Цирки в мира
Канадский «Цирк Солнца» («Cirque du«Cirque du Soleil» - сегодня это один из самых лучших цирков мира. Он быстро развивается и расширяется. Самое главное его до... |
Воронежский государственный циркЦирк, как явление, в Воронеже появился еще задолго до того, как был построен первое стационарное здание цирка. В XIX веке бр... |
Китайский циркЕсли поставить друг на друга все пирамиды древности, то и тогда это чудо, не будет больше чудес древнего цирка китайских им... |
Омский циркСтроительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр... |
Инспектор манежа
Цирковая лента - Люди и представления |
помещен ряд статей, посвященных состоянию разговорного жанра в цирке. В них подробно анализировались недостатки современной клоунады, сатиры и музыкальной эксцентриады, но почему-то совершенно не говорили об инспекторах манежа, работа которых тесно связана с артистами-разговорниками. Между тем деятельность инспектора манежа, с точки зрения культуры слова и актерского мастерства, в настоящее время оставляет желать лучшего. Чтобы ответить на вопрос, почему это так, необходимо внимательно посмотреть, откуда берутся в нашем цирке инспекторы манежа. В инспекторы манежа в основном идут бывшие акробаты, гимнасты, жонглеры, борцы — люди, утратившие по тем или иным причинам свое профессиональное мастерство. Все они отлично знают техническую сторону цирка, знают, как сделать подвеску аппаратуры, закрепить и держать лонжу, верно заграблить манеж. Но когда дело доходит до объявления номера или разговора на манеже с коверным, мы невольно сталкиваемся с отсутствием у инспекторов манежа необходимых навыков. Кажется, что может быть проще — выйти на манеж и громко объявить следующий номер или спросить и ответить в репризе коверного. Но большинство инспекторов манежа не могут по-настоящему оправиться с этой задачей. Между тем роль инспектора в цирке значительно возросла: в последнее время в цирке стали очень много разговаривать. Разговаривают клоуны, сатирики, музыкальные эксцентрики, дрессировщики, иллюзионисты. Особенно много разговаривают коверные, даже те, которые раньше никогда не разговаривали. Все они, как правило, в разговоре общаются с инспектором манежа. Таким образом, инспектор манежа во время спектакля является основным представителем разговорного жанра. Поэтому он должен профессионально владеть техникой речи и актерским мастерством. Часто приходится поражаться, как серо, безграмотно, нетемпераментно ведут программу некоторые инспекторы манежа. Сплошь и рядом сталкиваешься с неверным произношением слова, с косноязычием, с тихой речью, с неумением держаться на манеже и даже с не всегда опрятным внешним видом. Многие ошибочно считают, что фрак (кстати оказать, не всегда вяжущийся с убогостью убранства некоторых цирков) сам по себе является признаком большой культуры и может прикрыть недостатки того, кто его носит. Таких инспекторов нельзя обвинять в недобросовестности исполнения возложенных на них обязанностей. Отнюдь нет.
. У них просто по самой природе нет к этому никаких данных, необходимого культурного уровня. Правда, Союзгосцирк пытался заниматься устранением этих недостатков. Были созданы временные курсы повышения квалификации инспекторов манежа. Там занимались и техникой речи и актерским мастерством. Но что можно сделать с теми, у кого к этому нет ни призвания, ни способностей? На инспектора манежа в нашем цирке возложено слишком много обязанностей. Он находится в цирке с утр» до позднего вечере. Днем он занят проведением репетиций, а вечером инспектор манежа руководит художественной и технической стороной представления. Выполнять то и другое бывает порой весьма трудно и не для каждого возможно. Часто во время паузы между номерами инспектор манежа ведет диалог с коверным, заполняющим паузу и одновременно держит лонжу, руководит униформистами, занятыми уборкой и установкой аппаратуры артистов. При этом он вынужден бывает разговаривать с коверным, часто находясь далеко от него и в силу необходимости смотря в противоположную сторону. Ясно, что при этом отсутствуют и взаимодействие и минимальное общение. Реприза получается скомканной, несыгранной. Чтобы устранить все эти недостатки, необходимо, чтобы в цирке наряду с инспектором манежа, отвечающим за всю техническую часть представления, был человек, ведущий программу, человек, на которого возложено руководство художественной частью представления. Ведущий программу должен иметь актерское образование, знать законы сценического мастерства. Он может быть использован для чтения текстов парад-прологов и эпилогов. Сейчас же для чтения в параде привлекаются артисты любого жанра, лишь бы они умели быстро выучить и бойко произнести текст. От этого часто страдает художественное качество парадов. Присутствие в цирке человека, владеющего актерским мастерством и техникой сценической речи, окажет несомненно влияние на все представление и на отдельные номера артистов. Грамотно провести программу — дело весьма сложное.
. Ведущий своим актерским чутьем сможет дать представлению нужное направление, нужный ритм. Все это позволит намного повысить качество представления. Кроме того, ведущий должен совместно с режиссером и артистами составлять и готовить будущую программу и репетировать с коверным новые репризы. В настоящее время нередки случаи, когда коверный договаривается с инспектором манежа о ходе репризы у занавеса, перед самым выходом на манеж. Настало время, когда культура слова, речи должны нестись не только с театральных подмостков, как это многие, к сожалению, еще думают, но и с арены цирка. Для этого и нужен в нашем цирке ведущий программу. Вл. УСПЕНСКИЙ
.Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|