Цирки в мира
Московский Цирк на проспекте ВернадМосковский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци... |
Цирк на проспекте ВернадскогоМосковский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци... |
Труппа Тьере-Чаплин (Франция)Это труппа из Франции состоит всего лишь из двух артистов. Но количество не всегда важнее качества. Данные артисты – это оп... |
Большой Санкт-Петербургский государЦирковые представления в Петербурге пользовались большим успехом у жителей еще в XVIII веке. Они устраивались во время народных гуляний на пл... |
Рассказы о бегемотах Степана Исаакяна
Цирковая лента - Цирковой архив |
В цирках нашей страны уже третий год с большим успехом выступает с оригинальным аттракционом «Дрессированные экзотические животные» артист Степан Исаакян. Среди его воспитанников имеется два бегемота — «Манук» и «Шаман». Этих животных сравнительно редко показывают на манеже цирка. Ниже публикуются три рассказа Степана Исаакяна о его бегемотах-артистах в литературной записи Л. Лодгауза . С. ИСААКЯН В практике дрессировщика нередки случаи, когда животное само подсказывает решение творческой задачи. Надо только быть наблюдательным. Однако подметить — это лишь полдела. Необходимо умело использовать то, что подсказывает животное. Мне хотелось, чтобы Манук кланялся зрителям. Научить его этому так, скажем, как иногда учат лошадей делать «комплимент», — нечего было и думать. Лошадей иногда обучают поклонам, используя механический способ. Привязывают к голове две веревки, одна из которых идет наверх, а другая — вниз. Потянув за одну веревку, поднимают лошадиную голову, а потянув за другую, — опускают. Так делается много раз подряд. Пока лошадь не научится. Для бегемота при таком способе дрессировки потребовались бы не веревки, а тросы и не человеческая сила, а мощные лебедки. Да и то едва ли что-нибудь получилось бы: умственными способностями бегемоты не блещут. Возможно, и до сегодняшнего дня мое желание научить Манука делать «комплименты» не осуществилось бы, если бы сам бегемот не подсказал решение вопроса. Вот как это было.
. Раньше в финале номера я выезжал на манеж верхом на бегемоте. Манук становился передними ногами на «камень», сделанный из дерева, а я делал «комплимент». Однажды на репетиции он, став на «камень», очень сильно дернул головой и чуть-чуть не стукнул мня в грудь. Тут надо заметить, что бегемоты, несмотря на свою короткую шею, необыкновенно круто запрокидывают голову кверху. Ударом головы бегемот свободно прогибает двухтавровую железную балку. Поэтому невольно приходится быть осторожным. Инстинктивно я хлопнул по его голове тоненьким прутиком, который иногда держу в руке. Манук снова поднял и опустил голову. Соскочив с бегемота, я дотронулся прутиком до его уха. Манук снова боднул головой вверх. Когда она опустилась, я опять дотронулся прутиком до уха. Так, словно отгоняя мух, бегемот кивал головой, а я все время повторял: Кланяйся! Кланяйся! Кланяйся! Через некоторое время достаточно было только один раз дотронуться прутиком до уха и сказать: «Кланяйся, кланяйся», как Манук начинал кивать головой. Потом я приказывал только голосом, совершенно не дотрагиваясь прутиком до уха. Сейчас, делая «комплимент» зрителям, Манук не только кланяется, но и поднимает левую ногу, довольно долго держит ее в таком положении. Этому я научил его по тому же принципу, который сам Манук подсказал мне при обучении поклонам. Бегемот очень не любит прикосновений к животу. Чуть коснешься живота, он сразу ложится, словно говоря: «Животика не трогай». Желая заставить его поднять ногу, я коснулся прутиком внутренней стороны его ноги. Манук дернул ногой, но не поднял ее.
. Дотронулся прутиком сильней, он не только дернул ногой, но и начал ее поднимать. На третий раз — поднял. Потребовалось, конечно, известное время, чтобы заставить его держать ногу на весу столько времени, сколько мне нужно было. Теперь, кланяясь, он сам поднимает ногу. Получается «комплимент». Все Манук да Манук! Можно подумать, что у меня в аттракционе один только бегемот «артист». А ведь их два. Почему же я ничего не рассказываю про второго? Да потому, что про него пока и рассказывать нечего. Он очень молодой, в пять раз моложе Манука — ему всего три года. Весит он семьсот килограммов, вдвое меньше, чем Манук. Начал рассказывать о Шамане, а по-прежнему все время упоминаю Манука. Так и дальше будет, обстоятельства вынуждают. Шаман родился в неволе, в Тбилисском зоопарке. Его отец — бегемот Шалун, а мать — бегемотиха Манька. И вот когда я давал ему имя, то взял по первому слогу от имени отца и матери, получился — Шаман, знаете, так на севере колдунов называли. Вот и мой Шаман колдует, только по-своему. Ехидное существо. Молодой, да хитрый. Когда он на манеже во время репетиции один, то хотя и с неохотой, медленно, но педантично выполняет все, что от него требуешь.
