Цирки в мира
Народный цирк РОВЕСНИК![]() Вот уже 40 лет в Санкт-Петербурге существует замечательный детский коллектив, Народный цирк Ровесник . Цирк был создан в 1969 году на... |
Московский театр Иллюзии![]() Единственный в нашей стране государственный Московский театр иллюзии, созданный заслуженным артистом России, лауреатом международных конкурсов Анатолием Ляшенко, имеет сегодня в св... |
Современный цирк![]() А с августа 1996 «Белгосцирк» возглавляет директор, художественный руководитель Бондарчук Татьяна Николаевна В 1997 году Минский государственный цирк был переименован в Го... |
«Цирк зверей» в Брянске![]() Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836г (разрешением губернатора Ниженего Новгорода на работу на рыночной площади Филату поводырю с медведем и ... |
Большой цирк Австралии
Новости - Представления, события |
Дэвид Мартин родился в 1915 году в Будапеште. Детство его прошло в Германии, а юность в Англии. Затем Д. Мартин переезжает ее Австралию.
Во время гражданской войны в Испании Мартин служил в качестве добровольца-санитара в интернациональной бригаде, сражавшейся на стороне республиканцев.
Автор десяти книжек, включающих в себя романы, поэмы, рассказы, стихи и очерки, Дэвид Мартин известен как талантливый поэт и прозаик, чьи произведения часто появляются в прогрессивной печати и, в частности, на страницах газеты «Трибюн» — центрального органа Коммунистической партии Австралии. Произведения Дэвида Мартина проникнуты искренней симпатией к простым людям, к тем, кто своим напряженным трудом создает материальные и культурные ценности.
В настоящее время австралийский писатель заканчивает новый роман, условно названный им «Молодая жена», который вскоре выйдет в свет в Мельбурне.
Как и большинство людей на земле, Мартин любит цирк с его романтикой и вечно юным, жизнерадостным искусством. Этим, должно быть, и объясняется то, что он так охотно откликнулся на просьбу редакции и прислал для «Советского цирка» публикуемый здесь очерк.
Вам хотелось бы узнать кое-что об австралийском цирке? Что ж, постараюсь удовлетворить ваше любопытство. Хочу, однако, заметить, что я отнюдь не профессионал, не знаток, а всего лишь горячий поклонник циркового искусства. И начну я, пожалуй, с эпизода, который, как мне кажется, наиболее характерен для «Большого цирка» Австралии, ибо он передает атмосферу его артистических будней.
...Не так давно Мервин Эштон — один из воздушных гимнастов знаменитой семерки «Летающих Эштонов»— едва не лишился жизни во время представления. Выполняя двухсполовинное заднее сальто под куполом цирка, он не попал в руки своего партнера и полетел вниз с высоты тридцати пяти футов. Невообразимый ужас охватил зрителей, когда артист, задев сетку, плашмя упал на арену. Несколько минут лежал он неподвижно на ковре и вдруг, совершенно неожиданно для замершей от волнения публики, поднялся, подбежал к веревочной лестнице и, взобравшись на трапецию, успешно выполнил свой трудный и опасный номер. Когда Мервина потом отвезли в больницу, его партнер воскликнул: — Я безмерно горжусь им!..
Это был отец молодого гимнаста, представитель цирковой «династии», насчитывающей более ста артистов. Еще в 1832 году его прадед Джеймс Эштон воздвиг свой первый цирковой шатер на том самом месте, где теперь находится главный вокзал в городе Сиднее. В цирке Эштонов обрели мастерство многие австралийские наездники, дрессировщики, акробаты и коверные. И сейчас этот цирк считается довольно крупным в нашей стране, хотя его нельзя сравнить с огромным цирком Ринглинга-Барнума. У народа просто не хватает средств, чтобы оказать Эштонам необходимую поддержку. (В скобках замечу, что мы, австралийцы, привыкли считать цирк большим, если его тент достигает ста футов и если в нем насчитывается семь-девять слонов, сорок лошадей, достаточное количество обезьян и других животных.)
С тех пор как мельбурнский цирк Вирта выселился из «Олимпии», в Австралии не было построено ни одного подобного здания. Как в стародавние времена, цирки у нас дают представления под полотняным куполом.
Австралийский цирк длительное время испытывал жестокую депрессию, которая едва не погубила его. К счастью, обладая удивительной жизнеспособностью, он не только выстоял в эти мрачные годы, но и сохранил свою популярность и привлекательность, а сейчас выдерживает конкуренцию даже с таким серьезным соперником, как телевидение. Но увы, немало австралийцев, посвятивших себя цирковому искусству, завоевали славу в других странах, не дождавшись признания у себя на родине. К числу таких артистов принадлежит, например, известный канатоходец и воздушный гимнаст, исполнитель двойного переднего сальто, Кон Коллеано. Во время его гастролей в Соединенных Штатах два цирка вынуждены были прекратить представления: все стремились попасть в цирк, где выступал Коллеано, покоривший американцев своей необычайной грацией.
