Цирки в мира
Цирковая студия Новые звездыДата создания цирковой студии «Новые звезды» – 1 ноября 2002г.. Руководителями являются педагоги : Колотова Лилия Львовна и Шайхиев Рамис Ра... |
Иркутский циркИркутский цирк – это первый цирк из камня, появившийся на территории Дальнего Востока и Сибири. Он был построен в 1964 го... |
Владивостокский циркИстории Владивостокского цирка более 100 лет. Впервые жители Владивостока увидели цирковое представление в 1885 году в цирке Ламбергера, располагавшемся на Св... |
ВРЕМЯ КЛОУНАВ программе: * Акробаты на шестах * Акробаты на ренских колесах * Воздушные гимнасты * Групповые жонглеры * Черная африканская па... |
Звездная увертура. Журнал Советский цирк 1960 г. январь
Цирковая лента - Интересные факты |
Пусть не покажутся странными первые строки. Написаны они в новогоднюю ночь, а это объясняет многое. Автор, пишущий о цирке, с удовольствием отмечает интерес великих писателей прошлого и современности к этому яркому зрелищу, веселому и задорному. Автор вспомнил героев литературных произведений, посвященных цирку, описания цирковых номеров и аттракционов. Перед его мысленным взором неожиданно предстал гимнаст в космическом пространстве. Высоко под куполом звездного неба он продемонстрировал в новогоднюю ночь ранее никем не исполнявшийся трюк, объяснение которого в то время никто не сумел дать. Вот описание, оставленное потомкам. «Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее». Черт знает, что такое написано тут! — может воскликнуть недоумении читатель. И это вполне справедливо. Действительно, черт, посланный фантазией Николая Васильевича Гоголя в просторы зимнего звездного неба, украл месяц. А участница этого фантастического аттракциона «поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе». Новогодняя ночь! Самые неожиданные предположения возникают в такую ночь. Представьте только на минутку, на самое короткое время такую картину. Николай Васильевич Гоголь приходит в художественный отдел Союзгосцирка и предлагает изложенную выше заявку космического аттракциона. Не примут! Написано у вас живо, увлекательно, — скажут ему в художественном отделе,— чувствуется хорошее знание языка, но по трюкам такими воздушными номерами можно было удивить лет сто назад, да и то в Диканьке. А в наши дни... А в наши дни советский человек с советской земли фотографирует невидимую с нашей планеты сторону Луны. Скажем прямо — какая польза была от того, что черт спрятал месяц в карман? Никакой.
. Только тьма окутала землю. А советская автоматическая межпланетная станция, совершающая путешествие по точно заданной орбите, свет на Земле удвоила. Невидимое стало видимым. И давняя мечта побывать в гостях на соседней планете становится вполне осуществимой. Кто из клоунов не собирается совершить такого путешествия, такой гастрольной поездки по маршруту Луна — Марс — Венера — Юпитер, дать представление в лунном цирке, отправить с берега моря Мечты телеграмму-сообщение об аншлагах?! А пока, до отбытия в такое турне, почему бы не рассказать о нем в цирке — под куполом и на арене. Видятся тысячи людей, направляющихся в новое здание Московского цирка — огромное, просторное, светлое. Звучит музыка, написанная для цирка Дмитрием Шостаковичем, и дирижирует на представлении народный артист Советского Союза. Могучие звуки оркестра, без искажения и шумов, усиленные репродукторами, встречают зрителей широкой, просторной мелодией «Звездной торжественной увертюры». Световая реклама, эскизу Кукрыниксов, мягкими переливами цветов озаряет площадь, словно в полнолуние, и голубые тени ложатся на аллеи, ведущие к цирку. Если бы такое виделось не только в новогоднюю ночь, а стало достоянием сотен тысяч зрителей в любой из вечеров! А программа? В ней нет ни одного повтора. И у клоунов новые репризы, и у воздушных гимнастов отсутствуют кочующие из номера в номер трюки, и Олег Попов показал новый номер на проволоке. Да и подготовлены эти номера быстро, при этом исполнители не требовали для себя особого репетиционного времени. Удивительное представление! Режиссер-постановщик отказался от парада-пролога. Вспомните, в минувшем году прологи, даже короткие (долгих прологов зритель уже не выдерживал), даже короткие прологи механически пристегивались к программе, как меховой воротник к демисезонному пальто. Актеры выходили к зрителю с таким отсутствующим видом, столь безразличные, что радость ожидания циркового представления на время гасла. Лишь после парада, когда действительно начинался цирк, в зале возникали аплодисменты. И эта программа тоже началась с появления всех исполнителей. Но не было у выходивших на левую сторону манежа одинаково поднятой правой руки, а у выходивших на правую половину арены поднятой левой руки. Против обыкновения на арену выкатились клоуны, и возникла уморительная сцена.
