Цирки в мира

Волгоградский государственный цирк

News image

В последней декаде 1967 года Волгоградский госцирк вновь распахнул свои двери. Раздались первые аккорды циркового марша и состоялись первые выступления ар...

Столичный цирк г. Астана. Казахстан

News image

Строительство Астанинского цирка было начато в декабре 2001 года. Автор проекта и архитектор Толеген Абдильда создал поистине уникальное сооружение в фо...

Дом детского творчества

News image

В сентябре 2005 года Дому детского творчества Первомайского района города Ижевска исполнилось 30 лет. Дом детского творчества начинал свою деятельность ка...

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Снежное шоу Славы Полунина является одним из самых любимых и узнаваемых российской публикой представлений. Это действо состоит из ряда мин...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Руэсо



PostHeaderIcon Руэсо

Цирковая лента - Цирковой архив

Мартин не мог похвастаться красотой. Это был долговязый жилистый человек с взлохмаченной огненно-рыжей шеве­люрой на большой круглой голове. Его зеленоватые глаза хмуро глядели на окружающих сквозь редкие ресницы. Толстые губы Мартина могли при необходимости растягиваться до самых ушей, и не раз он выигрывал на пари у товарищей бу­тылку рома, запихивая в рот неочищенный апельсин средней ве­личины. . Никто не знал, что привело в цирк этого неуклюжего на вид парня. Бродя вместе с цирком Кривого Пита по городам Европы, он обычно выступал в пантомимах. Изображал индейцев, пира­тов и лесных духов, знал вольтижировку, любил лошадей и пони­мал в них толк. Этого было вполне достаточно для того далеко не знаменитого цирка, в котором он служил. В один из сезонов Кривой Пит заключил контракт с итальян­ской наездницей Лорой Бригчи. Ее номер — танец на бешено га­лопирующей лошади — был гвоздем программы. Публика востор­женно следила за грациозной, смуглой фигуркой Лоры, пляшущей на крупе вороной лошади. Маленькая уборная наездницы каждый вечер была завалена букетами и корзинами цветов. Однако в оклеенную афишами дверь тщетно стучались завсегдатаи цирка в мундирах и фраках, с лоснящимися проборами и потными от возбуждения ладонями. Даже Кривой Пит, сталкиваясь с Лорой в полутемных галереях цирка, долго провожал ее взглядом, и его единственный, обычно тусклый глаз наливался кровью. Пит был хозяином цирка и не привык стеснять себя словом «нельзя». Широко известный необуз­данным нравом, вспыльчивостью и деспотизмом, он, однако, всег­да уступал дорогу этой маленькой итальянке с черными бездон­ными глазами и коротким стэком в правой руке. Все знали, что Мартин любит лошадей, но лошадь, на которой работала Лора, была для него особенно дорога. После номера он тщательно обтирал ее чистой, сухой фланелькой и долго прогули­вал, накрыв попоной. Вечером он бережно надевал на нее скрипя­щее вольтижировочное седло с двумя петлями.

. Лора разрешила Мартину придерживать лошадь перед выездом на манеж. Это никого не удивляло: Лоре пытались услужить все, в том числе и хозяин, который, разговаривая с ней, кривил в улыбке свое красное, заплывшее лицо. Но когда стало известно, что Лора выходит замуж за Марти­на, за эту рыжую образину с неокладными руками, от которого всегда пахнет конюшней, всеобщему возмущению не было преде­ла. Дрессировщик Лайош Скалапга, молодой красивый мадьяр в узкой щегольской венгерке, сверкая темными глазами, стучал ку­лаком по стойке циркового буфета: — Я предлагал ей руку дважды, я — Скалаши! Моих львов знают от Темзы до Енисея. А эта итальянская ведьма предпочла мне какого-то рыжего конюха, кумира кобыл, который и на мане­же-то бывает два раза в год! Собутыльники сочувственно качали головами. Завсегдатаи же во фраках и мундирах восприняли это известие по-иному. Проха­живаясь за кулисами, они перемигивались и хихикали в перчатки. — Недурно получилось! Теперь у нас с ней дело пойдет на лад, муженек подобран удачно. Удачнее и не придумаешь! Лора и не ведала о закулисной буре. Каждый вечер она стреми­тельно вылетала на освещенный газовыми рожками манеж, где ждал ее с шамбарьером в руке Мартин. В свободном клетчатом костюме, в черном парике, скрывавшем рыжие вихры, он выгля­дел вполне сносно, а его точная работа обеспечивала безукориз­ненно-четкий ход лошади в течение всего номера. Лора по-преж­нему была гвоздем программы в цирке Кривого Пита. После вы­ступления они, веселые, раскрасневшиеся от успеха, скрывались в своей каморке за главной конюшней. Однажды во время гастролей в северной Нормандии случи­лось несчастье. Испугавшись брошенного из ложи букета, лошадь шарахнулась, и Лора, оступившись, упала спиной на барьер. Кто знает, может, букет бросила рука в лайковой перчатке, в той са­мой, в которую хихикал уверенный в успехе, но обманувшийся в надеждах завсегдатай цирковых уборных. Мир так богат злыми и мстительными людьми! Лору на руках унесли с манежа. Врач отвел Мартина в сторону и, строго глядя на него из-под очков, сказал: Вот что, молодой человек. Вы слыхали что-нибудь о травме позвоночника? плохая штука.

