Цирки в мира

Донецкий государственный цирк «Косм

News image

Донецкий государственный цирк «Космос»– это не просто оригинальное здание, это еще и центр циркового развития всей области. Здесь регулярно проводятся фе...

Одесский цирк

News image

После того как был разобран цирк Альберта Саламонского, осенью 1889 года крупный одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй гильдии Ви...

News image

Есть в одной песне такие слова: «Шумел сурово брянский лес». Это песня о войне. Давно уже отгремели бои и народ жи...

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК

News image

Гомельский государственный цирк был открыт 2 декабря 1972 года. Футуристичный силуэт здания цирка, расположенного в самом центре города, с тех по...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковые события - Художники цирка



PostHeaderIcon Художники цирка

Цирковая лента - Цирковые события

Перед художником, впервые оформляющим программу в цирке, сразу же возникают «трудности пространства». Уж очень ограниченными кажутся постановочные возможности площадки, на которой должно развернуться стремительное дей­ствие. все как на ладони. Вместо сценической коробки, с ее «бесконечной» глубиной, театральными эффектами, современной техникой, перед вами от­крытый со всех сторон манеж с невысоким барьером. Если, запрокинув голову, взглянуть вверх, то мы увидим целый «лес» растяжек, лонж, веревочных лесенок и других атрибутов, обязательных для каждого циркового представления. В глубине единственный артистический выход, к которому на протяжении зрителей. Вот звучит увертюра. Вспыхнули огни прожекторов, заливая ярким светом манеж. И перед вами сказочно великолепное, насы­щенное романтикой зрелище. С этой минуты вас не покидает ощущение чего-то невероятного... Границы манежа как бы расширились, исчезли очертания архитек­туры зала, раскрылся купол, и вы оказываетесь в атмосфере захва­тывающего, спектакля. Вас восхищает высокое мастерство, вы подмечаете общность сти­ля, ощущаете единое дыхание его участников — результат творче­ской практики деятелей циркового искусства: артистов, авторов, ре­жиссеров, композиторов, художников. В одном из первых, вероятно, постановочных коллективов со­ветского цирка объединились замечательный клоун Виталий Лазаренко, поэт Владимир Маяковский и художник Борис Эрдман. Их воодушевляло стремление к злободневности, умение сочетать новаторство с хорошими традициями цирка, высокая культура, острая выдумка и большой вкус — все те качества, которые сегодня отлича­ют советский цирк от дореволюционного и современного буржуаз­ного цирков. В числе художников, пришедших в цирк, были Н. Акимов, К. Елисеев, Б. Ефимов, В. Рындин, Б. Эрдман.

. Широкое приобще­ние к цирку мастеров смежных искусств — авторов, режиссеров, художников — в значительной степени способствовало утверждению самобытного мажорного искусства советского цирка, Значительное место в цирке занимают декоративное оформление, костюмы, аппаратура, реквизит. Здесь необходимы изобретательная выдумка, яркие творческие решения, экспериментаторские поиски, умело сочетаемые с практикой цирка. К этой работе Союзгосцирком привлекается сегодня широкий круг художников театра .и кино, в их числе М. Арутчян, Т. Бруни, М Варпех, М. Виноградов, К. Ефимов, Б. Кноблок, К. Куле­шов, Л. Либер, С. Мандель, Л. Силич, Е. Чемодуров. Одной из интереснейших работ, выполненных за последнее вре­мя, является оформление художником Е. Чемодуровым балетно-циркового представления на льду «Зимняя фантазия». В гармонично решенном оформлении все очень выразительно и лаконично. Сейчас Е. Чемодуров готовит эскизы программы. Большую работу представила художник Л.

. Силич. В хорошей манере исполнены ею живописные эскизы, в которых зримо ощутим темперамент, характер персонажей новой постановки цыганского циркового коллектива. В большом коллективе мастеров цирка премьера — явление по­вседневное. Это может быть клоунада или дрессура, воздушный номер или иллюзионный аттракцион, новая пантомима в одном из цирков страны или представление за рубежом. Выполнением эскизов для этих основных работ занят небольшой коллектив постоянно сотруд­ничающих художников. Много и плодотворно трудится в Союзгосцирке художник А. Судакевич. Артистов советского цирка, выступающих в задуманных ею ярких, безупречно выполненных костюмах, могли видеть многие зрители рубежом. Остроумно и изобретательно оформляются художником Л. Оку­нем программы Московского цирка. С успехом завершена ям новая постановка в Ленинградском цирке, которая в настоящее время идет на московской арене. Интересными поисками отмечены работы В. Сахновского и дру­гих художников, привлекаемых Центральной студией циркового искусства, где задается своеобразный творческий «тон» новыми экспериментальными работами. Пишущим эти строки в текущем году проделана работа по оформлению гастролей артистов советского цирка в Латинской Америке и начата увлекательная работа по оформлению второго цикла аттракциона «Чудеса без чудес» с участием артистов Сокол в постановке В. Плучека. Наши художники в своих работах стремятся к постоянному обогащению выразительных средств, настойчиво ищут разнообразные оформительские приемы, новые современные и оригинальные факту­ры — материалы. Но, к сожалению, все еще встречается излишнее увлечение внеш­ней «парадностью», украшательством. В оформлении национальных цирковых коллективов характерные национальные особ емкости, тема­тическое содержание в ряде случаев слабо поддерживается худож­ником спектакля, не находит полноценного внешнего выражения, подменяется орнаментом. В интересной новой работе художника М.

