Цирки в мира
История Ивановского государственногВ 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт... |
Алматинский циркАлматинский цирк – это не просто красивое и современное здание, это в первую очередь профессиональный, талантливый и дружный коллектив цирковых ар... |
Воронежский государственный циркЦирк, как явление, в Воронеже появился еще задолго до того, как был построен первое стационарное здание цирка. В XIX веке бр... |
Мир удивительных друзей - 2Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве... |
Назревшие вопросы
Цирковая лента - Заметки цирка |
Советский цирк создавался и вырастал в напряженном творческом труде большого коллектива артистов. Ведущие мастера нашего цирка не только добивались высокого исполнительского мастерства, но и неоднократно коренным образом обновляли свой репертуар. Идя по пути новаторства, нередко меняя самые жанры работы, лучшие представители цирка создавали по несколько новых, глубоко различных, оригинальных номеров и аттракционов. Эти новаторские по своему характеру произведения советского циркового искусства особенно способствовали его развитию, поднимали интерес к нему со стороны зрителя. К сожалению, наряду с артистами, не довольствующимися однажды найденным и продолжающими поиски нового, у нас немало мастеров, подчас с большим производственным стажем и опытом, которые по многу лет продолжают повторять старый репертуар. Они не заботятся не только о его коренной перестройке, но хотя бы о его видоизменении. Их не беспокоит, что они в пятый или шестой раз приезжают в тот же город с тем же номером или аттракционом, уже хорошо известным зрителю, что это неизбежно сказывается на интересе последнего к цирку, к его новой программе. Равнодушные к своему творческому росту, к своему вкладу в непрестанно развивающееся искусство цирка, такие его представители обычно ждут, что кто-то придумает им новый номер, своим вмешательством заменит отсутствующую у них инициативу и фантазию. — Мы — глина,— заявил один из таких артистов, — дело режиссуры «лепить» из нас все, что угодно. Глубоко неверная, в корне ошибочная позиция! Без творческой мысли, направленной к поискам новых выразительных средств и возможностей, к расширению и обновлению своего жанра, не может жить и работать ни один цирковой артист, тем более являющийся руководителем номера или аттракциона. Без подсказки артиста режиссеру трудно придумать для него новый номер, так как, для того чтобы создать такой номер, необходимо опираться на желания, предложения и возможности его исполнителей. Сценарная схема номера, его композиция, хотя бы вчерне намеченная, самый его характер — все это должно исходить из творческой инициативы и фантазии артиста, должно быть «выношено» им. Режиссер корректирует замысел артиста, помогает доработать и осуществить его, облечь в законченную художественную форму. Без подлинного творческого сотрудничества актера с режиссером, при пассивности артиста не может быть полноценного художественного результата. Наряду с артистами-новаторами, наряду с мастерами, поддерживающими сбои номера на высоком профессиональном уровне, в нашей среде еще уживаются артисты, остановившиеся в своем творческом росте, а то и регрессирующие в своей работе. Иногда это артисты старшего поколения, возраст которых ограничивает их исполнительские возможности. Но нередко это также артисты среднего и младшего поколения. Достигнув определенных, в свое время хороших результатов, освоив сильные в техническом отношении трюки, эти исполнители останавливаются в своем развитии, не стремятся к дальнейшему совершенствованию. Более того: будучи тарифицированы за определенные технические достижения, получив персональный оклад за освоение рекордного трюка, некоторые исполнители в дальнейшем перестают его делать. Трюк сложен, надо упорно репетировать, чтобы он проходил гладко, без «завалов», а его исполнитель вполне удовлетворен тем, что по тарификации он отнесен к категории «персональщиков», убежден, что установленный ему персональный оклад не будет пересмотрен, и перестает трудиться.
. Между тем цирковое искусство прогрессирует, обогащается новыми достижениями, когда-то бывший рекордным трюк осваивается молодыми артистами, и некогда первый или лучший его исполнитель оказывается в числе отстающих. Для того чтобы обеспечить дальнейший творческий рост и подъем нашего цирка, артисты обязаны упорно трудиться, добиваться совершенства, настойчиво искать нового. Для этого прежде всего необходимо, говоря профессиональным языком, всегда быть в форме, ежедневно систематически репетировать. Повторяя по нескольку раз все трюки своего номера на дневной репетиции, артист выходи? на вечернее представление с большим запасом энергии, легко исполняет свой номер, и зритель не видит никакого напряжения, с удовольствием следит за работой артиста, подаваемой как бы шутя. В крупных, ведущих цирках с большими программами, со значительным количеством их участников, репетиционно-тренировочный режим артистов, как правило, находится на должном уровне. И в утренние и в дневные часы манеж не пустует, репетиции ведутся по расписанию, хотя времени не всегда хватает. Но в ряде периферийных цирков картина иная. Некоторые артисты позволяют себе не репетировать, тогда как директора цирков, главные режиссеры и режиссеры-инспекторы уклоняются от контроля за репетициями, что неизбежно сказывается на качестве представления, на его художественном уровне. Особенно большого внимания, повседневной помощи и заботы со стороны Всесоюзного объединения государственных цирков требуют групповые номера. Творческий уровень некоторых из них не соответствует возможностям основных исполнителей. Во многих групповых номерах имеются отдельные участники, которые либо из-за возраста, либо из-за нежелания систематически тренироваться и совершенствоваться становятся тяжелым балластом. Руководители многих групповых номеров вполне обоснованно заявляют о непригодности отдельных партнеров, ставят вопрос о переводе их на другую работу, где они еще смогли бы принести пользу, а взамен их просят включить в номер новых, более молодых или более способных, желающих совершенствоваться в данном жанре. Но эти заявления и просьбы далеко не всегда удовлетворяются. В ряде случаев все остается по-прежнему, и в групповом номере, состоящем из девяти или десяти партнеров, фактически участвует шесть-семь человек, принимающих на свои плечи всю тяжесть ансамблевой работы. Такое положение сложилось в ряде групповых номеров различных жанров, в частности в номерах акробатов-прыгунов под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Янушевского (Кадыр-Гулям), В. Белякова, Н. Шаламова, в ансамбле воздушных гимнастов под руководством В. Галагана, в труппе гимнастов на турнике, которой до недавнего времени руководил артист П.
