Артисты цирка

Волков Юрий Михайлович

News image

род. 21 января 1968 г., Харьков акробат 1995 - в Гомеле вошел в ...

Простецова Ирина Петровна

News image

род. 28 сентября 1980 года в Москве Клоунесса, дрессировщица Отец - дрессировщик На...

Династия Левицких. Левицкий Давид И

News image

1903 (Запорожье) - 1968 По образованию – архитектор. Делал проекты Магнитогорского и ...

Мараногли Евгений Даутович

News image

Кашин Дмитрий Викторович

News image

Досов Дмитрий Владимирович

News image

Цирки в мира

Ярославский цирк

News image

Цирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор...

История Омского цирка

News image

Достаточно просто писать историю какой-нибудь труппы. Будь-то цирк Чинизелли, или братьев Никитиных, или династии Запашных, Ки...

Цирк - Шапито Радуга

News image

Цирк - это искусство, объединяющее выступления акробатов, гимнастов, клоунов дрессировщиков. Так в программе цирка - Шапито Радуга представлены все жа...

Харьковский государственный цирк

News image

Харьковский государственный цирк – это «кузница» талантов циркового искусства, здесь получали путевку в жизнь многие знаменитые на Украину и весь ми...

Мировые цирки - Фокусники и клоуны - НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КЛОУНАДЫ



PostHeaderIcon НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КЛОУНАДЫ

Мир цирка - Фокусники и клоуны

некоторые вопросы теории клоунады

Клоуны выступают на арене. Это значит, что мизансцены должны строиться так, чтобы, во-первых, вся площадь арены была обыграна, а во-вторых, чтобы мизансцены были выразительны и убедительны именно в кругу арены. Об этом должны заботиться режиссеры.

Клоун выступает в цирке и должен использовать такое основное средство цирковой выразительности, каким является трюк. Но трюк должен быть не самоцелью, а средством, помогающим раскрывать содержание номера. Артист, не владеющий акробатикой, жонглированием и другими жанрами цирка, не может стать цирковым  клоуном.

Есть еще одно, как мне кажется, непременное условие клоунады: это решение клоунских номеров и масок средствами гротеска, средствами эксцентрики.

Что такое гротеск? Лучше всего на этот вопрос ответил К. С. Станиславский: «Гротеск — это высшая степень мастерства, когда внутренняя корявость многих людей соединяется в одной роли».

Разве сказанное Станиславским не относится, например, к образу Карандаша, разве в этом одновременно смешном и трогательном маленьком человечке не собраны черты «корявости» многих людей?

Разве определение Станиславского не относится к такому талантливому мастеру клоунады, как Акрам Юсупов? В созданном им образе, как сквозь увеличительное стекло, видна «корявость» многих людей: смешная фанаберия, хвастливость, трусость, лень, готовность поживиться за счет других.

Гротескным является и образ, созданный Юрием Никулиным. Этот беспомощный, развинченный увалень выглядит особенно нелепо рядом с ловкими, смелыми, сильными, подтянутыми цирковыми артистами.

Все здесь названные и некоторые другие артисты умеют раскрыть психологию своих персонажей, без чего, как известно, нет  реалистического   искусства.

Но, к сожалению, еще есть — и их немало! — цирковые артисты, которые пользуются только внешними приемами гротеска, не задумываются над созданием характеров. Вот, например, буффонадные клоуны Лебедев и Капитанов. Лебедев — резонер, выступает в смокинге. Капитанов — комик, он тоже выходит в смокинге, но слегка утрированном, и с ярко-желтым бантиком. После представления я спросил у Капитанова: а почему ваш персонаж носит желтый бант? По тому, как артист растерялся, я понял: эта мысль ему никогда не приходила в голову. Станиславский писал о подобных артистах: «У нас любят наклеить длинный нос и освещать актера цветными прожекторами, называя это гротеском».

Безусловно, такой «гротеск» не имеет ничего общего с настоящим искусством.

Клоуны широко пользуются приемами эксцентрики. Клоунада и эксцентрика неотделимы. Если эксцентрика существует и вне клоунады, то клоунада без эксцентрики невозможна. Когда в 1903 году В. И. Ленин и Максим Горький посетили лондонский мюзик-холл, Ленин очень интересно раскрыл существо эксцентрического в искусстве: «Тут есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а — интересно».

Хороший клоунский номер — это не только смешные фортели, не только обилие реквизита, демонстрация акробатических и жонглерских трюков. Это еще и наличие гротесковых и эксцентрических характеров и ситуаций, созданных клоунами.

По самому существу клоунаде больше свойствен сатирический, комедийный пафос, но это не значит, что в выступлениях клоунов не может быть и героического начала. Клоуны призваны воспитывать советских людей, бороться за утверждение нового. Следует помнить, что надо критиковать «недостатки   и   ошибки для того, чтобы устранить их как помеху на нашем пути, чтобы еще более укрепить наш советский строй, позиции Коммунистической партии, обеспечить новые успехи и более быстрое движение вперед». Так очень справедливо говорил Н. С. Хрущев.

Знание жизни, широта общественного кругозора клоунам необходима так же, как художникам, работающим в других областях искусства.

Наши клоуны все решительнее отвергают грубые и пошлые антре, рассчитанные на примитивные вкусы. Появились и получили развитие новые маски и образы клоунов. Растет уровень актерского мастерства наших клоунов, улучшается режиссерское решение номеров, их внешнее оформление.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Мышиная железная дорога

News image

Аттракцион Будьте добры! - это увлекательное путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок А.С. Пушкина. В ск...

Авторизация