Цирки в мира
Театр «Уголок дедушки Дурова» Больш![]() Уютный зал устроен высоким амфитеатром, неудобных мест нет. Из любой точки виден малейший жест на сцене. Это и есть Большая Сцена. Она бы... |
Цирк на проспекте Вернадского![]() Московский Цирк на проспекте Вернадского был создан в апреле 1971 года, и в 2006 году отметил 35летие своего существования. Основал ци... |
Брянский цирк![]() Шумел сурово брянский цирк - так надо было бы начинать наш рассказ. Кого ни спроси про Брянск, все вспоминают только бр... |
Архангельский цирк Шапито![]() По инициативе цирковых артистов г. Санкт-Петербурга и Архангельской области, конно-спортивного клуба «Север», Союза Промышленников и Предпренимателей РОССИИ в 2007 г. уч... |
Советский цирк в Бирме
Цирковая лента - Цирковой архив |
Советский цирк в Бирме Во. время выступлений артистов советского цирка в Рангуне (Бирма) мне как руководителю гастрольной поездки довелось познакомиться с двумя американскими туристами, гг. Э. и С. Ниринг. Недавно они прислали из США следующее письмо: «Дорогой г. Волошин! Вы, вероятно, не помните двух американцев, которых встретили в вестибюле Стренд-Отеля в Рангуне в январе 1987 года. Накануне мы смотрели цирковое представление и, встретившись, разговаривали о нем с Вами. Мы написали статью о советском цирке для японского ежемесячника «Секай» и опубликовали ее также в США в «Нью Уорлд Ревю». Надеемся, что Вам интересно будет ознакомиться с нашей статьей. Возможно, что вскоре нам удастся посетить Советский Союз. Для нас было бы большой радостью снова увидеть цирк. Элен Ниринг, С. Скотт Ниринг». Статья, о которой упоминают г-да Ниринг, представляет особый интерес по ряду причин. Прежде всего, она безусловно объективна. Затем, — и это главное — в ней, видимо, нашло свое отражение мнение подавляющего большинства зрителей тех стран, где побывал советский цирк и таким образом она является своеобразным рупором той объективной оценки, которую по праву завоевало искусство Советского цирка за рубежом. А. ВОЛОШИН По пути в Индию мы провели два дня в Бирме. В Рангуне прямо с аэродрома мы отправились в Стрэнд-Отель.
. В ожидании пока нам приготовят номер, мы стали просматривать свежий выпуск газеты «Бирманец» от 22 января. На первой странице наше внимание привлек крупный заголовок «Русский цирк». Мы узнали из газеты, что в Рангуне с 23 по 31 января состоятся выступления артистов советского цирка, и что билеты можно приобрести в «Зале Джа-били». Мы не принадлежим к числу постоянных посетителей цирка, но нам пришлось много слышать о русских цирковых артистах. В течение двух месяцев они гастролировали в Индии, выступая на спортивных стадионах Бомбея, Калькутты, Мадраса и Дели. Один наш друг из Калькутты рассказывал, что полиция вынуждена была применить бомбы со слезоточивыми газами, чтобы справиться с толпой, осаждавшей кассы, и что за неделю до начала представления Семейство Нирингов недавно закончило поездку по странам Юго-Восточной Азии. Их книга «США сегодня» вышла в свет в 1955 году. Скотт Ниринг, автор многих книг по экономике, широко известен во всей стране как лектор (примечание редакции «Шью Уорлд Ревю»). билеты стоимостью в 2 рупии продавались по 20 рупий. Он говорил, что в Индии советских артистов просмотрело около 800 000 зрителей. Труппа русских артистов совершила также поездку по Европе. Мы читали об их поразительных успехах в Бельгии и Франции и о том фуроре, который они произвели в Лондоне летом 1956 года. Гимнасты, акробаты, жонглеры были признаны неподражаемыми, и Лондон, кажется, совершенно был покорен одним из клоунов, который в поношенном пиджаке и шляпе, почти без грима, своими бесхитростными трюками заставлял публику содрогаться от смеха. Речь идет о заслуженном артисте РСФСР Олеге Попове (А.В.). Невозможно было пропустить случай увидеть все это, а также проследить за реакцией бирманских зрителей. Но, если не считать сегодняшнего дня, мы могли пробыть в Рангуне еще только один вечер, так что нам необходимо было непременно попасть на первое представление. На другой день после премьеры мы должны были уезжать. На следующее утро, т. е.
