Цирки в мира

История Ивановского государственног

News image

В 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт...

Алматинский цирк

News image

Алматинский цирк – это не просто красивое и современное здание, это в первую очередь профессиональный, талантливый и дружный коллектив цирковых ар...

Воронежский государственный цирк

News image

Цирк, как явление, в Воронеже появился еще задолго до того, как был построен первое стационарное здание цирка. В XIX веке бр...

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

Мировые цирки - Цирковая лента - Заметки цирка - Назревшие вопросы


PostHeaderIcon Назревшие вопросы

Цирковая лента - Заметки цирка

Советский цирк создавался и вырастал в напряженном творческом труде большого коллектива артистов. Ведущие мастера нашего цирка не только добивались высокого исполнительского мастерства, но и неоднократно коренным образом обновляли свой репертуар. Идя по пути новаторства, нередко меняя самые жанры работы, лучшие представители цирка создавали по несколько новых, глубоко различных, оригинальных номеров и аттракционов. Эти новаторские по своему характеру произведения советского циркового искусства особенно способствовали его развитию, поднимали интерес к нему со стороны зрителя. К сожалению, наряду с артистами, не довольствующимися однажды най­денным и продолжающими поиски нового, у нас немало мастеров, подчас с большим производственным стажем и опытом, которые по многу лет продолжают повторять старый репертуар. Они не заботятся не только о его корен­ной перестройке, но хотя бы о его видоизменении. Их не беспокоит, что они в пятый или шестой раз приезжают в тот же город с тем же номером или аттракционом, уже хорошо известным зрителю, что это неизбежно сказывается на интересе последнего к цирку, к его новой программе. Равнодушные к своему творческому росту, к своему вкладу в непрестанно развивающееся искусство цирка, такие его представители обычно ждут, что кто-то придумает им новый номер, своим вмешательством заменит отсутству­ющую у них инициативу и фантазию. — Мы — глина,— заявил один из таких артистов, — дело режиссуры «лепить» из нас все, что угодно. Глубоко неверная, в корне ошибочная позиция! Без творческой мысли, направленной к поискам новых выразительных средств и возможностей, к расширению и обновлению своего жанра, не может жить и работать ни один цирковой артист, тем более являющийся руководите­лем номера или аттракциона. Без подсказки артиста режиссеру трудно придумать для него новый номер, так как, для того чтобы создать такой номер, необходимо опираться на желания, предложения и возможности его исполнителей. Сценарная схема номера, его композиция, хотя бы вчерне намеченная, самый его характер — все это должно исходить из творческой инициативы и фантазии артиста, должно быть «выношено» им. Режиссер корректирует замысел артиста, помогает дорабо­тать и осуществить его, облечь в законченную художественную форму. Без под­линного творческого сотрудничества актера с режиссером, при пассивности артиста не может быть полноценного художественного результата. Наряду с артистами-новаторами, наряду с мастерами, поддерживающими сбои номера на высоком профессиональном уровне, в нашей среде еще уживаются артисты, остановившиеся в своем творческом росте, а то и регрессиру­ющие в своей работе. Иногда это артисты старшего поколения, возраст которых ограничивает их исполнительские возможности. Но нередко это также артисты среднего и младшего поколения. Достигнув определенных, в свое время хороших результатов, освоив силь­ные в техническом отношении трюки, эти исполнители останавливаются в своем развитии, не стремятся к дальнейшему совершенствованию. Более того: будучи тарифицированы за определенные технические достижения, получив персональный оклад за освоение рекордного трюка, некоторые исполнители в дальнейшем перестают его делать. Трюк сложен, надо упорно репетировать, чтобы он проходил гладко, без «завалов», а его исполнитель вполне удовлетворен тем, что по тарификации он отнесен к категории «персональщиков», убежден, что установленный ему персональный оклад не будет пересмотрен, и перестает трудиться.

