Цирки в мира

Уфимский Государственный Цирк

News image

Истории цирка давно известны примеры постановок представлений с использованием водного пространства. Новый этап развития цирка на воде открыла Яна Шевченко, со...

Новый проект братьев Запашных Садк

News image

Цирк братьев Запашных открывает новые рубежи своего творчества инновационным проектом Садко . На этот раз публике предстоит уви...

Цирк Кешет Израиль, Арад

News image

Цирк Кешет основан в 1993 году на юге Израиля в городе Араде. Казалось бы, профессиональный цирк с манежем мо...

Омский государственный цирк

News image

Омский цирк – это цирк почти с сорокалетней историей, за годы работы, на его арене выступали многие известные артисты, представители вс...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Организация производственнотворческого процесса в Союзгосцирке


PostHeaderIcon Организация производственнотворческого процесса в Союзгосцирке

Цирковая лента - Цирковой архив

Художественные традиции советского цирка уходят в да­лекое прошлое. Еще задолго до нашей эры в труде, играх, культах многих народов встречаются элементы циркового искусства. века, в Лондоне Астлей по­строил первый в мире стационарный цирк. Вначале он назы­вался Школой верховой езды, а потом Амфитеатром. Франкони впервые в мире выстроил здание цирка с круглым манежем (13 метров в диаметре), назвав его «цирком». Позже и это специфическое искусство стало «цирковым», и артисты стали называться «цирковыми артистами». века. Одна из самых сильных его сторон — многожанровость, широкая палитра красок. Жанры цирка складывались веками; они рождаются, намного реже, чем новые с необычными трюками номера, и все же жанровая разновидность на примере советского цирка — это живой творческий процесс. Советский цирк сегодня — это яркое, самобытное, многожанровое, сверкающее многонациональными красками, под­линно народное искусство, воспевающее гармонически-раз­витого советского человека, сильного телом и духом, способ­ного преодолевать любые трудности. Советский цирк — цирк высокой культуры, новаторский в своей сущности, но бережно хранящий лучшие демократиче­ские традиции русского цирка. Самой важной задачей всей организационно-творческой работы Союзгосцирка является создание новых высокохудо­жественных произведений циркового искусства — программ, аттракционов, номеров — и постоянная работа по поддержа­нию репертуара. Уже при Советской власти родились новые цирковые жан­ры, не бытовавшие раньше. Свидетельством этому являются номера «Акробаты на верблюдах» (Кадыр—Гулям), «Коми­ческий полет с «амортизаторами» (под рук. А. Вязова), «Акробаты на гигантских шагах» (Павловы), «Воздушный полет с качелями» (под рук. О. Лозовика), «Акробаты на качелях с медведями» (под рук. В. Белякова), «Подвижные брусья» (под рук.

. Б. Исаева), «Медвежий хоккей» и «Цирк на воде», «Цирк на льду». Работая над составлением творческой перспективы, дея­тели советского цирка не забывают о необходимости обога­щения жанров, не теряя глубоких народных цирковых тради­ций. В то же время наш цирк остается новаторским, оптими­стическим, цирком высокой современной культуры. Анализируя планы художественно-постановочной работы Союзгосцирка за многие годы, мы можем заметить, что в го­довых и перспективных (пятилетних) планах учитывается состояние творческого конвейера в данный период: наличие жанров, потребность в отдельных номерах (в частности, для выездов за рубеж). Например, в начале 50-х годов был большой недостаток в номерах конного цирка и клоунады. Были созваны всесо­юзные совещания, на которых после детального обсуждения были разработаны перспективные планы по развитию этих жанров, а затем конкретные планы по созданию номеров. Конными номерами преимущественно занимался Ленинград­ский и другие цирки. Номерами клоунады — Московский цирк. Центральная студия циркового искусства занялась переподготовкой клоунов на четырехмесячных курсах. В 1955 году в цирковом училище создано отделение клоуна­ды. Появление в последующие годы крупных номеров этих жанров — результат организаторской деятельности по реа­лизации намеченных планов. Были годы, когда особое внимание обращалось на созда­ние номеров джигитов, прыгунов с ходулями, воздушных гим­настов, дрессированных медведей. Эти номера, наиболее сильные в советском цирке, по просьбе иностранных импрес­сарио входили в каждую гастрольную программу. Важную часть плана составляют номера, предлагаемые самими артистами. Инициатива талантливой артистической молодежи, поддерживаемой режиссерами - постановщиками, особенно ценна. В результате их совместной работы неред­ко появляются выдающиеся номера. Инициатива создания новых и переоснащения действующих номеров может исхо­дить не только от артистов, но и от других работников цир­ков и центральных учреждений Союзгосцирка, включая и его руководство. Средства на художественную работу предусматриваются в производственно-финансовом плане Союзгосцирка по статье «централизованные расходы».

