Артисты цирка

Михаил Николаевич Румянцев

News image

Каранда ш (Михаил Николаевич Румянцев) (10 декабря 1901, Петербург) — 31...

Андреев Сергей Иванович

News image

Касеева Нелли Александровна

News image

Павлович Елена Львовна

News image

Саврасов Виктор Петрович

News image

Петров Евгений Вячеславович

News image

род.5 мая 1975 г., Пермь Колесо смерти 1992 - окончил школу, поступил в ...

Цирки в мира

Запорожский государственный цирк

News image

Воспоминания о первых театрализованных цирковых представлениях в г. Александровске приходятся на 20-е годы прошлого столетия. Тогда они проводились во временных со...

Комик-труппа «Маски»

News image

«Маски» - это, наверное, одна из самых известных в нашей стране комик-труп, хоть ее родиной и является город Одесса. Все мы...

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК

News image

Гомельский государственный цирк был открыт 2 декабря 1972 года. Футуристичный силуэт здания цирка, расположенного в самом центре города, с тех по...

ТАКОГО ФОНТАНА У НАС ЕЩЁ НЕ БЫЛО

News image

Этого события все ждали с нетерпением. 9 мая 2006 г. новое великолепное зрелище открылось у Гомельского государственного цирка. Теперь каждый де...

Мировые цирки - Цирковая лента - Заметки цирка - В спорах о слове в цирке



PostHeaderIcon В спорах о слове в цирке

Цирковая лента - Заметки цирка

В спорах о слове в цирке Спор, если он дружеский, — всегда жаркий спор. Веря, что всякая возможная полемическая резкость будет верно поня­та, сразу же скажу, хочется возразить ар­тисту цирка Н. Ельшевскому. Несомненно, Н. Ельшевский прав, когда требует четко определить специфику циркового искусства, ибо без этого нельзя го­ворить о цирке как самостоятельном виде искусства, невозможно выяснить своеобра­зие использования слова в цирке. Но в определении этой специфики он, думается, идет неверным путем. Опреде­лить своеобразие какого-либо явления — значит, во-первых, найти в нем качества, объединяющие его с другими родственны­ми явлениями, а во-вторых, выявить свойст­ва, отличающие от всех иных подобных яв­лений. Фактически же Н. Ельшевский рассмат­ривает цирк изолированно от других видов искусств и в результате приходит к ошибоч­ным выводам. Уже в начале спора Н. Ельшевский считает необходимым «еще раз напомнить, что именно трюк составляет основу худо­жественного языка цирка — трюк и не что иное. В этом — основа специфики искусства цирка». «Трюк» используется в статье как ключ, открывающий любые замки, объясняет все и вся, но четко ни разу не определяется. Что же понимается под трюком? Общий контекст статьи, сама логика ве­щей заставляют думать, что трюк — видимо, обнаружение неожиданных и на первый взгляд невероятных сторон того или иного хорошо знакомого явления, трюк — стрем­ление преподнести зрителю известное яв­ление с неожиданной стороны, трюк, в ко­нечном счете, «есть стремление... показать алогизм обычного». Ведь, действительно, когда иллюзионист «распиливает» ассистентку, а та лишь улы­бается зрителям, — это трюк, так как по­добное неожиданно и невероятно с точки зрения наших общепринятых жизненных представлений. Когда клоун исполняет до­вольно сложные мелодии на обыкновенной пиле — это тоже трюк, так как обнаружи­вается неожиданное качество прекрасно известного нам предмета. Подобные при­меры можно умножить. Из них делается вы­вод, что трюк — основное специфическое свойство цирка. Справедливо ли это? В свое время футуристы всячески лома­ли общепринятые представления о книге, располагали, к примеру, строчки стиха по кругу.

. Трюк? Трюк! Однако это был не цирк, это все-таки была литература, хоть и никуда не годная. В. Васнецов написал голову богатырского коня так, что, какую бы точку для обозре­ния картины вы ни выбрали, кажется — конь смотрит на вас. Трюк? Конечно. Но «Богатыри» В. Васнецова — не цирк, а жи­вопись. Здание ЦТСА в Москве, если смотреть на него с площади Коммуны,— здание как здание, может, несколько громоздкое, А если взглянуть на него с самолета, то оно окажется пятиконечной звездой. Одна­ко это опять-таки не цирк, на этот раз — архитектура. Перечень примеров можно продолжить. Но не в них дело. Суть его в том, что трюк не является чем-то, присущим исключи­тельно одному лишь цирку. Могут возразить: в цирке трюк — основ­ной прием, он присутствует всегда, в дру­гих же видах искусств — прием частный, используемый редко. Но и это сомни­тельно. Вот, например, Карандаш, усаживаю­щийся на барьер и кокетничающий со зри­тельницами, не прибегает в этой шутке к трюкам. Шутка повторялась и повторяется М. Румянцевым многократно, зрители вся­кий раз весело смеются, но, по Н. Ельшевскому, считать ее подлинным цирком, навер­ное, нельзя: реприза лишена трюкового начала. К цирковой классике шутку М. Ру­мянцева, конечно, не отнесешь, и Н.

