Артисты цирка

Касеева Нелли Александровна

News image

Джабраилов Камал Муса оглы

News image

Трофимов Василий Егорович

News image

Егорова Наталия Александровна

News image

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Дурдинов Вячеслав Николаевич

News image

род. 1953, 22 июня, Москва Клоун В детские годы (с 7-ми лет) за...

Цирки в мира

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Снежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин...

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

Китайский цирк

News image

Если поставить друг на друга все пирамиды древности, то и тогда это чудо, не будет больше чудес древнего цирка китайских им...

Цирк на льду - новое ледовое шоу Ян

News image

Слово цирк в сознании каждого ассоциируется с круглым помещение, это представляемое шоу с участием животных, клоунов, эквилибристов, это па...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковые события - Национальный цирковой коллектив Украины



PostHeaderIcon Национальный цирковой коллектив Украины

Цирковая лента - Цирковые события

Два года назад родился первый нацио­нальный цирковой коллектив на Украине. Идея создания украинского цирка возник­ла из опыта работы отдельных энтузиастов национального цирка, искавших нового. Поиски национальной формы в цирко­вых номерах — дело весьма трудное. Од­ним артистам удавалось этого достичь, дру­гим нет, но все они стремились к возрож­дению традиций народного цирка. Среди некоторых деятелей циркового и театрального искусства порой возникали острые дискуссии: может ли цирк быть на­циональным? Выступавшие против национального цирка пытались основывать свои доводы на том, что, мол, цирковое искусство — наи­более понятное всем народам независимо от расы и цвета кожи и, следовательно, цирк — искусство сугубо космополитич­ное. Такое определение в корне порочно. Цирк — такое же национальное искус­ство, как и всякое другое, отображающее жизнь своего народа, его характерные черты. И если проследить историю циркового искусства, то нельзя не признать, что на определенном этапе своеобразная «евро­пеизация» русского цирка в какой-то мере замедлила развитие его национальных особенностей. В дореволюционный период и отчасти в первые годы после Октябрьской революции иностранные артисты цирка за­полоняли наши манежи. Тесное общение с исполнителями этих номеров вызвало в те времена слепое подражание иностранцам, заимствование дурного вкуса, плохих ма­нер, стремление к сенсационности и т. д. Тогда же появилась плохая манера скры­вать свои фамилии за звучными иностран­ными псевдонимами и т. д. и т. п. Такая «европеизация» циркового искус­ства на какое-то время задержала разви­тие национального цирка. С другой сторо­ны, развитию национальных особенностей цирка мешало также излишнее увлечение трюками, в результате чего элементы на­родного творчества, элементы фольклора были вытеснены с манежа демонстрацией «голого» спортивного трюка. Это обедняло программы, делая их однообразными. Октябрьская революция вызвала рас­цвет национальной культуры всех народов нашей страны. Советские цирковые арти­сты, развивая и совершенствуя свое искус­ство, завоевывали новые позиции и посте­пенно выходили на первое место в мире.

. Особенно велики успехи советского цирка в послевоенные годы. Вместе с обогаще­нием содержания цирковых номеров уси­лилось и стремление к развитию национальных форм. В республиках стали созда­ваться отдельные национальные цирковые номера и целые коллективы. Художественному творчеству каждого народа, каждой нации присущи различные элементы циркового искусства. Задача, стоящая перед создателями первого на­ционального цирка на Украине, заключа­лась в том, чтобы, сохраняя лучшие тради­ции советского цирка, в то же время ис­кать пути к созданию номеров ясно вы­раженного национального характера. Нужно было, чтобы на арене зазвуча­ло украинское слово — тот юмор и «дотепна» шутка, которая так восхищала Гоголя, чтобы заиграли сила, ловкость и отвага, лихие пляски и музыкальность украинцев. Для этого надо было создавать новые цирковые произведения, отвечающие этим задачам, надо было привлекать молодые национальные кадры из художественной са­модеятельности и физкультурных коллек­тивов, надо было объединить в постоянную цирковую труппу артистов, энтузиастов на­ционального цирка, которые уже к этому времени ярко представляли творчество ук­раинского народа, надо было найти талан­тливых клоунов-коверных, способных ярко представить сочный украинский юмор. Ну­жен был центральный образ или образы, которые связывали бы воедино отдельные номера программы. И, конечно, надо бы­ло, чтобы цирковые номера отличались вы­соким качеством. Наивно было бы предполагать, что но­вый украинский цирк явится чем-то совер­шенно отличным от всего, что до сих пор показывалось на арене. Да и никто не ста­вил перед нами такой задачи. Мы стреми­лись создать номера, которые бы и фор­мой и содержанием своим отражали в ка­кой-то мере культуру украинского народа. Творческие поиски на этом пути привели к первым положительным результатам. В программе появился, например, ори­гинальный номер «Гуцульские акробаты», совершенно не похожий на обычный груп­повой акробатический номер. Обратившись к украинскому фолькло­ру, мы нашли в нем интересные элементы неродных игр, которые как бы сами напра­шивались на то, чтобы связать их с тради­ционными акробатическими трюками. Так появился красочный национальный номер, представляющий собой органическое соче­тание игр, плясок, пения и акробатики. И, когда на арене забавный танец лесорубов вдруг сменяется комическими прыжками и подбрасыванием акробатов,— это воспри­нимается как естественное продолжение все той же народной игры в ее разнооб­разных элементах. И украинский националь­ный колорит передается в этом номере не только тем, что все шестнадцать участни­ков одеты в яркие гуцульские костюмы, а прежде всего самим содержанием номера, носящего ярко выраженный фольклорный характер. В чисто шуточном плане решен номер жонглеров Филипенко.

