Артисты цирка

Канбегов (Забелкин) Владислав Влади

News image

Левицкий Игорь Рудольфович

News image

Марков Дмитрий Валерьевич

News image

Петров Евгений Вячеславович

News image

род.5 мая 1975 г., Пермь Колесо смерти 1992 - окончил школу, поступил в ...

Рыбченко Олег Яковлевич

News image

Максимова Светлана Михайловна

News image

Светлана Максимова – артистка-дрессировщица, пришла в театр сразу после окончания шк...

Цирки в мира

Донецкий государственный цирк

News image

Открытие Донецкого государственного цирка было приурочено к 100-летию Донецка и основному празднику города Дню шахтера и состоялось в августе 1969 го...

История Нижегородского цирка

News image

История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о ци...

История Ижевского цирка

News image

За долгую и славную историю существования цирка в Ижевске накопилось не мало замечательных дат, каждая из которых стала настоящей вехой в ...

Большой Санкт-Петербургский Государ

News image

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Ев...

Мировые цирки - Цирковая лента - Цирк в мире - Больше внимания развитию национальных цирков


PostHeaderIcon Больше внимания развитию национальных цирков

Цирковая лента - Цирк в мире

Национальный характер искусства чтут, берегут и развивают все прогрессивные люди. Как драгоценные ростки, оберега­ют и растят искусство национальное по форме, социалисти­ческое по содержанию народы Советского Союза. с цирком? Нам приходилось видеть некоторые западные цирки, беседовать со многими их деятелями. Программу американского цирка Альтова, гастролировавшего а 1956 году в Брюсселе, легко можно было бы отнести к цирку любой другой страны. В ней не былой намека на американ­ское национальное искусство. Примерно то же можно сказать о программах парижских цирков Бугдиона и Медрано (апрель .), цирка а английском курортном городе Блекпуле (май .) и многих других. Антрепренеры спорили с нами, утверждая, что цирк не может быть национальным. Да этого и не нужно, говорили они. Важна сенсация, аттракцион, сборы. Древнее искусство цирка родилось и развивалось в народных иг­рах, гуляньях, в национальных видах спорта, на ярмарочных пло­щадях, в народном балагане. И, конечно, каждый народ имеет свои традиции народного цирка, многие из которых отжили, иные не­заслуженно забыты, другие и успешно развиваются. Так, например, традиции русского цирка получили яркое во­площение в искусстве Дуровых, Лазаренко, Альперова. А разве в наши дни успех Олега Попова объясняется только его талантом клоуна и акробата? Разве зритель не отмечает единодушно, что Олег Полов — это русский клоун? Разве обаяние великолепного номера дрессированных медведей Валентина Филатова не возра­стает от того, что этот номер пронизан русским национальным своеобразием? известно, узбекского народа. В его национальных играх и празднествах сим-дор — хож­дение по проволоке. Еще в Древней Армении сложилась традиция обязательного включения в программы амфитеатров как театральных постановок, так номеров. Чем скорее искусствоведы по-настоящему займутся изучением национальных традиций цирков народов нашей страны, тем боль­шую услугу цирка. Известно, что в наших цирках успешно демонстрируют свое искусство артисты украинского, узбекского, армянского, грузин­ского, азербайджанского, литовского и латвийского, а также вновь созданного белорусского цирковых коллективов, большой ансамбль цыганских артистов. Много в цирковом конвейере и отдельных за­мечательных национальных номеров. Подлинно национальным ис­кусством следует назвать мастерство дагестанских канатоходцев «Цовкра», тувинских жонглеров Оскал-Оол, осетинских джигитов Кантемировых, Тугановых, туркменских конников Ходжабаевых, бу­рятского фокусника и жонглера Галсанэ. ...Вот над ареной туго натянутый канат.