Нет, кажется мне, такого любителя цирка, которому не были бы известны «Летающие Флорисы» или «Летающие Паулс» и Морганы. Как и они, австралийцем по происхождению является также выдающийся иллюзионист Левант, впервые показавший на арене аттракцион с пушкой, живой «снаряд» которой (ассистентка иллюзиониста) пробивал стальную стену...
Чемпион по метанию бумеранга Билл Онус. Среди цирковых коллег ему нет равных
Широкой известностью в нашей стране пользуются и прелестные девушки Сен-Леон—наездницы на неоседланных лошадях, представляющие третье поколение австралийских цирковых артистов. Предки молодых наездниц приехали к нам в начале XX века из Парижа, но вскоре оказались в крайне затруднительном положении, ибо Австралия в ту пору была бессильна помочь им. Их цирк потерпел крах, как, впрочем, и американский «Интернациональный цирк»...
Среди Сен-Леонов есть также превосходные дрессировщики собак, жонглеры и артисты других жанров.
Самый бойкий цирковой сезон в Австралии наступает летом. А зимой цирки — Буллена, Вирта, Эштона, Соулса и Альберто — совершают гастрольные поездки в теплых районах Квинсленда и Западной Австралии. В зимнее же время года в постоянных цирковых городках, расположенных на юге страны, готовятся новые номера, преимущественно с хищниками и прочими животными.
«И это все носит стихийный, случайный характер?»—спросите вы. Да, в Австралии нет тренировочных школ для артистов цирка, в том числе для укротителей и дрессировщиков. Но у нас не существует и конкуренции со стороны зарубежных цирков: наши строгие карантинные законы ограничивают ввоз зверей из-за границы.
В Мельбурне цирковой сезон начинается в сентябре, а в Сиднее он достигает своего апогея в дни пасхальных представлений. Но самый торжественный момент наступает в ноябре, когда шпрехшталмейстер в центре арены вручает золотой кнут лучшему наезднику, завоевавшему знаменитый Мельбурнский кубок. В этом нет ничего удивительного. Ведь австралийцы буквально помешаны на лошадях.
Но какова все же отличительная черта австралийского цирка? В нашей стране водится мало хищных зверей, годных для дрессировки. Поэтому подавляющее большинство выступающих у нас укротителей — иностранцы. Но в Австралии водятся кенгуру. Было время, когда эти своеобразные животные с неизменным успехом выступали на арене в качестве... боксеров. Да-да, они действовали на ринге, как заправские мастера кожаной перчатки. Однако со временем «мода» на них прошла, и они все меньше и меньше стали интересовать публику.
Ну, а метатели бумеранга? Австралийцы братья Онус, как и Джо Тимбери, больше всего прославились в этом редком жанре.
В цирке Эштона. Укротитель хищников Шульц начинает свой опасный аттракцион со львами
Право же, Онусам должны быть благодарны многие заокеанские цирковые артисты, позаимствовавшие у них, коренных жителей Австралии, их феноменальное мастерство.
О дрессировщиках лошадей стоит сказать особо. Любой наш погонщик умеет эффектно щелкнуть бичом из бычьей кожи. Но
никто не сделает это так артистически, как Юнг. Каждое его выступление вызывает у зрителей не менее напряженный интерес, чем, скажем, опасный номер, исполняемый метателем ножа.
«Австралийским» является и ныне широко распространенный аттракцион «Стена смерти», демонстрируемый мотоциклистом на вертикальном треке цилиндрической формы. От неминуемой гибели смельчака спасает чудовищная скорость, которая, кажется, как бы обгоняет мысль об угрожающей ему опасности. Этот аттракцион был значительно усложнен австралийцем же Лео Кракнеллом. Даже представить себе трудно, что свои поистине смертельные спирали он совершал на мотоцикле с коляской, в которой сидели обезьянки...
Интересно, что австралийцы не питают особого пристрастия к такому «экзотическому» жанру, как заклинание змей, зато им очень нравится, когда артист, выступающий на арене, смело берет в руки самых ядовитых гадин и делает с ними все что хочет. Особенно известен артист — дрессировщик змей Фредди Вейд. О нем говорят, что, если бы он укусил кого-нибудь, тот незамедлительно бы умер: столько змеиного яда в крови у этого человека!.. Бесстрашно действует на арене и Паула Пэрри. Мороз по коже подирает, когда она исполняет танец со змеями.
Наш цирк имеет и своих одаренных клоунов; некоторые из них принадлежат к старой клоунской школе «белолицых», чей грим, создаваемый почти одними белилами, отнюдь не располагает к веселью. Однако они пользуются успехом у публики. Это тем более удивительно, что австралийцы любят посмеяться... Из популярных «белолицых» клоунов следует назвать «Аусси»— Делроя, который помимо всего прочего отлично выполняет всевозможные трюки на одноколесном велосипеде, и «Чука»— Филиппов, напоминающего чем-то ныне покойного Перси Хукстера, корифея английской клоунады.
