Артисты цирка

Исрафилов Эрик Айдынович

News image

Михаил Николаевич Румянцев

News image

Каранда ш (Михаил Николаевич Румянцев) (10 декабря 1901, Петербург) — 31...

Просвирнин Сергей Юрьевич

News image

род. 4 февраля 1960. Музыкант, коверный клоун 1975 – поступил в Государственное Уч...

Руколь Наталья Валентиновна

News image

Добровицкий Максим Леонидович

News image

Дурдинов Вячеслав Николаевич

News image

род. 1953, 22 июня, Москва Клоун В детские годы (с 7-ми лет) за...

Цирки в мира

Клуб «Друзья цирка»

News image

Клуб «Друзья цирка» - это добровольные помощники в рамках развития и пропаганды творческого, здорового образа жизни, то, что дает нам ци...

Читинский цирк

News image

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз побывал в цирке. Если спросить у любого прохожего о том, какие воспоминания у ...

Цирк на льду - новое ледовое шоу Ян

News image

Слово цирк в сознании каждого ассоциируется с круглым помещение, это представляемое шоу с участием животных, клоунов, эквилибристов, это па...

Ижевский цирк (Государственный цирк

News image

Цирк в столице Удмуртии, городе Ижевске, - это уникальное здание, построенное только в 2003 году, выполненное по проекту московского архитектора Ми...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковые события - Колизей в ЭльДжеме



PostHeaderIcon Колизей в ЭльДжеме

Цирковая лента - Цирковые события

Эль-Джем, небольшой город в Тунисе, далеко не так известен, как Рим. Между тем с точки зрения истории цирка Эль-Джем представляет значительный интерес. Здесь, на месте некогда существовавшего древнего города Тиздры, сохранились руины амфи­театра, почти не уступавшего знаменитому римскому Колизею. Впрочем, амфитеатр этот так и Колизей Эль-Джема. века до нашей эры и в течение последующих шести столетий в северных областях Африки господствовали римляне. Огнем и мечом оттеснив сопротивлявшихся берберов в горы, завоеватели приступили к выкачиванию богатств из страны (главным образом пшеницы) и к романизации приморских поселений. Оставшиеся местные жи­тели стали носить римские имена и одежды. В городах начали сооружать триумфальные арки и храмы, библиотеки и термы-купальни, театры и цирки-амфитеатры. Самым боль­шим из африканских цирков являлся амфитеатр в Тиздре; до сих пор остается загад­кой, почему именно там при императорах Севера, более 1600 лет назад, построили та­кой колосс. Славой Африки римляне считали наличие в стране многих пород диких живот­ных. Вот почему на аренах африканских амфитеатров, в том числе и в Тиздре, в пер­вую очередь звери. Программа представлений была достаточно разнообразной. Свое мастерство де­монстрировали дрессировщики. Публика с большим интересом смотрела на диких бы­ков, которые разъезжали в повозках, стоя на задних ногах. Бесконечный смех сопро­вождал выступления обезьян, державших хлысты и носившихся галопом на лошадях. Восторженные возгласы встречали слонов, игравших на музыкальных инструментах — кимвалах под эту музыку. Любопытным свидетельством тех давних времен является дошедшее до нас настав­ление укротителям. «Берегись бить диких зверей, — говорится в этом наставлении, — так как в них пробуждается чувство мести. Но не ласкай хищников чересчур и не вы­казывай страха перед ними, ибо животные становятся надменны и непослушны. Что­бы быстрее приручить зверя, рукой».