. Художественно-поста­новочный план и распределение средств утверждаются ру­ководством Союзгосцирка. Для примера рассмотрим план распределения постановоч­ных средств на 1980 год. По этому плану средства распре­делены так: приблизительно 77 ассигнованных средств идет на централизованные мероприятия Союзгосцирка (оплата труда авторов, а также постановка и оформление программ для зарубежных гастролей и др.). Основная часть ассигно­ваний направляется в распоряжение Всесоюзной дирекции на создание и переоформление программ, аттракционов и номеров. Часть средств распределяется но цирковым пред­приятиям, главным образом на постановку парад-прологов и детских спектаклей. Если же на какой-нибудь цирк воз-лагается аттракциона, то этому цирку отпускаются необходимые средства. Количество и содержание номеров на следующий год, а также сроки подготовки, ассигнования на каждый номер, количество исполнителей и их персональный состав определяет руководство Союзгосцирка. Оно же решает вопрос о включении номера в эксплуатацию. В штатном расписании Союзгосцирка имеется художественный отдел. Он организует работу по подготовке художест­венно-постановочного плана и осуществляет непосредствен­ный контроль за его выполнением, работу режиссерской кол­легии Союзгосцирка и Центральной квалификационно-тари­фикационной комиссии. Заказы на литературные и музы­кальные произведения, а также контроль за репертуаром и обеспечением музыкального сопровождения номеров и пред­ставлений осуществляет репертуарный отдел Союзгосцирка. В 1977 году произошла реорганизация Центральной сту­дии циркового искусства. С введением в строй нового здания Центральной репетиционной базы в Измайлове (с манежем и другими помещениями) студия была преобразована во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых программ, ат­тракционов и номеров. Дирекция получила дополнительные штатные единицы. Ее структура в настоящее время выгля­дит так: кроме пяти функциональных отделов (планово-фи­нансовый, бухгалтерия, отдел кадров, материально-техниче­ского снабжения, административно-хозяйственный) в дирек­ции имеются творческие мастерские подготовки и обеспече­ния творческой работы. Творческие мастерские (службы) имеют такие направ­ления: спортивно-акробатические жанры, клоунада, иллю­зия и музыкальная эксцентрика, дрессура. Вспомогательны­ми являются службы обеспечения: информационно-методиче­ская, литературно-музыкальная, художественно-конструктор­ская, электротехнического оборудования и эксперименталь­но-производственная. Дирекции по подготовке новых программ теперь подчине­ны все режиссеры-постановщики и художники Союзгосцир­ка. Здесь осуществляется вся работа по подготовке новых номеров и аттракционов, переоформление действующих но­меров, создание и переоформление программ-коллективов, а также осуществление постановок, парад-прологов по заяв­кам цирков.