. больницу, твердя, же сумеет встать. Ей, видите ли, надо накопить денег на какую-то поездку. Яне понял, куда и зачем... итальянка, доктор, — пояснил Мартин, — из города Костелямаро ди Стибия, что около Неаполя. Мы мечтали собрать деньги, бросить цирк и, купив в этом городке домик, начать раз­водить маслины и виноград. Неаполь? Неплохая мысль. Теплые морские ванны, усилен­ное питание и покой... Да, но... это невозможно. отложитьи двухсот франков... А, да, да, — доктор еще больше насупился и сердито крик­нул: — Только не следует вешать нос, молодой человек, от это­го она не поправится! Завтра придут класть гипс. Денег не надо. Все! Потянулись тоскливые дни. Лора лежала в холодной гипсовой скорлупе, а Мартин с утра до ночи возился в конюшне или потел под толстым слоем грима, участвуя в замысловатых цирковых пантомимах с похищениями, световыми эффектами и прыжками через восемь лошадей. Он старался не попадаться на глаза хозяи­ну: приближалась зима и тех, кто не был связан контрактом, Кривой Пит мог выставить за дверь, не спрашивая на то их согласия. Но хозяину было не до Мартина. В цирке шел сложный воз­душный номер. Братья Эрландо носились в перекрестном полете под куполом цирка, ежедневно обеспечивая полные сборы. Единст­венным недостатком была сложность аппаратуры, установка кото­рой требовала каждый раз не менее четверти часа.

