Цирки в мира
Цирк - Шапито Радуга![]() Цирк - это искусство, объединяющее выступления акробатов, гимнастов, клоунов дрессировщиков. Так в программе цирка - Шапито Радуга представлены все жа... |
Минский цирк в советское время![]() В самом начале войны старое здание цирка сгорело и оставшиеся артисты и животные были эвакуированы в Москву, затем в Омск, гд... |
Московский Цирк на проспекте Вернад![]() Московский цирк на проспекте Вернадского был основан 30 апреля 1971 года. В 2001 году цирк отметил свое 30-летие! Основателем и руководителем ци... |
Запорожский государственный цирк![]() Запорожский государственный цирк – отличный пример хорошей работы артистов, художественного руководителя, циркового оркестра и других сотрудников цирка. Данный цирк постоянно ра... |
Феерия на воде в Московском цирке
Цирковая лента - Заметки цирка |
Теплыми летними вечерами у здания цирка на Цветном бульваре многолюдно. У чугунной решетки выстроилась длинная вереница плещется нарядная толпа; на фасаде, хотя еще не успело стемнеть, рекламы. цирке премьера нового сезона! Зрители проходят сквозь светлое фойе, рассаживаются по местам, в предвкушении удовольствия разглядывают яркий наряд обновленного, помолодевшего цирка. Каждое зрелище прекрасно по-своему. Помимо демонстрации ловкости, бесстрашия, силы и красоты, помимо постановки общественно значительных проблем цирк прельщает нас веселым и пестрым калейдоскопом сюрпризов. Стремительно развертывается перед зрителем лента циркового представления, и каждый ее новый кадр, каждый следующий номер обещает что-то интересное, новое, не похожее на предыдущее. В этой игре контрастов, стремительном чередовании несхожих жанров и номеров, заключается особая прелесть цирка. Инспектор манежа готовится объявить очередной номер — кто может сказать: какой? Что станут делать эти акробаты? Какими оригинальными пассажами блеснут жонглеры? Чем посмешит нас вышедший на арену клоун?.. Зритель приходит в цирк восхищаться ловкостью и смелостью, посмеяться веселой шутке, но удивить его не просто: ведь он уже неоднократно видел хороших жонглеров, акробатов и клоунов. Восхищение зрителя приходится завоевывать каждый раз заново и каждый раз чем-то новым. Новое в цирке... Создать его трудно, да и не всякий зритель иной раз его может заметить, оценить. Мужественному языку арены чужда сюжетная броскость — цирковое творчество строже, проще и на первый взгляд однообразнее: в каждой программе выходят акробаты, жонглеры, дрессировщики и показывают свои трюки. Новое на манеже, как нигде более, задрапировано в традиционное одеяние существующих жанров. Нужно огромное мастерство артистов, большой опыт режиссера-постановщика, чтобы зритель воспринял цирковую программу как произведение коллективного творческого труда, оценил его свежесть и новаторство, испытал то удовольствие, ради которого он занял свое место в амфитеатре цирка. Забегая вперед, скажем, что ожидания зрителей, пришедших на премьеру, не обманываются. Подавляющее большинство номеров новый программы демонстрируется впервые на манеже Московского цирка и впервые в Москве. В представлении много находок, много яркого, интересного, подлинно нового. Отдельные номера оставляют незабываемое впечатление. Во всем этом немалая заслуга постановщика главного режиссера цирка М.
. Местечкина и главного художника цирка Л. Окуня, сумевших создать красивое и динамичное, подлинно феерическое зрелище. Успех представления — заслуженное признание высокого мастерства наших цирковых артистов. Оно тем отраднее, что программа в основном состоит из совсем юных и молодых артистов, олицетворяющих прекрасное завтра нашего советского цирка. Итак, звучит увертюра, вспыхивают софиты, и на праздничный ковер манежа выходят артисты. Традиционный парад оформлен в виде увитой разноцветными гирляндами каравеллы. Нос, палуба и корма «корабля» заполнены участниками программы. Артисты читают приветственные стихи и, отправляясь в «счастливое плавание», поют цирковой марш. Представление началось!.. Первым номером программы выступают акробаты-вольтижеры Запашные. Наш зритель помнит замечательный квартет братьев Запашных, отмеченный на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве золотой медалью. На сей раз состав квартета новый. Основатель и руководитель номера Вальтер Запашный выбыл из его состава и готовится создать совершенно новый номер — с дрессированными хищниками. Вольтижер Мстислав Запашный стал нижним, а его место заняла 12-летняя Нонна Запашная. Прежним у номера остался только старый успех. Работа Запашных отмечена печатью хорошего вкуса и таланта. В их исполнении одинаково поражают и трудные и легкие трюки — не так-то просто догадаться, что именно в номере нравится зрителям больше всего. На сей раз зрителям, вероятно, больше всего понравилась юная акробатка. Появившись из центрального прохода, Запашные в хорошем темпе проводят номер и так же быстро, как работали, исчезают, не дав аудитории вдоволь насладиться криками «браво» и аплодисментами.