. Язвицкий, и во многих других номерах. Необходимо более внимательно считаться с заявлениями руководителей групповых номеров и, трудоустраивая не приносящих пользы партнеров, заменять их новыми, тем самым давая возможность номерам расти и развиваться. Говоря об обновлении состава групповых номеров молодыми, способными исполнителями, следует сказать, что их нужно подготавливать также и в Училище циркового искусства. Как правило, Училище выпускает студентов с готовыми номерами и редко подготавливает отдельных квалифицированных исполнителей, которые могли бы войти в действующие номера в качестве партнеров. Это ведет к переизбытку новых номеров отдельных жанров в то самое время, когда многие действующие номера испытывают острую необходимость в молодых партнерах, в пополнении и усилении своего состава. В результате действующие номера пополняются приглашаемыми со стороны участниками, мастерами спорта, для ввода которых в групповую, ансамблевую работу нередко требуется длительный репетиционный период. Случается и так, что в целях усиления исполнительского состава группового номера его руководитель под тем или иным предлогом добивается перевода партнера из другого группового номера, что, конечно, ведет к ухудшению последнего, так как «переманивается» один из наиболее сильных работников. Разрешение на переход артиста из одного номера в другой, санкционируемое художественным отделом Всесоюзного объединения государственных цирков, отрицательно сказывается на многих групповых номерах. Во избежание всех этих трудностей и недостатков Училищу циркового искусства следует готовить и выпускать не только законченные номера, но и квалифицированных молодых исполнителей различных жанров, которых можно было бы направлять в действующие номера в качестве партнеров. Нередки случаи, когда двое или трое участников прекрасного группового номера начинают подготавливать свой самостоятельный номер. Все свое внимание, время и силы они уделяют на репетиции этого дополнительного номера, не считаясь с возражениями руководителя группы. Под разными предлогами они затем добиваются вывода из группового номера. В результата репертуар цирков пополняется малоценным, малоинтересным рядовым номером, тогда как групповой номер теряет нужных, приносивших пользу в общем ансамбле партнеров и в свою очередь нуждается в пополнении. Право на самостоятельный номер должно завоевываться его высоким качеством, его оригинальностью, его необходимостью в репертуаре цирка. Эти принципиальные установки не могут подменяться соображениями о личных удобствах или выгоде исполнителей, с чем, к сожалению, еще приходится встречаться. Нельзя не упомянуть попутно о длительности подготовительных репетиционных периодов, которыми при попустительстве дирекции цирков злоупотребляют некоторые артисты. Производство нового реквизита, подготавливаемого в тех или иных цирках (в частности, в Рижском и Харьковском), недопустимо затягивается, в результате артисты долгое время находятся на простое. Случается, что артисты, находящиеся на репетиционном периоде, до его окончания, до выпуска номера перебрасываются из цирка в цирк, из города в город. Это в свою очередь удлиняет период репетиций, удорожает будущий номер и вызывает справедливые нарекания директоров цирков, к которым направляются такие артисты.
. Но и многие из них злоупотребляют репетиционными периодами, недопустимо долго готовят свои номера, к тому же нередко лишь в незначительной степени обновляя их прежний характер. Коснувшись подготовки номеров, надо отметить, что не все обстоит благополучно и в некоторых аттракционах с дрессированными животными. Обновление состава занятых в аттракционе животных должно происходить периодически, таково требование жанра. Но некоторые дрессировщики возят с собой большое количество животных, не занятых в работе и не подготавливаемых к ней на репетициях. Это очень удорожает стоимость аттракциона, ложится бременем на бюджет цирка. К тому же значительное по составу поголовье животных требует больших подсобных помещений, которых во многих цирках, к сожалению, нет. Были случаи, когда дирекция цирка (в частности, Бакинского) могла принять и разместить группу дрессированных хищников лишь при условии вывода конюшни дрессированных лошадей, арендуя для нее помещение на стороне, что в дальнейшем отражалось на слаженности работы, стоявших без репетиций животных. Артисты советского цирка имеют все возможности для творческой работы. Им предоставляются репетиционные периоды для подготовки новых номеров и аттракционов, им помогают режиссеры-постановщики, инженеры и конструкторы, создающие экспериментальные аппараты, реквизит, к их услугам монтировочные мастерские. Артисты цирка должны идти в ногу с передовыми советскими людьми, не останавливаясь на достигнутом и не заставлять зрителей в течение нескольких лет смотреть хорошо знакомые, запомнившиеся номера, что, к сожалению, еще имеет место. Только творческой инерцией , можно объяснить, например, что иллюзионные аттракционы под руководством К. Доротти и Ван Ю-ли в течение долгого времени не обновляют своего репертуара. До сих пор квалификационные комиссии, выносившие предложения по тарификации артистов, рассматривали их достижения, их творческий рост и общий прогресс номера, обходя тех исполнителей, которые явно отстают в работе. В скором времени квалификационные комиссии будут рассматривать не только достижения, но и недостатки номеров или отдельных их участников, делая необходимые выводы. К сорокалетию советского цирка мы должны прийти с отличными показателями, высоко держа знамя циркового искусства, не позволяя уронить его тем, кто равнодушно смотрит на свое место в цирке, на свою творческую работу в нем.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|