. Звучат темпераментные мелодии горного Дагестана. Вихрем вылетают исполнители номе­ра — темноволосые стройные юноши в черных черкесках с белыми газырями и е ярко-красных башлыках. В мгновение ока они сры­вают с себя накидки и с неповторимой ловкостью и быстротой все семеро оказываются на канате. Бурный темперамент не покидает артистов при исполнении целой серии сложных и смелых трюков, и невольно зритель думает о храбром дагестанском народе, сыны которого с первых шагов привыкают пренебрегать опасностью, воспитывают в себе ловкость, силу, смелость. Не случайно в Даге­стане канатоходцы — непременные участники национальных празд­неств. С полным правом бывшие пастухи, народные канатоходцы, ныне артисты цирка, Абакаровы назвали свой номер именем родного аула «Цовкра». Нет необходимости доказывать, что номер «Цовкра» глубоко национален и по исполнению, и по образам, и по костюму, и по музыке. Все ли национальные коллективы и номера столь самобытны, каков их художественный и профессиональный уровень, ясны ли их творческие перспективы планы? Нам кажется, что не на все эти вопросы можно дать утверди­тельный ответ. Эти проблемы, на наш взгляд, являются и сегодня главными цирка. Зритель и общественность воспринимают гастроли национальных коллективов как показ искусства братских народов, артистов прини­мают, как дорогих гостей. Нет нужды говорить об особой ответственности, которую возла­гает такой прием на тех, кто участвует и организует гастроли нацио­нальных цирковых коллективов. А ведь если говорить откровенно, во многих случаях в оценке национальных цирков проявляется сни­сходительность, очевидно, объясняемая традиционным гостепри­имством. Перед национальными коллективами и номерами стоят боль­шие и ответственные задачи: повышать идейное содержание и художественный уровень своего искусства, развивать его само­бытные черты, пополнять ряды коллективов за счет талантливой молодежи. Кто персонально несет ответственность за состояние и недостат­ки в творческой и организационной жизни коллективов, кто повсе­дневно заботится о национальных коллективах? Точно ответить на этот вопрос не просто. Практика сложилась так: к Декаде литературы и искусства респу­бликанские организации, местный столичный цирк и представитель Союзгосцирка, обычно режиссер, готовят национальный цирк к показу его в Москве. Кончается Декада, коллектив поступает в «эксплуатацию». Кончается внимание и забота о коллективе, пре­кращаются творческие поиски национальных самобытных красок, прерывается связь коллектива с местным цирком. Так было с литов­ским коллективом, так было с Грузинским цирком, так было и со всеми другими национальными коллективами. Азербайджанский цирковой коллектив, просуществовав после первой Декады азер­байджанского искусства в Москве несколько лет, дошел до полно­го развала.

. Когда стало известно о второй Декаде, срочно приступи­ли к созданию азербайджанского циркового коллектива заново. В подготовке к Декаде литовского искусства и литературы в Москве артистам Литовского цирка помогали художник Даукантас, композитор И. Навакаускас. Много ценных советов в создании цир­кового коверного Барнабаса — крестьянского увальня по мотивам народных сказок — подсказали в то время работники Министерства культуры Литвы. Но закончилась Декада, и прекратилась творческая связь литовских товарищей с артистами своего цирка. Артисту Романаускаусу не удалось развить образ Барнабаса, и, растеряв то, что было сделано к Декаде, он выступает теперь с репертуаром традиционного коверного. Прошло три года со дня организации армянского циркового кол­лектива и показа его в Москве. Коллектив получился хороший, и он с успехом выступал в 25 городах Советского Союза. Но могут ли художественный руководитель коллектива В. Арзуманян, режиссер Союзгосцирка Л, Лукьянов (постановщик программы коллекти­ва) сказать, что за три года существования коллектива поднялось мастерство артистов, что коллектив пополнился новыми талантли­выми исполнителями, найдены новые черты, свойственные армян­скому искусству? В апреле 1958 года профессор Г. Гоян выступил на страницах журнала «Советский цирк» со статьей об Армянском цирке. Однако ни один из советов известного театроведа и критика не реализо­ван коллективом. Более того, осталась без последствий и справед­ливая критика Г. Гояна в адрес коверных Симо и Сако. Образы до­революционных тифлисских Кинто, никак не являющиеся типичными для армянской клоунады, до сих пор остались в коллективе. Не только образы, но и репертуар Сико и Сако, в котором нет ни еди­ной репризы, построенной на национальном юморе, на народной сатире, чужд Армянскому цирку. Подобные факты есть и в других национальных коллективах, и это дает основание для некоторых выводов. Важной задачей является подбор творческих работников для со­здания и совершенствования национальных цирков. Как уже упо­миналось, первую программу Армянского цирка ставил режиссер Союзгосцирка Л, Лукьянов.