. Для рассмотрения заявок и предложений творческих ма­стерских, служб, цирков и артистов существует своя режис­серская коллегия. Для обсуждения крупных художествен­ных вопросов — Художественный совет. После рассмотрения в творческих мастерских, службах и после того, как 'будут составлены постановочные группы для каждого номера (ре­жиссер-постановщик, художник, иногда и писатель, и ком­позитор), художественно-постановочный план подписывают директор и художественный руководитель Всесоюзной дирек­ции и передают его на утверждение в Союзгосцирк. Там его предварительно рассматривают инспектора художественного отдела, режиссерская коллегия, возможно, коллегия и Худо­жественный совет Союзгосцирка, и только после этого под­писывают. В плане обозначено место подготовки произведения. Это Всесоюзная дирекция, ее харьковский филиал, постановоч­ные и другие цирки. Определены сроки выпуска, автор сце­нария, режиссер-постановщик, количество исполнителей, по­становочные расходы. Указаны новые и усовершенствован­ные произведения, номера для международных программ, вводы исполнителей взамен выбывших, материальное обнов­ление цирковых произведений конвейера. Среди новых произведений в планах особо выделяются работы выпускников Государственного училища циркового и эстрадного искусства. За годы своего существования ГУЦЭИ дало цирку много первоклассных произведений цир­кового искусства. Удачной представляется форма подготовки номеров в училище. После просмотра комиссией Союзгосцирка, Всесо­юзной дирекции и ГУЦЭИ слушателей предпоследнего кур­са по предложению педагогов-режиссеров определяются уча­стники новых групповых и сольных номеров, а также испол­нители в действующих номерах конвейера. Таким образом, слушатели не только осваивают учебный план ГУЦЭИ, но и выходят из стен училища в составе готовых номеров и после отпуска равноправно вступают в семью артистов цир­ка. Некоторые выпускники сразу после школьной скамьи получают награды на международных конкурсах. Это ста­новится возможным потому, что 'по заданию Союзгосцирка Всесоюзная дирекция рассматривает сценарии готовящихся в ГУЦЭИ номеров, берет на себя подготовку и оплату рек­визита, костюмов и оформления каждого номера, оплату за сценарии и за работу над номерами режиссеров-педагогов. При этом, естественно, сокращается время, которое при дру­гой постановке дела уходило бы на подготовку номеров уже после окончания артистами училища. В годовых художественно-постановочных (Планах преду­сматриваются персональный состав номера, состав поста­новочной группы и ее руководитель режиссер-постановщик, предельные ассигнования, передаваемые цирку из центра­лизованных расходов для подготовки реквизита и костюмов. Руководителем постановочной группы может быть режиссер-постановщик Всесоюзной дирекции, главный режиссер цир­ка или привлечённый для разовой постановки режиссер од­ного из театров. После окончания репетиционного периода под руковод­ством директора цирка создается комиссия из представите­лей цирка, цирковой программы, общественных организаций, театральных деятелей, которая оценивает качество номера, работу исполнителей и вносит предложение для центральной тарификационной комиссии о ставках артистов. На подго­товку нового циркового номера требуется обычно один-два года. Этот срок может быть сокращен, если заранее утверж­ден сценарий, изготовлен репетиционный реквизит, закуплены животные. К сожалению, часто бывает, что репетиционные периоды выходят далеко за пределы сроков из-за отсутствия материального оснащения. Цирковой режиссер должен быть не только хорошим ор­ганизатором, но и разбираться в экономической стороне де­ла. Именно он отвечает на вопросы членов режиссерской ко­миссии о примерной стоимости будущего номера, его со­ставе, сроках репетиционного периода, месте изготовления реквизита и др. Непродуманные предложения, как правило, отвергаются режиссерской коллегией. Когда же режиссеру и руководителю номера удается убедить художественный отдел и руководство Союзгосцирка предоставить репетици­онный период без предварительной подготовки, номер дол­гое время не вводится в эксплуатации, а стоимость его в ко­нечном счете превышает сметную. Часто