. Между тем цирковое искусство прогрес­сирует, обогащается новыми достижениями, когда-то бывший рекордным трюк осваивается молодыми артистами, и некогда первый или лучший его исполни­тель оказывается в числе отстающих. Для того чтобы обеспечить дальнейший творческий рост и подъем нашего цирка, артисты обязаны упорно трудиться, добиваться совершенства, настойчи­во искать нового. Для этого прежде всего необходимо, говоря профессиональным языком, всегда быть в форме, ежедневно систематически репетировать. Повторяя по нескольку раз все трюки своего номера на дневной репетиции, артист выхо­ди? на вечернее представление с большим запасом энергии, легко исполняет свой номер, и зритель не видит никакого напряжения, с удовольствием следит за работой артиста, подаваемой как бы шутя. В крупных, ведущих цирках с большими программами, со значительным ко­личеством их участников, репетиционно-тренировочный режим артистов, как правило, находится на должном уровне. И в утренние и в дневные часы манеж не пустует, репетиции ведутся по расписанию, хотя времени не всегда хва­тает. Но в ряде периферийных цирков картина иная. Некоторые артисты позволяют себе не репетировать, тогда как директора цирков, главные режис­серы и режиссеры-инспекторы уклоняются от контроля за репетициями, что неизбежно сказывается на качестве представления, на его художественном уровне. Особенно большого внимания, повседневной помощи и забо­ты со стороны Всесоюзного объединения государственных цирков требуют групповые номера. Творческий уровень некоторых из них не соответствует возможностям основных исполнителей. Во многих групповых номерах имеются отдельные участники, которые либо из-за возраста, либо из-за нежелания систематически тренироваться и совершенствоваться становятся тяжелым балластом. Руководители многих групповых номеров вполне обоснованно заявляют о непригодности отдельных партнеров, ставят вопрос о переводе их на другую работу, где они еще смогли бы принести пользу, а взамен их просят включить в номер новых, более моло­дых или более способных, желающих совершенствоваться в данном жанре. Но эти заявления и просьбы далеко не всегда удовлетворяются. В ряде случаев все остается по-прежнему, и в групповом номере, состоящем из девяти или десяти партнеров, фактически участвует шесть-семь человек, принимающих на свои плечи всю тяжесть ан­самблевой работы. Такое положение сложилось в ряде групповых номеров раз­личных жанров, в частности в номерах акробатов-прыгунов под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Янушевского (Кадыр-Гулям), В. Белякова, Н. Шаламова, в ансамбле воздушных гим­настов под руководством В. Галагана, в труппе гимнастов на тур­нике, которой до недавнего времени руководил артист П.