. Мы ни в коей степени не берем под сомнение режиссерские данные тов. Лукьянова. Но нам кажется, что с национальными традициями Армянского цирка и вообще с национальным своеобразием армянского искусства тов. Лукьянов просто не успел в нужной степени ознакомиться. Кто же восполнил этот пробел? Ни худрук коллектива, большой мастер эквилибри­стики В. Арзуманян, ни другие артисты, ни дирекция Ереванского цирка этого сделать не смогли. В Ереване есть режиссеры, писате­ли, балетмейстеры, которые могли бы помочь обогатить коллектив и каждый номер национальным своеобразием, самобытными спе­цифическими армянскими традициями. Но к постановочной работе в коллективе они до сих пор не привлечены. То же самое можно сказать и про латвийский, грузинский, литовский, узбекский кол­лективы. Говоря о Л. Лукьянове, В. Миронове и других постановщиках программ национальных цирков, мы вовсе не собираемся ума­лить цирковую режиссуру, но мы считаем, что работа в националь­ных коллективах должна вестись в содружестве циркового ре­жиссера искусства. Так поступает художественный руководитель Украинского цирка засл. арт. РСФСР П. Маяцкий, и от этого коллектив только выигры­вает. Так поступили в Центральной студии циркового искусства, вы­пустив выразительный национальный номер жонглера Нази Ширай. Талантливой артистке помогали цирковой режиссер В. Жанто, ба­летмейстер Грикурова и композитор К. Аветисов. Незаурядное ма­стерство жонглирования, подкупающее изящество и грациозность артистки в новом номере великолепно сочетаются с выразительны­ми специфическими движениями армянского танца. Темп и ритм жонглирования гармонично сливаются с ритмом мелодичной музы­ки национального танца. При правильном подходе можно в любом жанре создать номер, имеющий ярко выраженный национальный колорит. Таким, например, является номер украинских жонглеров Филиппенко. Можно на­звать и азербайджанский номер жонглера Хосрова Абдуллаева, ко­лоритный Оскал-Оол, Второй, не менее важной задачей является организация систе­матической работы по совершенствованию национальных коллек­тивов. Обычно режиссер цирка, выпустив программу национального коллектива (повторяем, как правило, к Декаде), получает новые за­дания художественного отдела Союзгосцирка и прекращает твор­ческие связи с вновь созданным коллективом. Это глубоко ошибоч­ная практика. Выпуск программы — только начало работы, и пре­кращать ее, особенно на первой стадии, просто недопустимо. Сколько увлекательных, по-настоящему творческих задач мож­но решать в национальных коллективах? Красочный пролог для премьеры в каждом новом городе, парады, приуроченные к празд­ничным датам. Весенний, осенний, новогодний и другие парады. Да представьте парад по временам года — радостный праздник уро­жая, летние народные гулянья, праздник зимы, злободневные ре­призы и клоунады, веселые клоунские обозрения на местные те­мы. А веселый пролог, специально подготовленный для детских утренников, весенних детских каникул, сказочная новогодняя елка с забавными приключениями! Сколько разнообразия в цирковые программы могут внести и клоуны национальных цирков! Вот неутомимый шутник Кинто, от­чаянный трус Гач Назар (известный персонаж армянских народных сказок), тщетно пытающийся выдавать себя за храбреца-героя; лю­бимец белорусского народа, герой национального фольклора, всег­да веселый, находчивый, расторопный Нестерка; литовский сказоч­ный персонаж Барнабас и многие другие. Постоянное развитие их образов, обогащение представлений национальным колоритом, на­родным юмором, местным злободневным материалом, повышение профессионального мастерства — все это важная и очень интересная творческая работа, которая должна непременно вестись в нацио­нальных цирках. И, наконец, третье: повседневное руководство коллективами и организационные вопросы. Велика роль национальных творческих сил и местных цирков в развитии национального циркового искусства. Известно, нет иной возможности