. Жонглеры Аберт, выступающие следующим номером, не известны московским зрителям, но знакомы читателям нашего журнала*. Всего год назад они работали в небольших передвижных цирках, а ныне после успешных гастролей в Тбилиси, Ереване, Харькове и Днепропетровске выступают в Москве. Их номер отличается вихревым темпом, новизной комбинаций. Высокого мастерства добились сыновья Бориса Аберта — Геннадий и Эдуард. Солируя с тремя булавами, Эдуард Аберт демонстрирует красивый каскад оригинальных комбинаций, а в финале, не снижая темпа, подбрасывает булавы ногами, кидая их поочередно то с правой, то с левой стороны. Замечательно, что если некоторые артисты при исполнении этого трюка сразу зажимают булаву двумя ногами, то Эдуард Аберт бросает булаву на одну ногу. Этот трюк молодой артист освоил первым в стране, еще в 1954 году. Дзера Туганова и Валерий Денисов демонстрируют высшую школу верховой езды в элегантных белых костюмах на ослепительно белы, лошадях. Очень красивое зрелище, особенно учитывая замечательную синхронность дуэта! И хотя в Москве молодые артисты выступают впервые, их зрелое мастерство уже нашло заслуженное признание зрителя манежах. Оригинален номер акробатов на шарах Газарян. Артисты, лауреаты Всемирного фестиваля молодежи и студентов а Москве, уверенно и чисто исполняют акробатические комбинации, усложненные элементами эквилибристики. Традиционный репертуар канатоходцев Магомет Магомедов значительно оживляет своим темпераментным исполнением. Зрители по достоинству оценивают искусство дагестанского артиста — сальто с лестницы на канет, рундат и заднее сальто, исполняемое на каната без балансного шеста, и другие трюки. Как всегда четко, в быстром темпе проходит номер «Икарийские игры» под руководством Виктора Плинера, одного из немногих в этой программе московских «старожилов». См. «Советский 11, 1958 г. Первое отделение заканчивается номером, в котором представлена чуть ли не целая цирковая программа: выступает Иван Кудрявцев со своим знаменитым медведем Гошей. Трудно сказать, на чью долю выпадает больший успех — на долю молодого дрессировщика, который в течение всего номера стоит у форганга, держа в руке вместо традиционной палки шелковую ленточку, или на долю Гоши, который неутомимо трудится в нескольких цирковых жанрах. Он делает пируэты, исполняет в манеже и на брусьях передние и задние кульбиты, ходит по брусьям на задних и передних лапах, в темноте крутит задними лапами штангу с горящими факелами, катается на самокате, велосипеде и мотоцикле и играет с Кудрявцевым а чехарду! Добавьте к этому, что это холеное, с красивой блестящей шерстью животное ходит по манежу (как и подобает заправскому артисту) только на задних лапах, учтиво кланяется и делает зрителям «ручкой»; добавьте к этому, что сойдя с велосипеда, Гоша не кидает казенное имущество посреди манежа, а ведет велосипед за руль к форгангу, чтобы сдать на руки униформистам; добавьте, что эта огромная туша весам до трехсот килограммов ездит на двухколесных машинах не по деревянному полу, а по мягкому кокосовому ковру, покрывающему манеж; что на мотоцикле наперегонки с Кудрявцевым он катается при свете фар и полностью выключенных прожекторах и так уезжает с арены за кулисы, — добавьте все это, и вы поймете, какой успех выпал на долю Ивана Кудрявцева, скромно, пока работал, стоявшего в стороне! Второе отделение начинается феерической картиной.