. Ель­шевский, вероятно, скажет, что это как раз и есть один из случаев выхода за пределы собственно циркового искусства. Хорошо, не будем пока спорить, обра­тимся лучше к классике. Вспомним хотя бы «Чемпионат всемирной классовой борьбы» В. Маяковского, в свое время исполняв­шийся Виталием Лазаренко в цирке. Что здесь от трюка? Строго говоря — ничего. При большом желании можно назвать «трюком» изобра­жение революции в виде отдельного героя или изображение классовой борьбы в фор­ме шуточной борцовской схватки. Но пер­сонификация идей, отвлеченных понятий, масштабных жизненных явлений, замена идейного, духовного чисто физическим, материально-предметным широко использовались, например, в декадентской драме, од­нако она к цирку никакого отношения не имеет. Получается странное положение: в основе лежит один и тот же прием, но в одном случае перед нами сценарий циркового представления, в другом — пьеса для театра или для чтения. Значит, не он, не этот трюк, определяет специфику «Чем­пионата». Можно еще в приведенном примере считать трюком ту пародийно-шуточную борьбу, которая идет на арене. Но такое действие свойственно многим театраль­ным комедиям, а главное, у В. Маяковского оно занимает ничтожное место по сравнению с текстом, со словесным обыгрывани­ем персонифицированных Антанты, резолю­ции, меньшевизма... Может ли считаться трюк критерием специфики, если он зани­мает в цирковом представлении подчинен­ное место? Можно ли представить себе ли­тературу, где слово как средство выраже­ния играло бы второстепенную роль? Вряд ли. А вот цирковые номера, где специфи­ческое цирковое средство выражения вы­полняет вспомогательную роль, оказывает­ся, можно себе представить... Справедливо ли это? Конечно, трюк в цирке используется ши­ре, нежели в других видах искусств; конеч­но, есть такие области в цирке, в которых трюк — основное средство выражения, но для определения специфики цирка в це­лом трюк — все же слишком узкий при­знак. Специфика цирка, видимо, заклю­чается в чем-то другом. В чем же именно? Как и всякое искусство, цирк отражает жизнь. Основа его — пафос прославления безграничных, исключительных возможно­стей человека, К слову будь сказано, очень часто даже комические номера в прямой форме утверждают ту же мысль. Общий идейный пафос цирка очевиден.

