Цирки в мира
Цирк братьев ЗапашныхБратья Запашные - это всеми признанные и знаменитые дрессировщики, настоящие виртуозы своего дела! Их слушаются зубастые тигры так, чт... |
Театр «Уголок дедушки Дурова» БольшУютный зал устроен высоким амфитеатром, неудобных мест нет. Из любой точки виден малейший жест на сцене. Это и есть Большая Сцена. Она бы... |
Цирк - Шапито РадугаЦирк - это искусство, объединяющее выступления акробатов, гимнастов, клоунов дрессировщиков. Так в программе цирка - Шапито Радуга представлены все жа... |
Супер цирк Бобби Робертса (Англия)Цирк в том виде, как он существует сейчас, был изобретен в Англии Филипом Эстли (1742-1814), бывшим старшим сержантом, ставшим впоследствии шо... |
Школа Натальи Серж
Цирковая лента - Заметки цирка |
Школа Натальи Серж Еще сравнительно недавно наш цирк радовал богатым разнообразием номеров конного жанра – “свобода” и гротеск-наездницы, высшая школа верховой езды, жокеи-наездники, и даже масштабные конные пантомимы.Ныне жанр заметно оскудел. Весь конный цирк представлен в основном лишь джигитами, из которых “лица не общим выраженьем” можно выделить лишь две-три группы, имеющие собственный почерк. В остальных же заполонивших арены цирков номерах предлагается стандартный набор – обрывы под шею, под живот скачущей лошади, “ножницы”, и прочие стандартные трюки. О том, почему установилось такое однообразие, отчего исчезают другие, не менее зрелищные и притягательные конные номера – тема отдельного разговора. Мне же сегодня хочется рассказать о “последнем из могикан”, номере исконно традиционного жанра – “Жокеи-наездники” и его руководителе Наталье Александровой-Серж. Но прежде – небольшой экскурс в историю. Основатель конно-акробатического ансамбля “Жокеи-наездники”, ставшего одним из крупнейших групповых номеров советского цирка, – Александр Сергеевич Александров-Серж почти 70 лет выступал на манеже. Он вырос в семье потомственных артистов цирка – на арене работали его дед, отец, мать, братья. Со временем его сыновья Святослав и Юрий продолжили семейную традицию. Святослав стал руководителем номера. В годы войны оба служили в гвардейском кавалеристском корпусе, были награждены орденами и медалями. В 1945 году Александр Александров-Серж организовал при Ивановском цирке первую в мире конно-акробатическую студию. Девять мальчиков и три девочки, закончившие ее, стали профессиональными артистами. Среди них были Зоя Хохлова, Виктор Логинов, Владимир Теплов, Геннадий Утехин, Юрий Тамарин и другие. Шли годы, сменялись манежи, лошади, партнеры, но неизменным оставалось одно – марка “Александровы-Серж”, что всегда было гарантией высокого качества и артистизма. Сегодня продолжательница старейшей династии Наталья Александрова-Серж, единственная в истории цирка женщина, которая руководит группой жокеев-наездников. Увы, номеров полдобного жанра осталось очень немного в российском, да и мировом цирке. Впервые она вышла на арену девятилетней девчонкой. Первое свое выступление – в Красноярском цирке, 9 августа 1964 года – помнит, словно это было вчера. С тех пор год за годом постигала вначале азы, а затем и “высшую математику” такого нелегкого жанра.
. И была первоклассной исполнительницей. Своей труппой Наталья Георгиевна руководит с 1976 года. За это время мастерством артистов восхищались зрители почти всех российских городов и многих зарубежных стран. Цирковая энциклопедия объясняет термин “Жокейская работа” как своеобразную композицию разнообразных навыков наездника и конного акробата, усложненную специфическим трюком, так называемым “жокейским прыжком” и видоизмененную внешней инсценировкой номера. Чтоб овладеть всем этим требуется не один год упорной, тяжелой работы. И потому у Натальи Александровой-Серж в номере помимо основного исполнительского состава всегда ученики. Специфика жанра такова, что артистов надо готовить что называется “с младых ногтей”, с детства. Зато освоившему жокейскую работу артисту подвластны многие жанры циркового искусства – ведь он и наездник, и акробат, и эквилибрист. Рекордный трюк «Четверной курс». За то время, что руководит номером, Наталья Александрова-Серж подготовила более 70 артистов жанра. К проблемам творческого плана добавляются и чисто бытовые, и организационные. Обычно я беру 11-12-летних ребят – детей артистов, воспитанников спортивных секций, самодеятельных цирковых коллективов тех городов, в которых гастролируем, – рассказывает Наталья Георгиевна. – Мое непременное требование – у ребенка должно быть желание работать в этом жанре, любовь к цирку. Труд наш нелегкий и на репетициях скидок на возраст не делается. Необходимо упорство, иначе ничего не получится. Дети ездят с нами и мне приходится не только тренировать их, но и следить за школьными успехами, и воспитывать, и готовить им еду. Но это еще далеко не все трудности. Взять ребенка на обучение – большая проблема. Родители ребенка, которого мы приглашаем работать в номере, должны собрать кучу документов и справок о состоянии здоровья.