Прославленные клоуны многих стран мира время от времени приезжали в Австралию. И, как ни странно, самому прославленному из них — Литтл Тичу—не повезло в Мельбурне. Зрители забросали его пенсами, что могло служить признаком и одобрения и недовольства в одно и то же время. Но Литтл Тич правильно понял, что означал этот посыпавшийся на него дождь из мелких монет, и, почувствовав себя несколько оскорбленным, поспешил вернуться в Лондон.
Я глубоко уверен, что если бы сейчас к нам в Мельбурн приехал на гастроли один из популярных советских клоунов, а еще лучше — целая труппа ваших всемирно известных цирковых артистов, то изо дня в день у них были бы сплошные аншлаги...
Цирковые зрелища привлекают огромные толпы людей. Достаточно сказать, что во время своего недавнего двадцатинедельного турне цирк Буллена посетило 600 тысяч зрителей; часто приходилось устраивать дополнительные выступления, заканчивавшиеся поздно ночью.
Цирки Буллена и Вирта — самые крупные и самые популярные в нашей стране, и оба они представляют своего рода «фамильные концерны». Цирку Вирта, в частности, более ста лет. Его основатели Филипп и Джордж Вирт начали свою карьеру с уличных выступлений, развлекая публику прямо на тротуаре... В этом цирке соблюдаются старые традиции. Перед каждым выступлением здесь происходит большой парад всех его участников. Особенно мило выглядят верблюды видного дрессировщика Кевина, исполняющие под звуки оркестра причудливый фантастический танец. До чего потешны эти «горбатые балерины»!.. Публика также восторженно принимает великолепную группу неоседланных лошадей Кевина и его на редкость «сообразительного» пони Поларино.
Красочный парад-антре по обыкновению возглавляет «хозяйка арены» мисс Эйлин Вирт, обладающая полномочиями директора цирка. Из артистов, совершенствовавшихся под ее руководством и получивших мировое признание, наибольшей известностью пользуются жонглер Фрэнки Майер, клоун Клемент Следек и первоклассные акробаты «5 Харстонс 5», исполняющие самые невероятные номера на трамплинах.
Грустный случай произошел недавно в цирке Вирта. Сотни малышей с огорчением узнали о трагической гибели их любимицы — слонихи Эйли, ставшей жертвой дорожной катастрофы. Бедняжка Эйли так мило раскланивалась со зрителями, так трогательно махала им после каждого выступления хоботом, желала спокойной ночи...
До войны вторым по величине цирком Австралии считался цирк Пэрри (ныне Альберто), славившийся тогда своими дрессированными слонами. Это тоже «фамильное» зрелищное предприятие, возглавляемое братьями Эбби, Думми и Дикки Пэрри. Как артисты они мастера на все руки, но их «конек»— ходьба по канату и проволоке. Четвертый по счету представитель этой «цирковой фамилии» — Джимми Пэрри — большой мастер велосипедных трюков на «сырой» земле. Этот номер представляется особенно ценным, если учесть, что во время непродолжительных, чаще всего однодневных гастролей в маленьких городах некогда готовить специальную площадку для велосипедиста. Вспомните, что Австралия — не просто страна, а континент, на котором разбросано очень много малонаселенных городков.
Хочется еще сказать несколько слов о цирке Соулса, обосновавшемся в Северном Сиднее. Из животных здесь преобладают слоны, и этим он главным образом знаменит. Миссис Мари Соулс, под руководством которой проходит аттракцион с участием слонов, не только опытная дрессировщица, но и исполнительница оригинальных акробатических этюдов и танцев.
Но вернемся к цирку Буллена, который в настоящее время по праву считается вторым в стране после Виртовского. Это во многих отношениях замечательный цирк. И прежде всего он хорош тем, что обходится без «импортных» номеров. Такой подход к делу благотворно сказывается на сборах: нередко одно большое представление дает цирку пять тысяч фунтов,
Поскольку речь зашла о деньгах, я воспользуюсь этим и расскажу читателям о сенсационном случае, происшедшем на днях в булленском цирковом городке, расположенном недалеко от сиднейских доков: забавлявшиеся там дети нашли в(на)? земле несколько жестяных банок и коробок, в которых оказалось сорок пять тысяч фунтов стерлингов.
Приблизительно в то же время в газетах появилось еще одно сообщение. В нем рассказывалось о подвиге двадцатидвухлетнего укротителя Карла Антойнэ, который вышел победителем в единоборстве с напавшим на него тигром Квини. О том, как Карлу Антойнэ удалось победить хищника, ваш журнал уже поведал своим читателям в августовском номере. Надо сказать, однако, что случай с тигром наделал меньше шума, чем сенсационная находка в цирковом городке. Но и это ведь тоже прибавляет какую-то яркую черточку к рассказу о «большом цирке» Австралии, о трудолюбивых и бесстрашных людях, чья опасная, полная физического и нервного напряжения работа носит исключительно мирный характер и служит благородному делу сближения народов.
Читайте: |
---|