Цирки в мира
Нижнетагильский цирк![]() Нижнетагильский цирк на протяжении уже практически восьмидесяти лет радует жителей города чудесными и захватывающими программами. Артисты цирка любят приезжать в эт... |
Ярославский цирк![]() Цирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор... |
Запорожский государственный цирк![]() Запорожский государственный цирк – отличный пример хорошей работы артистов, художественного руководителя, циркового оркестра и других сотрудников цирка. Данный цирк постоянно ра... |
Гомельский цирк в 1970-х гг![]() Первое здание цирка (деревянное) в Гомеле построено в 1890-е годы частным предпринимателем И. Слободовым на месте Центрального рынка (быв. Конной пл... |
Весь вечер на манеже Олег Попов
Цирковая лента - Люди и представления |
Вот он выходит на манеж. Ничем особым не замечателен — не толстый, не неуклюжий, без наклеенного носа, без традиционного рыжего парика. На нем черный бархатный пиджак, нормальные брюки; чуть большего размера, чем нужно, серая клетчатая кепка и кумачовый платочек в кармашке. В руках тросточка. Ничего смешного. Но вот он глянул в зал, лукаво загорелись большие голубые глаза и рот растянулся в широкой доброй улыбке. И в ответ заулыбался весь зал. Попов снял кепку и рассыпались русые, льняные волосы. Он еще ничего не сделал, но уже чувство доверия и симпатии овладевает зрителями. Мы уже с удовольствием смотрим на милого курносого юношу, на светлые соломенные бровки, на светящееся улыбкой лицо, следим за легкой, спокойной походкой, за каждым мягким движением клоуна. Вот он достал из кармана пять картофелин. Что он будет с ними делать? Одна за другой они летят вверх, а клоун их ловит и, почти не задерживая в руках, снова и снова посылает их вверх. А вот появилась еще и вилка. Она летит вслед за картофелинами. Момент! Рукоятка вилки в зубах у Попова. Еще момент — и одна картофелина, летящая вниз, попадает на зубья вилки. Это сложный трюк, но Попов выполняет его с завидной легкостью, и цирк разражается аплодисментами. А Попов с удивлением смотрит на зрителей. Что случилось? Почему они аплодируют? И, как бы поняв причину, улыбается. Что бы он ни делал: жонглирует ли кольцами, балансирует ли, исполняет ли каскад, ходит ли по свободно натянутой проволоке — во всем предельная легкость и высокое мастерство.
. Когда вы увидели его на проволоке, в первые секунды вам кажется, что вот-вот он свалится. И артист содействует такому впечатлению: он размахивает руками, изображая потерю равновесия, хватается тросточкой за воздух, а затем, чтобы удержаться в этом положении, зацепляет себя ручкой тросточки за шею. И с этого момента вы перестаете волноваться за его судьбу. Вы поверили в его стойкость, вы совершенно убеждены в том, что он на проволоке, как у себя дома, и только поражаетесь всему тому, что он способен делать на качающейся металлической нити. По проволоке он ходит, как директор учреждения по своему кабинету. С той только разницей, что директор нередко ходит неуверенно, полагая, что может долго не удержаться, а Попов ходит так, будто всю жизнь провел на проволоке и останется на ней до конца. Он лежит на ней, как на диване. Он гуляет по ней, как по аллее парка. Он стоит на ней, как постамент на площади. И это великолепно. На манежах наших цирков выступает талантливый мастер клоунады, замечательный коверный — Карандаш. Этот маленький, чем-то похожий на мурзилку, человек оказывается сильным и ловким. Карандаш — большой мастер политической сатиры, прибегающий часто к гротеску. Ему помогают в этом и визгливый голосок и его смешная карикатурная фигурка. Зрители покатываются от смеха, когда делает свои уморительные каскады необыкновенно смешной Константин Мусин, и горячо аплодируют веселому с вечно выпученными глазами Константину Берману, когда он совершает головокружительный прыжок из оркестра в манеж. Смех всегда сопровождает выступления комичного толстяка Акрама Юсупова и изобретательного весельчака Бориса Вяткина с его неизменной подружкой—собачкой «Манюней». Все они заняли свое место в истории советской клоунады. Но Олег Попов не пошел по их пути. Он стремится создать свой жанр, отличный от других клоунов.