. По своему характе­ру это типичный украинский национальный номер, как бы воскрешающий картинку из «Сорочинской ярмарки». Есть на Украине старая шуточная песня «Та куди идеш, Явтуше?» На фоне этой пес­ни и разворачивается сюжетная сценка. Медленно, лениво вывозит вол на арену повозку, в которой сидит флегма­тичный и неповоротливый Явтух (артист Б. Филипенко). Та куди идеш, Явтуше? — спрашивает его словами песни женщина. На ярмарку,— нехотя отвечает тот. Подвези меня! Садись,— вяло соглашается Явтух. Но, когда женщина усаживается в по­возку, вол, не выдержав такой нагрузки, вырывается из упряжки. Явтух, пытаясь за­держать вола, хватает его за хвост и... па­дает с «хвостом» в руках. Ох, и неповоротливый же ты! — иро­нически бросает женщина растерявшемуся Явтуху. Я — неповоротливый? — возмущает­ся тот и, стремясь доказать свою ловкость, подбегает к повозке, где навалено разное добро — арбузы, дыни, подсолнухи, почат­ки кукурузы. И тут-то начинается настоя­щий вихрь. Из неуклюжего возницы Явтух превращается в ловкого жонглера. Все «иг­рает» у него в руках. Легко и свободно листы М. и А. Ларионовы в номере «игра с цветами» жонглирует он большими арбузами, дыня­ми и прочими неожиданными предметами, не имеющими никакого отношения к обыч­ному реквизиту жонглера. Он даже зара­жает своей лихой игрой ту самую попут­чицу, которая только что подсмеивалась над ним.

