Цирки в мира
Кисловодский цирк![]() Одной из достопримечательностей Кисловодска заслуженно считается цирк. Единственный в регионе Кавказких Минеральных вод Кисловодский государственный цирк - уникальное архетектурное сооружение. После то... |
Большой Санкт-Петербургский Государ![]() Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Ев... |
Омский цирк![]() Строительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр... |
Гомельский цирк в 1970-х гг![]() Первое здание цирка (деревянное) в Гомеле построено в 1890-е годы частным предпринимателем И. Слободовым на месте Центрального рынка (быв. Конной пл... |
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КЛОУНАДЫ
Мир цирка - Фокусники и клоуны |
Клоуны выступают на арене. Это значит, что мизансцены должны строиться так, чтобы, во-первых, вся площадь арены была обыграна, а во-вторых, чтобы мизансцены были выразительны и убедительны именно в кругу арены. Об этом должны заботиться режиссеры.
Клоун выступает в цирке и должен использовать такое основное средство цирковой выразительности, каким является трюк. Но трюк должен быть не самоцелью, а средством, помогающим раскрывать содержание номера. Артист, не владеющий акробатикой, жонглированием и другими жанрами цирка, не может стать цирковым клоуном.
Есть еще одно, как мне кажется, непременное условие клоунады: это решение клоунских номеров и масок средствами гротеска, средствами эксцентрики.
Что такое гротеск? Лучше всего на этот вопрос ответил К. С. Станиславский: «Гротеск — это высшая степень мастерства, когда внутренняя корявость многих людей соединяется в одной роли».
Разве сказанное Станиславским не относится, например, к образу Карандаша, разве в этом одновременно смешном и трогательном маленьком человечке не собраны черты «корявости» многих людей?
Разве определение Станиславского не относится к такому талантливому мастеру клоунады, как Акрам Юсупов? В созданном им образе, как сквозь увеличительное стекло, видна «корявость» многих людей: смешная фанаберия, хвастливость, трусость, лень, готовность поживиться за счет других.
Гротескным является и образ, созданный Юрием Никулиным. Этот беспомощный, развинченный увалень выглядит особенно нелепо рядом с ловкими, смелыми, сильными, подтянутыми цирковыми артистами.
Все здесь названные и некоторые другие артисты умеют раскрыть психологию своих персонажей, без чего, как известно, нет реалистического искусства.
Но, к сожалению, еще есть — и их немало! — цирковые артисты, которые пользуются только внешними приемами гротеска, не задумываются над созданием характеров. Вот, например, буффонадные клоуны Лебедев и Капитанов. Лебедев — резонер, выступает в смокинге. Капитанов — комик, он тоже выходит в смокинге, но слегка утрированном, и с ярко-желтым бантиком. После представления я спросил у Капитанова: а почему ваш персонаж носит желтый бант? По тому, как артист растерялся, я понял: эта мысль ему никогда не приходила в голову. Станиславский писал о подобных артистах: «У нас любят наклеить длинный нос и освещать актера цветными прожекторами, называя это гротеском».
Безусловно, такой «гротеск» не имеет ничего общего с настоящим искусством.
Клоуны широко пользуются приемами эксцентрики. Клоунада и эксцентрика неотделимы. Если эксцентрика существует и вне клоунады, то клоунада без эксцентрики невозможна. Когда в 1903 году В. И. Ленин и Максим Горький посетили лондонский мюзик-холл, Ленин очень интересно раскрыл существо эксцентрического в искусстве: «Тут есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а — интересно».
Хороший клоунский номер — это не только смешные фортели, не только обилие реквизита, демонстрация акробатических и жонглерских трюков. Это еще и наличие гротесковых и эксцентрических характеров и ситуаций, созданных клоунами.
По самому существу клоунаде больше свойствен сатирический, комедийный пафос, но это не значит, что в выступлениях клоунов не может быть и героического начала. Клоуны призваны воспитывать советских людей, бороться за утверждение нового. Следует помнить, что надо критиковать «недостатки и ошибки для того, чтобы устранить их как помеху на нашем пути, чтобы еще более укрепить наш советский строй, позиции Коммунистической партии, обеспечить новые успехи и более быстрое движение вперед». Так очень справедливо говорил Н. С. Хрущев.
Знание жизни, широта общественного кругозора клоунам необходима так же, как художникам, работающим в других областях искусства.
Наши клоуны все решительнее отвергают грубые и пошлые антре, рассчитанные на примитивные вкусы. Появились и получили развитие новые маски и образы клоунов. Растет уровень актерского мастерства наших клоунов, улучшается режиссерское решение номеров, их внешнее оформление.
Читайте: |
---|