Сцена. Она бы... |
Цирк на цветном бульвареВ центральной части города Москвы на Цветном бульваре находится цирк Никулина, которому более 100 лет. Перед зданием цирка стоит знаменитый ав... |
О музыкальной эксцентрике
Цирковая лента - Цирковые события |
О музыкальной эксцентрике в цирке, о ее состоянии, особенностях и отношении к ней действительно следует серьезно поговорить. Во всяком случае нам, как артистам, работающим в этом жанре вот уже тридцать с лишним лет, хочется высказать свою точку зрения на состояние музыкальной эксцентрики в нашем цирке. «В различных жанрах циркового искусства мы далеко ушли вперед от канонов старого цирка. Но музыкальная эксцентрика вот уже много лет не имеет своих новаторов...» - утверждает М. Л. Коган, а Г. С. Венецианов идет еще дальше и категорически заявляет о наличии «затяжного кризиса музыкально-эксцентрического жанра». С этим согласиться нельзя, потому что дело обстоит далеко не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить уровень музыкальной культуры, профессиональное умение и репертуар музыкальных эксцентриков, выступавших в цирке лет сорок назад, с тем, что мы имеем в настоящее время. Музыкальные эксцентрики прошлого мало знали нотную грамоту и больше играли на слух. Нередко они руководствовались только теми заметками-насечками и зарубками, которые наносили на свои инструменты. Так, например, к нам в 1947 году перешли от артистов Вейс-Вайс колокольчики с насечками-метками, на которых много лет подряд играли эти музыкальные эксцентрики. Но метки сделаны еще раньше теми, кто пользовался инструментами до Вейс-Вайс. Неизвестно, сколько десятилетий играли на них наши предшественники. Появление в цирке артистки Гринье и Лаврова, которые хорошо знали ноты, было в свое время событием. Неграмотность исполнителей свидетельствует о невысоком уровне музыкальной культуры артистов-эксцентриков прошлого. А теперь у нас музыкальные эксцентрики хорошо знают ноты, некоторые неплохо читают с листа, а многие имеют специальное музыкальное образование. О профессиональном уровне работающих сегодня в цирке музыкальных эксцентриков можно судить не только по тому, что они играют под оркестр (этого их предшественники даже не пытались делать), но и по тому, что сейчас из каждых десяти артистов половина может играть в оркестре на том или ином, а то и на нескольких инструментах. Раньше ни один музыкальный эксцентрик, даже такой выдающийся мастер, как Радунский, не мог бы играть в оркестре.
. О примитивности репертуара музыкальных эксцентриков не столь далекого прошлого говорит хотя бы то, что большим событием было появление в нем «Галопа» Рихтера. А теперь в репертуаре каждого музыкального эксцентрика имеются произведения советских композиторов и произведения русской и западноевропейской классики. Поднялся за эти годы и уровень общей культуры музыкальных эксцентриков, несравнимо расширился их идейно-художественный кругозор, заметен рост их музыкального вкуса, повысилась требовательность к себе. Не видеть этого нельзя, а не замечать можно только при наличии предвзятого, глубоко ошибочного отношения к тому, что сделано в области музыкальной эксцентрики в советском цирке. Налицо убедительное и во многом очень характерное движение вперед. Однако мы можем и должны говорить о том, что у нас в цирковой музыкальной эксцентрике все еще недостаточно выдумки, не хватает разнообразия форм, многое просто не смешно. Надо говорить и о том, что среди исполнителей есть люди неартистичные, слабо разбирающиеся в специфике жанра. Нам не хотелось бы допустить ошибки и понять тов. Венецианова так, будто он утверждает, что номера ныне работающих музыкальных эксцентриков «мало музыкальные и совсем уж на сегодняшний день не эксцентричные», что работающие в этом жанре играют «одинаково посредственно». По-нашему, не следовало также тов. Венецианову утверждать, что «в цирке существует классическое искусство», и пользоваться этим положением для того, чтобы затем сказать, что «менее всего этот термин приложим к жанру клоунады, в том числе и клоунады музыкальной». Следовало бы скорее говорить о подлинных недостатках, конкретнее, с большей пользой для практики, чем пользоваться несколько отвлеченным тезисом, придуманным и не отражающим истинного положения дела. Всем известно, что практика без теории слепа. Особенно сильно ощущаем это мы — люди многолетней практики в области музыкальной эксцентрики. До сих пор мы вынуждены двигаться вперед буквально ощупью, не зная точно и определенно, что хорошо и что плохо. Теория музыкальной Эксцентрики не разрабатывается. Ни в одной книге по эстетике нет ни слова о музыкальной эксцентрике. Вот почему мы так жадно обращаемся к каждому теоретическому высказыванию в этой области. Есть и теоретические высказывания в статье Г.
