Артисты цирка

Просвирнин Сергей Юрьевич

News image

род. 4 февраля 1960. Музыкант, коверный клоун 1975 – поступил в Государственное Уч...

Мараногли Евгений Даутович

News image

Волков Юрий Михайлович

News image

род. 21 января 1968 г., Харьков акробат 1995 - в Гомеле вошел в ...

Скоков Александр Владимирович

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Джабраилов Камал Муса оглы

News image

Цирки в мира

Пермский государственный цирк

News image

В Пермском государственном цирке представлены самые разнообразные программы - это и отважные канатоходцы, ловкие жонглеры и эквилибристы, изящные акробаты, уморительные кл...

Современный цирк

News image

А с августа 1996 «Белгосцирк» возглавляет директор, художественный руководитель Бондарчук Татьяна Николаевна В 1997 году Минский государственный цирк был переименован в Го...

Супер цирк Бобби Робертса (Англия)

News image

Цирк в том виде, как он существует сейчас, был изобретен в Англии Филипом Эстли (1742-1814), бывшим старшим сержантом, ставшим впоследствии шо...

Гомельский цирк в 1970-х гг

News image

Первое здание цирка (деревянное) в Гомеле построено в 1890-е годы частным предпринимателем И. Слободовым на месте Центрального рынка (быв. Конной пл...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Звездная увертура. Журнал Советский цирк 1960 г. январь


PostHeaderIcon Звездная увертура. Журнал Советский цирк 1960 г. январь

Цирковая лента - Интересные факты

Пусть не покажутся странными первые строки. Написаны они в новогоднюю ночь, а это объясняет многое. Автор, пи­шущий о цирке, с удовольствием отме­чает интерес великих писателей прошлого и со­временности к этому яркому зрелищу, веселому и задорному. Автор вспомнил героев литератур­ных произведений, посвященных цирку, описания цирковых номеров и аттракционов. Перед его мысленным взором неожиданно предстал гим­наст в космическом пространстве. Высоко под куполом звездного неба он продемонстрировал в новогоднюю ночь ранее никем не исполнявшийся трюк, объяснение которого в то время никто не сумел дать. Вот описание, оставленное потомкам. «Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми ру­ками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не быва­ло, побежал далее». Черт знает, что такое написано тут! — может воскликнуть недоумении читатель. И это вполне справедливо. Действительно, черт, посланный фантазией Николая Васильевича Гоголя в просторы зимнего звездного неба, украл месяц. А участница этого фантастического ат­тракциона «поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе». Новогодняя ночь! Самые неожиданные пред­положения возникают в такую ночь. Представьте только на минутку, на самое короткое время та­кую картину. Николай Васильевич Гоголь прихо­дит в художественный отдел Союзгосцирка и предлагает изложенную выше заявку космиче­ского аттракциона. Не примут! Написано у вас живо, увлекательно, — скажут ему в художественном отделе,— чувствуется хоро­шее знание языка, но по трюкам такими воздушными номерами можно было удивить лет сто на­зад, да и то в Диканьке. А в наши дни... А в наши дни советский человек с советской земли фотографирует невидимую с нашей плане­ты сторону Луны. Скажем прямо — какая поль­за была от того, что черт спрятал месяц в кар­ман? Никакой.

. Только тьма окутала землю. А со­ветская автоматическая межпланетная станция, со­вершающая путешествие по точно заданной ор­бите, свет на Земле удвоила. Невидимое стало видимым. И давняя мечта побывать в гостях на соседней планете становится вполне осуществи­мой. Кто из клоунов не собирается совершить такого путешествия, такой гастрольной поездки по маршруту Луна — Марс — Венера — Юпитер, дать представление в лунном цирке, отправить с берега моря Мечты телеграмму-сообщение об аншлагах?! А пока, до отбытия в такое турне, почему бы не рассказать о нем в цирке — под куполом и на арене. Видятся тысячи людей, на­правляющихся в новое здание Московского цир­ка — огромное, просторное, светлое. Звучит му­зыка, написанная для цирка Дмитрием Шостако­вичем, и дирижирует на представлении народный артист Советского Союза. Могучие звуки оркест­ра, без искажения и шумов, усиленные репродук­торами, встречают зрителей широкой, просторной мелодией «Звездной торжественной увертюры». Световая реклама, эскизу Кукрыниксов, мягкими переливами цветов озаряет площадь, словно в полнолуние, и голубые тени ложатся на аллеи, ведущие к цирку. Если бы такое виделось не только в новогод­нюю ночь, а стало достоянием сотен тысяч зри­телей в любой из вечеров! А программа? В ней нет ни одного повтора. И у клоунов новые репризы, и у воздушных гимна­стов отсутствуют кочующие из номера в номер трюки, и Олег Попов показал новый номер на проволоке. Да и подготовлены эти номера быстро, при этом исполнители не требовали для себя осо­бого репетиционного времени. Удивительное представление! Режиссер-поста­новщик отказался от парада-пролога. Вспомните, в минувшем году прологи, даже короткие (долгих прологов зритель уже не выдерживал), даже ко­роткие прологи механически пристегивались к программе, как меховой воротник к демисезон­ному пальто. Актеры выходили к зрителю с та­ким отсутствующим видом, столь безразличные, что радость ожидания циркового представления на время гасла. Лишь после парада, когда дей­ствительно начинался цирк, в зале возникали аплодисменты. И эта программа тоже началась с появления всех исполнителей. Но не было у выходивших на левую сторону манежа одинаково поднятой пра­вой руки, а у выходивших на правую половину арены поднятой левой руки. Против обыкновения на арену выкатились клоуны, и возникла умори­тельная сцена.

