Артисты цирка

Левицкая Элеонора Рудольфовна

News image

22 августа 1948, г. Фрунзе. Дрессировщица собак 1960 - впервые вышла на ма...

Марков Дмитрий Валерьевич

News image

Спектор Андрей Леонидович

News image

Игнатов Сергей Михайлович

News image

Волков Юрий Михайлович

News image

род. 21 января 1968 г., Харьков акробат 1995 - в Гомеле вошел в ...

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Цирки в мира

Московский цирк на льду

News image

История циркового искусства уходит в глубь XV века, из книг мы знаем о шутовских проделках, канатоходцах и дрессировщиках - ими зн...

Комик-труппа «Маски»

News image

«Маски» - это, наверное, одна из самых известных в нашей стране комик-труп, хоть ее родиной и является город Одесса. Все мы...

Владивостокский государственный цир

News image

История Владивостокского цирка насчитывает уже более 100 лет. Жители Владивостока впервые увидели цирковое представление в далеком 1885 году в цирке Ла...

Ветеринарная служба цирка

News image

Как известно, цирковые представления не обходятся без дрессированных животных. За их здоровьем в Санкт-Петербургском цирке следит ветеринарная служба, которую на пр...

Мировые цирки - Цирковая лента - Заметки цирка - Назревшие вопросы


PostHeaderIcon Назревшие вопросы

Цирковая лента - Заметки цирка

Советский цирк создавался и вырастал в напряженном творческом труде большого коллектива артистов. Ведущие мастера нашего цирка не только добивались высокого исполнительского мастерства, но и неоднократно коренным образом обновляли свой репертуар. Идя по пути новаторства, нередко меняя самые жанры работы, лучшие представители цирка создавали по несколько новых, глубоко различных, оригинальных номеров и аттракционов. Эти новаторские по своему характеру произведения советского циркового искусства особенно способствовали его развитию, поднимали интерес к нему со стороны зрителя. К сожалению, наряду с артистами, не довольствующимися однажды най­денным и продолжающими поиски нового, у нас немало мастеров, подчас с большим производственным стажем и опытом, которые по многу лет продолжают повторять старый репертуар. Они не заботятся не только о его корен­ной перестройке, но хотя бы о его видоизменении. Их не беспокоит, что они в пятый или шестой раз приезжают в тот же город с тем же номером или аттракционом, уже хорошо известным зрителю, что это неизбежно сказывается на интересе последнего к цирку, к его новой программе. Равнодушные к своему творческому росту, к своему вкладу в непрестанно развивающееся искусство цирка, такие его представители обычно ждут, что кто-то придумает им новый номер, своим вмешательством заменит отсутству­ющую у них инициативу и фантазию. — Мы — глина,— заявил один из таких артистов, — дело режиссуры «лепить» из нас все, что угодно. Глубоко неверная, в корне ошибочная позиция! Без творческой мысли, направленной к поискам новых выразительных средств и возможностей, к расширению и обновлению своего жанра, не может жить и работать ни один цирковой артист, тем более являющийся руководите­лем номера или аттракциона. Без подсказки артиста режиссеру трудно придумать для него новый номер, так как, для того чтобы создать такой номер, необходимо опираться на желания, предложения и возможности его исполнителей. Сценарная схема номера, его композиция, хотя бы вчерне намеченная, самый его характер — все это должно исходить из творческой инициативы и фантазии артиста, должно быть «выношено» им. Режиссер корректирует замысел артиста, помогает дорабо­тать и осуществить его, облечь в законченную художественную форму. Без под­линного творческого сотрудничества актера с режиссером, при пассивности артиста не может быть полноценного художественного результата. Наряду с артистами-новаторами, наряду с мастерами, поддерживающими сбои номера на высоком профессиональном уровне, в нашей среде еще уживаются артисты, остановившиеся в своем творческом росте, а то и регрессиру­ющие в своей работе. Иногда это артисты старшего поколения, возраст которых ограничивает их исполнительские возможности. Но нередко это также артисты среднего и младшего поколения. Достигнув определенных, в свое время хороших результатов, освоив силь­ные в техническом отношении трюки, эти исполнители останавливаются в своем развитии, не стремятся к дальнейшему совершенствованию. Более того: будучи тарифицированы за определенные технические достижения, получив персональный оклад за освоение рекордного трюка, некоторые исполнители в дальнейшем перестают его делать. Трюк сложен, надо упорно репетировать, чтобы он проходил гладко, без «завалов», а его исполнитель вполне удовлетворен тем, что по тарификации он отнесен к категории «персональщиков», убежден, что установленный ему персональный оклад не будет пересмотрен, и перестает трудиться.

