Артисты цирка

Исрафилов Эрик Айдынович

News image

Саврасов Виктор Петрович

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Максимова Светлана Михайловна

News image

Светлана Максимова – артистка-дрессировщица, пришла в театр сразу после окончания шк...

Мараногли Евгений Даутович

News image

Петров Евгений Вячеславович

News image

род.5 мая 1975 г., Пермь Колесо смерти 1992 - окончил школу, поступил в ...

Цирки в мира

Цирковая студия Новые звезды

News image

Дата создания цирковой студии «Новые звезды» – 1 ноября 2002г.. Руководителями являются педагоги : Колотова Лилия Львовна и Шайхиев Рамис Ра...

Иркутский цирк

News image

Иркутский цирк – это первый цирк из камня, появившийся на территории Дальнего Востока и Сибири. Он был построен в 1964 го...

Владивостокский цирк

News image

Истории Владивостокского цирка более 100 лет. Впервые жители Владивостока увидели цирковое представление в 1885 году в цирке Ламбергера, располагавшемся на Св...

ВРЕМЯ КЛОУНА

News image

В программе: * Акробаты на шестах * Акробаты на ренских колесах * Воздушные гимнасты * Групповые жонглеры * Черная африканская па...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Звездная увертура. Журнал Советский цирк 1960 г. январь


PostHeaderIcon Звездная увертура. Журнал Советский цирк 1960 г. январь

Цирковая лента - Интересные факты

Пусть не покажутся странными первые строки. Написаны они в новогоднюю ночь, а это объясняет многое. Автор, пи­шущий о цирке, с удовольствием отме­чает интерес великих писателей прошлого и со­временности к этому яркому зрелищу, веселому и задорному. Автор вспомнил героев литератур­ных произведений, посвященных цирку, описания цирковых номеров и аттракционов. Перед его мысленным взором неожиданно предстал гим­наст в космическом пространстве. Высоко под куполом звездного неба он продемонстрировал в новогоднюю ночь ранее никем не исполнявшийся трюк, объяснение которого в то время никто не сумел дать. Вот описание, оставленное потомкам. «Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми ру­ками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не быва­ло, побежал далее». Черт знает, что такое написано тут! — может воскликнуть недоумении читатель. И это вполне справедливо. Действительно, черт, посланный фантазией Николая Васильевича Гоголя в просторы зимнего звездного неба, украл месяц. А участница этого фантастического ат­тракциона «поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе». Новогодняя ночь! Самые неожиданные пред­положения возникают в такую ночь. Представьте только на минутку, на самое короткое время та­кую картину. Николай Васильевич Гоголь прихо­дит в художественный отдел Союзгосцирка и предлагает изложенную выше заявку космиче­ского аттракциона. Не примут! Написано у вас живо, увлекательно, — скажут ему в художественном отделе,— чувствуется хоро­шее знание языка, но по трюкам такими воздушными номерами можно было удивить лет сто на­зад, да и то в Диканьке. А в наши дни... А в наши дни советский человек с советской земли фотографирует невидимую с нашей плане­ты сторону Луны. Скажем прямо — какая поль­за была от того, что черт спрятал месяц в кар­ман? Никакой.

. Только тьма окутала землю. А со­ветская автоматическая межпланетная станция, со­вершающая путешествие по точно заданной ор­бите, свет на Земле удвоила. Невидимое стало видимым. И давняя мечта побывать в гостях на соседней планете становится вполне осуществи­мой. Кто из клоунов не собирается совершить такого путешествия, такой гастрольной поездки по маршруту Луна — Марс — Венера — Юпитер, дать представление в лунном цирке, отправить с берега моря Мечты телеграмму-сообщение об аншлагах?! А пока, до отбытия в такое турне, почему бы не рассказать о нем в цирке — под куполом и на арене. Видятся тысячи людей, на­правляющихся в новое здание Московского цир­ка — огромное, просторное, светлое. Звучит му­зыка, написанная для цирка Дмитрием Шостако­вичем, и дирижирует на представлении народный артист Советского Союза. Могучие звуки оркест­ра, без искажения и шумов, усиленные репродук­торами, встречают зрителей широкой, просторной мелодией «Звездной торжественной увертюры». Световая реклама, эскизу Кукрыниксов, мягкими переливами цветов озаряет площадь, словно в полнолуние, и голубые тени ложатся на аллеи, ведущие к цирку. Если бы такое виделось не только в новогод­нюю ночь, а стало достоянием сотен тысяч зри­телей в любой из вечеров! А программа? В ней нет ни одного повтора. И у клоунов новые репризы, и у воздушных гимна­стов отсутствуют кочующие из номера в номер трюки, и Олег Попов показал новый номер на проволоке. Да и подготовлены эти номера быстро, при этом исполнители не требовали для себя осо­бого репетиционного времени. Удивительное представление! Режиссер-поста­новщик отказался от парада-пролога. Вспомните, в минувшем году прологи, даже короткие (долгих прологов зритель уже не выдерживал), даже ко­роткие прологи механически пристегивались к программе, как меховой воротник к демисезон­ному пальто. Актеры выходили к зрителю с та­ким отсутствующим видом, столь безразличные, что радость ожидания циркового представления на время гасла. Лишь после парада, когда дей­ствительно начинался цирк, в зале возникали аплодисменты. И эта программа тоже началась с появления всех исполнителей. Но не было у выходивших на левую сторону манежа одинаково поднятой пра­вой руки, а у выходивших на правую половину арены поднятой левой руки. Против обыкновения на арену выкатились клоуны, и возникла умори­тельная сцена.

