Цирки в мира
С момента основанияВ наших краях любовь к цирку длится с давних пор. Бродячие артисты — скоморохи с учеными медведями, силачи с пудовыми ги... |
ЗВЕЗДЫ РОССИЙСКОГО ЦИРКАВ Пермском цирке с 30 января начинает работу новая программа. Зрители встретятся с интересными артистами цирка, среди которых будут представители ди... |
Харьковский государственный циркХарьковский государственный цирк – это «кузница» талантов циркового искусства, здесь получали путевку в жизнь многие знаменитые на Украину и весь ми... |
Омский циркСтроительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр... |
О неотложных нуждах периферийных цирка
Цирковая лента - Люди и представления |
Побывав в различных цирках, я обратил внимание на одно очень важное обстоятельство. Одни и те же номера в Одессе выглядели иначе, чем, скажем, в Харькове или Риге. Это натолкнуло меня на мысль о «марке цирка», о его творческой физиономии, почерке. В последнее время все чаще и чаще мы говорим о программах-спектаклях, программах-обозрениях, объединении номеров в единый, цельный цирковой ансамбль. Требования эти выдвинуты самой жизнью и в первую очередь все возрастающей культурой нашего народа. Стремясь как можно полнее ответить на запросы зрителя, руководство цирка все больше внимания уделяет повышению качества идущих в цирке программ, усовершенствованию номеров и аттракционов, улучшению оформления и т. д. Надо серьезно поговорить о культуре постановочной работы в периферийном цирке. Как же здесь обстоят дела? В Харьковском цирке только за последний сезон из восьми премьер пять объединялись единым тематическим замыслом. Это программа «Мы рапортуем» (автор И. Муратов), посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, «Чудеса Деда Мороза» (автор Л. Галкин), подготовленная к зимним школьным каникулам, «Комедийное цирковое ревю» и другие. Выпуская такое количество премьер, мы сталкиваемся с целым рядом трудностей. Вот о трудностях и хотелось бы поговорить. В наше время стирается грань между столичными и периферийными цирками. Система конвейера, при которой все номера, выпущенные в Москве, Ленинграде и других городах, обязательно показываются во всех остальных цирках страны, дает возможность местному зрителю следить за новейшими достижениями циркового искусства. Это в известной мере ограничивает творческую и организационную самостоятельность периферийных цирков. Теоретически эти цирки имеют возможность работать над новыми номерами, им даже планируют выпуск и доработку сложных аттракционов. Но отсутствие постановочных цехов и ограниченность средств превращают периферийный цирк из серьезного творческого организма в прокатную площадку. В Харьковский цирк прибыл на работу артист.
. Костюмы его номера пришли в негодность, и выступать в них перед зрителем невозможно. Казалось, чего проще — обновить костюмы небольшого номера. На деле проблема оказалась неразрешимой. Цирк одного из крупнейших городов страны не имеет ни мастерских, ни материалов для ремонта и пошива самых элементарных костюмов. Нет при цирке и других поделочных мастерских. Всякая поломка аппаратуры, реквизита, износ костюмов и других необходимых атрибутов циркового номера приводят к снижению художественного качества исполнения или потере номера. Ни один периферийный цирк не располагает поделочными цехами, костюмерными. Приведение в порядок номера или постановка самого простого парада-пролога, антре или репризы, связанных с реквизитом, наталкивается на почти непреодолимые препятствия. А какие трудности возникают при постановке ежегодных детских представлений, посвященных новогодней елке! В таких условиях поддерживать высокий профессиональный уровень представлений — задача не из легких. И все же, несмотря на трудности, о которых говорилось выше, периферийные цирки выпускают много тематически объединенных программ, новых номеров и аттракционов. Я не отрицаю ведущей роли столичных цирков, где работают лучшие мастера, где имеются расширенные постановочные базы. Но высокая творческая активность столичных цирков не должна исключать творческой самодеятельности других циркоз страны. При определенных условиях каждый из этих цирков сможет бороться за свою творческую индивидуальность, вносить и свою, пусть скромную, лепту в общее дело развития советского циркового искусства. В штате каждого крупного периферийного цирка имеется художественный руководитель, чаще всего режиссер. К сожалению, работа режиссеров сводится к разбору присланных программ, некоторым композиционным переделкам готовых номеров да к постановке отдельных парадов-прологов, реприз и клоунских интермедий. А ведь работа режиссера не исчерпывается вышесказанным. Какой непочатый край работы по повышению актерского мастерства, культуры речи, грима, качества репертуара открывается перед режиссерами! Нельзя сказать, что мы не делаем этого. Опыт постановок, выпущенных за последнее время, свидетельствует о том, что такая пантомимы было достаточно репетиционного времени. работа ведется, но она явно недостаточна.
