Артисты цирка

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Шадрин Сергей Валентинович

News image

Канбегов (Забелкин) Владислав Влади

News image

Ерошенков Сергей Михайлович

News image

Ильченко Игорь Васильевич

News image

род. 5 марта 1962, г. Горловка, Донецкая обл. Украина 1984, 4 но...

Спира Николай Иванович

News image

Цирки в мира

Владивостокский государственный цир

News image

История Владивостокского цирка насчитывает уже более 100 лет. Жители Владивостока впервые увидели цирковое представление в далеком 1885 году в цирке Ла...

Цирк - Шапито Радуга

News image

С 1 мая цирк-шапито Радуга филиал Российской государственной цирковой компании начинает свою работу. Цирк начинает работу после гр...

Екатеринбургский цирк

News image

Вы побывали в цирке в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Нижнем Новгороде, но вряд ли посещали уральские цирки. Среди могучих Уральских гор ра...

История создания Донецкого государс

News image

Донецкий государственный цирк «Космос» — театрально-зрелищное учреждение культуры, подчиненно Министерству культуры и туризма Украины. Основные направления деятельности цирка – обслуживание населения ус...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирковой архив - Неопубликованное письмо А. И. Куприна о цирке


PostHeaderIcon Неопубликованное письмо А. И. Куприна о цирке

Цирковая лента - Цирковой архив

Неопубликованное письмо А. И. Куприна о цирке Цирковому искусству посвящено не одно художественное про­изведение русской и иностранной литературы. Писателей привлека­ла отвага артистов цирка, их мужество, искусство, с древних времен любимое народом. Д. В. Григорович, А. П. Чехов, М. Горький, А. И. Куприн оста­вили произведения, привлекающие не только художественными до­стоинствами, но и проникнутые теплотой, симпатией, сочувствием к артистам старого, дореволюционного цирка. Льва Николаевича Толстого тронул рассказ Куприна «В цирке». Чехов писал об этом рассказе: «В цирке» — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная несомненно знающим че­ловеком». Куприн хорошо знал русский дореволюционный цирк, он был верным другом цирковых артистов, среди самых близких его дру­зей был клоун Жакомино, атлет и борец Иван Заикин и многие из­вестные в свое время деятели русского цирка. Естественно, что, когда писателю Ивану Бунину понадобились для повести некоторые сведения о цирковом искусстве, он обратился к Куприну, с которым был в давних сердечных отно­шениях. На фото : А. И. Куприн и клоун Жакомино («Синий журнал», 1911 г.) «Дорогой Александр Иванович, — писал Куприну Бунин, — окажи услугу, напиши: как называются в цирке эти люди в ботфортах и камзолах, что становятся в два ряда возле выхода из-за кулис, когда вылетает оттуда лошадь, и что, например, могут они тащить на аре­ну перед тем, как на нее выкатить клетку со львом, который дол­жен будет... что делать? Прыгать в горящие круги, что ли?» На это письмо последовал ответ А.

. И. Куприна. Подробно и увлекательно писатель рассказывает в своем письме к Бунину глав­ным образом о работе с хищными зверями. В наше время работа укротителей львов и тигров претерпела значительные изменения по сравнению с тем, как работали со зверями в дореволюционном цирке, но описание номера укротителя, принадлежащее перу художника слова, друга цирковых артистов и ценителя циркового искусства А. И. Куприна, разумеется, заинтересует читателей. «Милый Иван Алексеевич! Те, что стоят при выходе из конюшен в манеж, называются обще — униформа. Из них те, что в камзолах, в сапожках с крагами (ныне б. частью в синих, серых или даже красных рейтузах), зовутся берейторами, пикерами, реже — штальмейстерами. Это все цирковые артисты, обязанные по контракту делать па­рад директору, членам его семьи, наездницам и гастролерам, по­могать в установке и укреплении аппаратов, держать обручи и лен­ты, убирать и чистить манеж, расстилать ковер и т. д. Но грязной работой занимаются всегда конюхи: они тоже стоят в проходе, в на­ше время в гимнастерках защитного цвета, позади фрачников. Соб­ственно, штальмейстер — это старший над униформой. Он обыкно­венно подает реплики клоунам. Он руководит работой униформы. Это важное лицо. В Cirqne de Paris это всем известный Lionn. В по­запрошлом году весь Париж справлял его пятнадцатилетний юби­лей; он получил приветствия, цветы и подарки. Ему говорили ре­чи видные писатели.