. Язвиц­кий, и во многих других номерах. Необходимо более внимательно считаться с заявлениями руководителей групповых номеров и, трудоустраивая не приносящих пользы партнеров, заменять их новыми, тем самым давая возможность номерам расти и разви­ваться. Говоря об обновлении состава групповых номеров молодыми, способными исполнителями, следует сказать, что их нужно подго­тавливать также и в Училище циркового искусства. Как правило, Училище выпускает студентов с готовыми номе­рами и редко подготавливает отдельных квалифицированных ис­полнителей, которые могли бы войти в действующие номера в ка­честве партнеров. Это ведет к переизбытку новых номеров отдель­ных жанров в то самое время, когда многие действующие номера испытывают острую необходимость в молодых партнерах, в попол­нении и усилении своего состава. В результате действующие но­мера пополняются приглашаемыми со стороны участниками, ма­стерами спорта, для ввода которых в групповую, ансамблевую ра­боту нередко требуется длительный репетиционный период. Случается и так, что в целях усиления исполнительского соста­ва группового номера его руководитель под тем или иным пред­логом добивается перевода партнера из другого группового номе­ра, что, конечно, ведет к ухудшению последнего, так как «пере­манивается» один из наиболее сильных работников. Разрешение на переход артиста из одного номера в другой, санкционируемое художественным отделом Всесоюзного объединения государствен­ных цирков, отрицательно сказывается на многих групповых номе­рах. Во избежание всех этих трудностей и недостатков Училищу циркового искусства следует готовить и выпускать не только за­конченные номера, но и квалифицированных молодых исполните­лей различных жанров, которых можно было бы направлять в дей­ствующие номера в качестве партнеров. Нередки случаи, когда двое или трое участников прекрасного группового номера начинают подготавливать свой самостоятельный номер. Все свое внимание, время и силы они уделяют на репети­ции этого дополнительного номера, не считаясь с возражениями руководителя группы. Под разными предлогами они затем доби­ваются вывода из группового номера. В результата репертуар цирков пополняется малоценным, малоинтересным рядовым номером, тогда как групповой номер теряет нужных, приносивших пользу в общем ансамбле партнеров и в свою очередь нуждается в попол­нении. Право на самостоятельный номер должно завоевываться его высоким качеством, его оригинальностью, его необходимостью в репертуаре цирка. Эти принципиальные установки не могут под­меняться соображениями о личных удобствах или выгоде испол­нителей, с чем, к сожалению, еще приходится встречаться. Нельзя не упомянуть попутно о длительности подготовитель­ных репетиционных периодов, которыми при попустительстве ди­рекции цирков злоупотребляют некоторые артисты. Производство нового реквизита, подготавливаемого в тех или иных цирках (в частности, в Рижском и Харьковском), недопустимо затягивается, в результате артисты долгое время находятся на простое. Случается, что артисты, находящиеся на репетиционном периоде, до его окон­чания, до выпуска номера перебрасываются из цирка в цирк, из города в город. Это в свою очередь удлиняет период репетиций, удорожает будущий номер и вызывает справедливые нарекания директоров цирков, к которым направляются такие артисты.

. Но и многие из них злоупотребляют репетиционными периодами, недо­пустимо долго готовят свои номера, к тому же нередко лишь в незначительной степени обновляя их прежний характер. Коснувшись подготовки номеров, надо отметить, что не все обстоит благополучно и в некоторых аттракционах с дрессированны­ми животными. Обновление состава занятых в аттракционе живот­ных должно происходить периодически, таково требование жанра. Но некоторые дрессировщики возят с собой большое количество животных, не занятых в работе и не подготавливаемых к ней на ре­петициях. Это очень удорожает стоимость аттракциона, ложится бременем на бюджет цирка. К тому же значительное по составу поголовье животных требует больших подсобных помещений, кото­рых во многих цирках, к сожалению, нет. Были случаи, когда ди­рекция цирка (в частности, Бакинского) могла принять и разместить группу дрессированных хищников лишь при условии вывода конюш­ни дрессированных лошадей, арендуя для нее помещение на сто­роне, что в дальнейшем отражалось на слаженности работы, стояв­ших без репетиций животных. Артисты советского цирка имеют все возможности для твор­ческой работы. Им предоставляются репетиционные периоды для подготовки новых номеров и аттракционов, им помогают режиссе­ры-постановщики, инженеры и конструкторы, создающие экспери­ментальные аппараты, реквизит, к их услугам монтировочные ма­стерские. Артисты цирка должны идти в ногу с передовыми советскими людьми, не останавливаясь на достигнутом и не заставлять зрителей в течение нескольких лет смотреть хорошо знакомые, запомнив­шиеся номера, что, к сожалению, еще имеет место. Только твор­ческой инерцией , можно объяснить, например, что иллюзионные аттракционы под руководством К. Доротти и Ван Ю-ли в течение долгого времени не обновляют своего репертуара. До сих пор квалификационные комиссии, выносившие предло­жения по тарификации артистов, рассматривали их достижения, их творческий рост и общий прогресс номера, обходя тех исполните­лей, которые явно отстают в работе. В скором времени квалифи­кационные комиссии будут рассматривать не только достижения, но и недостатки номеров или отдельных их участников, делая необхо­димые выводы. К сорокалетию советского цирка мы должны прийти с отлич­ными показателями, высоко держа знамя циркового искусства, не позволяя уронить его тем, кто равнодушно смотрит на свое место в цирке, на свою творческую работу в нем.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

История цирка на Цветном бульваре

News image

Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 го...

Авторизация