Цирки в мира

Цирк на Цветном бульваре

News image

Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст...

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

Читинский цирк

News image

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз побывал в цирке. Если спросить у любого прохожего о том, какие воспоминания у ...

News image

Есть в одной песне такие слова: «Шумел сурово брянский лес». Это песня о войне. Давно уже отгремели бои и народ жи...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковые события - Колизей в ЭльДжеме



PostHeaderIcon Колизей в ЭльДжеме

Цирковая лента - Цирковые события

Эль-Джем, небольшой город в Тунисе, далеко не так известен, как Рим. Между тем с точки зрения истории цирка Эль-Джем представляет значительный интерес. Здесь, на месте некогда существовавшего древнего города Тиздры, сохранились руины амфи­театра, почти не уступавшего знаменитому римскому Колизею. Впрочем, амфитеатр этот так и Колизей Эль-Джема. века до нашей эры и в течение последующих шести столетий в северных областях Африки господствовали римляне. Огнем и мечом оттеснив сопротивлявшихся берберов в горы, завоеватели приступили к выкачиванию богатств из страны (главным образом пшеницы) и к романизации приморских поселений. Оставшиеся местные жи­тели стали носить римские имена и одежды. В городах начали сооружать триумфальные арки и храмы, библиотеки и термы-купальни, театры и цирки-амфитеатры. Самым боль­шим из африканских цирков являлся амфитеатр в Тиздре; до сих пор остается загад­кой, почему именно там при императорах Севера, более 1600 лет назад, построили та­кой колосс. Славой Африки римляне считали наличие в стране многих пород диких живот­ных. Вот почему на аренах африканских амфитеатров, в том числе и в Тиздре, в пер­вую очередь звери. Программа представлений была достаточно разнообразной. Свое мастерство де­монстрировали дрессировщики. Публика с большим интересом смотрела на диких бы­ков, которые разъезжали в повозках, стоя на задних ногах. Бесконечный смех сопро­вождал выступления обезьян, державших хлысты и носившихся галопом на лошадях. Восторженные возгласы встречали слонов, игравших на музыкальных инструментах — кимвалах под эту музыку. Любопытным свидетельством тех давних времен является дошедшее до нас настав­ление укротителям. «Берегись бить диких зверей, — говорится в этом наставлении, — так как в них пробуждается чувство мести. Но не ласкай хищников чересчур и не вы­казывай страха перед ними, ибо животные становятся надменны и непослушны. Что­бы быстрее приручить зверя, рукой».

. При всех таких благих советах даже опытные дрессировщики перед выходом на арену предпочитали, однако, вымазывать пасть львам, пантерам и медведям особым соком. Приготовленный из различных трав и кореньев, сок обладал столь вяжущим свойством, что при показе номеров кусаться звери уже не могли. Умение дрессировать животных было развито главным образом в Александрии египетской и считалось профессией важной и почетной. Бродячие астрологи-шарлатаны, постоянно обретавшиеся возле цирков, предсказывали за мелкую монету будущность укротителя всем родившимся под «звериными» созвездиями (например, Льва или же Тельца). Но далеко не всегда зрелища со зверями носили безобидный характер: на манер Рима зачастую устраивались кровавые бои между животными. Пользуясь разнообрази­ем африканской фауны, люди заставляли участвовать в таких травлях даже мирных по своей природе зверей и птиц — обезьян, жирафов, антилоп, страусов. К примеру, две антилопы бодались до тех пор, пока одна из них, а то и обе, истерзанные, не па­дали замертво на песок арены. в. н. э.) В борьбе с хищными зверями участвовали и люди, причем не только рабы, преступ­ники или военнопленные. Охотники, вылавливавшие львов в пустынях Атласа, не прочь были показать свою ловкость и удаль в цирке. «Есть люди, — писал о них один карфагенский автор, — которые выходят сражаться с хищниками, несмотря на то, что никто их к этому не приговаривал. Люди эти находятся в цветущем возрасте, краси­вы, хорошо одеты... Они борются с дикими зверями не за какое-нибудь преступление, а из безумия страсти». Кроме зрелищ со зверями, в программу представлений входили бои гладиаторов. На арене выступали смуглые мавры с Атласа и негры из глубинных областей страны, обученные в гладиаторской школе Александрии. Как и в Риме, на потеху зрителям люди друг друга. Наконец, зрелищами являлись ионные состязания на колесницах. Переселенцы из Рима привезли с собой это цирковое увлечение, которое пышно расцвело в Африке, из­давна славившейся своими лошадьми.

. Еще на Олимпийских играх в Греции берберские жеребцы часто оказывались победителями. На замечательных пастбищах средиземно­морского побережья выращивали для амфитеатров не только мавританских и киренских коней, но и горячих скакунов испанских кровей. В гробницах североафриканских городов археологи находят много металлических пластинок с обращениями людей к подземным божествам. Пластинки эти чаще всего «подкапывали» в могилы цирковые возницы, которые в предстоящих состязаниях стре­мились избавиться от соперников, «Остановите их лошадей, — написано на одной такой пластинке, — обессильте их! Пусть они не в состоянии будут выйти из конюшни, пройти в беговые ворота, сделать хоть шаг по арене! Парализуйте руки возницам, пусть они не смогут править возжами! Ослепите возниц, свалите их с колесниц, пусть их растоп­чут свои же кони! Без промедления, без промедления! Тотчас же, тотчас!!» В эти заклинания верили, и все возницы увешивали себя разными амулетами, а ло­шадей — колокольчиками, «устраняющими» вмешательство в бега «демонов». Вместе с тем подобные ожесточенные мольбы свидетельствуют о той пылкости, которая проявля­лась в цирке при конных состязаниях. Таковы были зрелища, которые происходили некогда на арене Колизея в Эль-Джеме. «Биография» этого амфитеатра интересна еще одной подробностью. Из всех сущест­вовавших в древности цирков он был, пожалуй, единственным, использовавшимся в дальнейшем как крепость. С течением времени римлян из Африки вытеснили вандалы, вандалов — византий­цы, а последних — арабы. Города превратились в развалины, но амфитеатр-исполин продолжал возвышаться над руинами, внушая чужеземцам суеверный страх. в. н. э.) Арабские авторы сохранили сведения о полулегендарной женщине по имени Каз­на, жрице одного из храмов Тиздры. Возглавив в 689 году борьбу против халифа Абдэль-Мелика, Казна потерпела поражение и укрылась в цирке. По ее приказу сквозные аркады первого яруса здания были забаррикадированы выломанными каменными ступенями лестниц и скамьями для зрителей. Когда же воины халифа пробились в ам­фитеатр, отважная женщина вывела осажденных через подземную сводчатую галерею, где когда-то рычали в своих клетках звери. Использовали амфитеатр как крепость и сами арабы при своих междоусобицах. Так около 1695 года некий Мухаммед-бей велел пробить огромную брешь в одном из фасадов цирка, чтобы в нем не могли более укрываться восставшие. С той поры и почти до конца прошлого столетия жители Эль-Джема расхищали для своих нужд превосходно обтесанные блоки песчаника, из которых был построен амфи­театр Но каким разрушениям ни подвергался Колизей, он и в наши дни высится над городом, в то время как от остальных цирков в Африке остались, можно сказать, одни воспоминания.

. ВЛ. БРАБИЧ, Г. ПЛЕТНЕВА,

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

История театра Уголок дедушки Дуро

News image

Уголок дедушки Дурова , Страна чудес дедушки Дурова , Театр зверей имени В.Л. Дурова - эти наз...

Авторизация