Артисты цирка

Мараногли Евгений Даутович

News image

Балашов Николай Александрович

News image

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Игнатов Сергей Михайлович

News image

Марков Дмитрий Валерьевич

News image

Седов Евгений Иванович

News image

род. 9 декабря 1954 (г. Горький) Акробат, комик-каскадёр, клоун, воздушный гимнаст-эксцентрик Руководитель но...

Цирки в мира

Ярославский цирк

News image

Цирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор...

Омский цирк

News image

Строительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр...

Цирк на Цветном бульваре

News image

Это один из старейших цирков России. В 1880 году (более 100 лет назад!) здание построила контора купца Данилова для цирка Ал...

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Снежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин...

Мировые цирки - Цирковая лента - Люди и представления - Николай Акимович Никитин


PostHeaderIcon Николай Акимович Никитин

Цирковая лента - Люди и представления

Начав свою профессиональную деятель­ность в балаганах и маленьких провинциаль­ных цирках, я втайне мечтал попасть в «настоящий» большой цирк, о котором в те далекие времена знал только понаслышке. Много и часто мне доводилось слышать о русском цирке братьев Акима и Петра Никитиных. Артисты, работавшие в нем, рас­сказывали о необыкновенной «разборчи­вости» Никитиных, о том, что только выдающиеся мастера цирка приглашались этой антрепризой. Но зато артисту, получивше­му контракт у Никитиных, открывалась широкая дорога. Директор любого крупно­го цирка охотно ангажировал артиста, ко­торый «работал у Никитиных». Это счита­лось свидетельством высокой квалификации. Шло время. И вот однажды, в первые послереволюционные годы, когда еще да­леко не все цирки стали государственными, я получил контракт в цирке братьев Ники­тиных, которым тогда руководил сын одно­го из его основателей Николай Акимович Никитин. Прекрасно встреченный в цирке, кото­рый продолжал работать под фирмой братьев Никитиных, я вошел в его про­грамму. Одним из номеров, поразивших меня своей красотой, техническим совершенст­вом и высокой артистичностью, был номер Н. А. Никитина, выступавшего в качестве жонглера на лошади. Стоя на скачущей лошади, Н. А. Ники­тин необыкновенно легко и изящно жонглировал разнообразными предметами, а в финале номера — пылающими факелами, которые как бы застывали в воздухе, ожи­дая, когда ловкие руки артиста примут их и вновь подбросят ввысь. Н. А. Никитин владел обширным репер­туаром и часто менял его. Артист, выражаясь нашим профессио­нальным языком, имел четыре перемены работы, каждая из которых носила свой отличительный характер. Когда он выступал а спортивном костю­ме, мы видели стройного спортсмена, стро­го и по-спортивному четко исполнявшего свой номер, в котором было немало ре­кордных по тому времени трюков.

. Когда же в следующей программе он выходил на арену в салонном костюме, многие зри­тели только по фамилии узнавали Н. А. Ни­китина, которого несколько дней назад видели в качестве жонглера-спортсмена. В соответствии с костюмом и реквизитом менялись характер работы и самая манера поведения артиста. Весь номер исполнялся легко, мягко, «на улыбке»; в движениях ар­тиста не было суховатой сдержанности че­ловека, всецело поглощенного своими спортивными упражнениями. Это умение менять характер исполнения номера состав­ляло очень привлекательную и, можно ска­зать, отличительную черту артистического дарования Н. А. Никитина. Я не уставал смотреть его номера и, не скрою, многому учился у одаренного артиста. Вскоре я узнал, что Н. А. Никитин, с детства начавший работать в цирке, владел не одним только жанром жонглирования. Ранее он был акробатом-прыгуном и воз­душным гимнастом, наездником-сальтомор­талистом и музыкальным клоуном, хорошо владел труднейшим жанром циркового искусства — пантомимой. Во многих номерах различных жанров он занимал ведущее по­ложение. Ежедневно выступая в программе и не­изменно пользуясь большим успехом, Н. А. Никитин не довольствовался достигнутым и много репетировал, добиваясь дальнейшего совершенствования. Следуя старой цирковой традиции, он стал готовить своего юного сына Николая к карьере циркового артиста и ввел его в свой номер. Одновременно Н.