. Арутчяна, выполнен­ной им для коллектива армянского цирка, присутствует досадное однообразие из-за перегруженности оформления орнаментом, к тому же крайне измельченным. А вот в превосходно задуманных эскизах костюмов художнику удалось этого избежать, сохраняя при этом необходимые национальные особенности, умело, сочетая их с эле­ментами циркового костюма. Когда работа над костюмами проходит в тесном содружестве артиста, режиссера и художника, появляется много интересных на­ходок. Но, к сожалению, такое содружество — редкость. В многочисленных спорах о том, каким должен быть сегодня облик клоуна, настойчиво гальванизируется тема «маска или образ». Главное, на наш взгляд, в том, что на манеже должны быть различные клоуны с ярко выраженными индивидуальными чер­тами, нашедшими свое органичное выражение во внешнем облике, костюме, гриме. И тут могут оказаться вполне уместными и самые причудливые прически, и огромные башмаки, и другие обязатель­ные признаки клоунского костюма, несправедливо, как нам ка­жется, с манежа. В связи со сказанным выше вспоминается предпринятая ре­жиссером М. Местечкиным и мною «смелая», как нам казалось, попытка театрализовать в клоунаде «Вокруг света» типичных пред­ставителей так называемой «клоунской маски» — талантливых артистов братьев Лавровых, наделив каждого из них характером и внеш­ним обликом действующего лица клоунады. На манеже появились совершенно на себя не похожие клоуны, без привычных гиперболи­зированных носов и ботинок, без «диких» париков... Но сквозь не­знакомый, «чужой» облик новых персонажей явно проступали чер­ты, органически свойственные артистам и столь чуждые их новому облику. Клоунада имела успех, но «настоящих» клоунов не получи­лось. После того как клоунада, побывав на многих наших манежах, «исчерпала» себя, братья Лавровы возвратились к своим прежним клоунским маскам. Утрировка во всем, что сопутствует клоуну, особенно убедитель­на, когда присутствует в том, что им самим где-то подсмотрено, са­мим сделано. Преувеличение по-настоящему оправдывает себя, когда с его помощью делается попытка ярче подчеркнуть суть происходящего на манеже так же, как этому способствует направленный световой луч кино. В результате многочисленных попыток «осовременивания» клоун­ского костюма получил широкое хождение костюм-гибрид, в ко­тором обычному, прозаическому пиджаку было придано традицион­ное жабо. Встречаются костюмы-близнецы — следствие однообразных рас­цветок, фактур, отделок и широко практикуемого в комбинате Союз­госцирка подбора устаревших эскизов, нуждающихся, па наш взгляд, в критическом отборе. Роль художника в создании произведений циркового искусства давно всеми признана, но настоящей оценки своей работы мы не получаем. Ни разу в повестку заседаний Художественного совета Союзгосцирка не включались вопросы, касающиеся деятельности художников. На режиссерской коллегии редко обсуждаются эскизы костюмов и манежного оформления. В рецензиях, публикуемых га­зетами и даже журналам «Советский цирк», анализируется работа артистов, режиссеров, но о художниках не упоминается. Многочисленные эскизы, накопленные за сорок с лишним лет, маю кого интересуют; они находятся у авторов, в мастерских художествен­ного комбината, у кого угодно, но тольке не в Музее циркового искусства. Творческие дискуссии, организация выставок, критический раз­бор произведений, широкий обмен опытом помогут художникам цирка внести еще больший вклад в дело развития советского цирка. А. А. ФАЛЬКОВСКИЙ, Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

ВРЕМЯ КЛОУНА

News image

В программе: * Акробаты на шестах * Акробаты на ренских колесах * Воздушные гимнасты * Групповые жонглеры * Черная африканская па...

Авторизация