Артисты цирка

Династия Стрельниковых

News image

Максимова Светлана Михайловна

News image

Светлана Максимова – артистка-дрессировщица, пришла в театр сразу после окончания шк...

Ильченко Игорь Васильевич

News image

род. 5 марта 1962, г. Горловка, Донецкая обл. Украина 1984, 4 но...

Левицкий Игорь Рудольфович

News image

Добровицкий Максим Леонидович

News image

Михаил Николаевич Румянцев

News image

Каранда ш (Михаил Николаевич Румянцев) (10 декабря 1901, Петербург) — 31...

Цирки в мира

Цирк на Цветном бульваре

News image

Это один из старейших цирков России. В 1880 году (более 100 лет назад!) здание построила контора купца Данилова для цирка Ал...

Гомельский государственный цирк

News image

Цирк в беларусском городе Гомель появился более ста лет назад. Вначале представления бродячие артисты давали под открытым небом, в палатках-шапито. Их выс...

Мышиная железная дорога

News image

Аттракцион Будьте добры! - это увлекательное путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок А.С. Пушкина. В ск...

Запорожский государственный цирк

News image

Запорожский государственный цирк – отличный пример хорошей работы артистов, художественного руководителя, циркового оркестра и других сотрудников цирка. Данный цирк постоянно ра...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Цирк в Чехословакии


PostHeaderIcon Цирк в Чехословакии

Цирковая лента - Интересные факты

Зачатки циркового искусства — искус­ства веселить и развлекать народ демон­страцией физической ловкости, подвиж­ности, силы, отваги и остроумия — можно обнаружить в чешских землях уже в глу­бокой древности на ярмарках, народных гуляньях. Не чуждались этого искусства и при дворе. Король Вацлав IV часто устраивал выступления чешских и иностранных фо­кусников, акробатов, шутов. Его шут Палечек стал легендарной фигурой, а победа чародейника Жито над немецкими конку­рентами послужила писателям материалом для литературных сочинений. Хотя отцом великого мастера пантоми­мы Жана Гаспара Дебюро был француз­ский цирковой артист, сам Жан родился в Чехословакии, и матерью его была чешка. Его родители много странствовали по чешским землям, где снискали большую известность. Эти примеры, взятые на выбор, сви­детельствуют о том, что цирковое искус­ство было популярно и широко распростра­нено в чешских землях в далеком прош­лом. В начале нашего века чешский цирк Клудцкого (тогда, разумеется, называвший­ся австрийским) стал одним из трех круп­нейших цирков Европы того времени. К числу таких цирков относились цирк Кро­не, цирк Саразани и цирк Клудцкого. В нем был крупный по тем временам зверинец, состоявший из ста лошадей, большого коли­чества львов и львиц, слонов, верблюдов, зебр, тапиров и различных экзотических жи­вотных. На манеже этого цирка выступали чешские цирковые артисты, предки кото­рых прославились в знаменитом венском цирке Христофора Баха «Циркус гимнастикус». Здесь начинали свою деятельность многие наездники, жонглеры, акробаты, клоуны, потомки которых в настоящее вре­мя выступают в чехословацких цирках. Не­которые из них являются представителями четвертого и пятого поколений цирковых артистов. Так, например, прадед музыкальных клоунов двух Валотто был жокеем в цирке Клудцкого. Из жокейской семьи братьев Рихтер, которые покорили своим искусст­вом русских зрителей в первые годы Ок­тябрьской революции, происходит популяр­ная чешская гимнастка на трапеции Ма­рия Рихтерова-Ровано, матерью которой бы­ла русская. Наконец, группа молодых акро­батов, участников икарийских игр Берозини-Медрано, завоевавших золотые меда­ли на I Фестивале циркового искусства в Варшаве, состоит в родстве с прославлен­ным канатоходцем Бероусеком-Берозини. Чешский цирк и его артисты прошли тяжелый путь. При частной организации и руководстве цирками артисты, прежде чем выступить со своим номером на манеже, были вынужде­ны исполнять самую тяжелую, работу. Они ставили и разбирали шапито, кормили и чистили лошадей и животных, подготавли­вали манеж к представлению, а вечером, перед выступлением в манеже, работали в качестве билетеров и продавали програм­мы. При подготовке новых номеров им, чтобы обеспечить себе контракт, приходи­лось считаться с конкуренцией и вкусами хозяина.