. В цирке гаснет свет. На огромном куполе, покрытом люминесцирующими красками, зажигаются ночные звезды. С просцениума над выходом на арену обрушивается гигантский поток воды, образующий «цирковое море». Боковые прожекторы окружают его цветным серпантином, и в течение пяти минут зрители, как зачарованные, наслаждаются редким зрелищем сверкающего всеми цветами радуги водопада. На спокойной глади водоема появляются сказочные светящиеся кувшинки. Кордебалет пловчих демонстрирует фигурное плавание — своеобразный медленный хоровод в воде. Из огромной лилии на небольшой деревянный островок посреди бассейна выходит девушка. Это выпускница циркового училища Галина Тарбеева. В хорошем стиле она исполняет пластический этюд, и зрители охотно награждают молодую артистку аплодисментами. На небольшой лодчонке выплывает забавный медвежонок — еще один питомец Ивана Кудрявцева по кличке Шмелька. В отличие от Гоши это еще новичок в цирке: бестолково озираясь по сторонам, он никак не может вспомнить, что от него требуется. Затем, когда Кудрявцев, поднеся к его морде пузырек с медом, отплывает вперед, Шмелька с неожиданной для него энергией начинает орудовать веслами, обдавая партер фонтанами брызг и вызывая взрывы веселого смеха. Затем на белом островке появляются... гигантские лягушки. Да, да, огромные, с человеческий рост, лягушки, отливающие натуральным зеленоватым глянцем. Вероятно, вот так выглядела в лунном свете героиня русских сказок Василиса Прекрасная «в бытность» свою Царевной-Лягушкой. И хотя зрителям известно, что исполняется акробатический номер артистов Волжанских, некоторым, наверное, все-таки кажется, что на манеже фантастически большие дрессированные лягушки, — так натурален повадки. Красивым контрастом «лягушечьему номеру» звучит пластический этюд в исполнении Марины и Владимира Волжанских — лирический и поэтичный, как балетное адажио. Их дуэт покоряет хореографическим изяществом, артистизмом и — следовало бы добавить! — юношеской молодостью партнеров. А ведь перед нами выступают отец и дочь!.. Фотоэтюд В. Богдасарова Канатоходец М. Магомедов М. Магомедов исполняет заднее сальто на канате Деревянный островок уходит под воду, и в манеж выплывают уссурийские тигры Маргариты Назаровой. В этой программе их три: на плавучем щите лежит Хасан, в бассейне плавают резвая Лойда и степенный Пурш. Тигры в воде — зрелище необычное. Думается, что при усилении трюковой работы номер станет еще более интересным. программы... Гаснет свет. Лучи прожекторов высвечивают фигуры двух воздушных гимнастов, цирка. Анна и Мстислав Запашные демонстрируют свой новый номер, подготовленный артистами к смотру новых номеров. Зрители как раз присутствуют на его премьере. М. и В. Волжанские, В. Денисов, Г. Тарбеева, Лягушки, Икарийские игры п/р В. Плинер Круговой полет — эффектное, впечатляющее зрелище, проникнутое духом высокой современной романтики. Номер Запашных состоит из сильных трюков, некоторые из них на вращающихся аппаратах никем в настоящее время не исполняются. Это — двойные обрывы (передние и задние), флажки — ножной, на одной руке; задний бланш с копфштейном и другие. Очень украшает работу то, что трюки в номере исполняются не порознь, а сериями комбинаций и одновременно обоими партнерами! Номер Запашных — заявка на серьезное достижение в жанре воздушной гимнастики, и зрители заслуженно награждают работу талантливых артистов горячей овацией. Успеху программы способствуют наши одаренные цирковые комики, участвующие в представлении: Олег Попов, Ю. Никулин и М. Шуйдин, В. Костеренко и группа молодых клоунов. Олег Попов вновь демонстрирует свои знакомые всему миру образцы цирковой эксцентрики, и московские зрители щедро аплодируют самому популярному клоуну современного цирка. В то же время следует отметить, что в нынешнем репертуаре О. Попова есть репризы, которым недостает отточенности и завершенности, свойственных лучшим работам молодого мастера. Такова, в частности, искусство». Ю. Никулин и М. Шуйдин с присущим им мастерством разыгрывают пантомимическую сценку «В старом цирке». Клоунада «Рыболовы» в их же исполнении вызывает несколько меньший интерес зрителей. И не удивительно: многие уже видели ее в «Празднике юности», показанном Московским цирком в 1957 году, в дни Всемирного фестиваля молодежи. Следует отметать, что второе отделение — феерия на воде — оставляет менее сильное впечатление, чем можно было ожидать. Сами по себе интересные номера выглядят разрозненно. Во втором отделении нет почти новых клоунад и реприз, отвечающих теме «Счастливого плавания» и связывающих отдельные номера. Режиссерский замысел этой части представления не отличается единством. Композиция и художественное оформление феерии на воде в какой-то степени повторяют представление на воде 1957 года. К тому же ритм и темп во втором отделении значительно снижается. Над устранением этих недочетов трудятся режиссеры, артисты, музыканты, униформисты — весь большой коллектив Московского цирка. Творческие поиски продолжаются... Счастливого плавания и вам, товарищи! фото С. Мишина Клоунада «В старом цирке»: М. Шуйдин, Ю. Никулин. М. Назарова с тигром Народный артист РСФСР О. Попов Клоунада «В старом цирке»: В. Бартенев, М. Шуйдин, Ю. Никулин Б. БАИШЕВ Журнал «Советский цирк» август 1959
Читайте: |
---|
|
Индия освобождает слонов из цирков![]() Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци... |
ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ![]() На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но... |
Московский иллюзионный театр зверей![]() Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз... |
Животные в цирке:
Обезьяна Том![]() Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не... |
Верхом на Мухе![]() Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло... |
Жеребец Бубен![]() Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ... |