Цирки в мира
Московский цирк на льдуИстория циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн... |
История Ивановского государственногВ 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт... |
Харьковский государственный циркХарьковский государственный цирк – это «кузница» талантов циркового искусства, здесь получали путевку в жизнь многие знаменитые на Украину и весь ми... |
Столичный цирк г. Астана. КазахстанСтроительство Астанинского цирка было начато в декабре 2001 года. Автор проекта и архитектор Толеген Абдильда создал поистине уникальное сооружение в фо... |
КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ГВЕРРОЙ И ЛЕЖАРОМ. ОТКРЫТИЕ КАЗЕННОГО ЦИРКА
Цирковая история - История цирка |
Успех ранее гастролировавших цирков затмил прибывший в Петербург в 1845 году Александр Гверра. Его труппа состояла из 40 артистов, в конюшне стояло 50 лошадей. А.Гверра (1790-1856) - ученик, а потом первый наездник в труппе Христофора де Баха - встал в 1825 году во главе Компании искусства верховой езды и танцевания на туго натянутом канате . С нею объехал Италию, Испанию, Германию и Россию. В Петербурге, на месте Театра оперы и балета им. Кирова, Гверра выстроил деревянный цирк - открылся в 1845 году. Первым предоставил доступ зрителям в конюшни. В труппе было много красивых наездниц. Ради них в цирк повалила толпа, а Гверра наживал огромные деньги.
На следующий год в Петербург приехал цирк Жака Лежара (1811-1856). Было выстроено здание рядом с Александринским театром - открытие в октябре 1846 года - хотя его труппа была хуже гверровской (в ней блистала только его жена и ее сестра Полина Кюзан) и помещение неудобное - очень тесное, все же новый цирк начал перетягивать у Гверры публику - обстановка щеголеватее - ковры, запах духов. В цирке Гверры ощущались связи со спортивным манежем, цирк Лежара приобретал салонные черты. К тому же Лежару удалось переманить от Гверры талантливого клоуна Луи Виоля. Но особенно много для успеха цирка сделал зять директора, Поль Кюзан (1813-1856).
Кюзан родился в семье провинциальных артистов. В 1834 году вступил в труппу парижского цирка Франкони, где скоро занял видное место как наездник и дрессировщик лошадей. Став зятем Лежара, он перешел в его труппу. Красивый мужчина, прекрасный наездник и учитель верховой езды, хорошо знал музыку и дирижировал оркестром, был цирковым режиссером. Он добивался того, чтобы каждый номер был не просто набором трюков, а композицией, он укладывал номера в музыку, находил номеру образ. Цирк Лежара все более театрализировался. Конкуренция между цирками Гверра и Лежара шла ожесточенная.
Граф Орлов подарил Гверре 200 000 рублей, чтобы тот смог выписать из Парижа новых артистов и в их числе знаменитую Каролину Лойо, что и было сделано. Ажиотаж вокруг цирков кончился тем, что Дирекция императорских театров, при поддержке царя, решила сама вести цирковое дело и весной 1847 года оба здания были ею куплены. Здание цирка Гверры было снесено, основное ядро труппы уехало в Москву, а коллектив Лежара остался играть в своем здании, ставшем теперь казенным. Новое предприятие стало именоваться Цирком императорской театральной дирекции , а главным режиссером был назначен Поль Кюзан. Злые петербургские языки говорили, что такому обороту дела способствовала красивая и ловкая госпожа Лежар, у которой был роман с великим князем Константином Николаевичем.
Где прежде стояло здание Гверры, построили каменный казенный цирк (архитектор Кавос) - открылся в 1849 г. Он поражал своей роскошью, но сборов не давал. В 1859 в здании случился пожар. Используя каменный остов, построили новый театр, который был открыт в 1860 году и получил наименование Мариинского (сейчас Государственный академический театр оперы и балета им. Кирова).
Репертуар цирков Гверры, Лежара и Цирка Дирекции императорских театров.
В рецензии, посвященной цирку Гверры, Ф.В.Булгарин писал: ... конские упражнения в цирке Гверра принадлежат к новой романтической школе ... . Вообще цирк этого времени можно назвать романтическим.
Романтизм в первой половине Х1Х века получил распространение по всей Европе. Пришел он и в Россию, выдвинув таких гениальных художников, как Лермонтов, Мочалов.
Романтизм стал отрицанием буржуазного образа жизни, рабского царизма. Зародилось стремление уйти от действительности в Древнюю Грецию, в сказку. Сила романтизма - в утверждении прекрасного, возвышенного идеала, в материализации мечты. Идеал романтиков - гармоничный человек. Иногда носителями вольной стихии выступали животные. Изображение лошадей в картинах Делакруа, в скульптурах Клодта.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|