. Целая канитель. К тому же я должна дать обязательство, что ребенок обязательно получит среднее образование. И надо сказать, за учебой я служу строго. И очень горжусь, что многие мои воспитанники после школы поступали в вузы – на факультеты физвоспитания, в ГИТИС, театральные институты. Во все времена существования группы зрители могли видеть на манеже шестерку лошадей одной породы, как правило, серой масти. Это было “фирменным отличием” группы Серж. Сегодня, увы, такое практически невозможно. Конезаводы ныне не те, что прежде, экономическое положение и здесь оставляет желать лучшего, и это сказывается на выращиваемом поголовье животных: выбора попросту нет. Если лошадь серой масти, то обязательно с плохим экстерьером, если хороший экстерьер, то обязательно масть какая-то непонятная. Есть, конечно, на конезаводах элитные лошади, но – по недоступной цене и Росгосцирк просто не может выложить такую сумму: хорошая лошадь стоит столько же, сколько престижный импортный автомобиль. Так что теперешние четвероногие партнеры Александровой-Серж представляют весьма разнородный состав – владимирской, тракенской породы. А еще два першерона, которых закупили во Франции. Жанр жокеев предусматривает умеренную скорость бега лошади. У Натальи Серж все наоборот. Главное – темп, темп. И чем стремительнее бег лошадей, тем сложнее исполнение каждого трюка, а тем более относящихся к классу “ультра-си”. Таких как сальто-мортале, фляки, курбеты на лошади, двойные и тройные прыжки, сальто-мортале с одной лошади на другую. Весь этот трюковой вихрь вызывает неизменное восхищение публики, но чреват большим риском для артиста. Ведь как бы хорошо ни была подготовлена лошадь, в работе с ней никогда нельзя достигнуть абсолютной точности.
. Лошадь может неожиданно поменять ритм, что для зрителей почти незаметно. И наездник, стоящий у нее на спине, должен почувствовать это мгновенно и сгруппироваться, чтоб не упасть на землю. Впрочем, это “артистическая кухня”, о которой публике, удобно устроившейся в своих креслах и получающей удовольствие от увиденного, знать не обязательно. Как и то, что в отличие от исполнителей других акробатических жанров, у жокеев не используются пассировочные средства. Артисты совершают сложные прыжки со скачущей во весь опор лошади не на смягчающий удар мат, а практически на бетонный пол. “Чувство наездника и лошади – должны быть единым целым. Если жокей не чувствует лошадь, а лошадь – его, то трюка просто не получится” – это одна из первейших основ, которую с самого начала внушает своим ученикам Наталья Александрова-Серж. Усвоив уроки мастерства наставницы, каждый ее подопечный не только виртуозно пользуется своим исполнительским мастерством акробата, но и не на секунду не упускает из виду бегущую под ним лошадь, чувствуя наперед, что она может сделать в следующий момент. За те несколько минут, что длится номер, на манеже вихревой круговертью следует целая серия отличнейших трюков: прыжок (курс) четырех человек на идущую карьером лошадь, арабское сальто-мортале, прыжки с манежа на спину скачущей лошади. А еще – вертушки около крупа бегущей лошади, выпрыжки, задние кульбиты, прыжки в седло, флик-фляки в темп. Впереди у артистов – подготовка новых, еще не исполняемых трюков, каждодневная шлифовка каждого элемента трюка, поиск новых изобразительных решений. Впереди у зрителей – новые встречи с оригинальным, по-настоящему захватывающим номером “Жокеи-наездники”, руководитель которой достойно продолжает артистическую эстафету цирковой династии Александровых-Серж. Николай ВЛАДИМИРОВ.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|