Артисты цирка

Людмила Терехова

News image

Людмила Терехова – ведущая артистка Малой сцены, режиссёр, автор новогодних ск...

Васильев Виктор Константинович

News image

Глебов Алексей Борисович

News image

Левицкая-Спиридонова Александра Ген

News image

7 ноября 1987 г. , Москва (по паспорту, а на са...

Брусникин Александр Евгеньевич

News image

род.1954, 26 июля, Орехово-Зуево, Моск. обл. Гимнаст, полетчик 1965 - поступил в сп...

Руколь Наталья Валентиновна

News image

Цирки в мира

Цирк Филатовых

News image

Тверской цирк привык радовать своих зрителей новыми интересными, красочными представлениями. Это лето – не исключение. Наш город снова посетил всемирно из...

Гомельский государственный цирк

News image

Первые документальные упоминания о цирковых представлениях в Гомеле относятся ко второй половине XIX века. В то время они проходили во вр...

Труппа Тьере-Чаплин (Франция)

News image

Это труппа из Франции состоит всего лишь из двух артистов. Но количество не всегда важнее качества. Данные артисты – это оп...

Цирк - Шапито Радуга

News image

С 1 мая цирк-шапито Радуга филиал Российской государственной цирковой компании начинает свою работу. Цирк начинает работу после гр...

Мировые цирки - Цирковая лента - Заметки цирка - Феерия на воде в Московском цирке



PostHeaderIcon Феерия на воде в Московском цирке

Цирковая лента - Заметки цирка

Теплыми летними вечерами у здания цирка на Цветном буль­варе многолюдно. У чугунной решетки выстроилась длинная вереница пле­щется нарядная толпа; на фасаде, хотя еще не успело стем­неть, рекламы. цирке премьера нового сезона! Зрители проходят сквозь светлое фойе, рассаживаются по местам, в предвкушении удовольствия разглядывают яркий наряд обнов­ленного, помолодевшего цирка. Каждое зрелище прекрасно по-своему. Помимо демонстрации ловкости, бесстрашия, силы и красоты, помимо постановки обществен­но значительных проблем цирк прельщает нас веселым и пестрым калейдоскопом сюрпризов. Стремительно развертывается перед зри­телем лента циркового представления, и каждый ее новый кадр, каждый следующий номер обещает что-то интересное, новое, не похожее на предыдущее. В этой игре контрастов, стремительном чередовании несхожих жанров и номеров, заключается особая пре­лесть цирка. Инспектор манежа готовится объявить очередной но­мер — кто может сказать: какой? Что станут делать эти акробаты? Какими оригинальными пассажами блеснут жонглеры? Чем посме­шит нас вышедший на арену клоун?.. Зритель приходит в цирк восхищаться ловкостью и смелостью, по­смеяться веселой шутке, но удивить его не просто: ведь он уже не­однократно видел хороших жонглеров, акробатов и клоунов. Восхи­щение зрителя приходится завоевывать каждый раз заново и каж­дый раз чем-то новым. Новое в цирке... Создать его трудно, да и не всякий зритель иной раз его может заметить, оценить. Мужественному языку арены чужда сюжетная броскость — цирковое творчество строже, проще и на первый взгляд однообразнее: в каждой программе выходят акробаты, жонглеры, дрессировщики и показывают свои трюки. Новое на манеже, как нигде более, задрапировано в традиционное одеяние существующих жанров. Нужно огромное мастерство артис­тов, большой опыт режиссера-постановщика, чтобы зритель воспри­нял цирковую программу как произведение коллективного творче­ского труда, оценил его свежесть и новаторство, испытал то удо­вольствие, ради которого он занял свое место в амфитеатре цирка. Забегая вперед, скажем, что ожидания зрителей, пришедших на премьеру, не обманываются. Подавляющее большинство номеров новый программы демонстрируется впервые на манеже Московско­го цирка и впервые в Москве. В представлении много находок, мно­го яркого, интересного, подлинно нового. Отдельные номера остав­ляют незабываемое впечатление. Во всем этом немалая заслуга постановщика главного режиссера цирка М.

