Артисты цирка

Династия Стрельниковых

News image

Максимова Светлана Михайловна

News image

Светлана Максимова – артистка-дрессировщица, пришла в театр сразу после окончания шк...

Скоков Александр Владимирович

News image

Джабраилов Камал Муса оглы

News image

Емелин Алексей Александрович

News image

род. 27января 1974 года, г. Николаев (У...

Ильченко Игорь Васильевич

News image

род. 5 марта 1962, г. Горловка, Донецкая обл. Украина 1984, 4 но...

Цирки в мира

Цирк Кешет Израиль, Арад

News image

Цирк Кешет основан в 1993 году на юге Израиля в городе Араде. Казалось бы, профессиональный цирк с манежем мо...

Московский Цирк на проспекте Вернад

News image

Московский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци...

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Рассуждать о «Снежном шоу Славы Полунина» очень сложно. Многие величают это действо «чудом, к которому не были готовы». На самом же...

Большой Санкт-Петербургский Государ

News image

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Ев...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Рассказы о бегемотах Степана Исаакяна



PostHeaderIcon Рассказы о бегемотах Степана Исаакяна

Цирковая лента - Цирковой архив

В цирках нашей страны уже третий год с большим успехом выступает с оригинальным аттракционом «Дресси­рованные экзотические животные» ар­тист Степан Исаакян. Среди его вос­питанников имеется два бегемота — «Манук» и «Шаман». Этих животных сравнительно редко показывают на манеже цирка. Ниже публикуются три рассказа Степана Исаакяна о его бе­гемотах-артистах в литературной записи Л. Лодгауза . С. ИСААКЯН В практике дрессировщика не­редки случаи, когда живот­ное само подсказывает ре­шение творческой задачи. Надо только быть наблюдательным. Однако подметить — это лишь пол­дела. Необходимо умело использо­вать то, что подсказывает животное. Мне хотелось, чтобы Манук кла­нялся зрителям. Научить его этому так, скажем, как иногда учат лоша­дей делать «комплимент», — нечего было и думать. Лошадей иногда обу­чают поклонам, используя механи­ческий способ. Привязывают к голо­ве две веревки, одна из которых идет наверх, а другая — вниз. По­тянув за одну веревку, поднимают лошадиную голову, а потянув за другую, — опускают. Так делается много раз подряд. Пока лошадь не научится. Для бегемота при таком способе дрессировки потребовались бы не веревки, а тросы и не человеческая сила, а мощные лебедки. Да и то едва ли что-нибудь получилось бы: умственными способностями беге­моты не блещут. Возможно, и до сегодняшнего дня мое желание научить Манука делать «комплименты» не осуществилось бы, если бы сам бегемот не подсказал решение вопроса. Вот как это было.

. Раньше в финале номера я выез­жал на манеж верхом на бегемоте. Манук становился передними ногами на «камень», сделанный из дерева, а я делал «комплимент». Однажды на репетиции он, став на «камень», очень сильно дернул го­ловой и чуть-чуть не стукнул мня в грудь. Тут надо заметить, что бе­гемоты, несмотря на свою короткую шею, необыкновенно круто запроки­дывают голову кверху. Ударом го­ловы бегемот свободно прогибает двухтавровую железную балку. Поэтому невольно приходится быть осторожным. Инстинктивно я хлопнул по его голове тоненьким прутиком, который иногда держу в руке. Манук снова поднял и опустил го­лову. Соскочив с бегемота, я дотро­нулся прутиком до его уха. Манук снова боднул головой вверх. Когда она опустилась, я опять дотронулся прутиком до уха. Так, словно отго­няя мух, бегемот кивал головой, а я все время повторял: Кланяйся! Кланяйся! Кланяйся! Через некоторое время достаточно было только один раз дотронуться прутиком до уха и сказать: «Кланяй­ся, кланяйся», как Манук начинал кивать головой. Потом я приказывал только голо­сом, совершенно не дотрагиваясь прутиком до уха. Сейчас, делая «комплимент» зрите­лям, Манук не только кланяется, но и поднимает левую ногу, довольно долго держит ее в таком положе­нии. Этому я научил его по тому же принципу, который сам Манук под­сказал мне при обучении поклонам. Бегемот очень не любит прикосно­вений к животу. Чуть коснешься жи­вота, он сразу ложится, словно го­воря: «Животика не трогай». Желая заставить его поднять ногу, я кос­нулся прутиком внутренней стороны его ноги. Манук дернул ногой, но не поднял ее.

