Артисты цирка

Сергей Попов и Ирина Сидорова-Попов

News image

Сергей Попов и Ирина Сидорова-Попова в «Уголок Дурова» пришли всего дв...

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Малков Артем Юрьевич

News image

Кашин Дмитрий Викторович

News image

Дурдинов Вячеслав Николаевич

News image

род. 1953, 22 июня, Москва Клоун В детские годы (с 7-ми лет) за...

Досов Дмитрий Владимирович

News image

Цирки в мира

«Цирк братьев Запашных»: шоу мирово

News image

В только-только открывшемся ижевском цирке в 1943 году начал свою карьеру молодой артист Вальтер Запашный. Новый сезон в Государственном цирке Уд...

Цирк Кешет Израиль, Арад

News image

Цирк Кешет основан в 1993 году на юге Израиля в городе Араде. Казалось бы, профессиональный цирк с манежем мо...

Волгоградский государственный цирк

News image

В последней декаде 1967 года Волгоградский госцирк вновь распахнул свои двери. Раздались первые аккорды циркового марша и состоялись первые выступления ар...

История Уфимского цирка

News image

Уфимский  госцирк впервые открыл  двери для зрителей 5 ноября 1968 года. Открывала работу Уфимского цирка программа под руководством Терезы Дуровой. До ст...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Об эксцентрике



PostHeaderIcon Об эксцентрике

Цирковая лента - Цирковой архив

Видимо, не все зрители, заполняющие амфитеатры цирков, су­меют точно ответить на вопрос, что такое эксцентрика. Однако мож­но с уверенностью сказать, что подавляющее большинство наших людей любит эксцентрику и с удовольствием принимает игру талант­ливых эксцентрических актеров, будь то в цирке или кино, дра­матическом театре или оперетте. Эксцентрика — это актерский художественный прием, служащий для передачи невероятного, неожиданного, нарушающего привыч­ную жизненную логику. По словам В. И. Ленина, приведенным в воспоминаниях М. Горь­кого, в эксцентрике «есть какое-то сатирическое или скептиче­ское отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замыс­ловато, а — интересно»1. Важно еще раз подчеркнуть, что эксцентрика есть художествен­ный прием. И забвение этого, стремление рассматривать эксцентри­ку как художественный метод отображения действительности может привести и уже приводило к откровенному формализму. Может быть, поэтому у некоторых людей термин «эксцентрика» ассоци­ируется с пустым формалистическим искусством, с бессодержа­тельным трюкачеством и подчас употребляется в ругательном смыс­ле. Но с полным основанием можно говорить о двух видах эксцентрики. Эксцентрика — это прием, и им могут пользоваться и актер-реалист для выражения определенного жизненного содержания и актер-формалист с целью ошарашивания публики острой и экстра­вагантной формой, лишенной содержания. Во втором случае мы имеем дело с формалистической эксцент­рикой, которая ведет к механическому восприятию жизни, к пре­вращению живого персонажа в механическую куклу. В буржуазном цирке есть немало клоунов, работающих по этим рецептам. Их «искусство» не просто бессодержательно, оно античеловечно, ибо оно унижает и обесценивает человека, пре­вращает многогранную человеческую личность в неодухотворен­ный механизм. Совершенно иной характер имеет реалистическая эксцентрика. Она питается не голым трюкачеством, а черпает свое содержание в реальной действительности. В противоположность античелове­ческой буржуазной эксцентрике она проникнута любовью к человеку, утверждает его силу и ловкость, едко издеваясь над всем, что мешает гармоничному развитию людей. Образцом утверждения с помощью эксцентрики человеческой ловкости, силы является известный номер на свободной прово­локе советского клоуна Олега Попова.