. И, вероятнее всего, помог в этом ему молодежный цирковой коллектив, в котором он долго и успешно работал. Первое, что он сделал, это отмел в своем облике все внешнее, что может смешить. Удивленные, немного испуганные глаза, открытый рот. Длинные волосы. Что-то от Иванушки-дурачка из любимой с детства сказки. Да, это тот самый Иванушка, который, как выясняется, вовсе не дурак, а добрый, умный, находчивый, ловкий умелец. Он хоть кого проведет. И рассмешит царя и возьмет за себя царевну, обойдя всех своих конкурентов. Но в наше время у нас нет царей и нет царевен. И, наконец, Иванушка другой. Поэтому и костюм Попова и его лицо — обыкновенные, бытовые. Только чуть праздничнее обычного выглядит его костюм. Ведь он вышел на манеж, а это для артиста большой праздник. Ему не нужен смешной нос, не надо, чтоб поднимались дыбом волосы. Он будет вызывать смех положением, в которое он попал сам или в которое он поставил кого-нибудь другого. Вот к примеру клоунада «Свисток». Это старая клоунада о проглоченном свистке, продолжающем звучать. Ее блистательно делал в кинематографе Чарльз Чаплин и тысячу раз повторяли многие клоуны в цирках. Но Попов играет ее по-своему.
. Он появляется на манеже в забавной старинной русской шапке, садится на барьер, достает из-за пазухи рожок и с сосредоточенным выражением лица исполняет на нем русскую народную песенку. Инспектор манежа подходит к нему и просит прекратить игру. Уходит. Попов отходит в сторону и играет новую песенку. Завидев возвращающегося инспектора, он делает вид, что это дудел в рожок не он, что это кудахтал петух. И клоун начинает смешно кудахтать рожком, а для убедительности еще похлопывает себя рукой по боку, как петух крылышком. И для еще большей убедительности дает инспектору снесенное петухом... яйцо. Зрители хохочут. Инспектор отбирает у Попова рожок. Попов достает надувной резиновый шарик «уйди-уйди» и начинает играть на нем. Инспектор отнимает шарик. Попов обороняется, подняв ногу, нацеливая ее как ружье. Инспектор, рассердившись, снимает у наго с ноги туфлю и уносит её. Что делать? Попов достает откуда-то балетную туфлю, надевает ее на левую ногу и на момент превращается в балерину, изящно танцующую на пуантах. Конечно, это половинчатое изящество, ибо на правой ноге у него обычная мужская туфля. Поклонившись, как это делают известные премьерши балета, он достает свисток и высвистывает новую мелодию. Инспектор манежа возмущен. Он толкает Попова. Попов падает и с ужасом понимает, что проглотил свисток. Он пытается объясниться с инспектором, но вместо слов — свист. Так было со свистком у Чаплина. Но Попов придумывает дальнейший ход. Он расстроен. Он садится на корточки у барьера и плачет. Свист звучит, как рыдание. Умолк. Инспектор хочет объявить следующий номер, но Попов всхлипывает — и опять вырывается свист. Инспектор гонит его с манежа и нечаянно наступает Попову на ногу. И тут, хромая, подпрыгивая, Попов скулит, как побитый щенок (все это через свист). И делает он это смешно и в то же время трогательно. Не удивительно, что цирк гремит аплодисментами. Попов превосходно владеет искусством смеха, искусством той самой шутки, которая сближает людей и становится проводником дружбы между людьми различных национальностей. В дни VI фестиваля в Московском цирке побывали представители всех континентов и почти всех стран мира. Я видел, как смеялись, глядя на Олега Попова, римский учитель, строгий норвежский докep, задумчивый чилиец, девочка-школьница из овеянной ветрами Исландии, индеец из Суринама и негр из Пуэрто-Рико. Им всем было одинаково весело, они отлично понимали шутки Попова и каждый из них со свойственным ему темпераментом рукоплескал артисту. В эти же дни на пяти манежах московского стадиона «Динамо» состоялся праздник цирка. Пожалуй, самый большой успех выпал на долю Олега Попова с его партнерами. Что мог показать Попов на стадионе? Конечно, футбол. Ворот нет. Их заменяют пиджаки, положенные на расстоянии трех шагов один от