. Но если на манеже находится и Манук, то на Шамана нельзя ни а коем случае пикнуть. Увидев Манука, Шаман перестает слушаться, начинает капризничать. Чуть прикрикнешь на него, как тут же за него Манук заступается. Хотя, как вам теперь известно, они совсем не родственники, а свой за своего заступается, старший младшего в обиду не дает. Во время представления Манук служит своеобразным живым барьером через который прыгает антилопа-кана. Точно такую же роль я хотел поручить Шаману. Для этого я научил его опускаться на живот и долго лежать без движения на одном месте. Репетиции протекали успешно, пока я занимался только с одним Шаманом, Но когда вывели на манеж Манука, Шаман сразу же заартачился. Случилось это в Ленинградском цирке. Я тогда вместе со своими животными участвовал в пантомиме для детей «Доктор Айболит», играл роль доктора. Перед выступлением я облачался в гримировочной комнате в белоснежный медицинский халат, надевал рыжий парик и очки, к которым были прикреплены солидный нос из папье-маше и пышные усы, добродушно опущенные книзу, В таком виде я выходил на манеж. Правда, я заставил Шамана лечь. Но ом тут же вскочил, очень быстро побежал к Мануку (бегемоты бегают намного быстрее, чем можно подумать) и спрятался за его широкой спиной. Манук заслонил Шамана своей огромной тушей, и даже больше того — бросился на меня. Вот, почему, рассказывая про Шамана, нельзя не сказать о Мануке. Зрители, особенно дети, были в восторге от пантомимы. Ведь перед ними на манеже выступали необыкновенные африканские животные и «настоящий» доктор Айболит. Все представления проходили успешно. Но однажды со мной во время спектакля произошло необычайное происшествие. Это случилось в тот момент, когда я в одной из сцен по ходу действия вложил свою голову в раскрытую пасть бегемота. Трюк этот исполнять не менее опасно, чем вкладывать голову в пасть льва. Челюсти льва дрессировщик обычно раскрывает сам и все время держит обеими руками. Да и голова человека помещается в львиной пасти частично. В огромную пасть бегемота голова дрессировщика входит целиком. Челюсти же у этого «артиста» мощнее, чем у льва. Их не раздвинешь и не удержишь руками, которые просто не нужны для исполнения этого трюка. И вот, когда я вложил голову в пасть бегемота, вдруг почувствовал, что очки, накладной нос и усы сорвались с моего лица и упали на язык Манука. Это произошло, видимо, потому, что я задел головой зуб бегемота, или потому, что он сам задел меня зубом. Скорее всего виноват был я. Как быть? Вынуть голову из пасти — значило бы предстать перед зрителями в своем обычном виде. Тогда разрушилось бы художественное впечатление от представления. Худшего для артиста не придумаешь! Что же делать? Если бы это произошло в конце представления, можно было бы, пожалуй, рискнуть и, быстро вынув голову, закрыться рукой или полой халата, убежать за кулисы. Некрасиво, но все же выход. А мне предстояло выступать еще в ряде сцен. К тому же очки, накладной нос и усы могли в любую долю секунды сползти по языку в глотку Манука. От этого бегемоту стало бы щекотно, и тогда бы животное с молниеносной быстротой захлопнуло пасть. Скорее, немедленно вынуть голову! А образ доктора? Как же быть? Решение вопроса пришло быстро и неожиданно: может быть, потому, что я вспомнил свой рекламный плакат. На нем художник изобразил меня стоящим во весь рост в раскрытой пасти бегемота. Пасть животного была раскрыта так, что напоминала раскладное зеркало... Но перед зеркалом в гримуборной я превращался в доктора Айболита! Решение тут же было приведено в исполнение. Дав легкий щелчок по верхней губе бегемота, я заставил Манука еще шире открыть пасть. Не вынимая из нее головы, быстро засунул туда руку, схватил «накладку» из очков, носа и усов и как следует надел на лицо. Только после этого я вынул голову и снова появился перед зрителями в образе доктора Айболита. Так по воле случая пасть бегемота была использована как гримировочная. Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|