Артисты цирка

Ерошенков Сергей Михайлович

News image

Династия Левицких. Левицкий Давид И

News image

1903 (Запорожье) - 1968 По образованию – архитектор. Делал проекты Магнитогорского и ...

Исрафилов Эрик Айдынович

News image

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Волков Юрий Михайлович

News image

род. 21 января 1968 г., Харьков акробат 1995 - в Гомеле вошел в ...

Кашин Дмитрий Викторович

News image

Цирки в мира

Алматинский цирк

News image

Алматинский цирк – это не просто красивое и современное здание, это в первую очередь профессиональный, талантливый и дружный коллектив цирковых ар...

Ижевский цирк

News image

За свою более чем вековую историю Ижевский цирк стал неотъемлемой частью культурной жизни республики, горожан и гостей оружейной столицы России. На иж...

Cirque ici – «Цирк Иси» (Франция)

News image

«Цирк Иси» - это очень необычный цирк, в нем принимает участие всего лишь один актер Жоан Ле Гийерм, он по су...

Большой Санкт-Петербургский государ

News image

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – старейший и красивейший цирк Европы, первый стационарный каменный цирк в стране, функционирует с декабря 1877 го...

Мировые цирки - Цирковая лента - Интересные факты - Комизм контраста



PostHeaderIcon Комизм контраста

Цирковая лента - Интересные факты

В этот раздел входит практическое изучение комических несоответствий. 1. Знание, умение, сила в кажущихся незнании, неумении, слабости /и наоборот/; 2. Показ маловажного важным /и наоборот/; 3. Усложнение простой задачи /и наоборот/; 4. Несоответствие внешнего вида и поведения, слов и дела, цели и средств, причины и следствия и др.; 5. Анахронизмы - нарушение привычного хода событий, соединение старого с новым, соединение черт различных эпох, сказочного /фантастического/ с действительностью /реальностью/; 6. Несоответствие как основа неоднозначности комической маски. Примеры из репертуара клоунов. 1. Знание, умение сила в кажущихся незнании, неумении, слабости /и наоборот/ а) Наиболее ярко данное несоответствие раскрывается в цирковом приеме Подсадка , когда клоун изображает одного из зрителей, решившего испробовать свои силы на манеже. Многие клоуны начинали свою карьеру с ролей в подсадке . Так случилось, например, с Ю.Никулиным и М.Шуйдиным. Именно в сценке с лошадью, где артисты сыграли неумелых наездников, наметились их маски: это неловкий и флегматичный Юрик и довольно расторопный, но делающий многое невпопад Михаил. Как правило, артист в подсадке не выдает себя, оставаясь неузнанным. От начала и до конца репризы он играет неумелого и неловкого зрителя. Но иногда совершенно неожиданно артист вливается в тот или иной номер, становится его полноправным участником, прекрасно исполняя все трюки. Ход от кажущегося неумения, неловкости, слабости к неожиданному проявлению обратных качеств. В репризе А.Марчевского с непослушным моноциклом, выезжал клоун на трехколесном детском велосипеде. Неожиданно велосипед разваливался на части и клоун оставался сидеть на одном колесе.

. Последующие действия Марчевского с моноциклом заключаются в показе неумения на нем ездить. Здесь и каскады, езда зигзагами, игра с партнерами, которые безуспешно пытаются помочь клоуну и, наконец... отличное владение ездой на моноцикле. Итак, проявив полную неграмотность в исполнении какого-либо трюка, клоун в финале репризы, как правило, неожиданно обнаруживает умение и ловкость. б) Обратный ход - клоун сначала создает впечатление умелого человека, а в финале проявляет полную несостоятельность. Юрий Никулин, вспоминая экзамен по окончании студии клоунады, писал: ...в конце экзамена мы показывали массовый этюд - капустник. Тема капустника - цирк. Я изображал силового жонглера Всеволода Херца, который в то время выступал с блестящим номером. Я выходил на манеж в халате с неимоверно широкими плечами. Когда с меня снимали халат, то все видели, что в плечи халата вставлена палка, а я оставался в трусах: предельно худой с бутафорскими гирями. Это вызывало смех /Почти серьезно.М.79.С.167/. Ход - умение - неумение , сила - слабость , в котором достоинства только кажущиеся, построен, как правило, на использовании скрытого приспособления. На этом приеме лукавого обмана строятся и такие известные пародии Карандаша, как Тарелка... - бутылка... , в которой клоун показывает чудеса мнемотехники; А.Николаева на жонглера, где он демонстрирует сверхбаланс. В финале этих реприз клоуны обнаруживают, что, оказывается, Карандашу в разгадывании помогал электрик, который показывал из своего окошка то бутылку, то тарелку, что площадка, на которую Андрюша забрасывал бутылку, представляет собой магнит. 2. Несоответствие цели и средств а) Это несоответствие осуществляется клоунами, как правило, известным нам приемом - Использование предмета не по назначению . Однажды во время дождя цирк-шапито стало заливать дождем.

