Цирки в мира
С момента основанияВ наших краях любовь к цирку длится с давних пор. Бродячие артисты — скоморохи с учеными медведями, силачи с пудовыми ги... |
Пермский государственный циркВ Пермском государственном цирке представлены самые разнообразные программы - это и отважные канатоходцы, ловкие жонглеры и эквилибристы, изящные акробаты, уморительные кл... |
Есть в одной песне такие слова: «Шумел сурово брянский лес». Это песня о войне. Давно уже отгремели бои и народ жи... |
Читинский циркКаждый человек в своей жизни хотя бы раз побывал в цирке. Если спросить у любого прохожего о том, какие воспоминания у ... |
Музыкальная эксцентрика
Цирковая лента - Люди и представления |
В музыкальной эксцентрике в отличие от музыкальной клоунады исполнитель приближен к бытовому персонажу: иногда это чудаковатый старичок, иногда флегматик со скрипкой в руках. Пародируя знаменитого скрипача, эдакого убеленного сединой маэстро, напыщенно важной походкой выходил на публику эксцентрик Н. Тамарин. Он готовится к сольному концерту . Долгий взгляд в зрительный зал, надменный кивок пианисту - и концерт начался. Важно и самозабвенно водит артист смычком по струнам (звуки скрипки имитируются с помощью специального пищика). Войдя в раж и не замечая, как скрипка в его руках разваливается (отвалилась дека, от смычка оторвался волос и т. д.), он продолжает играть даже тогда, когда от скрипки остается только гриф. Другой музыкальный эксцентрик, А. Ирманов, тоже входит в комический конфликт со своим инструментом скрипкой и, в конце концов, выходит победителем, извлекая мелодию... из оборванной струны. Поступки эксцентрика не соответствуют поведению музыканта, а его обращение с инструментом служит источником комического. Прежде чем зритель услышит отлично сыгранную мелодию, артист продемонстрирует с инструментом ряд смешных моментов. Музыкальные эксцентрики в отличие от музыкальных клоунов редко прибегают к слову, предпочитая эксцентрико-пантомимические действия и музицирование. Известен в цирке и такой эксцентрический прием - объяснение па музыкальных пуговицах. На клоунские костюмы нашиваются пуговицы-помпоны, в которых спрятаны настроенные по тону голоса. Артисты ведут музыкальный диалог, нажимая на пуговицы-помпоны (В. и А. Макеевы). И еще один пример органичного сочетания эксцентричных образов с эксцентричным действием.
. На манеже чудаковатый, смешной старичок музыкант и строгая, серьезная пианистка. Отличный контраст! Старичок играет на трубе. Вдруг сфальшивил и сразу остановился. Он смущен, громко чихает, отчего ноты падают с пюпитра и сами убегают за кулисы, труба разваливается на части. Музыкант берется за тромбон, но цепляется им за брюки и никак не может совладать с инструментом. Раздосадованная пианистка отбирает у него тромбон и отлично исполняет на нем Чардаш К. Монти. Отношения между персонажами обострились. Следует ряд эксцентрических трюковых действий: из тромбона на музыканта льется вода, из трубы раздается выстрел в пианистку и т. п. А когда в финале номера артисты быстро снимают с себя костюмы, то зрители, к удивлению, видят, что в роли старого смешного музыканта была молодая женщина, а роль пианистки исполнял мужчина (Е. Амвросьева и Г. Шахнин). Музыкально-эксцентрические номера, строящиеся на сюжетной линии, на наш взгляд, особенно интересны. Существуют и номера, в которых артисты демонстрируют только трюковую игру. Например, двое исполнителей играют в пинг-понг, но необычными ракетками - каждая сторона ракеток имеет металлическую пластинку, подобранную на определенную ноту. Удары ракетками по мячу то одной, то другой стороной позволяют исполнять несложную мелодию (артисты Морозовские). Или - артист играет одновременно на двух концертино, держа по одному в каждой руке. Задача его сводится к тому, чтобы грамотно исполнять в трюковом положении музыкальное произведение и демонстрировать виртуозное владение инструментами.
. Интересные трюки показывали артисты Петровы. Они катались на звучащих роликах и перебрасывали друг другу музыкальные кольца наподобие игры в серсо. Музыкальные звуки, которые при движении издают ролики и кольца, складываются в мелодию. Артисты Г. и А. Евтушенко извлекали мелодию из ступенек специальной лесенки, в которую были вмонтированы музыкальные голоса. Инструменты в номерах музыкальной эксцентрики и музыкальной клоунады могут быть использованы в любой комической ситуации. Артисты могут обращаться с ними как угодно, но профессиональное исполнение мелодии на них является непременным завершением любой игровой сценки. В конечном итоге все трюковые элементы подчинены основной задаче - исполнению какого-либо музыкального фрагмента. В настоящее время в музыкальных цирковых номерах предпочтение отдается джазовым инструментам - саксофонам и аккордеонам, а эксцентрические инструменты используются все реже и реже. Новые оригинальные инструменты, а также умелое сочетание эксцентрических и оркестровых инструментов несомненно обогатят номера этого жанра. Несколько слов о музыкальном репертуаре. Оркестровые инструменты - скрипка, кларнет, труба, саксофон, аккордеон - не ограничивают исполнителей в выборе произведений и тональности. А вот эксцентрические инструменты имеют весьма ограниченный диапазон и, следовательно, требуют подбора специального репертуара. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что основой успеха номеров этого типа является комедийно одаренный артист, профессионально владеющий инструментами. Материал предоставлен крайне фрагментарно. . 3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.
.Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|