Артисты цирка

Алиханов Алихан Алиханович

News image

Игнатов Сергей Михайлович

News image

Ерошенков Сергей Михайлович

News image

Ахметзянов Даньяр Ринатович

News image

Эквилибрист на свободной проволоке Номер “КРУГЛЫЙ КВАДРАТ” выпущен в июне 2001 г....

Корнилова (дев. фам. Супрун) Нина А

News image

Творческая биография, изложенная самой артисткой. Родилась 25 декабря 1926 года. До 1943 го...

Купцов Анатолий Федорович

News image

Цирки в мира

Снежное шоу Славы Полунина

News image

Рассуждать о «Снежном шоу Славы Полунина» очень сложно. Многие величают это действо «чудом, к которому не были готовы». На самом же...

Владивостокский государственный цир

News image

Цирк Владивостока – это не просто отличное здание, это многолетняя история, ведь цирк, как явление появился в этом российском городе бо...

Белорусский государственный цирк

News image

Белорусский государственный цирк расположен в Минске, столице государства. Зданию цирка уже исполнилось пятьдесят лет, но оно продолжает принимать публику, и ра...

История Ижевского цирка

News image

За долгую и славную историю существования цирка в Ижевске накопилось не мало замечательных дат, каждая из которых стала настоящей вехой в ...

Мировые цирки - Представления, события - Ветром ураганным мчатся на арене цирковые кони


PostHeaderIcon Ветром ураганным мчатся на арене цирковые кони

Новости - Представления, события

ветром ураганным мчатся на арене цирковые кони

Прежде частенько говорили, что именно лошадь вывезла человека в люди: на ней ездили на прогулку, пахали, воевали... Словом, медленно, но верно двигались по пути к цивилизации. Лошадей сегодня можно встретить даже в городе. Где самые красивые и умные из них? Конечно же, в цирке. Кто лучше всех знает этих животных? Дрессировщики. Поэтому я и отправилась в Алматинский цирк на встречу с руководителем конно-акробатической группы, артистом цирка Жайдарбеком Кунгужиновым.

Для детей цирковое представление – волшебство, а для взрослых сама атмосфера цирка с его праздничной музыкой, светом прожекторов, яркими костюмами, с каким-то особым, чисто цирковым запахом, – это свидание с собственным детством. У каждого посетителя этого удивительного мира под названием Цирк есть свои любимые номера, которых он с нетерпением ждет. Мой – джигитовка. Захватывает дух, когда наездники взлетают в воздух, а затем лихо ныряют под несущуюся лошадь.
- Цирковая джигитовка – это синтез театра, акробатики и конных трюков, – пояснил мой собеседник, человек, благодаря которому на арене происходит это потрясающее действо.
Возникло это искусство в глубокой древности, когда для кочевника лошадь была не просто транспортом или рабочей силой, а другом, партнером, боевым товарищем. Современная джигитовка родилась из древних персидских, сакских, сарматских, тюркских и монгольских боевых приемов. Кстати, джигитовки нет нигде в мире, кроме стран бывшего Союза. Пробовали работать в этом направлении в Болгарии, пытались сделать номер и в Китае, но у них ничего не получилось, потому что нет традиции, нет чувства лошади, а это должно быть в крови.
С каким интересом смотрят зрители на лошадей в манеже, подобранных в масть, с гордым изгибом шеи, тонкими, стройными ногами, перехваченными у копыт бинтами, с начищенной до блеска шерстью, расчесанной на крупе шахматными квадратиками, и завитой гривой! Как они прекрасны, украшенные султанчиками и нарядной сбруей! Умные кони, повинуясь жесту дрессировщика, выполняют с необычайной грациозностью различные перестроения и сложные проходы.
Как рассказал мне Жайдарбек, дрессировка лошадей требует умелого сочетания поощрений и наказаний.
- Вот лошадь проявила послушание – и я сразу же дружески похлопываю ее ладонью по шее, говорю ей одобрительные слова (лошади хорошо понимают интонации голоса), даю ей кусочек сахару или моркови (отменное угощение!). Но когда она непослушна и проявляет нежелание усвоить очередной урок – легкое наказание не заставляет себя долго ждать.
Не каждая лошадь может работать в джигитовке – у нее должны быть способности, особый склад характера, темперамент, она должна гореть в работе, как человек. Кстати, лошадь проявляет характер не сразу, проходит несколько месяцев, прежде чем дрессировщик узнает, что она из себя представляет. Бывают лошади себе на уме, с ленцой, которых сложно заставить работать – таких приходится менять и начинать все сначала с новой артисткой. Впрочем, людей подбирать не легче. Приходят порой мастера спорта, суперакробаты, но у них отсутствует чувство лошади. А иной раз – наоборот. Любит животных, понимает, но в акробатике – ноль. Бывают отвратительные характеры, неуживчивые – таких лошади не подпускают.
…В центре импровизированного манежа на открытой площадке появляется невероятной красоты длинноногий жеребец и застывает, услышав странный свист. По сигналу срывается в бешеный галоп и тут же, от малозаметного движения корпуса всадника, врастает в землю, как вкопанный. То ходит и подпрыгивает на задних ногах, то выполняет приемы пассаж и пьяффе, которые считаются самыми сложными элементами выездки. Занятие завершается тем же необычным свистком – и шестисоткилограммовый жеребец ложится под всадником, который, перевернув его на спину одним движением ладони, усаживается на грудь коня. А жеребец радостно тянется губами к лицу сидящего на нем человека.
- Лошадь феноменально умна и очень любит учиться, когда ей не рвут железом рот и не бьют, – говорит Жайдарбек.
«Воспитание» лошади в команде Ж. Кунгужинова начинается с понятных и приятных для нее игр, прежде всего развивающих ее умственные способности.
Постепенно в эти игры вводятся все более сложные элементы, которым лошадь учится, как говорят профессионалы, «в руках», когда воспитатель не восседает верхом, а находится рядом. В таких комфортных условиях жеребец и получает представление о своих обязанностях. Затем, уже с сидящим на ней воспитателем, лошадь демонстрирует поразительное послушание и свои многочисленные таланты, выполняя безо всякого принуждения любые, самые сложные движения и трюки.
- В том, что вы видите, нет дрессировки, – объяснил мастер. – Дрессировка – это оскорбительный для лошади термин.
По словам Жайдарбека, лошадь вполне способна к быстрому обучению, однако курс подготовки жеребца может затянуться на несколько лет. Дело в том, что миологический (мышечный) аппарат лошади требует очень бережного и постепенного втягивания ее в тот или иной трюк.
- Человеку нужно задавить в себе командира и отказаться от априорного представления о себе как о высшем существе, – в завершение разговора подчеркнул главный джигит. – Все проблемы во взаимоотношениях человека и лошади лишь от глупости и злобы самого человека. Нет глупости и злобы – нет проблем.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цирк в Москве

Юрий Юрьевич Дуров

News image

Родился 11 октября 1954 года в городе Тбилиси, где его родители, цирковые артисты, были на гастролях. Отец - Народный Артист СССР Юр...

Авторизация