. Так, не желая того, они попадали под влияние космополитической точки зре­ния на цирк и теряли возможность выра­зить в своем искусстве национальный чеш­ский характер. Они были беззащитны про­тив притеснителей, и никто не заботился об обеспечении их в старости. Только после победы над фашизмом и освобождения Чехословакии от оккупантов с помощью Советской Армии, чехословац­кие цирковые артисты взялись за организацию своих дел. Так как во время оккупации чешский цирк подвергся враждебным влияниям и в ряды артистов проникли случай­ные люди, в 1949 году была организована проверка квалификации артистов, которая знаменовала первый этап очищения цирко­вого искусства от всего случайного и на­носного. Важным моментом в развитии этого мо­лодого и радостного искусства была органи­зация фестиваля чехословацких артистов в 1951 году в Праге. С 1 января до 30 апреля каждый чехословацкий артист цирка или варьете должен был держать публичный экзамен, во время которого специальная ко­миссия, состоявшая преимущественно из цирковых артистов, оценивала его испол­нение. Артисты одного жанра выступали друг за другом, чтобы комиссия могла сравнить и справедливо оценить их. Поэто­му на фестивале в течение одного вечера происходило соревнование жонглеров, в течение другого вечера — соревнования акробатов, затем — иллюзионистов. Так продолжалось до тех пор, пока не были просмотрены артисты всех жанров. Тот, кто не выдержал испытания, не получал права быть артистом цирка или варьете и пере­ходил к другой деятельности. После фестиваля можно было решать другую задачу — обеспечить существова­ние тех артистов цирка и варьете, которые оказались профессионально квалифициро­ванными. Министерство культуры во главе с бывшим тогда министром Вацлавом Копецким, большим другом циркового ис­кусства, организовало чехословацкие цирко­вые учреждения в форме национальных предприятий. Все квалифицированные ар­тисты стали служащими предприятия с га­рантированной заработной платой и посто­янным художественным руководством. Они также получили возможность общать­ся с иностранными коллегами. Их искусство нашло правильное применение и оценку по заслугам. В настоящее время артистами цирка, варьете и эстрады ведают в Чехословац­кой Республике две организации. Это «Че­хословацкие цирки» — национальное пред­приятие во главе со Станиславом Влчеком и «Пражская эстрада», руководимая Ионфом Скаллем. Организация «Чехословацкие цирки» ведает работой «артистов под купо­лом», а «Пражская эстрада» — артистами варьете и эстрады, выступающими на сце­не и эстраде. Оба эти учреждения имеют свои постоянные кадры артистов цирка и варьете, но привлекают также; артистов и на временную работу.

. Оба учреждения имеют самостоятель­ное художественное и хозяйственное руко­водство, Их деятельность контролирует Министерство просвещения и культуры, при котором существует специальное отделе­ние цирков и эстрады. Развиваются и культурные связи с за­границей, в последнее время все более широко. Артисты чехословацкого цирка посетили Польшу, Болгарию, Югославию, Австрию, а в СССР ездил почти весь че­хословацкий цирк. Советский цирк поль­зуется большим успехом в Чехословакии, так же как и польский, болгарский и югославский цирки. «Пражская эстрада» организует на сце­нах Чехословакии выступления многих зарубежных артистов. В последнее время особенно большим успехом пользовались в Чехословакии советская эстрада с кон­ферансье Борисом кон­ферировал на чешском языке. На эстрадах Чехословакии выступают также артисты Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, ГДР, Китая, ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Швеции. Встречаясь со своими иностранными кол­легами, чехословацкие артисты приобрета­ют новый опыт. БОРИС МИЛЕЦ, драматург, режиссер и хореограф «Пражской эстрады». Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.

.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Авторизация