. Дотронулся прутиком сильней, он не только дернул ногой, но и начал ее поднимать. На третий раз — поднял. Потребовалось, конечно, известное время, чтобы заставить его держать ногу на весу столько времени, сколько мне нужно было. Теперь, кланяясь, он сам подни­мает ногу. Получается «комплимент». Все Манук да Манук! Можно по­думать, что у меня в аттракционе один только бегемот «артист». А ведь их два. Почему же я ничего не рассказы­ваю про второго? Да потому, что про него пока и рассказывать нечего. Он очень моло­дой, в пять раз моложе Манука — ему всего три года. Весит он семь­сот килограммов, вдвое меньше, чем Манук. Начал рассказывать о Шамане, а по-прежнему все время упоминаю Манука. Так и дальше будет, обстоятельства вынуждают. Шаман родился в неволе, в Тби­лисском зоопарке. Его отец — беге­мот Шалун, а мать — бегемотиха Манька. И вот когда я давал ему имя, то взял по первому слогу от имени отца и матери, получился — Шаман, знаете, так на севере колду­нов называли. Вот и мой Шаман колдует, только по-своему. Ехидное существо. Молодой, да хитрый. Когда он на манеже во время ре­петиции один, то хотя и с неохотой, медленно, но педантично выполняет все, что от него требуешь.

. Но если на манеже находится и Манук, то на Шамана нельзя ни а коем случае пикнуть. Увидев Манука, Шаман перестает слушаться, начинает капризничать. Чуть прикрикнешь на него, как тут же за него Манук заступается. Хотя, как вам теперь из­вестно, они совсем не родственники, а свой за своего заступается, стар­ший младшего в обиду не дает. Во время представления Манук служит своеобразным живым барье­ром через который прыгает антилопа-кана. Точно такую же роль я хотел поручить Шаману. Для этого я научил его опускаться на живот и долго лежать без движения на од­ном месте. Репетиции протекали успешно, по­ка я занимался только с одним Ша­маном, Но когда вывели на манеж Манука, Шаман сразу же заарта­чился. Случилось это в Ленинградском цирке. Я тогда вместе со своими жи­вотными участвовал в пантомиме для детей «Доктор Айболит», играл роль доктора. Перед выступлением я об­лачался в гримировочной комнате в белоснежный медицинский халат, надевал рыжий парик и очки, к ко­торым были прикреплены солидный нос из папье-маше и пышные усы, добродушно опущенные книзу, В та­ком виде я выходил на манеж. Правда, я заставил Шамана лечь. Но ом тут же вскочил, очень быстро побежал к Мануку (бегемоты бегают намного быстрее, чем можно поду­мать) и спрятался за его широкой спиной. Манук заслонил Шамана своей ог­ромной тушей, и даже больше того — бросился на меня. Вот, почему, рассказывая про Шамана, нельзя не сказать о Мануке. Зрители, особенно дети, были в восторге от пантомимы. Ведь перед ними на манеже выступали необык­новенные африканские животные и «настоящий» доктор Айболит. Все представления проходили успешно. Но однажды со мной во время спектакля произошло необычайное происшествие. Это случилось в тот момент, когда я в одной из сцен по ходу действия вложил свою голову в раскрытую пасть бегемота. Трюк этот исполнять не менее опасно, чем вкладывать голову в пасть льва. Челюсти льва дрессиров­щик обычно раскрывает сам и все время держит обеими руками. Да и голова человека помещается в льви­ной пасти частично. В огромную пасть бегемота голова дрессиров­щика входит целиком. Челюсти же у этого «артиста» мощнее, чем у льва. Их не раздвинешь и не удержишь руками, которые просто не нужны для исполнения этого трюка. И вот, когда я вложил голову в пасть бегемота, вдруг почувствовал, что очки, накладной нос и усы сорва­лись с моего лица и упали на язык Манука. Это произошло, видимо, потому, что я задел головой зуб бегемота, или потому, что он сам задел меня зубом. Скорее всего виноват был я. Как быть? Вынуть голову из пасти — значило бы предстать перед зрителями в своем обычном виде. Тогда разрушилось бы художествен­ное впечатление от представления. Худшего для артиста не придумаешь! Что же делать? Если бы это произошло в конце представления, можно было бы, пожалуй, рискнуть и, быстро вынув голову, закрыться рукой или полой халата, убежать за кулисы. Некраси­во, но все же выход. А мне пред­стояло выступать еще в ряде сцен. К тому же очки, накладной нос и усы могли в любую долю секунды сползти по языку в глотку Манука. От этого бегемоту стало бы щекотно, и тогда бы животное с молние­носной быстротой захлопнуло пасть. Скорее, немедленно вынуть голо­ву! А образ доктора? Как же быть? Решение вопроса пришло быстро и неожиданно: может быть, потому, что я вспомнил свой рекламный плакат. На нем художник изобразил меня стоящим во весь рост в раскрытой пасти бегемота. Пасть животного была раскрыта так, что напоминала раскладное зеркало... Но перед зер­калом в гримуборной я превращался в доктора Айболита! Решение тут же было приведено в исполнение. Дав легкий щелчок по верхней губе бегемота, я заставил Манука еще шире открыть пасть. Не вынимая из нее головы, быстро засу­нул туда руку, схватил «накладку» из очков, носа и усов и как следует надел на лицо. Только после этого я вынул голо­ву и снова появился перед зрителя­ми в образе доктора Айболита. Так по воле случая пасть бегемота была использована как гримировоч­ная. Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк - Шапито Радуга

News image

Цирк - это искусство, объединяющее выступления акробатов, гимнастов, клоунов дрессировщиков. Так в программе цирка - Шапито Радуга представлены все жа...

Авторизация