. Вскоре на манеже образовалась очень большая лужа, - вспоминает Л.Енгибаров. - Униформисты суетились, пытались вычерпать ее. Я принялся помогать им, таская воду шляпой. Комический эффект усилился тем, что шляпа оказалась дырявой /Раздумья клоуна-мима//Искусство клоунады.С.280/. Несоответствие цели и средств легло в основу сатирической репризы Карандаша Бережное отношение . В ней клоун, высмеивая формализм некоторых друзей природы, выходил на манеж, неся в одной руке небольшое тоненькое деревце, а в другой табличку. На вопрос инспектора, что он собирается делать, Карандаш отвечал: Я записался в друзья природы и охраняю зеленые насаждения . - А как вы это делаете? - спрашивал у него инспектор. Сейчас увидите, - отвечал Карандаш и преспокойно огромным гвоздем прибивал к деревцу табличку Берегите деревья! . - Иду сажать , - говорил клоун с чувством исполненного долга. б) Обратное явление - различные цели достигаются одинаковыми средствами. В клоунаде Бокс есть такой момент, когда один из клоунов лежит в нокауте, а другой обрызгивает его водой. Зрители решают, что второй клоун хочет помочь другому прийти в себя. Но, оказывается, что делается это исключительно с целью второго нокаута. 3. Показ маловажного важным, несерьезного серьезным /и наоборот/. - Скорей сюда! Все сюда! - громко призывал Рыжий, появляясь на барьере манежа. К нему подходил Белый клоун. - В чем дело? Что случилось? - Там...

