Цирки в мира

Израильский цирк «Кешет»

News image

Цирк «Кешет» - это пример того, как даже в небольшом городе может существовать и процветать собственный цирк. «Кешет» - это на...

Наша цель - Цирк Кроне (CIRCUS Kron

News image

радость на ваших лицах! ...таков девиз основателя цирка Карла Кроне, сохранившийся до наших дн...

Новый проект братьев Запашных Садк

News image

Цирк братьев Запашных открывает новые рубежи своего творчества инновационным проектом Садко . На этот раз публике предстоит уви...

Донецкий государственный цирк «Косм

News image

Донецкий государственный цирк «Космос»– это не просто оригинальное здание, это еще и центр циркового развития всей области. Здесь регулярно проводятся фе...

Мировые цирки - Фокусники и клоуны - НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КЛОУНАДЫ



PostHeaderIcon НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КЛОУНАДЫ

Мир цирка - Фокусники и клоуны

некоторые вопросы теории клоунады

Клоуны выступают на арене. Это значит, что мизансцены должны строиться так, чтобы, во-первых, вся площадь арены была обыграна, а во-вторых, чтобы мизансцены были выразительны и убедительны именно в кругу арены. Об этом должны заботиться режиссеры.

Клоун выступает в цирке и должен использовать такое основное средство цирковой выразительности, каким является трюк. Но трюк должен быть не самоцелью, а средством, помогающим раскрывать содержание номера. Артист, не владеющий акробатикой, жонглированием и другими жанрами цирка, не может стать цирковым  клоуном.

Есть еще одно, как мне кажется, непременное условие клоунады: это решение клоунских номеров и масок средствами гротеска, средствами эксцентрики.

Что такое гротеск? Лучше всего на этот вопрос ответил К. С. Станиславский: «Гротеск — это высшая степень мастерства, когда внутренняя корявость многих людей соединяется в одной роли».

Разве сказанное Станиславским не относится, например, к образу Карандаша, разве в этом одновременно смешном и трогательном маленьком человечке не собраны черты «корявости» многих людей?

Разве определение Станиславского не относится к такому талантливому мастеру клоунады, как Акрам Юсупов? В созданном им образе, как сквозь увеличительное стекло, видна «корявость» многих людей: смешная фанаберия, хвастливость, трусость, лень, готовность поживиться за счет других.

Гротескным является и образ, созданный Юрием Никулиным. Этот беспомощный, развинченный увалень выглядит особенно нелепо рядом с ловкими, смелыми, сильными, подтянутыми цирковыми артистами.

Все здесь названные и некоторые другие артисты умеют раскрыть психологию своих персонажей, без чего, как известно, нет  реалистического   искусства.

Но, к сожалению, еще есть — и их немало! — цирковые артисты, которые пользуются только внешними приемами гротеска, не задумываются над созданием характеров. Вот, например, буффонадные клоуны Лебедев и Капитанов. Лебедев — резонер, выступает в смокинге. Капитанов — комик, он тоже выходит в смокинге, но слегка утрированном, и с ярко-желтым бантиком. После представления я спросил у Капитанова: а почему ваш персонаж носит желтый бант? По тому, как артист растерялся, я понял: эта мысль ему никогда не приходила в голову. Станиславский писал о подобных артистах: «У нас любят наклеить длинный нос и освещать актера цветными прожекторами, называя это гротеском».

Безусловно, такой «гротеск» не имеет ничего общего с настоящим искусством.

Клоуны широко пользуются приемами эксцентрики. Клоунада и эксцентрика неотделимы. Если эксцентрика существует и вне клоунады, то клоунада без эксцентрики невозможна. Когда в 1903 году В. И. Ленин и Максим Горький посетили лондонский мюзик-холл, Ленин очень интересно раскрыл существо эксцентрического в искусстве: «Тут есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а — интересно».

Хороший клоунский номер — это не только смешные фортели, не только обилие реквизита, демонстрация акробатических и жонглерских трюков. Это еще и наличие гротесковых и эксцентрических характеров и ситуаций, созданных клоунами.

По самому существу клоунаде больше свойствен сатирический, комедийный пафос, но это не значит, что в выступлениях клоунов не может быть и героического начала. Клоуны призваны воспитывать советских людей, бороться за утверждение нового. Следует помнить, что надо критиковать «недостатки   и   ошибки для того, чтобы устранить их как помеху на нашем пути, чтобы еще более укрепить наш советский строй, позиции Коммунистической партии, обеспечить новые успехи и более быстрое движение вперед». Так очень справедливо говорил Н. С. Хрущев.

Знание жизни, широта общественного кругозора клоунам необходима так же, как художникам, работающим в других областях искусства.

Наши клоуны все решительнее отвергают грубые и пошлые антре, рассчитанные на примитивные вкусы. Появились и получили развитие новые маски и образы клоунов. Растет уровень актерского мастерства наших клоунов, улучшается режиссерское решение номеров, их внешнее оформление.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Авторизация