. Бестолковщина одного и меткие ответы другого — этот забавный спор вызвал дружный смех зрительного зала. Спор привлек внимание артистов — товарищей по представлению. Выходили они к спорящим каждый по-своему. И в этом появлении узнавался тот жанр, который артисты представляли в программе. Шуточный спор клоунов перерастал в массовую задорную цирковую комедийную сцену. И текст был прочитан осмысленно, с подлинным мастерством, и песня исполнена музыкально, и клоунские репризы прозвучали уместно, свежо, остроумно. Да, это был первый номер цирковой программы — массовый, яркий, веселый. Что поделаешь? Опять новогодняя ночь увлекла нас в будущее, и попали мы на программу, которую так хочется увидеть в цирке, встретиться с режиссером, всегда новатором. Среди зрителей мы увидели выдающихся математиков, физиков, астрономов, радиотехников, создававших в содружестве с артистами цирка это феерическое зрелище, названное «Звездной увертюрой». Такое название, по замыслу авторов, символизировало вступление в новую эру межпланетных путешествий и открытий планет и звезд солнечной системы, проникновения в бесконечное пространство, в еще неведомые системы других солнц. Изыскания и успехи в области автоматизирующих устройств, электронных машин, ультразвука, искусственных материалов нашли любопытное применение в цирке, вызвали к жизни новые номера. Так в давно минувшие времена изобретение велосипеда принесло в цирк новое, обогатило его. Цирк, если он хочет быть современным, шагать в ногу со своим зрителем, не может оставаться в стороне от идейных, культурных и научно-технических достижений своего времени. Советская наука и техника развиваются такими темпами и в таких величественных масштабах, что «чудеса без чудес» пятилетней давности сегодня на арене цирка воспринимаются как музейный экспонат. Да, на представлении, которое мы увидели в новогоднюю ночь, не было на арене опилок, не было старушки метлы, поднимающей пыль, оформление возникало само собой, поднимаясь откуда-то снизу, либо опускалось из-за купола. Все это совершалось бесшумно, быстро, почти незаметно для зрителя, и лишь один человек из пульта управления распоряжался всем этим сложным хозяйством. Поражающими, хотя и вполне объяснимыми были многие трюки, в которых технические достижения давали возможность создать впечатление предметов. Но главное, и это самое замечательное в программе,— новейшая техника не заслонила человека. Цирк, издавна привлекающий демонстрацией красоты, силы, смелости, пластической стройности человека, и в этой программе был верен своей главной традиции.
. И действительно, чем многограннее наука и техника, чем богаче духовный мир человека, проникающего в тайны вселенной, тем прекраснее должен становиться физический облик создателя современной науки и техники. Разве может человек с расслабленными мышцами, вялый и слабый, отправиться в дорогу на сотни тысяч километров, двигаться на сверхвысоких скоростях? И новому, здоровому, стройному, физически развитому, бесстрашному человеку аплодировали зрители на том представлении, которое увидели мы в новогоднюю ночь, заглядывая в прекрасное завтра нашего цирка. Этому человеку, идущему по советской земле, преобразующему мир, опережающему семилетний план развернутого строительства коммунизма, аплодируем мы сегодня, вступая в новый 1960 год. М. ГОНЧАРОВ Журнал Советский цирк 1960 г. январь
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|