Артисты цирка

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Трофимов Василий Егорович

News image

Шадрин Сергей Валентинович

News image

Просвирнин Сергей Юрьевич

News image

род. 4 февраля 1960. Музыкант, коверный клоун 1975 – поступил в Государственное Уч...

Волков Юрий Михайлович

News image

род. 21 января 1968 г., Харьков акробат 1995 - в Гомеле вошел в ...

Павлович Елена Львовна

News image

Цирки в мира

Цирк на Цветном бульваре

News image

Наступили долгожданные каникулы. Вы наконец-то в отпуске! Чем заняться, куда пойти? Конечно же в Московский цирк на Цветном бульваре! Это один из ст...

Цирк Жинне (Южная Африка)

News image

Лайза (из южной Африки) на сцене с 4 лет. Она была танцовщицей, гимнасткой, прыгала с вышки в воду, играла в те...

История Уфимского цирка

News image

Уфимский  госцирк впервые открыл  двери для зрителей 5 ноября 1968 года. Открывала работу Уфимского цирка программа под руководством Терезы Дуровой. До ст...

Омский государственный цирк

News image

Омский цирк – это цирк почти с сорокалетней историей, за годы работы, на его арене выступали многие известные артисты, представители вс...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Комизм контраста



PostHeaderIcon Комизм контраста

Цирковая лента - Интересные факты

В этот раздел входит практическое изучение комических несоответствий. 1. Знание, умение, сила в кажущихся незнании, неумении, слабости /и наоборот/; 2. Показ маловажного важным /и наоборот/; 3. Усложнение простой задачи /и наоборот/; 4. Несоответствие внешнего вида и поведения, слов и дела, цели и средств, причины и следствия и др.; 5. Анахронизмы - нарушение привычного хода событий, соединение старого с новым, соединение черт различных эпох, сказочного /фантастического/ с действительностью /реальностью/; 6. Несоответствие как основа неоднозначности комической маски. Примеры из репертуара клоунов. 1. Знание, умение сила в кажущихся незнании, неумении, слабости /и наоборот/ а) Наиболее ярко данное несоответствие раскрывается в цирковом приеме Подсадка , когда клоун изображает одного из зрителей, решившего испробовать свои силы на манеже. Многие клоуны начинали свою карьеру с ролей в подсадке . Так случилось, например, с Ю.Никулиным и М.Шуйдиным. Именно в сценке с лошадью, где артисты сыграли неумелых наездников, наметились их маски: это неловкий и флегматичный Юрик и довольно расторопный, но делающий многое невпопад Михаил. Как правило, артист в подсадке не выдает себя, оставаясь неузнанным. От начала и до конца репризы он играет неумелого и неловкого зрителя. Но иногда совершенно неожиданно артист вливается в тот или иной номер, становится его полноправным участником, прекрасно исполняя все трюки. Ход от кажущегося неумения, неловкости, слабости к неожиданному проявлению обратных качеств. В репризе А.Марчевского с непослушным моноциклом, выезжал клоун на трехколесном детском велосипеде. Неожиданно велосипед разваливался на части и клоун оставался сидеть на одном колесе.

. Последующие действия Марчевского с моноциклом заключаются в показе неумения на нем ездить. Здесь и каскады, езда зигзагами, игра с партнерами, которые безуспешно пытаются помочь клоуну и, наконец... отличное владение ездой на моноцикле. Итак, проявив полную неграмотность в исполнении какого-либо трюка, клоун в финале репризы, как правило, неожиданно обнаруживает умение и ловкость. б) Обратный ход - клоун сначала создает впечатление умелого человека, а в финале проявляет полную несостоятельность. Юрий Никулин, вспоминая экзамен по окончании студии клоунады, писал: ...в конце экзамена мы показывали массовый этюд - капустник. Тема капустника - цирк. Я изображал силового жонглера Всеволода Херца, который в то время выступал с блестящим номером. Я выходил на манеж в халате с неимоверно широкими плечами. Когда с меня снимали халат, то все видели, что в плечи халата вставлена палка, а я оставался в трусах: предельно худой с бутафорскими гирями. Это вызывало смех /Почти серьезно.М.79.С.167/. Ход - умение - неумение , сила - слабость , в котором достоинства только кажущиеся, построен, как правило, на использовании скрытого приспособления. На этом приеме лукавого обмана строятся и такие известные пародии Карандаша, как Тарелка... - бутылка... , в которой клоун показывает чудеса мнемотехники; А.Николаева на жонглера, где он демонстрирует сверхбаланс. В финале этих реприз клоуны обнаруживают, что, оказывается, Карандашу в разгадывании помогал электрик, который показывал из своего окошка то бутылку, то тарелку, что площадка, на которую Андрюша забрасывал бутылку, представляет собой магнит. 2. Несоответствие цели и средств а) Это несоответствие осуществляется клоунами, как правило, известным нам приемом - Использование предмета не по назначению . Однажды во время дождя цирк-шапито стало заливать дождем.