. 23 января, мы вновь увидели в газетах огромное объявление о начале гастролей и решили отправиться за билетами. Не зная ни одного слова на местном языке и не имея ни одного знакомого человека в Рангуне, мы были вынуждены выходить из положения собственными силами. Мы достали нарисованный от руки план столицы, определили местонахождение «Зала Джабили» и в полдень, в самую жару, начали свой путь по улицам города. Китайцы и индийцы, казалось, не уступали по численности бирманцам. На рынках было такое столпотворение продавцов и покупателей, что нам пришлось медленно проталкиваться среди них. Сначала мы подошли к одежному ряду, затем к ювелирному и игрушечному, прошли мимо огромных связок цветов, целых холмов из фруктов и овощей. Уличные торговцы сидели на корточках со своим немногочисленным товаром, разложив его на земле перед собой. Женщины несли свои товары а лотках на голове. На всех улицах шла оживленная торговля. После долгого пути мы, наконец, добрались до цели. Перед билетными кассами «Зала Джабили» теснились толпы любителей цирка. Достать билеты оказалось делом нелегким. И только потому, что мы были явными иностранцами, нам удалось получить билеты без длительного стояния у маленького окошечка кассы, С драгоценными желтыми бумажками в руках (мы не могли прочитать ни одного слова, напечатанного на билетах, не могли понять, на какие места они предназначены) мы, торжествуя, возвратились в город. Так как места оказались ненумерованными, то мы отправились в цирк во второй половине дня, хотя начало представления было назначено на семь часов вечера. Стадион, как мы слышали, вмещал десять тысяч человек, а мы хотели занять хорошие места. Когда мы подошли к стадиону, флаги были уже подняты, а торговцы разными мелочами деловито располагались на прилегающих улицах. На стенах стадиона висело много плакатов и афиш, извещавших о гастролях цирка. Большая половина афиш была оторвана или частично разорвана. Только тогда мы поняли, что отнюдь не все население Рангуна с восторгом встречало русский цирк.
. И там, без сомнения, нашлись консервативные, регрессивные и антикоммунистические элементы, которые не хотят ценить прекрасные цветы, если видят, что эти цветы расцвели за «железным занавесом», и, конечно, не желают аплодировать русскому артисту, не хотят переносить в своей среде «иноверцев». Все эти обстоятельства могли бы сделать вечер еще более достойным внимания. Когда за полтора часа до начала представления распахнулись ворота стадиона, поток восторженной молодежи устремился к верхним рядам открытых трибун. Мы совершили ошибку, заняв нижние места, о чем позже пожалели, поскольку не могли видеть оттуда так же хорошо, как сверху. Однако мы оказались прямо перед главным выходом на арену, что имело свои преимущества. Скоро появились вооруженные бирманские полицейские в количестве полсотни человек и разместились лицом к публике. Это показалось нам зловещим признаком. Позже, после начала представления, большинство из них отодвинулось немного назад, ближе к выходам. За нашими спинами их было трое или четверо. Мы наблюдали, как бурлила людская толпа, быстро растекаясь по местам. Казалось, не будет конца человеческому потоку молодых и стариков, которые вливались бесконечной вереницей. Веселые бирманцы, мужчины и женщины с цветком, заложенным за уши. Индусы в высоких тюрбанах со своими женщинами, одетыми в прекрасные шелковые сари. Китайцы в куртках и брюках. Мальчики с седовласыми матерями. Гордые папаши, возглавлявшие целые семейства. Молодые матери с детьми на руках. Появилась стайка юных красавиц, одетых в белые жакеты и узкие юбки красного цвета (возможно, какая-то танцевальная группа),— все яркие, как цветы. Среди зрителей особенно бросались в глаза одетые в оранжевые плащи буддистские монахи, один вид которых совершенно не вязался с местом, подобным цирку. Мы насчитали их более пятидесяти, сидящих среди публики либо поодиночке, либо группами. Все они, казалось, остолбенели от непрерывного движения и шумного говора толпы. На представлениях артистов советского цирка в Рангуне бывало большое количество буддистских монахов, число которых на отдельных спектаклях