. Укротитель входит сначала по ступенькам в маленькую клетку, пристроенную к большой со зверями. Заперев за собой дверь этой малой клетки, он отворяет двери большой, быстро входит в нее и еще быстрее захлопывает. В руках у него два хлыста: большой — шамбарьер для щелкания и для поощрения издали, малый — для угрозы и воздействия на близком расстоянии. Звери (в данном слу­чае львы и тигры) рассаживаются по бочкообразным белым табуре­там, всегда в одинаковом порядке. Если кто из них капризничает, балуется, ему намекают о порядке хлыстом, то же и при ссоре. Львы делают такие номера: скачут внутри клетки по кругу — просто и с препятствиями в виде белых шестов. Прыгают сквозь об­ручи, простые и затянутые папиросной бумагой. Делают живопис­ные группы: для этого служат табуреты и еще двускатная перенос­ная белая лестница. Самый эффектный номер, когда все звери рас­полагаются снизу доверху пирамидой. Скачут также через огнен­ные обручи. Всегда в звериной колонии есть два заметных зверя. Один (чаще всего тигр), который ревет и все норовит кинуться на укротителя или на его хлыст. Его иногда приходится бить хлыстом с усердием. Это для ужаса зрителей. Другой обыкновенно большой, старый, траченный молью лев (говорят, еще с возраста котенка при­выкший к укротителю и его любящий). С ним укротитель показывает жуткие номера. Борется с ним, укладывает его на пол, сам ложится рядом и кладет ему голову на грудь. Берет кусочек мяса в зубы, и лев осторожно берет его пастью. Кроме того, часто разверзает ему пасть обеими руками и сует в нее голову и т.

. д. К зверям укротитель старается не становиться спиной, а если это неизбежно — рассчитывает так, чтобы между ним и зверями всегда оказывался старый, преданный лев». Униформа только помогает ему (укротителю.— Л. Н.) успокаи­вать клетку. Но при исполнении номеров у него есть двое своих постоянных слуг, которым он платит жалованье. Они все время сле­дят за его работой, подают ему сквозь прутья необходимые пред­меты. Они же вооружены железными вилами или пиками, чтобы во­время притиснуть ослушника. Одеты они просто, чтобы одежда не развлекала зверей и не раздражала. Последний номер бывает пи­рамида, через которую перепрыгивает лучший гимнаст из живот­ных. Когда наступает момент ухода, укротитель устраивается так, что­бы у него за спиной была выходная дверь, а звери в противопо­ложном углу. Тогда он зажигает фейерверк — ракеты, фонтан, рим­скую свечу, от которой много огня, дыма, вони и треску, и палит раз десять подряд из револьвера холостыми выстрелами. Когда звери обалдели, он в таком же быстром и точном порядке как входил — так и уходит. Замечательно: только он выскочит из клетки, как звери злобно кидаются за ним. Еще номер бревно. Через него положена балансирующая дос­ка. Два зверя становятся по краям и движением тел вперед и назад заставляют доску качаться вниз и вверх: качели. Это львы. Медведи делают множество изумительных вещей. Катаются на роликах и велосипедах, ходят по канату или по огром­ному деревянному шару. Если чего не дописал — скажешь. Я постараюсь дополнить. Твой А. Куприн P.S. Еще номер: лев стреляет из ружья. Оно укреплено на ше­сте. К собачке привязана веревка с кусочком мяса. Дальше просто». Иван Бунин не воспользовался этим письмом, которое, по всей видимости, относится к 1933 году, ко времени работы писателя над повестью «Лика». В повести есть только описание номера с дресси­рованными лошадками-пони. Л. НИКУЛИН

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мышиная железная дорога

News image

Аттракцион Будьте добры! - это увлекательное путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок А.С. Пушкина. В ск...

Авторизация