Артисты цирка

Людмила Терехова

News image

Людмила Терехова – ведущая артистка Малой сцены, режиссёр, автор новогодних ск...

Седов Евгений Иванович

News image

род. 9 декабря 1954 (г. Горький) Акробат, комик-каскадёр, клоун, воздушный гимнаст-эксцентрик Руководитель но...

Оскотский Борис Михайлович

News image

Петров Евгений Вячеславович

News image

род.5 мая 1975 г., Пермь Колесо смерти 1992 - окончил школу, поступил в ...

Касеева Нелли Александровна

News image

Алиханов Алихан Алиханович

News image

Цирки в мира

Запорожский государственный цирк

News image

Запорожский государственный цирк – отличный пример хорошей работы артистов, художественного руководителя, циркового оркестра и других сотрудников цирка. Данный цирк постоянно ра...

Новокузнецкий цирк

News image

Новокузнецкий цирк – это замечательный цирк, с отличным руководством. Сюда любят приезжать артисты на гастроли, и это не удивительно, ведь ци...

Мышиная железная дорога

News image

Аттракцион Будьте добры! - это увлекательное путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок А.С. Пушкина. В ск...

Национальный цирк Украины (Киевский

News image

Киевский цирк один из самых значимых цирков Украины, кроме того он же и один из старейших, до его появления в Ки...

Мировые цирки - Цирковая лента - Люди и представления - О неотложных нуждах периферийных цирка



PostHeaderIcon О неотложных нуждах периферийных цирка

Цирковая лента - Люди и представления

Побывав в различных цирках, я обратил внимание на одно очень важное обстоятельство. Одни и те же номера в Одессе вы­глядели иначе, чем, скажем, в Харькове или Риге. Это натолкнуло меня на мысль о «марке цирка», о его твор­ческой физиономии, почерке. В последнее время все чаще и чаще мы говорим о програм­мах-спектаклях, программах-обозрениях, объединении номеров в единый, цельный цирковой ансамбль. Требования эти выдвинуты самой жизнью и в первую очередь все возрастающей культурой нашего народа. Стремясь как мож­но полнее ответить на запросы зрителя, руководство цирка все больше внимания уделяет повышению качества идущих в цирке программ, усовершенствованию номеров и аттракционов, улучше­нию оформления и т. д. Надо серьезно поговорить о культуре постановочной работы в периферийном цирке. Как же здесь обстоят дела? В Харьковском цирке только за последний сезон из восьми премьер пять объединялись единым тематическим замыслом. Это программа «Мы рапортуем» (автор И. Муратов), посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, «Чу­деса Деда Мороза» (автор Л. Галкин), подготовленная к зимним школьным каникулам, «Комедийное цирковое ревю» и другие. Выпуская такое количество премьер, мы сталкиваемся с це­лым рядом трудностей. Вот о трудностях и хотелось бы погово­рить. В наше время стирается грань между столичными и перифе­рийными цирками. Система конвейера, при которой все номера, выпущенные в Москве, Ленинграде и других городах, обязатель­но показываются во всех остальных цирках страны, дает возмож­ность местному зрителю следить за новейшими достижениями цир­кового искусства. Это в известной мере ограничивает творческую и организацион­ную самостоятельность периферийных цирков. Теоретически эти цир­ки имеют возможность работать над новыми номерами, им даже пла­нируют выпуск и доработку сложных аттракционов. Но отсутствие постановочных цехов и ограниченность средств превращают пери­ферийный цирк из серьезного творческого организма в прокатную площадку. В Харьковский цирк прибыл на работу артист.

. Костюмы его номера пришли в негодность, и выступать в них перед зрителем невозможно. Казалось, чего проще — обновить костюмы неболь­шого номера. На деле проблема оказалась неразрешимой. Цирк одного из крупнейших городов страны не имеет ни мастерских, ни материалов для ремонта и пошива самых элементарных костюмов. Нет при цирке и других поделочных мастерских. Всякая поломка аппаратуры, реквизита, износ костюмов и других необ­ходимых атрибутов циркового номера приводят к снижению худо­жественного качества исполнения или потере номера. Ни один периферийный цирк не располагает поделочными цехами, костю­мерными. Приведение в порядок номера или постановка самого простого парада-пролога, антре или репризы, связанных с рекви­зитом, наталкивается на почти непреодолимые препятствия. А ка­кие трудности возникают при постановке ежегодных детских пред­ставлений, посвященных новогодней елке! В таких условиях под­держивать высокий профессиональный уровень представлений — задача не из легких. И все же, несмотря на трудности, о которых говорилось выше, периферийные цирки выпускают много тематически объединенных программ, новых номеров и аттракционов. Я не отрицаю ведущей роли столичных цирков, где работают лучшие мастера, где имеются расширенные постановочные базы. Но высокая творческая активность столичных цирков не должна ис­ключать творческой самодеятельности других циркоз страны. При определенных условиях каждый из этих цирков сможет бороться за свою творческую индивидуальность, вносить и свою, пусть скромную, лепту в общее дело развития советского циркового искусства. В штате каждого крупного периферийного цирка имеется худо­жественный руководитель, чаще всего режиссер. К сожалению, работа режиссеров сводится к разбору присланных программ, не­которым композиционным переделкам готовых номеров да к по­становке отдельных парадов-прологов, реприз и клоунских ин­термедий. А ведь работа режиссера не исчерпывается вышесказанным. Какой непочатый край работы по повышению актерского мастер­ства, культуры речи, грима, качества репертуара открывается пе­ред режиссерами! Нельзя сказать, что мы не делаем этого. Опыт постановок, вы­пущенных за последнее время, свидетельствует о том, что такая пантомимы было достаточно репетиционного времени. работа ведется, но она явно недостаточна.