. Вскоре на манеже образовалась очень большая лужа, - вспоминает Л.Енгибаров. - Униформисты суетились, пытались вычерпать ее. Я принялся помогать им, таская воду шляпой. Комический эффект усилился тем, что шляпа оказалась дырявой /Раздумья клоуна-мима//Искусство клоунады.С.280/. Несоответствие цели и средств легло в основу сатирической репризы Карандаша Бережное отношение . В ней клоун, высмеивая формализм некоторых друзей природы, выходил на манеж, неся в одной руке небольшое тоненькое деревце, а в другой табличку. На вопрос инспектора, что он собирается делать, Карандаш отвечал: Я записался в друзья природы и охраняю зеленые насаждения . - А как вы это делаете? - спрашивал у него инспектор. Сейчас увидите, - отвечал Карандаш и преспокойно огромным гвоздем прибивал к деревцу табличку Берегите деревья! . - Иду сажать , - говорил клоун с чувством исполненного долга. б) Обратное явление - различные цели достигаются одинаковыми средствами. В клоунаде Бокс есть такой момент, когда один из клоунов лежит в нокауте, а другой обрызгивает его водой. Зрители решают, что второй клоун хочет помочь другому прийти в себя. Но, оказывается, что делается это исключительно с целью второго нокаута. 3. Показ маловажного важным, несерьезного серьезным /и наоборот/. - Скорей сюда! Все сюда! - громко призывал Рыжий, появляясь на барьере манежа. К нему подходил Белый клоун. - В чем дело? Что случилось? - Там...

