Цирки в мира
Артемон - Театр зверей и птицЕсли Вы любите цирк, любите животных и особенно любите цирковые представления с участием животных и птиц, то Московский иллюзионный театр зв... |
Криворожский государственный циркВ Кривом Роге жители познакомились с цирком довольно давно, однако свой цирк у них появился только в 1970 году. Впервые св... |
История Ивановского государственногВ 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт... |
Цирк на льдуС началом сезона донецкий цирк 'обледенел', а его директор вышел на охоту. Новый сезон открыла российская программа 'Цирк на льду'. Он... |
Вера Сербина
Цирковая лента - Люди и представления |
Помнится, выступала в Ленинградском цирке. проволоке! — объявил инспектор манежа. Казалось, что исполнительница непременно появится в костюме, усеянном традиционными блестками, — этакая канатная плясунья из детской сказки. Но то, что произошло на манеже, было совсем неожиданно. Распахнулся занавес и на манеж выбежала ватага веселых, хохочущих девушек. От ярких лент, вплетенных в косы, от пестрых сарафанов празднично становилось на арене. А бойкая мелодия «Светит месяц» так и подзадоривала. Бесшумно притопывая каблучками мягких цветных сапожек, девушки исполняли танец. И вдруг перед зрителями появилась еще одна исполнительница с такими же лентами в косах, в таких же сапожках, с таким же задорным выражением на лице. Ну, ни дать ни взять, бойкая деревенская девчонка насмешница и озорница. Помахивая веером, сделанным в виде большого кленового листа, она забралась на проволоку, украшенную кудрявыми ветками березок, и пробежала по ней, звонко выкрикивая: Меня милый провожал, Мостик поломался, Я по проволоке пошла, остался. Удивленные зрители с восхищением смотрели, как легко и уверенно держалась на проволоке Сербина. Она исполняла русскую пляску. Это не был облегченный вариант, приспособленный для столь необычной танцевальной площадки. Сербина танцевала так же, как танцевала бы на полу: со всеми вариациями, прыжками и поворотами. Пожалуй, именно в этом номере впервые с наибольшей полнотой раскрылось ее дарование... В детстве Сербиной пришлось захватить кусочек старого цирка. Девочке исполнилось шесть лет, когда ее, наряженную в пестрый костюмчик, вместе с сестрами выводили на раусы ярмарочных балаганов, еще сохранившихся в первые послереволюционные годы в небольших городках. Когда девочки подросли, началось их обучение акробатике. Отец — дирижер циркового оркестра Иван Алексеевич Сербин — требовал от дочерей, чтобы они также умели петь куплеты, танцевать, владели искусством трансформации.
. Более десяти лет просуществовал акробатический номер сестер Сербиных. Но вот «верхние» подросли, их не под силу стало держать «нижней» — Людмиле. Надо было искать новое. Для Веры этим новым стала проволока. Вера вставала в шесть утра и спешила на тренировку, но не в цирк, а... во двор. Там, во дворе, протягивалась проволока. Один конец ее прикручивали к дереву, другой — к столбу под навесом. Встав на проволоку, Вера оказывалась на уровне второго этажа. Работа на проволоке пришлась ей по душе. Она трудна, эта работа, но разве есть в цирке что-нибудь легкое? Даже падать с проволоки нужно было умеючи. Однажды, упав во время репетиции, Сербина ударилась о натянутую, как струна, проволоку, и та точно ножом полоснула, содрала кожу с лица и с бедра. В совершенстве овладев балансом на проволоке, Вера подготовила сольный номер. Как пригодились теперь ее умение танцевать, ее природная пластичность и музыкальность. Можно вспомнить, как Вера Сербина исполняла вальс пиццикато из балета «Коппелия» и другие танцы в традиционном костюме, украшенном перьями и блестками, но хочется рассказать о главном в ее творчестве, о том, как Вера Сербина стала исполнительницей проволоке. Успех этого оригинального номера, поставленного заслуженным деятелем искусств Г. С. Венециановым, всей ее дальнейшей работы. Он послужил основой для создания сюиты из народных танцев, танцев, а танцев с трансформацией.
. Сюита состоит из двух циклов. Первый посвящен танцам народов СССР. В него входят украинский, узбекский и два русских танца. Второй, поставленный при участии балетмейстера А. И. Радунского, состоит из танцев стран народной демократии — чешской польки, румынской «чаокырли» («жаворонок»), польской мазурки и китайского танца с лентой. Номер «Танцы народов СССР» был впервые показан в 1950 году, а «Танцы стран народной демократии» — в 1954 году. С тех пор зрители узнали и полюбили Сербину как исполнительницу народных танцев на проволоке. С каждым годом совершенствуется ее номер, оттачивается мастерство. Трансформационные моменты, несомненно, обогатили ее работу, хотя и осложнили. Ведь менять костюмы приходится не за кулисами, а тут же, на мостике, в полной темноте, когда даже несколько секунд, затрачиваемых на переодевание, кажутся вечностью. Живые, характерные образы создает в своих танцевальных этюдах на проволоке Вера Сербина. И достаточно Сербиной перед исполнением русской плясовой сделать два-три хлопка, как весь цирк мгновенно откликается, и даже самые меланхоличные зрители начинают «аккомпанировать» пляске — так жизнерадостно искусство артистки, так оно заразительно. М. МЕДВЕДЕВ Журнал «Советский цирк» март 1959
.Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|