Цирки в мира
Театр «Уголок дедушки Дурова» БольшУютный зал устроен высоким амфитеатром, неудобных мест нет. Из любой точки виден малейший жест на сцене. Это и есть Большая Сцена. Она бы... |
Уфимский Государственный ЦиркИстории цирка давно известны примеры постановок представлений с использованием водного пространства. Новый этап развития цирка на воде открыла Яна Шевченко, со... |
История и развитие цирка в ПермиПервое цирковое представление в Перми состоялось в 1884 г. Это был цирк М.Труцци. В июне 1896 г... |
Омский циркСтроительство современного здания омского цирка (по типовому проекту, доработанному омскими архитекторами) было завершено в 1973 году. 14 октября 1973 года большим пр... |
Колизей в Эль-Джеме
Цирковая история - История цирка |
Эль-Джем, небольшой город в Тунисе, далеко не так известен, как Рим. Между тем с точки зрения истории цирка Эль-Джем представляет значительный интерес. Здесь, на месте некогда существовавшего древнего города Тиздры, сохранились руины амфитеатра, почти не уступавшего знаменитому римскому Колизею. Впрочем, амфитеатр этот так и называют — Колизей Эль-Джема.
Со II века до нашей эры и в течение последующих шести столетий в северных областях Африки господствовали римляне. Огнем и мечом оттеснив сопротивлявшихся берберов в горы, завоеватели приступили к выкачиванию богатств из страны (главным образом пшеницы) и к романизации приморских поселений. Оставшиеся местные жители стали носить римские имена и одежды. В городах начали сооружать триумфальные арки и храмы, библиотеки и термы-купальни, театры и цирки-амфитеатры. Самым большим из африканских цирков являлся амфитеатр в Тиздре; до сих пор остается загадкой, почему именно там при императорах Севера, более 1600 лет назад, построили такой колосс.
Славой Африки римляне считали наличие в стране многих пород диких животных. Вот почему на аренах африканских амфитеатров, в том числе и в Тиздре, в первую очередь выступали звери.
Программа представлений была достаточно разнообразной. Свое мастерство демонстрировали дрессировщики. Публика с большим интересом смотрела на диких быков, которые разъезжали в повозках, стоя на задних ногах. Бесконечный смех сопровождал выступления обезьян, державших хлысты и носившихся галопом на лошадях. Восторженные возгласы встречали слонов, игравших на музыкальных инструментах — кимвалах и танцевавших под эту музыку.
Любопытным свидетельством тех давних времен является дошедшее до нас наставление укротителям. «Берегись бить диких зверей, — говорится в этом наставлении, — так как в них пробуждается чувство мести. Но не ласкай хищников чересчур и не выказывай страха перед ними, ибо животные становятся надменны и непослушны. Чтобы быстрее приручить зверя, чаще поглаживай его по шкуре рукой».
При всех таких благих советах даже опытные дрессировщики перед выходом на арену предпочитали, однако, вымазывать пасть львам, пантерам и медведям особым соком. Приготовленный из различных трав и кореньев, сок обладал столь вяжущим свойством, что при показе номеров кусаться звери уже не могли.
Умение дрессировать животных было развито главным образом в Александрии египетской и считалось профессией важной и почетной. Бродячие астрологи-шарлатаны, постоянно обретавшиеся возле цирков, предсказывали за мелкую монету будущность укротителя всем родившимся под «звериными» созвездиями (например, Льва или же Тельца).
Но далеко не всегда зрелища со зверями носили безобидный характер: на манер Рима зачастую устраивались кровавые бои между животными. Пользуясь разнообразием африканской фауны, люди заставляли участвовать в таких травлях даже мирных по своей природе зверей и птиц — обезьян, жирафов, антилоп, страусов. К примеру, две антилопы бодались до тех пор, пока одна из них, а то и обе, истерзанные, не падали замертво на песок арены.
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|