. - Где - там? - На Курском вокзале... - Что произошло на Курском вокзале? - Совершенно необычайное происшествие... - Поезд сошел с рельсов? - Нет, еще невероятнее! - Поезд врезался в вокзал? - Еще невероятнее! - Да объясни, наконец, толком, что произошло на Курском вокзале? - Сегодня на Курском вокзале скорый поезд пришел во время... б) /и наоборот/ Важное и серьезное содержание скрывается за легкой и несерьезной формой. Этот ход особенно удавался Л.Енгибарову, который настаивал на том, чтобы Леня обязательно был скромным человеком. Все сложные трюки он выполняет, не придавая им особого значения. Например, сальтомортале с лошади. Для него это так же просто, как перекинуть ногу и спрыгнуть со стула /Раздумья клоуна-мима//Искусство клоунады. С.265/. Предельного упрощения клоун добился в репризе-новелле о грустном акробате, где он исполнял сложнейшие трюки эквилибра. Енгибаров во время их исполнения ложился на манеж и приглашал рядом прилечь и отдохнуть инспектора манежа и всех желающих из зрительного зала. В конце репризы клоун буквально засыпал . Енгибаров предельно заострил несоответствие сложного и простого, что вызывало всеобщий смех. 4. Несоответствие внешнего вида и поведения. Несоответствие слов и дела. а) Вот клоун в своем желании казаться аккуратным вытирает тщательно ноги перед тем, как выйти на ковер, и тащит за собой кучу опилок. В русле рассматриваемого приема действует инспектор манежа, когда, например, Карандаш случайно отрывает у него фалду фрака или когда А.Родин, тоже случайно, срывает с его груди манишку, и тот, оставшись в майке и с бабочкой на голой шее, такой представительный и важный, продолжает давать указания униформистам, а одного из них отчитывает за неряшливый вид. Комическое несоответствие слов и дела можно проиллюстрировать репризой Карандаша Взятка . Клоун показывал как некоторые бюрократы, прикрывшись неподкупной внешностью, берут взятки. Так, на желание одного из зрителей /подсадка/ взять его в клоуны, Карандаш заявлял, что то слишком длинный. Тогда зритель предлагал деньги. Что?! Взятка? - возмущался Карандаш и обращался с негодованием к публике: Подумать только, меня хотели подкупить! Клякса! Взять! Собака бежала к зрителю и... брала из его рук деньги. Карандаш, увидя, что все прошло, как надо, приглашал зрителя на репетицию. 5. Несоответствие желаемого и действительного, намерения и результата, мечтой и действительностью. Клоун А.Пиласян видит сон, в котором поднимает тяжеленную штангу - ему по плечу любой вес. Когда же клоун просыпается - его разочарованию нет предела - на самом деле он этого ничего не может. /Тот же ход использовал А.Заватта в известной репризе Человек сэндвич ./ Раз-два... - медленно считает партнер Карандаша, целясь мячом в воронку, которую инспектор манежа держит над головой. В это время Карандаш, приподнимаясь на цыпочках, собирается вылить в воронку из стакана воду. Когда инспектор оборачивается - Карандаш с приветливой улыбкой прячет стакан в карман брюк и пританцовывает, пока вода не начинает литься сквозь штанину. ...три-четыре - громок считает В.Минаев, в то время как П.Толдонов и Р.Коновалов после безуспешных попыток вылить воду в воронку, падают в таз. Вы что здесь делаете? - спрашивает инспектор, обернувшись. Купаемся , - отвечают они, попав в совершенно нелепое положение. Мило улыбаясь, клоуны натирают шляпой-мочалкой друг другу спины. /Фрагменты из антре Вода / 6. Анахронизмы: /временные несоответствия/ нарушение привычного хода вещей, соединение нового и старого, черт различных эпох, сказочного /фантастического/ и действительного /реального/. Клоуны Г. Маковский и Г. Ротман в репризе Тунеядцы как бы переносились в будущее /иначе эта реприза называлась Проснулись / В ней клоуны изображали двух тунеядцев, которые решили проспать до того времени, когда все начнут получать по потребности. Они заводят будильник и ложатся спать. Проходит время и раздается звонок. Проснувшиеся клоуны находятся в предвкушении благ. Но появившийся робот вместо сладкой пищи приносит пустые тарелки - оказывается, повар тоже спал. Бездельники крайне возмущены, на что робот резонно отвечает: А вы сами каковы?! А вы что сделали для создания изобилия? Порок нашего времени, перенесенный в будущее, делает его существование невозможным. В данном примере мы видим ход во времени вперед. В репертуаре этих же клоунов была реприза и с обратным ходом. И так бывает - называлась реприза, в которой клоуны переносились в первобытнообщинное общество. Пещерные люди Он и Она выражают свои нежные чувства с бесцеремонной прямолинейностью. К сожалению, подобное нередко встречается и в наши дни. В начале клоуны хотели еще больше осовременить события супермодной музыкой, но потом решили: пусть она контрастирует с варварскими обычаями, и взяли музыку из французского кинофильма Мужчина и женщина . Соединение сказочного и современного можно часто видеть в постановках детских спектаклей на сказочные темы. Для новогоднего представления в цирке на Ленинских горах в 1974 году О.Попов совместно с Б.Романовым поставил Сказку о попе и работнике его Балде , в котором Балду играл сам клоун. О.Попов так рассказывает об этом представлении: На арене в цирковой интерпретации разворачивается действие столь знакомой детям пушкинской сказки, правда, несколько осовремененной. Так, например, черти будут смотреть состязание... по хоккею, поп с попадьей, чтобы успокоить попенка, станцуют твист; в сценке на базаре появятся девушки, исполняющие веселые танцы... Неожиданно манеж превратиться в море . А под куполом, в космосе будут летать воздушные гимнасты Вязовы /Попов О. На этот раз - без кепки//Советская Россия. 1973.13 декабря/. Придумать этюд, используя какое-либо комическое несоответствие в качестве каркаса - т.е. исходя из собственных наблюдений наполнить каркас содержанием и придать ему соответствующую форму. 1. Незнание, неумение, слабость в кажущихся знании, умении, силе /и наоборот/ мини-этюды, в которых учащиеся создают впечатление знания, умения, силы, но за этими качествами скрываются обратные. Е. П. Чернов - кандидат искусствоведения

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

Авторизация