. Стремясь сократить это время, Пит ставил в униформу всю труппу, заставляя ее ежедневно тренироваться по нескольку часов. На этих изнурительных репетициях Мартин бывал неутомим. Он пулей взлетал по веревочным лестницам, молниеносно закреп­лял трапеции, скатывался вниз по растяжкам или просто прыгал в сетку. Аппаратура Эрландо — это единственное, что могло по­мочь ему удержаться а цирке хотя бы до весны. Благодаря усердию труппы время установки аппаратуры было сокращено до десяти минут... — Ну, ладно, дьявол вас забери! Можете отдыхать! — крикнул хозяин, часы. — Мне смотреть, как бы возитесь с этой никелированной чепухой, а пуолика, та и подавно взвоет! Разбирай к шутам все, что нагородили! Мартин отстегнул карабин лонжи и спрыгнул в сетку. Но в это время кто-то отпустил полиспаст, и сетка, потеряв упругость, просела под тяжестью упавшего в нее тела. Мартин почувство­вал острую боль в лодыжке и с трудом поднялся. — Пустяки, вывих. Пойди покатай ногой бутылку, и все станет на свое место, — успокоил его один из Эрландо. Однако бутылка не помогла. Нога распухла и болела при ходьбе. Целый день Мартин не работал, и целый день его сверлил всевидящий глаз хозяина. Вечером труппу облетело известие, что в город приехал вла­делец столичного цирка мсье Франсуа Диманш. Он совершал по­ездку по провинциальным циркам, набирая труппу для турне по французским курортам. Мсье Франсуа оказался веселым лысым старичком. Он пил в артистическом буфете лафит, рассеянно слушал болтовню Кри­вого Пита. Братья Эрландо — это артисты европейского класса, — рас­пинался Пит, по обыкновению мешая французские, немецкие и английские слова. — Я уступил бы вам их за контрактную сумму без неустойки. за все пятьдесят лет моей жизни! Может быть, может быть, мистер Пит, — добродушно согла­шался мсье Франсуа, который уже успел понять, что в этом цирке ничего не найдет. — Номер не плохой. Но ведь установка аппаратуры отнимает без малого четверть ча­са! Вы слышите, как свистит публика? Да, черт возьми эту аппаратуру вместе с публикой! Пауза между номерами — это слабое место в цирковой про­грамме, мистер Пит, — вздохнул Дыманш и посмотрел свой лафитна свет. — Поэтому нам трудно будет сговориться насчет Эрландо. Кривой Пит понял, что старик будет тверд в принятом реше­нии. В это время к стойке подошел Мартин. Увидев его, хозяин рассвирепел: Ты что шляешься у буфета, рыжий дьявол! Не слышишь, как орет публика? Почему не на манеже? Нога вывихнута? Нет, вы послушайте, Диманш! разорить! Супруга этой рыжей обезьяны сломалась пополам, свалившись с лошади, Я уверен, что она была пьяна, как монах в воскресенье! Теперь его милость вывернул себе копыто. Из моего цирка делают дом инвалидов. два! — орал он, короткие пальцы в тупой кукиш. — Видал? Завтра же убирайтесь вон оба, ко всем чертям! А ежели не хочешь, чтобы я тебя выгнал сейчас же, — марш на манеж! Мсье Франсуа брезгливо поморщился и, поспешно допив ла­фит, пошел в ложу. Ты не слышал? На манеж! — не унимался Пит. — Марс, ату его, хватай, рви! Огромный хозяйский дог сорвался с места, но Мартин был уже у вешалки. В отчаянии он сорвал униформу и, накинув только куртку, преследуемый собакой, выбежал на манеж. Марс догнал свою жертву у самого барьера. Он толкнул Марти а в спину, и тот, споткнувшись на больную ногу, громко вскрикнул и упал навзничь. Дог победно дернул его за штанину и затрусил обратно. Цирк разразился хохотом. Мартин встал и, чтобы как-то скрыть свое смущение, взял лежащие у барьера грабли. Публика продолжала хохотать. Рыжий! Помогай! Браво! Рыжий! Руэсо, бис! — кричали со всех сторон. Мартин в широких клетчатых брюках, в узкой 'куртке с чужо­го плеча, с растрепанными рыжими волосами и с лицом в опил­ках был действительно очень смешон. Хромая, он побрел за кулисы, провожаемый аплодисментами. За форгангом его ждал Кривой Пит. А ну-ка, ты, красоткин муж, — он, — посмешнее. фортель. Давай, быстрее, пока эти черти возятся с аппаратурой! Мартин, хромая, выбежал на манеж. Его встретил хохот, апло­дисменты и крики: Руэсо! Помогай! Браво дураку!.. Мартин с диким воем сделал кульбит, затем упал на живот и сгреб руками опилки. Встав, он отряхнулся, погрозил галерке кулаком и, вспомнив о пари с апельсинами, запихал кулак себе в рот. Весь цирк, включая униформу и Кривого Пита, хохотал, глядя на хмурого рыжего человека с кулаком Ну, ладно, черт с тобой, — сказал ему Пит за кулисами. — Ночлег ты заработал, чертям! Мартин поплелся в свою комнатку. Лора спала. Он сел рядом и опустил голову. Что делать завтра? В этих краях холодная, снежная зима длится по три месяца, а денег не хватит и на две недели. Достать здесь работу ему, плохо знающему французский язык, да еще зимой почти невозможно. Мартин осторожно достал жестяную коробку из-под конфет. В ней было 52 франка. Еще 15 он вынул из кармана. Их дал ему Лайош Скалаши. Он подошел к Мартину минут десять назад и, протягивая деньги, сказал: Возьми, приятель! Я ведь один, а у тебя Лора... Не благо­ дари, не надо. Каждый из нас может очутиться в твоем положе­нии. завтра, соберем еще немного... Мартин еще раз пересчитал франки. Да, не больше, чем на две недели... Кто-то постучал в фанерную дверь. Мартин встал, отки­нул крючок и прибавил газа в ламповой горелке. В комнату во­шел мсье Франсуа. — Добрый вечер! Я владелец большого столичного цирка, и у меня к вам, мсье Мартин, деловое предложение. Вы будете высту­пать в паузах, между номерами. В широких штанах в клетку, в нелепом сюртуке, взлохмаченный, с наклеенным носом величи­ной с картофелину. Вы будете на манеже всем мешать, распоря­жаться, путать, падать и драться. Публика и не заметит тех томи­тельных минут между номерами, которые портят самую хоро­шую программу даже в цирке Франсуа Диманша! Я заготовил контракт. Вам надо расписаться вот здесь. Шестьсот франков в месяц, костюмы и реквизит мои. Мы назовем нового клоуна так, как уже окрестила вас сегодняшняя публика: Руэсо — рыжий и глупый! Три года подряд Мартин выступал в крупных цирках Европы и Америки. Реклама вещала со всех перекрестков, что сегодня у ковра выступает знаменитый Руэсо. Тысячи зрителей, хохоча до слез, кричали Мартину: «Браво! Рыжий, помогай!» У него появилась масса подражателей, выступавших в рыжих париках. В цирковом искусстве родилось новое аплуа — ры­жий клоун, смешной неудачник, глуповатый и добродушный растяпа. После трех лет гастролей Мартин исчез. Директора многих цирков повсюду искали его, печатали в газетах свои условия, пы­таясь соблазнить популярного клоуна крупными гонорарами. Но он не откликался. Друзья рассказывали, что Мартин навсегда уехал в маленький городок на берегу Неаполитанского залива. Там в тени серебристо-зеленых олив терпеливо ждала его в своем кресле-коляске Лора Бригчи — бывшая наездница из цирка Кри­вого Пита. Е. Астахов Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мышиная железная дорога

News image

Аттракцион Будьте добры! - это увлекательное путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок А.С. Пушкина. В ск...

Авторизация