. Венецианова. Автор пишет: «При эксцентрическо-цирковом ключе трактовки данного номера персонажи его в основе своей должны быть максимально стандартными. От взаимодействия стандарта фабулы и образов с необычайностью формы и должен рождаться эксцентризм». Здесь много непонятного. Такая «теоретическая мысль» не освещает практики. А предлагаемый Г. Венециановым новый номер «ОПЕРАТИВНЫЙ отдел», к сожалению, не цирковой, а эстрадный. Намерение дать пародию на оперу — явно эстрадное. Образы тоже эстрадные. Совершенно прав Г. Венецианов, когда пишет: «Без культуры репертуара, без блеска мастерства всякая трюковая выдумка сводится к нулю». Но кроме культуры нужна еще и свежесть репертуара. Музыкальные эксцентрики обязаны быть оперативными. Они должны подхватывать полюбившиеся народу, услышанные в кино или по радио, новые мелодии, быстро осваивать их и тут же играть по-своему. Ноты новых популярных песен издаются крайне медленно, с большим опозданием, поэтому нам приходится, слушая по радио, самим записывать их, а затем инструментовать и оркестровать мелодии, понравившиеся зрителям (кстати, об этом не могли и мечтать артисты в прошлом, поскольку не знали, как надо это делать). Например, нам пришлось записать песню «Бухарест», которую мы исполняли на колоколъчиках, «Подмосковные вечера», исполняемую на «водопаде», и другие. Мы, советские артисты, можем по праву гордиться, когда созданное нами в области музыкальной эксцентрики становится образцом для зарубежных товарищей по искусству. Так, в Варшаве к нам подошел трубач из циркового оркестра и сказал: «Хочу сделать новый музыкальный цирковой номер, но не пошло, как принято в кабаре, а культурно, интеллигентно, в вашем советском стиле». Разумеется, мы с радостью помогли этому человеку, причем от души посоветовали играть популярные, любимые народом мелодии, избегая исполнения заигранных, надоевших.
. Больным вопросом в области музыкальной эксцентрики является создание новых оригинальных музыкальных инструментов. В этой области советскими музыкальными эксцентриками сделано немало. Пройден путь от примитивного, пресловутого, но тем не менее по-своему классического для циркового искусства бычьего пузыря, привязанного к палке с одной струной, до такого сложного и многообещающего инструмента, как используемый (к сожалению, еще крайне слабо и узко) артистами Бирюковыми электрофона или «Терменвокса». Вообще электромузыка — область еще не изведанных возможностей для конструирования самых необычных, подлинно цирковых эксцентрических музыкальных инструментов. Так что напрасно М. Л. Когану «кажется, что все возможные выдумки в этой области почти исчерпаны». Говоря о музыкальных инструментах, Г. Венецианов предлагает: «Попробуйте сегодня поразить воображение такого (постоянно слушающего радио, смотрящего телевидение, бывающего в филармонии, музыкальных театрах, а то еще и являющегося участником самодеятельного оркестра) зрителя аккордеоном, ксилофоном или саксофоном!» На это мы считаем нужным ответить, что ни в 1931 году, когда Валентина Макеева и ее семья — пятеро музыкальных эксцентриков, первыми в нашем цирке стали играть на саксофонах, ни в 1929 году, когда Александр Макеев первым в цирке играл на гавайской гитаре, мы не собирались поражать зрителей саксофонами или гавайской гитарой. Мы хотели привлечь внимание к тому, что мы играем, и заинтересовать тем, как играем на этих музыкальных инструментах. Этот принцип положен в основу исполнения и у всех других музыкальных эксцентриков, играющих на обыкновенных инструментах, но по-цирковому, то есть не обыкновенно! Что же касается необыкновенных цирковых инструментов, то большинство из них принадлежит к так называемым самоиграющим, не представляющим интереса для артиста, так как на них он не имеет возможности проявить себя как музыкант. Не случайна поэтому у наших музыкальных эксцентриков тяга к обыкновенным инструментам. Раньше было наоборот. Многие музыкальные эксцентрики прошлого выписывали «от Эфнера» самоиграющие тирольские рожки. Сами придумывали и делали всевозможные самоиграющие кольца, кружки, шестеренки, гайки и прочее, играли на разных колокольчиках и бубенчиках. Вот это — давно пройденный этап. Правда, колокольчики и бубенчики оказались живучими и продержались в цирке до наших дней. В связи с этим мы были крайне удивлены, когда прочитали в статье Ю. Дмитриева («Гастроли французского цирка», журнал «Советский цирк», 1959, № 2), что его поразили французские «музыкальные эксцентрики Сиполо, продемонстрировавшие ряд новых для нас инструментов, основанных на принципах ксилофона». Дело в том, что мы видели и слышали артистов Сиполо во время их выступлений в Московском цирке и поэтому обязаны, правды ради, сказать, что они играли только на самоиграющих катающихся в чашках шариках, на сковородках, на канделябрах, на колокольчиках и бубенчиках. Правда, последние были прикреплены к резиновым палочкам, по которым артисты ударяли молоточками. Возможно, эти молоточки и ввели в заблуждение Ю. Дмитриева, увидевшего в них «принцип ксилофона», которого там и в помине не было. Мы говорим об этом для того, чтобы у наших французских друзей по цирковому искусству не сложилось неверное представление о состоянии эксцентрики в советском цирке, а также для того, чтобы читателям журнала было известно, что по-настоящему ново и что далеко не ново в нашем инструментарии, которым пользуются артисты советского цирка. Мы утверждаем, что никакого «затяжного кризиса» в жанре музыкальной эксцентрики нет. Что же касается недочетов и недостатков, которые мешают развитию этого жанра, то о них следует говорить, их необходимо устранять. вопросам, связанным с этим (М. Коган, музыкальной эксцентрике, 1858, № 5 и Г. Венецианов, Замыслы, 1959, № 1). В. МАКЕЕВА, А. МАКЕЕВ
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|