. Между тем цирковое искусство прогрес­сирует, обогащается новыми достижениями, когда-то бывший рекордным трюк осваивается молодыми артистами, и некогда первый или лучший его исполни­тель оказывается в числе отстающих. Для того чтобы обеспечить дальнейший творческий рост и подъем нашего цирка, артисты обязаны упорно трудиться, добиваться совершенства, настойчи­во искать нового. Для этого прежде всего необходимо, говоря профессиональным языком, всегда быть в форме, ежедневно систематически репетировать. Повторяя по нескольку раз все трюки своего номера на дневной репетиции, артист выхо­ди? на вечернее представление с большим запасом энергии, легко исполняет свой номер, и зритель не видит никакого напряжения, с удовольствием следит за работой артиста, подаваемой как бы шутя. В крупных, ведущих цирках с большими программами, со значительным ко­личеством их участников, репетиционно-тренировочный режим артистов, как правило, находится на должном уровне. И в утренние и в дневные часы манеж не пустует, репетиции ведутся по расписанию, хотя времени не всегда хва­тает. Но в ряде периферийных цирков картина иная. Некоторые артисты позволяют себе не репетировать, тогда как директора цирков, главные режис­серы и режиссеры-инспекторы уклоняются от контроля за репетициями, что неизбежно сказывается на качестве представления, на его художественном уровне. Особенно большого внимания, повседневной помощи и забо­ты со стороны Всесоюзного объединения государственных цирков требуют групповые номера. Творческий уровень некоторых из них не соответствует возможностям основных исполнителей. Во многих групповых номерах имеются отдельные участники, которые либо из-за возраста, либо из-за нежелания систематически тренироваться и совершенствоваться становятся тяжелым балластом. Руководители многих групповых номеров вполне обоснованно заявляют о непригодности отдельных партнеров, ставят вопрос о переводе их на другую работу, где они еще смогли бы принести пользу, а взамен их просят включить в номер новых, более моло­дых или более способных, желающих совершенствоваться в данном жанре. Но эти заявления и просьбы далеко не всегда удовлетворяются. В ряде случаев все остается по-прежнему, и в групповом номере, состоящем из девяти или десяти партнеров, фактически участвует шесть-семь человек, принимающих на свои плечи всю тяжесть ан­самблевой работы. Такое положение сложилось в ряде групповых номеров раз­личных жанров, в частности в номерах акробатов-прыгунов под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Янушевского (Кадыр-Гулям), В. Белякова, Н. Шаламова, в ансамбле воздушных гим­настов под руководством В. Галагана, в труппе гимнастов на тур­нике, которой до недавнего времени руководил артист П.