. А. Никитин начал подготавливать группу дрессирован­ных лошадей. Со временем сын начал вы­ступать в качестве соло-джигита и жон­глера на лошади, а Н. А, Никитин — как дрессировщик группы лошадей. К нашему глубокому сожалению, моло­дой Николай Никитин недолго выступал на аренах советского цирка. Война, как ура­ган пролетевшая над страной, навсегда уне­сла из наших рядов молодого одаренного артиста. Н. А. Никитин остался с женой коротать свои дни в ожидании наступающей старо­сти. Но несчастье, как говорят пожилые лю­ди, не приходит одно. Вслед за гибелью сына в дом Николая Акимовича пришла еще одна беда... Как-то на одной из репетиций на самую злую лошадь, которая всегда выпускалась на арену в наморднике, так как имела при­вычку кусать других лошадей, по недо­смотру берейтора намордник не был надет. Н. А. Никитин заметил это, как только ло­шади вышли на арену, но, не желая приостанавливать репетицию, решил все-таки провести ее, уделяя больше внимания злой лошади. Репетиция прошла нормально. Оставал­ся заключительный трюк, когда дрессиров­щик, подняв всех лошадей на задние ноги, отпускает их после этого за кулисы. Но лошадь, казалось, ждала этого мо­мента. Бросившись на дрессировщика, она схватила его зубами за кисть правой руки и вместе с ним взвилась вверх.

. Два или три раза поднималась она на задние ноги, дер­жа зубами руку своего дрессировщика. Когда служащие и берейтор подбежали на помощь, было уже поздно. Правая рука, раздробленная как жерновами, безжизнен­но висела на коже и сухожилиях — кисть руки была перетерта плоскими зубами лошади. Казалось, карьера циркового артиста на этом закончилась... Но, выйдя из больницы с протезом вместо правой руки, Н. А. Никитин снова приступил к репетициям и прежде всего, к работе над собой. Часами сжимая шамбарьер (длинный кнут, которым дрессиров­щик регулирует работу группы лошадей) в левой руке, Н. А. Никитин постепенно «приучал» ее исполнять всю работу, до того выполнявшуюся правой рукой. Это была тяжелая тренировка, и лишь человек с силь­ной волей мог побороть все трудности, порой казавшиеся непреодолимыми. Усилия и труд дали желанные результа­ты. На арену снова вышел дрессировщик лошадей, прекрасный мастер своего дела, умело работавший левой рукой (тогда как в искусно сделанном протезе правой руки артист сжимал рукоятку стека, которым, конечно, не пользовался при проведении номера). Многие зрители даже не замеча­ли, что исполняющий столь сложную рабо­ту и мастерски владеющий шамбарьером артист имеет только одну левую руку. Изобретательность, выдумка и мастер­ство дрессировщика конной группы про­являются особенно наглядно, если он вы­ступает с небольшим количеством живот­ных. Пользуясь незначительной по составу группой лошадей, Н. А. Никитин создал не­сколько интересных, не шаблонных по своему характеру номеров и никогда не поз­волял себе никакой скидки на отсутствие правой руки. Вспоминаются дни, когда фашистские войска еще стояли неподалеку от Москвы. По ночам улицы были погружены во мрак, в столице стояла напряженная тишина. Все участники программы Московского цирка жили в нем, размещаясь в своих гардероб­ных. Представления шли при переполненном зале. Основными зрителями были бойцы, на несколько дней вернувшиеся на отдых с передовой линии. Цирк был слабо осве­щен, в нем было холодно, но все мы ра­ботали с небывалым подъемом, стараясь украсить отдых защитников нашей Родины. Стремясь ускорить разгром гитлеров­ских полчищ, советские люди отдавали свои сбережения на строительство самолетов и танков. Артисты цирка созвали в свя­зи с этим общее собрание. Одним из пер­вых поднялся с места Н. А. Никитин. Он не любитель много говорить, особенно на соб­раниях, и речь его была краткой: — Я русский человек,— сказал он,— и горячо желаю скорейшего разгрома врага, который топчет мою родную землю... Свои сбережения (он назвал при этом значитель­ную сумму) я отдаю в фонд обороны для ускорения часа победы над врагом... Н. А. Никитин сел на место. Вокруг сла­бо освещенной арены воцарилось секунд­ное молчание. Затем один за другим с места стали подниматься артисты и, подхо­дя к столу, стоявшему у барьера, просили принять их взнос в фонд обороны. На этом собрание кончилось. В кратком прочувст­венном слове Н, А. Никитин высказал мыс­ли всех советских людей, патриотов своей Родины. Закончилась война, наша страна быстро залечила раны, нанесенные врагом, начал­ся дальнейший подъем и расцвет культуры и искусства, а вместе с тем и любимого нами советского цирка. Николай Акимович Никитин — русский, советский человек, и мы вправе гордиться им, как ведущим мастером нашего цирка. С большой теплотой люди советского цирка отметили славный юбилей — семи­десятилетие со дня рождения и шестьде­сят лет артистической деятельности Н. А. Никитина, недавно ушедшего на за­служенный отдых. В. ЭДЕР,

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

Авторизация