. «Зерно» маски Олега Попо­ва — показ ловкого, смелого, находчивого шутника, который лишь притворяется неуклюжим, пугливым, неловким. На этом «зерне» и строится номер на проволоке. Неловко взобравшись на проволоку, Олег Попов судорожно хватается руками за воздух. Чтобы удержать равновесие, он за­цепляется изогнутой ручкой Своей тросточки за... собственную шею, подтягивает тросточкой будто бы не слушающиеся его ноги. Но удобно улегшись в заключение на проволоке, как на диване, Олег Попов хитро подмигивает зрителям: «Мол, знай наших! Не так мы просты, как кажется!» Но главной функцией эксцентрики, как об этом говорил В. И. Ленин, является сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, к отжившим явлениям жизни. В рассказе «О тараканах» М. Горький изобразил циркового экс­центрика Лесли Мортона, распахнувшего перед героем рассказа Платоном Ереминым дверь в мир необычного и чудесного. Мортон обладал изумительно разработанным уменьем делать все не так, как делают обыкновенные люди, и все делал так, что было ясно: иначе делать он не любит, не хочет, хотя и умеет. «Обычное не существовало для него, — пишет М. Горький, — все, чего он касался, он воодушевлял забавной внешне, но жут­коватой глупостью, открывая во всем таинственно скрытое смеш­ное; будильник в его руках пел петухом, а на циферблате будиль­ника являлась зеленая рожа и щелкала зубами... Он жил по каким-то своим законам и дерзко показывал свое презрение ко всему, что Платону казалось непоколебимо установленным, законно и на­всегда мертвым». Эксцентрик Лесли Мортон своим искусством издевался над мещанским преклонением перед вещами, перед их незыблемостью, смеялся над косностью и застоем обывательской жизни. Это яркая и убедительная иллюстрация к ленинскому определению эксцент­рики. 1 Сб. «Ленин о культуре и искусстве», «Искусство», М., 1956, стр. 517.

. М. 2 Горький, Собр. соч. в за томах, М., 1951, т. 15, стр. 389. Объекты для осмеяния эксцентрика находит в реальной жизни. Знаменитый швейцарский клоун Грок прибегал к такому приему. Выйдя на манеж и сев на стул перед роялем, он никак не мог дотянуться руками до клавиатуры и, вместо того чтобы подвинуть стул к роялю, поступал наоборот — подвигал рояль к стулу. Но этот простой прием, вызывающий веселый смех зрителей, не толь­ко забавен, но и сатиричен. Конечно, в жизни никто не подвигает рояль к стулу, но разве не приходится иногда наблюдать, как люди делают это в переносном смысле. Однако эксцентрика способна не только смеяться над человече­скими слабостями и пороками, но и подниматься до раскрытия самых серьезных социальных противоречий, политических вопросов. Широко известна мысль, высказанная К. Марксом в «Ка­питале», что развитие машинного производства при капитализме превращает рабочего в живой придаток машины. На эту тему может быть написан и рассказ, и психологический роман, и драма. Но едва ли можно выразить мысль К. Маркса языком искус­ства ярче, убедительней и лаконичней, чем это сделал с помощью эксцентрического приема Чарли Чаплин в своем фильме «Новые времена». к заводскому конвейеру маленький американский рабочий Чарли. Он до того отупел от бесконечного, однообразного завертывания гаек, что и после окончания работы продолжает автоматически повторять заученные движения гаечными ключами, пытаясь завер­нуть, словно гайки, то пуговицы на пальто прохожей, то нос у полицейского.