. Местечкина и главного художника цирка Л. Окуня, сумев­ших создать красивое и динамичное, подлинно феерическое зре­лище. Успех представления — заслуженное признание высокого мастер­ства наших цирковых артистов. Оно тем отраднее, что программа в основном состоит из совсем юных и молодых артистов, олицетво­ряющих прекрасное завтра нашего советского цирка. Итак, звучит увертюра, вспыхивают софиты, и на праздничный ко­вер манежа выходят артисты. Традиционный парад оформлен в ви­де увитой разноцветными гирляндами каравеллы. Нос, палуба и корма «корабля» заполнены участниками программы. Артисты чи­тают приветственные стихи и, отправляясь в «счастливое плава­ние», поют цирковой марш. Представление началось!.. Первым номером программы выступают акробаты-вольтижеры За­пашные. Наш зритель помнит замечательный квартет братьев За­пашных, отмеченный на Всемирном фестивале молодежи и сту­дентов в Москве золотой медалью. На сей раз состав квартета новый. Основатель и руководитель но­мера Вальтер Запашный выбыл из его состава и готовится создать совершенно новый номер — с дрессированными хищниками. Вольти­жер Мстислав Запашный стал нижним, а его место заняла 12-летняя Нонна Запашная. Прежним у номера остался только старый успех. Работа Запашных отмечена печатью хорошего вкуса и таланта. В их исполнении одинаково поражают и трудные и легкие трюки — не так-то просто догадаться, что именно в номере нравится зрителям больше всего. На сей раз зрителям, вероятно, больше всего понра­вилась юная акробатка. Появившись из центрального прохода, Запашные в хорошем темпе проводят номер и так же быстро, как работали, исчезают, не дав аудитории вдоволь насладиться криками «браво» и аплодисмен­тами.

. Жонглеры Аберт, выступающие следующим номером, не известны московским зрителям, но знакомы читателям нашего журнала*. Всего год назад они работали в небольших передвижных цирках, а ныне после успешных гастролей в Тбилиси, Ереване, Харькове и Дне­пропетровске выступают в Москве. Их номер отличается вихревым темпом, новизной комбинаций. Высокого мастерства добились сыновья Бориса Аберта — Генна­дий и Эдуард. Солируя с тремя булавами, Эдуард Аберт демонстри­рует красивый каскад оригинальных комбинаций, а в финале, не снижая темпа, подбрасывает булавы ногами, кидая их по­очередно то с правой, то с левой стороны. Замечательно, что если некоторые артисты при исполнении этого трюка сразу зажимают бу­лаву двумя ногами, то Эдуард Аберт бросает булаву на одну ногу. Этот трюк молодой артист освоил первым в стране, еще в 1954 году. Дзера Туганова и Валерий Денисов демонстрируют высшую школу верховой езды в элегантных белых костюмах на ослепительно бе­лы, лошадях. Очень красивое зрелище, особенно учитывая заме­чательную синхронность дуэта! И хотя в Москве молодые артисты выступают впервые, их зрелое мастерство уже нашло заслуженное признание зрителя манежах. Оригинален номер акробатов на шарах Газарян. Артисты, лауреа­ты Всемирного фестиваля молодежи и студентов а Москве, уве­ренно и чисто исполняют акробатические комбинации, усложненные элементами эквилибристики. Традиционный репертуар канатоходцев Магомет Магомедов зна­чительно оживляет своим темпераментным исполнением. Зрители по достоинству оценивают искусство дагестанского артиста — сальто с лестницы на канет, рундат и заднее сальто, исполняемое на каната без балансного шеста, и другие трюки. Как всегда четко, в быстром темпе проходит номер «Икарийские игры» под руководством Виктора Плинера, одного из немногих в этой программе московских «старожилов». См. «Советский 11, 1958 г. Первое отделение заканчивается номером, в котором представле­на чуть ли не целая цирковая программа: выступает Иван Кудряв­цев со своим знаменитым медведем Гошей. Трудно сказать, на чью долю выпадает больший успех — на долю молодого дрессировщика, который в течение всего номера стоит у форганга, держа в руке вместо традиционной палки шелковую ленточку, или на долю Гоши, который неутомимо трудится в нескольких цирковых жанрах. Он делает пируэты, исполняет в манеже и на брусьях передние и зад­ние кульбиты, ходит по брусьям на задних и передних лапах, в тем­ноте крутит задними лапами штангу с горящими факелами, катается на самокате, велосипеде и мотоцикле и играет с Кудрявцевым а чехарду! Добавьте к этому, что это холеное, с красивой блестящей шерстью животное ходит по манежу (как и подобает заправскому артисту) только на задних лапах, учтиво кланяется и делает зрите­лям «ручкой»; добавьте к этому, что сойдя с велосипеда, Гоша не кидает казенное имущество посреди манежа, а ведет велосипед за руль к форгангу, чтобы сдать на руки униформистам; добавьте, что эта огромная туша весам до трехсот килограммов ездит на двухко­лесных машинах не по деревянному полу, а по мягкому кокосовому ковру, покрывающему манеж; что на мотоцикле наперегонки с Куд­рявцевым он катается при свете фар и полностью выключенных про­жекторах и так уезжает с арены за кулисы, — добавьте все это, и вы поймете, какой успех выпал на долю Ивана Кудрявцева, скромно, пока работал, стоявшего в стороне! Второе отделение начинается феерической картиной.