. Так, например, привет­ствуя выпуск одноактной пантомимы-сказки «Чудеса Деда Моро­за» в Харьковском цирке, пресса отмечала невысокую культуру речи многих артистов. Этого можно было избежать, если бы на постановку Периферийные цирки не могут думать даже о самом элемен­тарном — художественном объединении программ в единое це­лое, так как, в отличие от столичных цирков, где работа всего сезона строго планируется, программы периферийных цирков не­редко носят случайный характер. Хотелось бы, чтобы отдел планирования Союзгосцирка тре­бовал от руководства отдельных цирков представления творче­ских заявок на сезон и, удовлетворяя их, способствовал бы созда­нию высокохудожественных цирковых программ. Целесообразно было бы также удачно объединенные программы целиком пере­сылать из одного города в другой, сохраняя их художественное единство хотя бы на некоторое время. Готовая, слаженная прог­рамма обеспечит высокое художественное качество рядового цир­кового представления, исключит простой цирков, который возни­кает, как правило, в связи с отсутствием необходимого количества номеров ко дню премьеры. Такая заранее сведенная программа выгодно отличается от на­бора случайных номеров: она имеет разработанную композицию, разнообразие жанров, свой, присущий ей темпоритм. Примером может служить коллектив «Комедийное цирковое ревю» под руководством М. Марчес. Остальные же программы нуждаются в специальном, пусть са­мом минимальном, репетиционном времени перед каждой премь­ерой. Чаще всего эти репетиции отсутствуют и сведение програм­мы в единое целое происходит уже после премьеры. Первые спек­такли, как правило, художественно не завершены. Проходит не­сколько спектаклей, и программа приобретает художественную целостность. Но неожиданное распоряжение об отправке ряда но­меров в другой город и замене их другими нарушает достигну­тое. На периферии такая практика приводит к серьезному сни­жению художественного качества идущей программы. Не способствует повышению качества спектакля и практика му­зыкального оформления номеров. Художественный отдел Союз­госцирка проделал значительную работу по очищению нотных биб­лиотек цирков от пошлой музыки. Сейчас ряд номеров имеет свою, специально для них написанную музыку. Большинство же сопровождается музыкой, подобранной из очень ограниченно и редко обновляемой нотной библиотеки периферийного цирка. Разумеет­ся, в этом случае музыка не становится органичным компонен­том номера.

. В программе возникает известное музыкальное од­нообразие. За текущий год Союзгосцирк не прислал в Харьков­ский цирк ни одного нового музыкального произведения, а наши возможности заказывать музыку местным композиторам ограниче­ны, хотя творческие силы для этого есть. Примером положительной работы может служить содруже­ство с композиторами: А. Свешниковым, Д. Клебановым, М. Каневским. Музыка, написанная этими композиторами, показала, насколь­ко плодотворно содружество композитора с режиссером. Качество циркового представления зависит также от того, на­сколько хорошо технически оснащен цирк. Многие здания перифе­рийных цирков построены еще до революции и не могут удовлет­ворить возросших требований артистов советского цирка. Пора Союзгосцирку решить вопрос о коренном переоборудовании за­кулисных помещений, в особенности актерских гримировочных. Здесь нет элементарных условий, которые способствуют созда­нию должного творческого состояния артиста перед выходом на манеж. Серьезно отстает от требований современной техники свето­вое оборудование цирков. В Харьковском цирке, например, от­сутствует автотрансформатор, без которого невозможно исполь­зование даже самых простых выразительных средств света в худо­жественно-постановочной работе. Недостаток специфической цирковой аппаратуры также снижа­ет качество световой партитуры спектакля. Мы затронули только незначительную часть вопросов, которые волнуют работников цирковой периферии. Прочитав эту статью, многие могут подумать, что периферий­ные цирки плохо занимаются постановочной работой. Это не сов­сем так. Периферийные цирки выпустили немало интересных и значительных по своим идейно-художественным качествам про­грамм, номеров и аттракционов. Однако решение ряда организа­ционных вопросов будет способствовать успешной творческой ра­боте — она может стать эффективнее, выше по качеству. Я был бы рад, если бы мои коллеги высказали замечания и по­желания по улучшению деятельности цирков на местах. Е. ЗИСКИНД, Журнал «Советский цирк» август 1958 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

Какие законы обязательно должны знать кадастровые инженеры kadastrov.ru.

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Театр кошек Юрия Куклачева

News image

Театр кошек Юрия Куклачева был построен в 1990 году на Кутузовском проспекте. Это удивительный, единственный в мире, уникальный теа...

Авторизация