. Чаплин взял здесь в основу реальное и распространенное яв­ление американской действительности. Чтобы глубже раскрыть его сущность, он с помощью гиперболы довел его до абсурда и по­казал, пользуясь словами В. И. Ленина, «алогизм обычного». Широкие возможности для использования эксцентрики как сред­ства политической сатиры открыты перед советскими актерами. Большой политической остротой отличались показанные в пе­риод Великой Отечественной войны выдающимся советским клоу­ном Карандашом направленные против фашистских захватчиков сатирические репризы, построенные на эксцентрических приемах. В одной из них, пользовавшейся огромным успехом у зрителей, Карандаш устанавливал на манеже маленькую трибунку и перед ней микрофон. На трибунку вскакивал его пес Пушок и на­чинал яростно, захлебываясь, лаять в микрофон. Наконец, Пушок замолкал и удалялся, а Карандаш объявлял: «Речь министра про­паганды Геббельса окончена». Такая неожиданная концовка звучала очень злободневно и разоблачительно. Стихия эксцентрики — сатира, юмор, шутка, буффонада. Поэтому эксцентрические приемы кроме всех прочих своих качеств обяза­тельно должны быть комедийны, должны вызывать смех зрителей. Эксцентрика может соединяться с лиричностью, с элементами дра­матизма, что мы встречаем часто в фильмах Чаплина, но комедийность — всегда неотъемлемое ее свойство. При этом источники комедийности заложены в реальной действительности. И часто самая безобидная на первый взгляд эксцентриада таит в себе соци­альное содержание. В чехословацком фильме «Представление состоится» имеется парный эксцентрический номер, выполняемый цирковыми артистами. Первый клоун с маской печального меланхолика садится за стол, чтобы съесть яичницу. Второй клоун, спрятавшись сзади, просовы­вает под мышки первого то одну, то другую руку. И растерявший­ся меланхолик не может понять, где его руки, а где руки партнера. Ему кажется, что это его рука наколола на вилку кусок яичницы, но вилка, минуя его рот, отправляет кусок в рот партнера, где исчезает постепенно вся яичница. А затем чужая рука вытирает салфеткой ни­чего не вкусившие губы первого актера. Этот номер, исполняемый в четком музыкальном ритме, неиз­менно вызывает смех и восхищение зрителей. Но он не только остро­умен и талантлив, в нем заложено несомненное обобщение: за двумя клоунами угадываются их жизненные прототипы. Одним из источников комического может быть несоответствие цели и выбранного для ее достижения средства. В богатом арсена­ле реприз Карандаша есть такая: чтобы отомстить одной из зритель­ниц, неудачно бросившей ему мяч, Карандаш убегал за кулисы и возвращался, таща на веревке пушку екатерининских времен. Он дол­го наводил пушку на «жертву», затем заряжал ее таким большущим соленым огурцом, что дуло пушки разлеталось, как от сильного взрыва. «Комический эффект этой сценки, — пишет в своей книге «На арене советского цирка» М. Румянцев, — основывался на контрасте между невинным поступком неловкой зрительницы и той «страшной» расправой, которая была мной для нее уготована. Смешон был также контраст между моей воинственной решительностью и несостоятельностью моего допотопного вооружения». Часто эксцентрические номера вызывают комический эффект, смех тем, что действия, поступки, слова актеров находятся в контрасте, в противоречии с обыденными представлениями зрителей, они как бы выворачивают их наизнанку. В фильме «Судьба клоуна» талантливый венгерский комический актер Кальман Латобар в сцене расстрела показывает яркий эксцентрический номер. Он рисует на стене девушку, сидящую на скамейке, и разыгрывает сцену объяснения в любви. Он «садится» с ней рядом, целует ее руку и даже умудряется получить поцелуй от нее. Затем следует серия эксцентрических трюков. Латобар кладет в рот яйцо в скорлупе и спокойно его разжевывает, он вытягивает изо рта свистульку и наигрывает на ней мелодию, но через мгновение свистулька превращается в сигару, из которой идет дым. Каким бы смелым, острым, неожиданным ни был эксцентрический прием, он не покажется нарочитым и будет хорошо принят зрителями, если его смелость и острота определены содержанием и внутренне оправданы. В связи с этим вспоминается один рассказ К. С. Станиславского. «Я сам видел в Париже, — говорил Станиславский, — как один замечательный комик на сцене, играя какую-то пошлейшую пьесу, изображая ссору с тещей, снял штаны на сцене и бил тещу штанами. Это было прекрасно, и я с удовольствием это смотрел, потому что актер-мастер большой органической логикой 3 Сб. «О Станиславском», «Искусство», стр. 320. на сцене убедил меня, что больше ему ничего не оставалось делать».3 Приведенные слова К. С. Станиславского подтверждают, что хотя область эксцентрики — алогизм, несообразности, невероятные вещи, но подлинным искусством эксцентриада становится лишь тогда, когда каждая неожиданность продумана и подготовлена, когда каждое на первый взгляд нелогичное действие имеет свою, пусть необычную, но органическую логику. Можно ли повесить промокшего человека сушиться на веревку, как вешают белье? Конечно, нет, — ответит зритель, А почему, собственно, нет, — возражает актер-эксцентрик. — Если можно повесить на просушку брюки, пиджак, значит, можно повесить также их владельца. . И Карандаш проделывал это на практике. Свалившись в аквариум с водой, он совершенно мокрый уходил за кулисы, приносил длинную толстую веревку, не спеша натягивал ее поперек манежа и вешал на нее мокрое полотенце. А затем, прицепив большой бельевой зажим себе к штанам, он сам развешивался на веревке, чтобы просохнуть. И хотя это выглядело неожиданно, необычно, но талантливый актер, внутренне оправдывая этот прием, делал его совершенно логичным в глазах зрителей. В одной статье, конечно, невозможно коснуться всех сторон такого сложного явления, как эксцентрика. Но и сказанного достаточно для вывода, что эксцентрика является полноправным художественным актерским приемом и занимает свое место в многогранном и разнообразном искусстве социалистического реализма. Наши зрители любят и ценят эксцентрику — пусть же она служит высоким, благородным целям, глубже раскрывает явления жизни, высмеивает недостатки и активно борется с ними. А. ШИРАЙ Журнал «Советский цирк» декабрь 1958 г.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Цирк чудес

News image

Давно ли Вы видели чудо?! Верите ли Вы в чудеса? Вам интересно все необычное? Каков бы ни был Ваш ответ, Вы...

Авторизация