. - Где - там? - На Курском вокзале... - Что произошло на Курском вокзале? - Совершенно необычайное происшествие... - Поезд сошел с рельсов? - Нет, еще невероятнее! - Поезд врезался в вокзал? - Еще невероятнее! - Да объясни, наконец, толком, что произошло на Курском вокзале? - Сегодня на Курском вокзале скорый поезд пришел во время... б) /и наоборот/ Важное и серьезное содержание скрывается за легкой и несерьезной формой. Этот ход особенно удавался Л.Енгибарову, который настаивал на том, чтобы Леня обязательно был скромным человеком. Все сложные трюки он выполняет, не придавая им особого значения. Например, сальтомортале с лошади. Для него это так же просто, как перекинуть ногу и спрыгнуть со стула /Раздумья клоуна-мима//Искусство клоунады. С.265/. Предельного упрощения клоун добился в репризе-новелле о грустном акробате, где он исполнял сложнейшие трюки эквилибра. Енгибаров во время их исполнения ложился на манеж и приглашал рядом прилечь и отдохнуть инспектора манежа и всех желающих из зрительного зала. В конце репризы клоун буквально засыпал . Енгибаров предельно заострил несоответствие сложного и простого, что вызывало всеобщий смех. 4. Несоответствие внешнего вида и поведения. Несоответствие слов и дела. а) Вот клоун в своем желании казаться аккуратным вытирает тщательно ноги перед тем, как выйти на ковер, и тащит за собой кучу опилок. В русле рассматриваемого приема действует инспектор манежа, когда, например, Карандаш случайно отрывает у него фалду фрака или когда А.Родин, тоже случайно, срывает с его груди манишку, и тот, оставшись в майке и с бабочкой на голой шее, такой представительный и важный, продолжает давать указания униформистам, а одного из них отчитывает за неряшливый вид. Комическое несоответствие слов и дела можно проиллюстрировать репризой Карандаша Взятка . Клоун показывал как некоторые бюрократы, прикрывшись неподкупной внешностью, берут взятки. Так, на желание одного из зрителей /подсадка/ взять его в клоуны, Карандаш заявлял, что то слишком длинный. Тогда зритель предлагал деньги. Что?! Взятка? - возмущался Карандаш и обращался с негодованием к публике: Подумать только, меня хотели подкупить! Клякса! Взять! Собака бежала к зрителю и... брала из его рук деньги. Карандаш, увидя, что все прошло, как надо, приглашал зрителя на репетицию. 5. Несоответствие желаемого и действительного, намерения и результата, мечтой и действительностью. Клоун А.Пиласян видит сон, в котором поднимает тяжеленную штангу - ему по плечу любой вес. Когда же клоун просыпается - его разочарованию нет предела - на самом деле он этого ничего не может. /Тот же ход использовал А.Заватта в известной репризе Человек сэндвич ./ Раз-два... - медленно считает партнер Карандаша, целясь мячом в воронку, которую инспектор манежа держит над головой. В это время Карандаш, приподнимаясь на цыпочках, собирается вылить в воронку из стакана воду. Когда инспектор оборачивается - Карандаш с приветливой улыбкой прячет стакан в карман брюк и пританцовывает, пока вода не начинает литься сквозь штанину. ...три-четыре - громок считает В.Минаев, в то время как П.Толдонов и Р.Коновалов после безуспешных попыток вылить воду в воронку, падают в таз. Вы что здесь делаете? - спрашивает инспектор, обернувшись. Купаемся , - отвечают они, попав в совершенно нелепое положение. Мило улыбаясь, клоуны натирают шляпой-мочалкой друг другу спины. /Фрагменты из антре Вода / 6. Анахронизмы: /временные несоответствия/ нарушение привычного хода вещей, соединение нового и старого, черт различных эпох, сказочного /фантастического/ и действительного /реального/. Клоуны Г. Маковский и Г. Ротман в репризе Тунеядцы как бы переносились в будущее /иначе эта реприза называлась Проснулись / В ней клоуны изображали двух тунеядцев, которые решили проспать до того времени, когда все начнут получать по потребности. Они заводят будильник и ложатся спать. Проходит время и раздается звонок. Проснувшиеся клоуны находятся в предвкушении благ. Но появившийся робот вместо сладкой пищи приносит пустые тарелки - оказывается, повар тоже спал. Бездельники крайне возмущены, на что робот резонно отвечает: А вы сами каковы?! А вы что сделали для создания изобилия? Порок нашего времени, перенесенный в будущее, делает его существование невозможным. В данном примере мы видим ход во времени вперед. В репертуаре этих же клоунов была реприза и с обратным ходом. И так бывает - называлась реприза, в которой клоуны переносились в первобытнообщинное общество. Пещерные люди Он и Она выражают свои нежные чувства с бесцеремонной прямолинейностью. К сожалению, подобное нередко встречается и в наши дни. В начале клоуны хотели еще больше осовременить события супермодной музыкой, но потом решили: пусть она контрастирует с варварскими обычаями, и взяли музыку из французского кинофильма Мужчина и женщина . Соединение сказочного и современного можно часто видеть в постановках детских спектаклей на сказочные темы. Для новогоднего представления в цирке на Ленинских горах в 1974 году О.Попов совместно с Б.Романовым поставил Сказку о попе и работнике его Балде , в котором Балду играл сам клоун. О.Попов так рассказывает об этом представлении: На арене в цирковой интерпретации разворачивается действие столь знакомой детям пушкинской сказки, правда, несколько осовремененной. Так, например, черти будут смотреть состязание... по хоккею, поп с попадьей, чтобы успокоить попенка, станцуют твист; в сценке на базаре появятся девушки, исполняющие веселые танцы... Неожиданно манеж превратиться в море . А под куполом, в космосе будут летать воздушные гимнасты Вязовы /Попов О. На этот раз - без кепки//Советская Россия. 1973.13 декабря/. Придумать этюд, используя какое-либо комическое несоответствие в качестве каркаса - т.е. исходя из собственных наблюдений наполнить каркас содержанием и придать ему соответствующую форму. 1. Незнание, неумение, слабость в кажущихся знании, умении, силе /и наоборот/ мини-этюды, в которых учащиеся создают впечатление знания, умения, силы, но за этими качествами скрываются обратные. Е. П. Чернов - кандидат искусствоведения

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Мир удивительных друзей - 2

News image

Леонид Костюк приглашает на увлекательное представление Мир удивительных друзей - Friendland ! Новый спектакль Большого Московского цирка на проспекте Ве...

Авторизация