другого. Вратари — совсем молодые. Каждому не больше семи лет. Идет спор, я бы даже сказал, скандал из-за каждого замечания судьи. Играют грубо. Одному игроку открутили ногу и санитары на носилках уносят его с поля. Но игрок не покидает свою команду. Свалка. Из-под груды тел игроков выкарабкивается Олег Попов. Он спрятал мяч за пазуху и ищет место, куда бы поставить его, чтобы удобнее было забить его в ворота. Но ворота слишком малы и Попов расширяет их, относя в сторону пиджаки. Скандал. Дикая каша на поле. Игроки упали друг на друга, сцепились и не могут расцепиться. Судья назначает одиннадцатиметровый штрафной удар. Должен бить нападающий, клоун Михаил Шуйдин. Что делать? Надо встать стеной на защиту. И Олег приносит на поле самую настоящую стену. Устанавливает ее. Клоун Анатолий Векшин бьет. Пушечный удар. Мяч летит в стену, стена взрывается. Все летит в воздух. Вся команда разлетается в прах. Представьте себе хотя бы на секунду, как смеются одновременно сто тысяч человек, и вы поймете, какой успех имела эта клоунада, разыгранная Поповым с партнерами почти экспромтом. В 1956 году Попов уезжал на гастроли в Бельгию, во Францию, Великобританию и Польшу, будучи уже вполне сложившимся популярным артистом советского цирка, и вернулся в Москву признанной европейской знаменитостью. Недавно мне довелось беседовать с одним московским товарищем, приехавшим из Парижа. Он рассказал, что однажды, будучи там, пошел поужинать в ресторан и метр-д отель, подведя его к столику, торжественно произнес: «За этим столиком сидел сам Олег Попов»! А «сам Олег Попов» вернулся не премьером, привыкшим к овациям, цветам и поцелуям. Нет. Ему не вскружили голову ни похвалы Марселя Морсо, ни комплименты Жозефины Беккер. В жизни и в работе он остался немного застенчивым, скромным юношей, любящим свой груд, упорно добивающимся нового совершенства в своей работе. В спектакле Московского цирка — в водяной феерии «Юность празднует» Олег Попов выступил в большой пантомимической сцене. Он изображал несчастного влюбленного, пытающегося покончить жизнь самоубийством. И в этой новой для него роли он показал себя в новом качестве. Мы видели его радостным, порхающим от счастья влюбленным, видели растерянным в момент, когда счастье покинуло его, видели печального Олега, севшего на мостик, и безумие человека, решившего утопиться. Это — сцена чаплиновского характера. В ней юмор граничит с драматизмом. И Попов отлично справился с этой ролью, вызвав одновременно сочувствие и хохот зрителей. Он играл эту сценку со своим партнером Анатолием Векшиным и студентами циркового училища М. Канитановой, А. Николаевым Г. Афанасьевым, которые впервые в жизни вышли на манеж и показали себя способными комиками. Попов помог им начать свой артистический путь в цирке,— и это очень хорошая черта молодого мастера. А может быть, вы давно не были в цирке и не видели Олега Попова? Тогда обязательно соберитесь и пойдите. Зажгутся над ареной яркие лампы, загремит оркестр, выстроятся у форганга униформисты, пройдут в параде, сверкая блестками костюмов, бесстрашные акробаты — покорители воздуха, прогарцуют на гордых конях ловкие всадники, пробегут в разноцветных трико гимнасты, захлопают шамбарьеры, и как старого друга, встретят зрители своего любимца Олега Попова, который, как вполне точно указано в программе, будет вас веселить, находясь на манеже весь вечер. В. Поляков
Читайте: |
---|
|
Индия освобождает слонов из цирков![]() Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци... |
ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ![]() На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но... |
Московский иллюзионный театр зверей![]() Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз... |
Животные в цирке:
Верхом на Мухе![]() Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло... |
Обезьяна Том![]() Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не... |
Жеребец Бубен![]() Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ... |