достигало тысячи человек (А. В.). В центре спортивного стадиона советские гости устроили цирковой манеж. За ним, прямо перед нами, находился двухъярусный шатер малинового цвета с развевающимися на нем советским и бирманским флагами. Нижний ярус шатра служил артистическим выходом, а на верхнем ярусе разместился цирковой оркестр. Перед началом представления послышался гул толпы, пришедшей в движение. Всеобщее внимание было привлечено приездом иностранных гостей — послов и дипломатов. Рядом с Темнокожими и изящными бирманцами плотного сложения американцы, англичане, немцы и русские казались огромными и несколько неуклюжими. Гости направились к специально отведенным для них местам в самом центре амфитеатра. (Мы слышали потом, что все члены правительства Бирмы, за исключением Президента, который находился в это время на отдыхе, присутствовали на открытии, так же как и большинство иностранных послов.) Толпа затихла, ожидая начала представления. Все места огромного стадиона были заняты. Солнце исчезало в оранжевом закате. С наступлением темноты вокруг стадиона зажглись гирлянды фонариков. Был теплый, прекрасный вечер. Вдруг сильные лучи прожекторов осветили манеж. Господин в розовом тюрбане, бывший посол Бирмы в Москве, прочитал приветственную речь от имени У Ну, который находился в Таунджи. В своем послании У Ну выражал мнение, что международное напряжение может быть ослаблено благодаря доброй воле народов различных стран и дружбе между народами. Он утвердился в этом мнении во время своего путешествия по разным странам. В Советском Союзе он получил огромное удовольствие от цирка, балета, а также от ансамблей, исполнявших песни и танцы разных народов. Он придает столь большое значение впечатлениям от выступлений художественных коллективов, что обратился к советским лидерам с просьбой послать в Бирму русский цирк, дабы содействовать укреплению советско-бирманской дружбы. «Я уверен,— писал У Ну в заключение, — что этот цирк и его представители во многом помогут в деле развития советско-бирманской дружбы». Следующим оратором был министр просвещения и культуры Бирмы. Затем несколько слов сказал руководитель гастролей русского цирка мистер Волошин, которого сменил русский посол в Бирме. Защелкали фотоаппараты, каждому оратору были вручены огромные букеты цветов, и трогательное официальное открытие закончилось. Оркестр заиграл национальный гимн Бирмы, за которым последовал гимн Советского Союза. Все зрители встали. На миг погас свет, и на манеже едва можно было разглядеть несколько темных фигур. Затем раздался звук труб, вспыхнул свет, и представление началось. Группа ослепительно прекрасных (или такими они казались), блистающих блестками юношей и девушек, прошла вокруг манежа, неся огромные развевающиеся флаги пастельно-нежных тонов. Зрители выражали свое восхищение восторженными криками, многие вскочили на сидения своих стульев, чтобы лучше-видеть. — Передние, сядьте! — кричали из задних рядов те, кто не мог хорошо видеть. Но все больше и больше людей вскакивали на стулья. Никто не хотел ничего пропустить. Некоторые молодые люди ловко балансировали, стоя на спинках своих кресел. Полицейские, находившиеся среди публики, пытались установить порядок, но в конце концов сами поддались общему возбуждению, вскочили на стулья и присоединились к аплодирующим. Первый сольный номер, однако, был виден всем — даже мальчуганам, которые, как птицы, сидели на ветвях деревьев, окружающих стадион, и бессчетному количеству людей, примостившихся на крышах, балконах и в окнах соседних домов. Гимнастика на трапеции, в легком костюме, осыпанном блестками, принимала различные позы, крутилась и висела на зубах высоко над головами толпы. За ней следили с напряженным вниманием, и когда она сделала несколько изумительных по своей пластике упражнений, ее наградили шумными аплодисментами. Вслед за ней вышли на редкость искусные жонглеры. Они направляли движение тарелок из руки в руку и над своими головами, они выкидывали в воздух различными способами вещи и ловко подхватывали их. Появился отличный клоун и, завоевывая симпатии всей публики, пытался повторять только что