. В цирке гаснет свет. На огромном куполе, покрытом люминесцирующими красками, зажигаются ночные звезды. С просцениума над выходом на арену обрушивается гигантский поток воды, образующий «цирковое море». Боковые прожекторы окружают его цветным сер­пантином, и в течение пяти минут зрители, как зачарованные, на­слаждаются редким зрелищем сверкающего всеми цветами радуги водопада. На спокойной глади водоема появляются сказочные светящиеся кувшинки. Кордебалет пловчих демонстрирует фигурное плавание — своеобразный медленный хоровод в воде. Из огромной лилии на небольшой деревянный островок посреди бассейна выходит девушка. Это выпускница циркового училища Га­лина Тарбеева. В хорошем стиле она исполняет пластический этюд, и зрители охотно награждают молодую артистку аплодисментами. На небольшой лодчонке выплывает забавный медвежонок — еще один питомец Ивана Кудрявцева по кличке Шмелька. В отличие от Гоши это еще новичок в цирке: бестолково озираясь по сторонам, он никак не может вспомнить, что от него требуется. Затем, когда Кудрявцев, поднеся к его морде пузырек с медом, отплывает впе­ред, Шмелька с неожиданной для него энергией начинает орудо­вать веслами, обдавая партер фонтанами брызг и вызывая взрывы веселого смеха. Затем на белом островке появляются... гигантские лягушки. Да, да, огромные, с человеческий рост, лягушки, отливающие натуральным зеленоватым глянцем. Вероятно, вот так выглядела в лунном свете героиня русских сказок Василиса Прекрасная «в бытность» свою Царевной-Лягушкой. И хотя зрителям известно, что исполняется акро­батический номер артистов Волжанских, некоторым, наверное, все-таки кажется, что на манеже фантастически большие дрессирован­ные лягушки, — так натурален повадки. Красивым контрастом «лягушечьему номеру» звучит пластический этюд в исполнении Марины и Владимира Волжанских — лирический и поэтичный, как балетное адажио. Их дуэт покоряет хореографи­ческим изяществом, артистизмом и — следовало бы добавить! — юношеской молодостью партнеров. А ведь перед нами выступают отец и дочь!.. Фотоэтюд В. Богдасарова Канатоходец М. Магомедов М. Магомедов исполняет заднее сальто на канате Деревянный островок уходит под воду, и в манеж выплывают ус­сурийские тигры Маргариты Назаровой. В этой программе их три: на плавучем щите лежит Хасан, в бассейне плавают резвая Лойда и степенный Пурш. Тигры в воде — зрелище необычное. Думается, что при усилении трюковой работы номер станет еще более интерес­ным. программы... Гаснет свет. Лучи прожекторов высвечивают фигуры двух воздуш­ных гимнастов, цирка. Анна и Мстислав Запашные демонстрируют свой новый номер, подготовлен­ный артистами к смотру новых номеров. Зрители как раз присутст­вуют на его премьере. М. и В. Волжанские, В. Денисов, Г. Тарбеева, Лягушки, Икарийские игры п/р В. Плинер Круговой полет — эффектное, впечатляющее зрелище, проникну­тое духом