. Язвиц­кий, и во многих других номерах. Необходимо более внимательно считаться с заявлениями руководителей групповых номеров и, трудоустраивая не приносящих пользы партнеров, заменять их новыми, тем самым давая возможность номерам расти и разви­ваться. Говоря об обновлении состава групповых номеров молодыми, способными исполнителями, следует сказать, что их нужно подго­тавливать также и в Училище циркового искусства. Как правило, Училище выпускает студентов с готовыми номе­рами и редко подготавливает отдельных квалифицированных ис­полнителей, которые могли бы войти в действующие номера в ка­честве партнеров. Это ведет к переизбытку новых номеров отдель­ных жанров в то самое время, когда многие действующие номера испытывают острую необходимость в молодых партнерах, в попол­нении и усилении своего состава. В результате действующие но­мера пополняются приглашаемыми со стороны участниками, ма­стерами спорта, для ввода которых в групповую, ансамблевую ра­боту нередко требуется длительный репетиционный период. Случается и так, что в целях усиления исполнительского соста­ва группового номера его руководитель под тем или иным пред­логом добивается перевода партнера из другого группового номе­ра, что, конечно, ведет к ухудшению последнего, так как «пере­манивается» один из наиболее сильных работников. Разрешение на переход артиста из одного номера в другой, санкционируемое художественным отделом Всесоюзного объединения государствен­ных цирков, отрицательно сказывается на многих групповых номе­рах. Во избежание всех этих трудностей и недостатков Училищу циркового искусства следует готовить и выпускать не только за­конченные номера, но и квалифицированных молодых исполните­лей различных жанров, которых можно было бы направлять в дей­ствующие номера в качестве партнеров. Нередки случаи, когда двое или трое участников прекрасного группового номера начинают подготавливать свой самостоятельный номер. Все свое внимание, время и силы они уделяют на репети­ции этого дополнительного номера, не считаясь с возражениями руководителя группы. Под разными предлогами они затем доби­ваются вывода из группового номера. В результата репертуар цирков пополняется малоценным, малоинтересным рядовым номером, тогда как групповой номер теряет нужных, приносивших пользу в общем ансамбле партнеров и в свою очередь нуждается в попол­нении. Право на самостоятельный номер должно завоевываться его высоким качеством, его оригинальностью, его необходимостью в репертуаре цирка. Эти принципиальные установки не могут под­меняться соображениями о личных удобствах или выгоде испол­нителей, с чем, к сожалению, еще приходится встречаться. Нельзя не упомянуть попутно о длительности подготовитель­ных репетиционных периодов, которыми при попустительстве ди­рекции цирков злоупотребляют некоторые артисты. Производство нового реквизита, подготавливаемого в тех или иных цирках (в частности, в Рижском и Харьковском), недопустимо затягивается, в результате артисты долгое время находятся на простое. Случается, что артисты, находящиеся на репетиционном периоде, до его окон­чания, до выпуска номера перебрасываются из цирка в цирк, из города в город. Это в свою очередь удлиняет период репетиций, удорожает будущий номер и вызывает справедливые нарекания директоров цирков, к которым направляются такие артисты.

. Но и многие из них злоупотребляют репетиционными периодами, недо­пустимо долго готовят свои номера, к тому же нередко лишь в незначительной степени обновляя их прежний характер. Коснувшись подготовки номеров, надо отметить, что не все обстоит благополучно и в некоторых аттракционах с дрессированны­ми животными. Обновление состава занятых в аттракционе живот­ных должно происходить периодически, таково требование жанра. Но некоторые дрессировщики возят с собой большое количество животных, не занятых в работе и не подготавливаемых к ней на ре­петициях. Это очень удорожает стоимость аттракциона, ложится бременем на бюджет цирка. К тому же значительное по составу поголовье животных требует больших подсобных помещений, кото­рых во многих цирках, к сожалению, нет. Были случаи, когда ди­рекция цирка (в частности, Бакинского) могла принять и разместить группу дрессированных хищников лишь при условии вывода конюш­ни дрессированных лошадей, арендуя для нее помещение на сто­роне, что в дальнейшем отражалось на слаженности работы, стояв­ших без репетиций животных. Артисты советского цирка имеют все возможности для твор­ческой работы. Им предоставляются репетиционные периоды для подготовки новых номеров и аттракционов, им помогают режиссе­ры-постановщики, инженеры и конструкторы, создающие экспери­ментальные аппараты, реквизит, к их услугам монтировочные ма­стерские. Артисты цирка должны идти в ногу с передовыми советскими людьми, не останавливаясь на достигнутом и не заставлять зрителей в течение нескольких лет смотреть хорошо знакомые, запомнив­шиеся номера, что, к сожалению, еще имеет место. Только твор­ческой инерцией , можно объяснить, например, что иллюзионные аттракционы под руководством К. Доротти и Ван Ю-ли в течение долгого времени не обновляют своего репертуара. До сих пор квалификационные комиссии, выносившие предло­жения по тарификации артистов, рассматривали их достижения, их творческий рост и общий прогресс номера, обходя тех исполните­лей, которые явно отстают в работе. В скором времени квалифи­кационные комиссии будут рассматривать не только достижения, но и недостатки номеров или отдельных их участников, делая необхо­димые выводы. К сорокалетию советского цирка мы должны прийти с отлич­ными показателями, высоко держа знамя циркового искусства, не позволяя уронить его тем, кто равнодушно смотрит на свое место в цирке, на свою творческую работу в нем.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Театр «Уголок дедушки Дурова» Больш

News image

Уютный зал устроен высоким амфитеатром, неудобных мест нет. Из любой точки виден малейший жест на сцене. Это и есть Большая Сцена. Она бы...

Авторизация