. При всех таких благих советах даже опытные дрессировщики перед выходом на арену предпочитали, однако, вымазывать пасть львам, пантерам и медведям особым соком. Приготовленный из различных трав и кореньев, сок обладал столь вяжущим свойством, что при показе номеров кусаться звери уже не могли. Умение дрессировать животных было развито главным образом в Александрии египетской и считалось профессией важной и почетной. Бродячие астрологи-шарлатаны, постоянно обретавшиеся возле цирков, предсказывали за мелкую монету будущность укротителя всем родившимся под «звериными» созвездиями (например, Льва или же Тельца). Но далеко не всегда зрелища со зверями носили безобидный характер: на манер Рима зачастую устраивались кровавые бои между животными. Пользуясь разнообрази­ем африканской фауны, люди заставляли участвовать в таких травлях даже мирных по своей природе зверей и птиц — обезьян, жирафов, антилоп, страусов. К примеру, две антилопы бодались до тех пор, пока одна из них, а то и обе, истерзанные, не па­дали замертво на песок арены. в. н. э.) В борьбе с хищными зверями участвовали и люди, причем не только рабы, преступ­ники или военнопленные. Охотники, вылавливавшие львов в пустынях Атласа, не прочь были показать свою ловкость и удаль в цирке. «Есть люди, — писал о них один карфагенский автор, — которые выходят сражаться с хищниками, несмотря на то, что никто их к этому не приговаривал. Люди эти находятся в цветущем возрасте, краси­вы, хорошо одеты... Они борются с дикими зверями не за какое-нибудь преступление, а из безумия страсти». Кроме зрелищ со зверями, в программу представлений входили бои гладиаторов. На арене выступали смуглые мавры с Атласа и негры из глубинных областей страны, обученные в гладиаторской школе Александрии. Как и в Риме, на потеху зрителям люди друг друга. Наконец, зрелищами являлись ионные состязания на колесницах. Переселенцы из Рима привезли с собой это цирковое увлечение, которое пышно расцвело в Африке, из­давна славившейся своими лошадьми.

. Еще на Олимпийских играх в Греции берберские жеребцы часто оказывались победителями. На замечательных пастбищах средиземно­морского побережья выращивали для амфитеатров не только мавританских и киренских коней, но и горячих скакунов испанских кровей. В гробницах североафриканских городов археологи находят много металлических пластинок с обращениями людей к подземным божествам. Пластинки эти чаще всего «подкапывали» в могилы цирковые возницы, которые в предстоящих состязаниях стре­мились избавиться от соперников, «Остановите их лошадей, — написано на одной такой пластинке, — обессильте их! Пусть они не в состоянии будут выйти из конюшни, пройти в беговые ворота, сделать хоть шаг по арене! Парализуйте руки возницам, пусть они не смогут править возжами! Ослепите возниц, свалите их с колесниц, пусть их растоп­чут свои же кони! Без промедления, без промедления! Тотчас же, тотчас!!» В эти заклинания верили, и все возницы увешивали себя разными амулетами, а ло­шадей — колокольчиками, «устраняющими» вмешательство в бега «демонов». Вместе с тем подобные ожесточенные мольбы свидетельствуют о той пылкости, которая проявля­лась в цирке при конных состязаниях. Таковы были зрелища, которые происходили некогда на арене Колизея в Эль-Джеме. «Биография» этого амфитеатра интересна еще одной подробностью. Из всех сущест­вовавших в древности цирков он был, пожалуй, единственным, использовавшимся в дальнейшем как крепость. С течением времени римлян из Африки вытеснили вандалы, вандалов — византий­цы, а последних — арабы. Города превратились в развалины, но амфитеатр-исполин продолжал возвышаться над руинами, внушая чужеземцам суеверный страх. в. н. э.) Арабские авторы сохранили сведения о полулегендарной женщине по имени Каз­на, жрице одного из храмов Тиздры. Возглавив в 689 году борьбу против халифа Абдэль-Мелика, Казна потерпела поражение и укрылась в цирке. По ее приказу сквозные аркады первого яруса здания были забаррикадированы выломанными каменными ступенями лестниц и скамьями для зрителей. Когда же воины халифа пробились в ам­фитеатр, отважная женщина вывела осажденных через подземную сводчатую галерею, где когда-то рычали в своих клетках звери. Использовали амфитеатр как крепость и сами арабы при своих междоусобицах. Так около 1695 года некий Мухаммед-бей велел пробить огромную брешь в одном из фасадов цирка, чтобы в нем не могли более укрываться восставшие. С той поры и почти до конца прошлого столетия жители Эль-Джема расхищали для своих нужд превосходно обтесанные блоки песчаника, из которых был построен амфи­театр Но каким разрушениям ни подвергался Колизей, он и в наши дни высится над городом, в то время как от остальных цирков в Африке остались, можно сказать, одни воспоминания.

. ВЛ. БРАБИЧ, Г. ПЛЕТНЕВА,

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Артемон - Театр зверей и птиц

News image

Если Вы любите цирк, любите животных и особенно любите цирковые представления с участием животных и птиц, то Московский иллюзионный театр зв...

Авторизация