высокой современной романтики. Номер Запашных со­стоит из сильных трюков, некоторые из них на вращающихся аппа­ратах никем в настоящее время не исполняются. Это — двойные обрывы (передние и задние), флажки — ножной, на одной руке; зад­ний бланш с копфштейном и другие. Очень украшает работу то, что трюки в номере исполняются не порознь, а сериями комбинаций и одновременно обоими партнерами! Номер Запашных — заявка на серьезное достижение в жанре воз­душной гимнастики, и зрители заслуженно награждают работу та­лантливых артистов горячей овацией. Успеху программы способствуют наши одаренные цирковые ко­мики, участвующие в представлении: Олег Попов, Ю. Никулин и М. Шуйдин, В. Костеренко и группа молодых клоунов. Олег Попов вновь демонстрирует свои знакомые всему миру об­разцы цирковой эксцентрики, и московские зрители щедро аплоди­руют самому популярному клоуну современного цирка. В то же время следует отметить, что в нынешнем репертуаре О. Попова есть репризы, которым недостает отточенности и завер­шенности, свойственных лучшим работам молодого мастера. Такова, в частности, искусство». Ю. Никулин и М. Шуйдин с присущим им мастерством разыгры­вают пантомимическую сценку «В старом цирке». Клоунада «Рыбо­ловы» в их же исполнении вызывает несколько меньший интерес зрителей. И не удивительно: многие уже видели ее в «Празднике юности», показанном Московским цирком в 1957 году, в дни Все­мирного фестиваля молодежи. Следует отметать, что второе отделение — феерия на воде — оставляет менее сильное впечатление, чем можно было ожидать. Са­ми по себе интересные номера выглядят разрозненно. Во втором отделении нет почти новых клоунад и реприз, отвечающих теме «Счастливого плавания» и связывающих отдельные номера. Режис­серский замысел этой части представления не отличается единст­вом. Композиция и художественное оформление феерии на воде в какой-то степени повторяют представление на воде 1957 года. К тому же ритм и темп во втором отделении значительно сни­жается. Над устранением этих недочетов трудятся режиссеры, артисты, музыканты, униформисты — весь большой коллектив Московского цирка. Творческие поиски продолжаются... Счастливого плавания и вам, товарищи! фото С. Мишина Клоунада «В старом цирке»: М. Шуйдин, Ю. Никулин. М. Назарова с тигром Народный артист РСФСР О. Попов Клоунада «В старом цирке»: В. Бартенев, М. Шуйдин, Ю. Никулин Б. БАИШЕВ Журнал «Советский цирк» август 1959

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

На все готовое

News image

Фаворита всех домашних и породистых кошек Дмитрия Куклачева жить поближе к природе тянет давно. Пока из загородной недвижимости у него ес...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Театр кошек

News image

Мир Юрия Куклачева — как тот заразительный детский смех в зрительном зале, когда идет представление — все расширяется и углубляется. Юр...

Авторизация