. Бестолковщина одного и меткие ответы другого — этот забавный спор вызвал дружный смех зрительного зала. Спор привлек внимание артистов — товарищей по представле­нию. Выходили они к спорящим каждый по-своему. И в этом появлении узнавался тот жанр, который артисты представляли в программе. Шуточный спор клоунов перерастал в массовую задорную цирковую комедийную сцену. И текст был прочи­тан осмысленно, с подлинным мастерством, и пес­ня исполнена музыкально, и клоунские репризы прозвучали уместно, свежо, остроумно. Да, это был первый номер цирковой программы — мас­совый, яркий, веселый. Что поделаешь? Опять новогодняя ночь увлек­ла нас в будущее, и попали мы на программу, ко­торую так хочется увидеть в цирке, встретиться с режиссером, всегда новатором. Среди зрителей мы увидели выдающихся ма­тематиков, физиков, астрономов, радиотехников, создававших в содружестве с артистами цирка это феерическое зрелище, названное «Звездной увертюрой». Такое название, по замыслу авторов, символизировало вступление в новую эру меж­планетных путешествий и открытий планет и звезд солнечной системы, проникновения в бесконечное пространство, в еще неведомые системы других солнц. Изыскания и успехи в области автоматизирую­щих устройств, электронных машин, ультразвука, искусственных материалов нашли любопытное применение в цирке, вызвали к жизни новые но­мера. Так в давно минувшие времена изобрете­ние велосипеда принесло в цирк новое, обогати­ло его. Цирк, если он хочет быть современным, шагать в ногу со своим зрителем, не может оста­ваться в стороне от идейных, культурных и науч­но-технических достижений своего времени. Со­ветская наука и техника развиваются такими темпами и в таких величественных масштабах, что «чудеса без чудес» пятилетней давности сегодня на арене цирка воспринимаются как музейный экспонат. Да, на представлении, которое мы увидели в новогоднюю ночь, не было на арене опилок, не было старушки метлы, поднимающей пыль, оформление возникало само собой, поднимаясь откуда-то снизу, либо опускалось из-за купола. Все это совершалось бесшумно, быстро, почти не­заметно для зрителя, и лишь один человек из пуль­та управления распоряжался всем этим сложным хозяйством. Поражающими, хотя и вполне объ­яснимыми были многие трюки, в которых техни­ческие достижения давали возможность создать впечатление предметов. Но главное, и это самое замечательное в программе,— новейшая техника не заслонила че­ловека. Цирк, издавна привлекающий демонстра­цией красоты, силы, смелости, пластической стройности человека, и в этой программе был ве­рен своей главной традиции.

. И действительно, чем многограннее наука и техника, чем богаче духов­ный мир человека, проникающего в тайны вселен­ной, тем прекраснее должен становиться физический облик создателя современной науки и техни­ки. Разве может человек с расслабленными мыш­цами, вялый и слабый, отправиться в дорогу на сотни тысяч километров, двигаться на сверхвысо­ких скоростях? И новому, здоровому, стройному, физически развитому, бесстрашному человеку аплодировали зрители на том представлении, ко­торое увидели мы в новогоднюю ночь, загляды­вая в прекрасное завтра нашего цирка. Этому человеку, идущему по советской зем­ле, преобразующему мир, опережающему семи­летний план развернутого строительства комму­низма, аплодируем мы сегодня, вступая в новый 1960 год. М. ГОНЧАРОВ Журнал Советский цирк 1960 г. январь

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на цветном бульваре

News image

В центральной части города Москвы на Цветном бульваре находится цирк Никулина, которому более 100 лет. Перед зданием цирка стоит знаменитый   ав...

Авторизация