. Бестолковщина одного и меткие ответы другого — этот забавный спор вызвал дружный смех зрительного зала. Спор привлек внимание артистов — товарищей по представле­нию. Выходили они к спорящим каждый по-своему. И в этом появлении узнавался тот жанр, который артисты представляли в программе. Шуточный спор клоунов перерастал в массовую задорную цирковую комедийную сцену. И текст был прочи­тан осмысленно, с подлинным мастерством, и пес­ня исполнена музыкально, и клоунские репризы прозвучали уместно, свежо, остроумно. Да, это был первый номер цирковой программы — мас­совый, яркий, веселый. Что поделаешь? Опять новогодняя ночь увлек­ла нас в будущее, и попали мы на программу, ко­торую так хочется увидеть в цирке, встретиться с режиссером, всегда новатором. Среди зрителей мы увидели выдающихся ма­тематиков, физиков, астрономов, радиотехников, создававших в содружестве с артистами цирка это феерическое зрелище, названное «Звездной увертюрой». Такое название, по замыслу авторов, символизировало вступление в новую эру меж­планетных путешествий и открытий планет и звезд солнечной системы, проникновения в бесконечное пространство, в еще неведомые системы других солнц. Изыскания и успехи в области автоматизирую­щих устройств, электронных машин, ультразвука, искусственных материалов нашли любопытное применение в цирке, вызвали к жизни новые но­мера. Так в давно минувшие времена изобрете­ние велосипеда принесло в цирк новое, обогати­ло его. Цирк, если он хочет быть современным, шагать в ногу со своим зрителем, не может оста­ваться в стороне от идейных, культурных и науч­но-технических достижений своего времени. Со­ветская наука и техника развиваются такими темпами и в таких величественных масштабах, что «чудеса без чудес» пятилетней давности сегодня на арене цирка воспринимаются как музейный экспонат. Да, на представлении, которое мы увидели в новогоднюю ночь, не было на арене опилок, не было старушки метлы, поднимающей пыль, оформление возникало само собой, поднимаясь откуда-то снизу, либо опускалось из-за купола. Все это совершалось бесшумно, быстро, почти не­заметно для зрителя, и лишь один человек из пуль­та управления распоряжался всем этим сложным хозяйством. Поражающими, хотя и вполне объ­яснимыми были многие трюки, в которых техни­ческие достижения давали возможность создать впечатление предметов. Но главное, и это самое замечательное в программе,— новейшая техника не заслонила че­ловека. Цирк, издавна привлекающий демонстра­цией красоты, силы, смелости, пластической стройности человека, и в этой программе был ве­рен своей главной традиции.

. И действительно, чем многограннее наука и техника, чем богаче духов­ный мир человека, проникающего в тайны вселен­ной, тем прекраснее должен становиться физический облик создателя современной науки и техни­ки. Разве может человек с расслабленными мыш­цами, вялый и слабый, отправиться в дорогу на сотни тысяч километров, двигаться на сверхвысо­ких скоростях? И новому, здоровому, стройному, физически развитому, бесстрашному человеку аплодировали зрители на том представлении, ко­торое увидели мы в новогоднюю ночь, загляды­вая в прекрасное завтра нашего цирка. Этому человеку, идущему по советской зем­ле, преобразующему мир, опережающему семи­летний план развернутого строительства комму­низма, аплодируем мы сегодня, вступая в новый 1960 год. М. ГОНЧАРОВ Журнал Советский цирк 1960 г. январь

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк - Шапито Радуга

News image

Цирк - это искусство, объединяющее выступления акробатов, гимнастов, клоунов дрессировщиков. Так в программе цирка - Шапито Радуга представлены все жа...

Авторизация