Цирки в мира
Ярославский циркЦирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор... |
Московский Цирк на проспекте ВернадМосковский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци... |
Цирк Ужасов (The Circus of Horrors)Доподлинно известно, что «наш бессмертный инспектор манежа» Хэйз познакомился с печально известным Джерри Коттлом на похоронах их общего знакомого, и хо... |
Цирк имени братьев НикитиныхВ августе 1873 года ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вы... |
ТВОРЧЕСТВО ГРИМАЛЬДИ И ДЕБЮРО
Цирковая история - История цирка |
Золотой век итальянской народной комедии масок закончился во второй половине 18 столетия. Но с концом комедии дель-арте ее маски продолжали жить. Балаганы, ярмарочные театры всей Европы, включая Россию, заполняются танцовщиками и акробатами всех наций, которые в виде Коломбин, Панталоне, Пьеро и Арлекинов продолжают традиции итальянских комедиантов, подражая и развивая их сюжетные и сценические приемы. В маленьких бульварных театрах Парижа в конце 18 и начале 19 века пантомимы-арлекинады становятся обязательными номерами эстрадно-цирковой программы. Именно там начинали свое творчество Джузеппе Гримальди и Гаспар Дебюро.
ДЖУЗЕППЕ ГРИМАЛЬДИ
Однажды очень утомленный и подавленный человек посетил доктора. Доктор осмотрел его и не нашел ничего серьезного. Вы должны просто немного развеселить себя, - сказал он - сходите на представление Гримальди, он рассмешит вас. Но, доктор, - ответил пациент - я Гримальди.
В Англии имена персонажей Комедии дель-арте были изменены. Так, например, Пьеро получил новое имя КЛОУН и он стал излюбленным персонажем, во многом благодаря Джузеппе Гримальди. Основоположник английской пантомимы, синьор Джузеппе Гримальди, соединял в своем актерском даровании все жанры комедии дель-арте. Он долгое время выступал во Франции, затем в 1758 году появился в Лондоне в качестве танцора на канате и акробата. Здесь Гримальди сразу снискал себе огромную популярность, и критики упрекали его только в одном: в том, что он слишком смешон. Находили, что Гримальди слишком вольно обращается с традицией. Но широкая публика поддерживала его новшества. Гримальди обладал богатым воображением и все свои усилия он направлял на то, чтобы придумывать все новые и новые аксессуары и костюмы.
То он преображался в огромную дыню, то в гуся, у которого хвост раздувался, как у павлина. И каждый раз он был неподражаем. Джузеппе Гримальди покинул сцену лишь в преклонном возрасте. Он умер в 1788 году в возрасте 75 лет.
ДЕБЮРО
Жан-Батист-Гаспар Дебюро, великий паяц , величайший актер своего века , как называли его современники, объединивший в своем искусстве лучшие достижения театрально-цирковой пантомимы, знаменует собой классический и наиболее блистательный период ее истории. Выступая на подмостках одного из театров бульвара Тампль, обслуживающих предместья Парижа, Дебюро унаследовал от народного зрелища, от площадного балагана великое искусство сочетать серьезное со смешным, лирическое с гротеском, философию с фарсом. В образе Пьеро - постоянной маске Дебюро - он воплощал характер народа, населявшего парижские окраины, чьим любимцем он был.
Дебюро родился в 1796 году в Богемии (по матери он был чехом) в семье цирковых артистов. Он был младшим из пятерых детей - искусных эквилибристов, которые под строгим присмотром отца не раз исколесили Европу. Гаспар был в этой труппе самым неудачливым и своей неловкостью нередко срывал успех выступления. Известно, что он участвовал в номере Египетская пирамида - после египетского похода Наполеона все египетское было в моде. Номер состоял в том, что двое из пяти участников, стоя на параллельных канатах, держали еще одну палку, и на этой второй палке, завершая пирамиду, стоял пятый.
Этим верхним был маленький Гаспар. Не выдержав в труппе отца голода и побоев, Дебюро бросил семью и поступил в Париже в театр ученых собак, помещавшийся на бульваре Тампль. Он стал выступать в небольших пантомимах, называемых прыгучими, состоявшими из небольших сценок, требовавших гимнастической ловкости и акробатических навыков. В 1816 году театр ученых собак уступает место труппе акробатов и получает название театра Фюнамбюль - канатоходцев. Гимнасты, жонглеры, танцоры на канате, сменяя друг друга, дерутся на палках и деревянных саблях, дают пинка под зад, награждают друг друга пощечинами, переодеваются с быстротой трансформаторов.
Театр Фюнамбюль, как и все театры бульваров, был лишен права говорить со сцены - эта привилегия принадлежала только большим центральным театрам Парижа. Бульварные же театры преимущественно играли пантомимы - излюбленный жанр эстрадно-цирковой программы. А театр Фюнамбюль даже специализировался исключительно на постановке пантомим, которые давали артистам большое поле деятельности для проявления своего мастерства. Эти пантомимы строились на основе комедийного, сатирического или сказочного сценария. В нем много общего с пьесами французского ярмарочного театра и со сценариями бродячих итальянских комедиантов, традиции которых восприняты бульварным театром через балаганные, ярмарочные, бродячие труппы, носившие к тому времени интернациональный характер. Через них на сцены бульварных театров проникает также влияние английской клоунады, в которой за Ламаншем блистает Гримальди.
В большинстве своем персонажи французских пантомим сохраняют характеры и имена масок итальянской народной комедии. Одна из масок - Арлекин - является постоянной. Но многие персонажи, возникнув и развившись на французской почве, приобретают типично французские черты и получают имена на французский лад. К ним относится Пьеро, который в исполнении Дебюро сочетал в себе черты ловкого слуги из итальянской комедии масок, буффонаду английских клоунов и умную иронию французского булевардье (артист бульварных театров). Долгое время Дебюро ничем не выделялся среди своих товарищей. Первые аплодисменты он получил, когда заменил заболевшего актера Феликса - Арлекина труппы.
Дебюро был замечен и ему стали давать играть. И вот тогда он создает своего Пьеро, который постепенно все больше привлекает публику в Театр канатоходцев и приносит ему славу. Шарль Нодье, известнейший литератор того времени, друг Виктора Гюго, видит Дебюро в пантомиме Бешенный бык . Он пишет восторженную рецензию. И с этого дня слава Дебюро выходит далеко за пределы бульвара Тампль. Париж устремляется в театр Фюнамбюль. В театре канатоходцев можно было увидеть Бальзака и Беранже, Генриха Гейне и Проспера Мериме - всех самых знаменитых людей франции, которые заранее заказывают себе билеты на Дебюро. Лучшие писатели того времени сочиняют для него сценарии. О Дебюро пишут книги.
Художники рисуют его в костюмах, которые он меняет по прихоти своей сценической судьбы. А судьба эта поистине фантастична: она забрасывает его в деревенские трактиры и казармы, на народные танцульки и в буржуазные гостинные, в бакалейные лавочки и на экзотические острова, во дворцы и тюрьмы, в подземное царство и даже на Луну. С пожелтевших листов гравюр, дошедших до нас, смотрит обсыпанное мукой лицо Пьеро то меланхолическое, то улыбающееся, то наивное, то саркастическое. В 1846 году астма заставила Дебюро покинуть театр. Он не сумел скопить сбережений и мечтал стать слесарем. Друзья в складчину поддерживали его. Через несколько месяцев он умер. Погребен на 59-м участке кладбища Пэр-Лашез в Париже. Для своего надгробия Дебюро сам придумал эпитафию: Здесь лежит тот, кто сказал все, не вымолвив ни слова .
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|