Артисты цирка

Династия Левицких. Левицкий Давид И

News image

1903 (Запорожье) - 1968 По образованию – архитектор. Делал проекты Магнитогорского и ...

Теплыгин Андрей Андреевич

News image

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Скоков Александр Владимирович

News image

Рыбченко Олег Яковлевич

News image

Вильданов Айрат Гильфанович

News image

Цирки в мира

Читинский цирк

News image

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз побывал в цирке. Если спросить у любого прохожего о том, какие воспоминания у ...

Белорусский государственный цирк

News image

Первое выступление профессионального цирка в Белоруссии состоялось летом 1853 года во временном балагане в Троицком предместье Минска. Это был австрийский ци...

Екатеринбургский цирк

News image

Вы побывали в цирке в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Нижнем Новгороде, но вряд ли посещали уральские цирки. Среди могучих Уральских гор ра...

Алматинский цирк

News image

Алматинский цирк – это не просто красивое и современное здание, это в первую очередь профессиональный, талантливый и дружный коллектив цирковых ар...

Мировые цирки - Цирковая лента - Люди и представления - Весь вечер на манеже Олег Попов



PostHeaderIcon Весь вечер на манеже Олег Попов

Цирковая лента - Люди и представления

Вот он выходит на манеж. Ничем осо­бым не замечателен — не толстый, не не­уклюжий, без наклеенного носа, без тра­диционного рыжего парика. На нем чер­ный бархатный пиджак, нормальные брю­ки; чуть большего размера, чем нужно, серая клетчатая кепка и кумачовый плато­чек в кармашке. В руках тросточка. Ни­чего смешного. Но вот он глянул в зал, лукаво загоре­лись большие голубые глаза и рот растянулся в широкой доброй улыбке. И в от­вет заулыбался весь зал. Попов снял кеп­ку и рассыпались русые, льняные волосы. Он еще ничего не сделал, но уже чув­ство доверия и симпатии овладевает зрителями. Мы уже с удовольствием смот­рим на милого курносого юношу, на свет­лые соломенные бровки, на светящееся улыбкой лицо, следим за легкой, спокой­ной походкой, за каждым мягким движе­нием клоуна. Вот он достал из кармана пять карто­фелин. Что он будет с ними делать? Одна за другой они летят вверх, а клоун их ло­вит и, почти не задерживая в руках, сно­ва и снова посылает их вверх. А вот по­явилась еще и вилка. Она летит вслед за картофелинами. Момент! Рукоятка вилки в зубах у Попова. Еще момент — и одна картофелина, летящая вниз, попадает на зубья вилки. Это сложный трюк, но По­пов выполняет его с завидной легкостью, и цирк разражается аплодисментами. А Попов с удивлением смотрит на зрителей. Что случилось? Почему они аплодируют? И, как бы поняв причину, улыбается. Что бы он ни делал: жонглирует ли кольцами, балансирует ли, исполняет ли каскад, ходит ли по свободно натянутой проволоке — во всем предельная легкость и высокое мастерство.

. Когда вы увидели его на проволоке, в первые секунды вам кажется, что вот-вот он свалится. И артист содействует такому впечатлению: он размахивает руками, изо­бражая потерю равновесия, хватается тро­сточкой за воздух, а затем, чтобы удер­жаться в этом положении, зацепляет себя ручкой тросточки за шею. И с этого мо­мента вы перестаете волноваться за его судьбу. Вы поверили в его стойкость, вы совершенно убеждены в том, что он на проволоке, как у себя дома, и только по­ражаетесь всему тому, что он способен де­лать на качающейся металлической нити. По проволоке он ходит, как директор учреждения по своему кабинету. С той только разницей, что директор нередко хо­дит неуверенно, полагая, что может долго не удержаться, а Попов ходит так, будто всю жизнь провел на проволоке и останет­ся на ней до конца. Он лежит на ней, как на диване. Он гуляет по ней, как по аллее парка. Он стоит на ней, как постамент на площади. И это великолепно. На манежах наших цирков выступает талантливый мастер клоунады, замечательный коверный — Карандаш. Этот ма­ленький, чем-то похожий на мурзилку, человек оказывается сильным и ловким. Карандаш — большой мастер политичес­кой сатиры, прибегающий часто к гро­теску. Ему помогают в этом и визгливый голосок и его смешная карикатурная фи­гурка. Зрители покатываются от смеха, когда делает свои уморительные каскады не­обыкновенно смешной Константин Мусин, и горячо аплодируют веселому с вечно выпученными глазами Константину Берману, когда он совершает головокружительный прыжок из оркестра в манеж. Смех всегда сопровождает выступления комичного тол­стяка Акрама Юсупова и изобретательно­го весельчака Бориса Вяткина с его неиз­менной подружкой—собачкой «Манюней». Все они заняли свое место в истории советской клоунады. Но Олег Попов не пошел по их пути. Он стремится создать свой жанр, отлич­ный от других клоунов.