. Но сказать только это — значит еще ничего не сказать о специфике цирка: подобным пафосом отмечены многие произведения передового искусства. Специфика — в средствах выражения этого пафоса. Современный русский цирк ведет свою родословную от балагана, от весельчаков-скоморохов. Как и раньше, сегодня народ­ное зрелище, рассчитанное на самую широ­кую аудиторию, плакатно. Плакатная укрупненность изображения, доведенная до условности, — вот основа своеобразия всех видов циркового искусства. В нем все от плаката: и простота, ли­шенная нюансов, — выделено только самое важное в событии; и условность, помогаю­щая вскрыть суть явления; и наглядность, предметность, с помощью которой раскры­вается мысль. Упоминавшаяся ранее шутка Карандаша, лишенная намека на трюк, — тем не менее цирк. Это цирк потому, что в изображае­мом явлении резко, гиперболически выде­лено главное (влюбчивость коверного-ловеласа), это цирк потому, что сложность, противоречивость явления отсутствует, это цирк потому, что все здесь зрелищно-плакатно. Театр бы, например, потребовал от М. Румянцева ответа на вопрос: каковы пси­хологические предпосылки влюбчивости его героя, какова психологическая логика перехода от одного «увлечения» к другому. Цирк ничего этого не требует. Именно этой плакатностью (оставляю в стороне принципиально различное идей­ное звучание, речь идет о средствах выра­жения) отличается «Чемпионат всемирной классовой борьбы» от декадентской драмы, именно поэтому первое — цирк, второе — не цирк. «Чемпионат всемирной классовой борьбы» кажется прямо-таки сошедшим с «Окон РОСТА» В. Маяковского. Это можно было бы показать на многих примерах. Цирк близок к плакату, но цирк — не плакат. Последний статичен, цирк же утвер­ждает и отрицает действием, творчеством актера. И в этом смысле он близок любому зрелищу — театру, кино, эстраде, которые, принципиально говоря, лишены плакатности как отличительного качества. Пьесы В. Маяковского — не в счет. Великий поэт борол­ся за сближение цирка и театра (о чем много раз говорил), и не случайно «Баня» названа «драмой с цирком и фейерверком». Цирк, следовательно, и не плакат, и не театр, и не кино, и не эстрада. Цирк ут­верждает могущество человеческой лич­ности плакатно, но в действии, творчеством актера. В этом его своеобразие. А трюк — очень важное, но все-таки лишь одно из средств раскрытия темы, содержания того или иного произведения циркового искус­ства. Этим общим специфическим особен­ностям цирка подчиняется слово, как, есте­ственно, и все другие выразительные сред­ства. Н. Ельшевский верно подчеркивает, что в цирке в подавляющем большинстве случаев словом пользуются комические персонажи. Однако автор очень ограничивает возмож­ности пользования словом в цирке, ставя слово чуть ли не в зависимое положение в отношении трюка. Видимо, почувствовав это, Н. Ельшевский сам же начинает себя оспаривать. Об­ратившись к «1905 году» В. Маяковского, он заявляет: «Слово может занимать в цирке наряду с трюком главное место, но только тогда, когда оно используется специфиче­ски». И дальше: Содержание... «1905 го­да» «раскрывается главным образом в слове...». Это, по существу, правильно, но противоречит сказанному ранее: если трюк — решающее специфическое средство выразительности в цирке, то, как же может занимать подчиненное, второстепенное место рядом с другими средствами выра­зительности? Нет оснований так сурово ограничивать слово в цирке путем обязательного соче­тания с трюком. Конкретные формы более широкого использования слова на арене должны быть и будут найдены практиками, мастерами циркового искусства. Теорети­ческий спор может решать вопрос лишь принципиально. И, говоря принципиально, неясно, поче­му на манеже невозможен конферанс? Есте­ственно, он должен отличаться от конфе­ранса эстрады прежде всего лаконичностью и броскостью текста, а кроме того, и орга­низовывать его придется так, чтобы он ми­нимально мешал униформистам готовить реквизит к очередному номеру. Далее, почему лишенные трюка клоуна­ды, интермедии, фельетоны, сатирические куплеты противопоказаны цирку, если они, плакатно-зрелищны? Надо думать, в скором будущем громче зазвучит с арены не только слово комиче­ское или сатирическое, но и слово герои­ческое, как оно звучало в массовых дей­ствиях на заре советского искусства. Отказываться от слова, произносимого с манежа во весь голос, не следует. Опыт и пробы в этом направлении надо продол­жать. Великий реформатор в искусстве В. Маяковский не случайно, обратившись к цирку, в первую очередь предложил чрезвычайно широкое использование слова на манеже, о чем свидетельствует и «1905 год» и «Чемпионат всемирной классовой борьбы», Маяковский понимал, что слово несет на арену такие возможности поли­тического и идейного звучания цирковой программы, которые не восполнишь ника­кими другими средствами. Об этом нельзя забывать. Перед словом в цирке надо открыть более широкую дорогу. Оно здесь специфично? Несомненно. Чем же именно? Мысль В. Лазаренко, приведенная Н. Ельшевским и по-своему им истолкованная, на самом деле очень точно определяет специфику слова: «В цирке все должно быть лаконично и ударно, без лишней тон­кости, рассчитано на произношение почти на крике, а не вполголоса». Это как раз та плакатная зрелищность, которая и является показателем специфики цирка. Советский цирк — подлинно новаторское искусство. Это бесспорно. Но новаторство не исключает, а предполагает развитие, борьбу нового и старого. И в нашем цирке, несмотря на его творческие успехи, известная окостенелость, инерция старого нет-нет, а дают себя знать, Сказываются они и в таких мелочах, как кажущийся сегодня анахронизмом фрак на инспекторе мане­жа, как неизвестно кого и что высмеивающие старые традиционные клоунские обра­зы. Сказываются они в робком обновлении разговорных жанров цирка. Право, в цирке все жанры хороши, кроме скучных, безыдейных и лишенных броской зрелищности. В. Гальба. Стихи Ю. Забникова Репертуарные сюрпризы, Что клоун, получив репризы, Смеяться вынужден навзрыд...

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк на цветном бульваре

News image

В центральной части города Москвы на Цветном бульваре находится цирк Никулина, которому более 100 лет. Перед зданием цирка стоит знаменитый   ав...

Авторизация