. И в воздух уже летят подсолнухи и кукурузные початки, а вслед за ними — глиняные «глечики» и пудовые «макитры». И все это делается весело и непринужден­но, как будто актеры не играют для пуб­лики, а просто забавляются... Секрет успеха этого номера в том, что вся сценка носит шуточный, пародийный характер. Если бы все это преподносилось, как говорится, «на полном серьезе»,— но­мер, вероятно, не получился бы. Здесь же зрители с первой минуты, любуясь мастер­ством жонглеров, не перестают улыбаться... Шутка, столь присущая украинскому на­роду, представлена в программе обильно и разнообразно. Ее несут с манежа арти­сты В. Байда, П. Копыт, А. Аронов, П. Водолага, Ф. Прихожий. Одну из комических ро­лей играет талантливый Константин Мусин, вошедший в программу Украинского цирка и значительно обогативший ее художествен­ную культуру. Достойными партнерами Мусина выступают комики В. Байда и П. Копыт. Гуцульские жонглеры-антиподисты Микитюк, буковинские наездники Рогальские или танцовщик на проволоке Гвоздев — каждый по-своему — представляют на аре­не творчество украинского народа. Эти первоклассные номера очень органичны для украинского цирка и обогащают на­циональный колорит всего спектакля. В программе Украинского цирка есть и тра­диционные номера, которые встречаются во многих цирковых программах и не но­сят ярко выраженного национального ха­рактера. Нам кажется, что и они имеют право на жизнь в Украинском цирке. В подготовке первой программы при­няли деятельное участие многие творче­ские работники Украины. Над литератур­ным материалом работали писатели Ф. Макивчук, П. Глазовой, И. Золотарезский, Е. Дробязко, поэт С. Воскрекасенко, музы­кальное оформление создавали компози­торы Д. Клебанов, А. Свечников, над художественным оформлением работал художник Л. Писаренко. Режиссеры В. Скляренко, Л. Ивашутич, В. Аристов занимались постановкой пролога, отдельных номеров и интермедий и, наконец, балетмейстер Б. Таиров руководил хорео­графической подготовкой молодых исполнителей, пришедших из художественной самодеятельности и физкультурных коллективов. Все они оказали большую помощь в создании первой программы. Постановочную группу артистов ожидали немалые трудности. Не было приспособленного к постановочной работе цирка и соответ­ствующего штата, и мы вынуждены были первое время проводить репетиционную работу в различных помещениях, например в Тюзе, Театре Музыкальной Комедии и в залах спортивных обществ. Пол­ностью укомплектовав труппу, коллектив начал нормально работать. Работники Харьковского цирка и его директор Ф. Яшинов, на кото­рого было возложено общее руководство по организации Украин­ского цирка, проделали большую и плодотворную работу. К числу трудностей начального периода надо отнести и неко­торый скептицизм отдельных творческих работников Киева, литера­торов и режиссеров. Декларируя необходимость развития украин­ского национального циркового искусства, одни из них практиче­ски ничего не делали, лишь наблюдая за становлением нового цир­ка, а некоторые еще и бросали камни в его огород. В больших и интересных творческих исканиях родилась первая программа Украинского цирка, названная «День рождения». Программа открывалась прологом. Ярко выражая тему рожде­ния нового цирка, он был построен на ряде театрализованных при­ветствий «новорожденному» от цирков братских республик, от «ожи­вающих» мастеров русского цирка — Анатолия Дурова, Виталия Лазаренко, музыкальных клоунов Бим-Бом и, наконец, от журнала «Перец», являвшегося на праздник с традиционными метлой и пе­ром. Его приветствие относилось ко всем хорошим людям, а острие пера было направлено против тех, кто во имя покоя и личного бла­гополучия мешает нашему движению вперед. Пролог завершался «Песней о цирке», и в заключение навстре­чу уходившей колонне поющих артистов поднимались воздушные гимнасты Зоя и Николай Крыленко с эмблемой Украинского цирка в руках. Перед премьерой в Киеве — 23 июля 1956 года — весь творче­ский состав был охвачен волнением. Волновались и молодые арти­сты и опытные мастера: как пройдет спектакль, как его примет зритель, как оценит общественность? Уже во время представления стало ясно, что спектакль имеет успех. Зрители тепло приняли рождение нового национального циркового коллектива, в зале было шумно, празднично, арена ярко блистала красками национальных костюмов, орнаментом «килима», звучали украинские мелодии, шутки, с подъемом работали артисты. Столичная пресса и театральная общественность дали положитель­ную оценку спектаклю и высказали ряд добрых пожеланий. С этой творческой путевкой в жизнь артисты выехали на гастро­ли по Украине, в братские республики, за границу. Два года — срок небольшой, но за это время коллектив успел показать свое искусство зрителям многих городов Украины, РСФСР и Латвии. Программу Украинского цирка просмотрело более миллиона зри­телей. Повсюду пресса и общественность положительно оценивали гастроли, а зрители тепло принимали выступления артистов. Недавно в жизни молодого коллектива произошло знаменатель­ное событие — поездка на гастроли в Чехословакию. Организация труппы Украинского цирка — только начало рабо­ты по развитию национального цирка. Газета «Правда Украины» в своем обзоре первой программы назвала начало творческого пути Украинского цирка многообещаю­щим. У него действительно богатые перспективы. Есть подлинные энтузиасты своего дела. Есть откуда ждать притока новых сил. Соз­дается и постоянная база — в Киеве строится новое здание цирка, которое будет иметь все возможности для большой постановочной работы, для подготовки артистических кадров. Хочется сказать несколько слов о наших планах на будущее. С момента рождения Украинского цирка в коллективе не прекра­щаются творческие поиски новых произведений. При этом мы обра­щаемся к народному творчеству, к фольклору, представляющему собой богатейший клад для развития такого поистине народного искусства, каким является цирк. Нас очень привлекает идея создания пантомимы на тему о За­порожской Сечи. В ее основе должны быть максимально исполь­зованы богатые возможности конного цирка. Пантомима представ­ляется нам сюжетной, с элементами народных игр, джигитовки, выс­шей школы верховой езды, борьбы за обладание лошадью и т. д. Очень заманчива и тема другой пантомимы — по мотивам произве­дений Н. В. Гоголя. Хочется, разумеется, подготовить также панто­миму на современную тему. Но все эти идеи могут быть осуществлены лишь после соору­жения в Киеве зимнего здания цирка. Предполагается, что он будет открыт в 1959 году. Для того чтобы хорошо подготовиться к открытию нового цирка, Министерству культуры УССР необходимо уже сейчас взять на се­бя практическое руководство этим делом. Надо заблаговременно подумать о его творческом ядре, руководстве и репертуаре. Мы надеемся, что при помощи Министерства культуры и творческих со­юзов республики открытие нового цирка будет ознаменовало но­вой программой Украинского цирка и большой цирковой пан­томимой на тему современности или героического прошлого укра­инского народа. Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Авторизация