. И, вероятнее всего, помог в этом ему молодежный цирко­вой коллектив, в котором он долго и ус­пешно работал. Первое, что он сделал, это отмел в своем облике все внешнее, что может смешить. Удивленные, немного испуганные гла­за, открытый рот. Длинные волосы. Что-то от Иванушки-дурачка из любимой с дет­ства сказки. Да, это тот самый Иванушка, который, как выясняется, вовсе не дурак, а добрый, умный, находчивый, ловкий умелец. Он хоть кого проведет. И рассме­шит царя и возьмет за себя царевну, обойдя всех своих конкурентов. Но в наше время у нас нет царей и нет царевен. И, наконец, Иванушка другой. По­этому и костюм Попова и его лицо — обы­кновенные, бытовые. Только чуть празд­ничнее обычного выглядит его костюм. Ведь он вышел на манеж, а это для арти­ста большой праздник. Ему не нужен смешной нос, не надо, чтоб поднимались дыбом волосы. Он будет вызывать смех положением, в которое он попал сам или в которое он поставил ко­го-нибудь другого. Вот к примеру клоунада «Свисток». Это старая клоунада о проглоченном свистке, продолжающем звучать. Ее бли­стательно делал в кинематографе Чарльз Чаплин и тысячу раз повторяли многие клоуны в цирках. Но Попов играет ее по-своему.