режиссерами номеров выступают их руководители. Это опытные артисты, имеющие талант режиссера, прора­ботавшие не один год в одном, а то и в нескольких жанрах. Некоторые из таких артистов, по разным причинам прекра­тивших свою артистическую деятельность, с успехом рабо­тают режиссерами-постановщиками Всесоюзной дирекции. Одним из самых важных завоеваний советского цирка яв­ляется приход в цирк дипломированных режиссеров. В начале это были театральные режиссеры. После открытия ГИТИСе имени А. В. Луначарского отделения цирковой ре­жиссуры в цирки пришли режиссеры со специальной подготовкой. Роль режиссера в советском цирке очень велика. С его деятельностью связаны самые важные творческие советского цирка: возросшая культура циркового пред­ставления, постановка пантомим-феерий и других сюжет­ных спектаклей на современную тему, постановка принципи­ально новых программ-коллективов, оригинальных аттрак­ционов и номеров, постоянная работа над повышением ма­стерства артистов, утверждение стиля и многое другое. Западная пресса справедливо отмечала, что буржуазный цирк отстает в художественном отношении от советского цирка потому, что в нем нет режиссера. А одна из лондон­ских газет указывала на то, что цирк в СССР находится в руках государства в благоприятных условиях и поэтому он развивается успешно. Все больше завоевывают признание нештатные режиссе­ры-артисты, окончившие заочное отделение ГИТИСа. Мно­гие из них уже успели создать интересные произведения и получить призовые места на всесоюзных творческих кон­курсах. Создание новых номеров и переоформление действующих происходит во всех стационарных цирках, но вклад в это дело вносят постановочные цирки, расположен­ные в Москве, Ленинграде, Киеве, Туле, Минске, Саратове, Ярославле, Горьком. Изготовлением реквизита и костюмов занимаются постановочные части этих цирков, в штате ко­торых есть столяры, портные и др. Пользуются также ус­лугами театральных комбинатов ГАБТа, театра им. Кирова и других театров, а также различных предприятий. Главную роль в постановочной работе играет художест­венно-производственный комбинат Союзгосцирка. Он изго­тавливает реквизит, костюмы, обувь, головные уборы, бута­форию, разные цирковые секреты для иллюзионистов, клоу­нов и др., а также шьет декоративные и рабочие ковры, па­радные дорожки и даже брезентовые покрытия для цирков-шапито. Для упорядочения этой работы следует иметь годовой план постановочной работы с учетом возможностей худо­жественно-производственного комбината, постановочных цирков, театральных комбинатов и других производств. Для совершенствования системы создания произведений циркового искусства следует выделить ряд проблем, требу­ющих творческого подхода. К таким проблемам можно от­нести прежде всего вопрос о более четком разделении функ­ций художественного отдела и Всесоюзной дирекции. В свя­зи с тем, что все функции подготовки номеров и все режис­серы переданы дирекции, нам представляется, что не следу­ет в художественном, отделе и Всесоюзной дирекции иметь аналогичные режиссерские коллегии, рассматривать те же сценарии, заказывать произведения, принимать заявки арти­стов, заниматься разовыми постановками в цирках и т. д. Не менее важными вопросами, решить которые призван Союзгосцирк, его художественный отдел, являются вопросы организации конкурсов и смотров, осуществление повседнев­ного контроля за художественной работой цирков, за репер­туаром, использование полных возможностей новых цирков, создание сюжетных и тематических спектаклей—феерий, бо­лее интенсивное использование крупных площадок дворцов спорта и т. д. В этой связи особо стоит задача режиссуры и Художественного совета в разработке творческой перспек­тивы создания новых номеров и аттракционов, обогащающих цирк. Перед художественным отделом стоит весьма важная задача более глубокой разработки вопросов теории цирко­вого искусства. Художественный отдел должен также следить за тем, чтобы не было диспропорции жанров, чтобы не выпускалось слабых и ненужных номеров. Наконец, зна­чимой задачей является оказание постоянной и действенной помощи творческой молодежи.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Авторизация