. Так, например, приветствуя выпуск одноактной пантомимы-сказки «Чудеса Деда Мороза» в Харьковском цирке, пресса отмечала невысокую культуру речи многих артистов. Этого можно было избежать, если бы на постановку Периферийные цирки не могут думать даже о самом элементарном — художественном объединении программ в единое целое, так как, в отличие от столичных цирков, где работа всего сезона строго планируется, программы периферийных цирков нередко носят случайный характер. Хотелось бы, чтобы отдел планирования Союзгосцирка требовал от руководства отдельных цирков представления творческих заявок на сезон и, удовлетворяя их, способствовал бы созданию высокохудожественных цирковых программ. Целесообразно было бы также удачно объединенные программы целиком пересылать из одного города в другой, сохраняя их художественное единство хотя бы на некоторое время. Готовая, слаженная программа обеспечит высокое художественное качество рядового циркового представления, исключит простой цирков, который возникает, как правило, в связи с отсутствием необходимого количества номеров ко дню премьеры. Такая заранее сведенная программа выгодно отличается от набора случайных номеров: она имеет разработанную композицию, разнообразие жанров, свой, присущий ей темпоритм. Примером может служить коллектив «Комедийное цирковое ревю» под руководством М. Марчес. Остальные же программы нуждаются в специальном, пусть самом минимальном, репетиционном времени перед каждой премьерой. Чаще всего эти репетиции отсутствуют и сведение программы в единое целое происходит уже после премьеры. Первые спектакли, как правило, художественно не завершены. Проходит несколько спектаклей, и программа приобретает художественную целостность. Но неожиданное распоряжение об отправке ряда номеров в другой город и замене их другими нарушает достигнутое. На периферии такая практика приводит к серьезному снижению художественного качества идущей программы. Не способствует повышению качества спектакля и практика музыкального оформления номеров. Художественный отдел Союзгосцирка проделал значительную работу по очищению нотных библиотек цирков от пошлой музыки. Сейчас ряд номеров имеет свою, специально для них написанную музыку. Большинство же сопровождается музыкой, подобранной из очень ограниченно и редко обновляемой нотной библиотеки периферийного цирка. Разумеется, в этом случае музыка не становится органичным компонентом номера.
. В программе возникает известное музыкальное однообразие. За текущий год Союзгосцирк не прислал в Харьковский цирк ни одного нового музыкального произведения, а наши возможности заказывать музыку местным композиторам ограничены, хотя творческие силы для этого есть. Примером положительной работы может служить содружество с композиторами: А. Свешниковым, Д. Клебановым, М. Каневским. Музыка, написанная этими композиторами, показала, насколько плодотворно содружество композитора с режиссером. Качество циркового представления зависит также от того, насколько хорошо технически оснащен цирк. Многие здания периферийных цирков построены еще до революции и не могут удовлетворить возросших требований артистов советского цирка. Пора Союзгосцирку решить вопрос о коренном переоборудовании закулисных помещений, в особенности актерских гримировочных. Здесь нет элементарных условий, которые способствуют созданию должного творческого состояния артиста перед выходом на манеж. Серьезно отстает от требований современной техники световое оборудование цирков. В Харьковском цирке, например, отсутствует автотрансформатор, без которого невозможно использование даже самых простых выразительных средств света в художественно-постановочной работе. Недостаток специфической цирковой аппаратуры также снижает качество световой партитуры спектакля. Мы затронули только незначительную часть вопросов, которые волнуют работников цирковой периферии. Прочитав эту статью, многие могут подумать, что периферийные цирки плохо занимаются постановочной работой. Это не совсем так. Периферийные цирки выпустили немало интересных и значительных по своим идейно-художественным качествам программ, номеров и аттракционов. Однако решение ряда организационных вопросов будет способствовать успешной творческой работе — она может стать эффективнее, выше по качеству. Я был бы рад, если бы мои коллеги высказали замечания и пожелания по улучшению деятельности цирков на местах. Е. ЗИСКИНД, Журнал «Советский цирк» август 1958 г.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|