исполненные трюки. Мы опускаем подробное описание программы, данное в статье, авторы которой весьма лестно отзываются обо всех артистах. В программе участвовали: воздушные гимнасты Л. Викторова и Б. Матус, группа тувинских артистов под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Оскал-Оол (жонглеры и эквилибристы на проволоке), Григорий Новак (силовой аттракцион), С. Рубанов (иллюзионный аттракцион), артисты П. Кузнецов и С. Семенов (перш), Е. Страшная (пластика-акробатический этюд), группа акробатов-волътижеров под руководством В. Дрыгина, жонглер К. Абдулаев, антиподист Н. Лукьянов, акробаты-вольтижеры Т. и В. Владимировы, акробаты-прыгуны под руководством Ю. Быковского. У ковра Анисим Савич (А. В.). Один номер сменялся другим до позднего вечера. Каждый номер, будь то сольный или групповой, был великолепен, овладевал вниманием и вызывал восхищение зрителей как старых, так и молодых. И действительно, постепенно все зрители сделались как бы неотъемлемой частью представления. Когда оно только началось, публика еще разделялась на отдельных зрителей. Некоторые переходили с места на место, переговаривались, курили, беспокойно вели себя на своих местах. Но прошло несколько минут, и аудитория представляла собой единое целое. Прекратились всякие хождения. Зрители вытягивали шеи, напрягали зрение, чтобы увидеть и охватить все. Представление продолжалось при единодушном смехе, единодушных криках одобрения и единодушных аплодисментах. Мы внимательно наблюдали за вооруженными полицейскими, которые находились среди публики. В начале представления на их лицах было написано равнодушие, некоторые из них недружелюбно смотрели на выходящих артистов. Но еще не кончилось первое отделение, как «стражи порядка» совершенно смешались со зрителями — смеялись, жестикулировали, забыли про свою амуницию и устремились вперед, чтобы лучше видеть. Мастерство артистов заставило их забыть о военной дисциплине, чувстве превосходства над толпой, и они полностью слились с аудиторией. Впервые русский цирк выступал в Рангуне. Местные жители, прочтя объявления в газетах, едва ли могли себе представить, что их ожидает. На стадионе встретились люди разных возрастов и самых разнообразных политических убеждений. Большинство зрителей пришло на стадион с искренним дружеским чувством, но были и такие (и немало), которые явились с тем, чтобы помешать представлению. Шум и блеск, с которым открылись гастроли, сразу привлек к ним внимание аудитории. И не успело закончиться первое отделение, как стало ясным единодушное доброжелательное отношение и даже восхищение зрителей. Исполнители были подлинными мастерами своего дела. Оценивая выступления русского цирка за пределами Советского Союза, нужно сказать, что русский цирк имеет одинаковый успех почти во всех странах. Им завоевана всеобщая симпатия зрителей — и это более чем дань виртуозному искусству отдельных мастеров. В этом успехе отразилось стремление первых деятелей советского режима, которые решили, что у них должен быть самый лучший в мире цирк. С такой целью они организовали цирковую школу, в которой артисты тщательно обучаются в течение многих лет. Начиная с первых лет революции и по сие время ведется работа по воспитанию цирковых артистов. Поразительно великолепный спектакль, который мы видели в Рангуне (а вместе с нами еще десять тысяч любителей цирка),— это результат системы профессионального обучения, направленной к подготовке юношей и девушек, которые избрали свой путь в жизни и привлекают к себе всех, кто стремится поднять искусство цирка.
Читайте: |
---|
|
Индия освобождает слонов из цирков![]() Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци... |
ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ![]() На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но... |
Московский иллюзионный театр зверей![]() Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз... |
Животные в цирке:
Верхом на Мухе![]() Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло... |
Обезьяна Том![]() Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не... |
Жеребец Бубен![]() Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ... |