. Он появляется на манеже в забавной старинной русской шапке, садится на барьер, достает из-за пазухи рожок и с сосредоточенным выражением лица испол­няет на нем русскую народную песенку. Инспектор манежа подходит к нему и про­сит прекратить игру. Уходит. Попов от­ходит в сторону и играет новую песенку. Завидев возвращающегося инспектора, он делает вид, что это дудел в рожок не он, что это кудахтал петух. И клоун начинает смешно кудахтать рожком, а для убеди­тельности еще похлопывает себя рукой по боку, как петух крылышком. И для еще большей убедительности дает инспектору снесенное петухом... яйцо. Зрители хохочут. Инспектор отбирает у Попова рожок. По­пов достает надувной резиновый шарик «уйди-уйди» и начинает играть на нем. Инспектор отнимает шарик. Попов оборо­няется, подняв ногу, нацеливая ее как ружье. Инспектор, рассердившись, снима­ет у наго с ноги туфлю и уносит её. Что делать? Попов достает откуда-то балетную туфлю, надевает ее на левую ногу и на момент превращается в балерину, изящ­но танцующую на пуантах. Конечно, это половинчатое изящество, ибо на правой ноге у него обычная мужская туфля. Поклонившись, как это делают из­вестные премьерши балета, он достает сви­сток и высвистывает новую мелодию. Ин­спектор манежа возмущен. Он толкает По­пова. Попов падает и с ужасом понимает, что проглотил свисток. Он пытается объяс­ниться с инспектором, но вместо слов — свист. Так было со свистком у Чаплина. Но Попов придумывает дальнейший ход. Он расстроен. Он садится на корточки у барьера и плачет. Свист звучит, как рыдание. Умолк. Инспектор хочет объявить следующий номер, но Попов всхлипыва­ет — и опять вырывается свист. Инспектор гонит его с манежа и нечаянно наступает Попову на ногу. И тут, хромая, подпрыгивая, Попов скулит, как побитый щенок (все это через свист). И делает он это смешно и в то же время трогательно. Не удивительно, что цирк гремит аплодисмен­тами. Попов превосходно владеет искусст­вом смеха, искусством той самой шутки, которая сближает людей и становится проводником дружбы между людьми различных национальностей. В дни VI фестиваля в Московском цирке побывали представители всех континентов и почти всех стран мира. Я видел, как смеялись, глядя на Олега Попо­ва, римский учитель, строгий норвежский докep, задумчивый чилиец, девочка-школьница из овеянной ветрами Исландии, ин­деец из Суринама и негр из Пуэрто-Рико. Им всем было одинаково весело, они от­лично понимали шутки Попова и каждый из них со свойственным ему темпераментом рукоплескал артисту. В эти же дни на пяти манежах мос­ковского стадиона «Динамо» состоялся праздник цирка. Пожалуй, самый боль­шой успех выпал на долю Олега Попова с его партнерами. Что мог показать По­пов на стадионе? Конечно, футбол. Ворот нет. Их заменяют пиджаки, по­ложенные на расстоянии трех шагов один от другого. Вратари — совсем молодые. Каждому не больше семи лет. Идет спор, я бы даже сказал, скандал из-за каждого замечания судьи. Играют грубо. Одному игроку открутили ногу и санитары на но­силках уносят его с поля. Но игрок не по­кидает свою команду. Свалка. Из-под гру­ды тел игроков выкарабкивается Олег По­пов. Он спрятал мяч за пазуху и ищет место, куда бы поставить его, чтобы удоб­нее было забить его в ворота. Но ворота слишком малы и Попов расширяет их, от­нося в сторону пиджаки. Скандал. Дикая каша на поле. Игроки упали друг на дру­га, сцепились и не могут расцепиться. Судья назначает одиннадцатиметровый штрафной удар. Должен бить напада­ющий, клоун Михаил Шуйдин. Что де­лать? Надо встать стеной на защиту. И Олег приносит на поле самую настоящую стену. Устанавливает ее. Клоун Анатолий Векшин бьет. Пушечный удар. Мяч летит в стену, стена взрывается. Все летит в воздух. Вся команда разлетается в прах. Представьте себе хотя бы на секунду, как смеются одновременно сто тысяч че­ловек, и вы поймете, какой успех имела эта клоунада, разыгранная Поповым с партнерами почти экспромтом. В 1956 году Попов уезжал на гастро­ли в Бельгию, во Францию, Великобрита­нию и Польшу, будучи уже вполне сло­жившимся популярным артистом совет­ского цирка, и вернулся в Москву при­знанной европейской знаменитостью. Не­давно мне довелось беседовать с одним московским товарищем, приехавшим из Парижа. Он рассказал, что однажды, бу­дучи там, пошел поужинать в ресторан и метр-д отель, подведя его к столику, торжественно произнес: «За этим столиком сидел сам Олег Попов»! А «сам Олег Попов» вернулся не премьером, привыкшим к овациям, цве­там и поцелуям. Нет. Ему не вскружили голову ни похвалы Марселя Морсо, ни комплименты Жозефины Беккер. В жизни и в работе он остался немного застенчивым, скромным юношей, любящим свой груд, упорно добивающимся нового со­вершенства в своей работе. В спектакле Московского цирка — в водяной феерии «Юность празднует» Олег Попов выступил в большой пантомимиче­ской сцене. Он изображал несчастного влюбленного, пытающегося покончить жизнь самоубийством. И в этой новой для него роли он показал себя в новом ка­честве. Мы видели его радостным, порха­ющим от счастья влюбленным, видели растерянным в момент, когда счастье по­кинуло его, видели печального Олега, севшего на мостик, и безумие человека, решившего утопиться. Это — сцена чаплиновского характера. В ней юмор грани­чит с драматизмом. И Попов отлично справился с этой ролью, вызвав одновре­менно сочувствие и хохот зрителей. Он иг­рал эту сценку со своим партнером Анато­лием Векшиным и студентами циркового училища М. Канитановой, А. Николаевым Г. Афанасьевым, которые впервые в жизни вышли на манеж и показали себя спо­собными комиками. Попов помог им начать свой артистический путь в цирке,— и это очень хорошая черта молодого ма­стера. А может быть, вы давно не были в цирке и не видели Олега Попова? Тогда обязательно соберитесь и пойдите. Зажгутся над ареной яркие лампы, загремит оркестр, выстроятся у форганга униформисты, пройдут в параде, сверкая блестками костюмов, бесстрашные акро­баты — покорители воздуха, прогарцуют на гордых конях ловкие всадники, пробе­гут в разноцветных трико гимнасты, за­хлопают шамбарьеры, и как старого друга, встретят зрители своего любимца Олега Попова, который, как вполне точно указано в программе, будет вас веселить, находясь на манеже весь вечер. В. Поляков

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Рассуждать о «Снежном шоу Славы Полунина» очень сложно. Многие величают это действо «чудом, к которому не были готовы». На самом же...

Авторизация