организации гастролей национальных цирковых коллективов, кроме включения их в общий цирковой «конвейер», следовательно, подчинения их художественному отделу Союз­госцирка. А непрерывные гастроли цирковых коллективов по городам еще больше осложняют руководство ими. Сложно, конеч­но, свести воедино усилия Ташкентского цирка, творческих работни­ков республики, проявляющих интерес к узбекскому цирку, работ­ников художественно-репертуарного отдела Союзгосцирка, находя­щихся в Москве, наконец, самих артистов узбекского циркового кол­лектива, гастролирующих, скажем, в Риге. Но необходимо находить такие формы работы, чтобы национальные коллективы росли и креп­ли. отдела, очевидно, должны быть созданы специальный сектор или группа работников, зани­мающихся исключительно вопросами развития национальных цирков. В этой связи следует сказать, что художественные руководители ряда национальных коллективов по своим творческим возможностям, политическому и культурному уровню, организаторским данным не могут осуществлять руководство коллективом. Нам думается, что на эти должности следует смелее выдвигать молодых, образованных людей из числа талантливых артистов этих коллективов. Большой бич — это частые изменения составов национальных кол­лективов. Мы не исключаем возможности кратковременного вывода отдельных номеров из национальных коллективов для показа их в тематических программах и пантомимах, осуществляемых в других цирках, или включения в программы столичного цирка, в програм­мы, выезжающие на гастроли за рубеж. Но мы против вывода но­меров из коллективов из-за мелких обид или ссор. Выход из украин­ского коллектива дрессировщицы Подчерниковой, акробатов Минасовых из армянского коллектива и других не могут быть оправданы, а ущерб программам национальных цирков это, без сомнения, при­чиняет большой. Говоря о необходимости систематической работы по совершен­ствованию программ национальных коллективов, мы невольно пере­шли к вопросам руководства коллективами, стабильности их соста­вов. Без преувеличения можно сказать, что от правильного решения этих и других организационных вопросов во многом зависит успех работы национальных коллективов. Объединение отдельных арти­стов в творческие коллективы создает большие возможности для правильного сочетания творческой деятельности с повседневной ра­ботой по повышению политического и культурного уровня артистов, по сплочению членов коллектива в единую, дружную творческую семью. Даже детям работников в коллективах могут быть созданы лучшие условия для учебы, воспитания. Все эти вопросы должны повседневно заботить художественного руководителя, партийные группы и местные комитеты коллективов. Много инициативы могут проявить и комсомольские организаторы национальных коллективов. Особо хочется остановиться на роли художественного совета. В настоящее время художественные советы созданы во всех коллективах. Но в их работе нет единства, не определены до сих пор их функции задачи. Недостаточна связь художественных советов коллективов с худо­жественным отделом Союзгосцирка, который не направляет их деятельности, не координирует ее, не организует обмена опытом их работы. Нам думается, что назрело время создания ряда новых кол­лективов. Почему бы не подумать о создании, предположим, Ураль­ского цирка или цирка Крайнего Севера, в котором уместны были бы и охотник, виртуозно поражающий из лука затейливые мишени, и дрессированные олень, песец и чернобурая лиса, и отважный таежник, борющийся с медведем, и аттракцион белых медведей. А разве мало возможности для коллектива Волжского цирка? Здесь и народное гулянье с чудесными мелодиями волжских народных песен, и элементы пляски, и юмор, построенный на мотивах многочис­ленных волжских частушек, и клоунада, заимствованная из народных сказок, и музыкальный фельетон о волжских просторах, о героиче­ских делах и буднях людей этого замечательного края, и силовые номера волжских богатырей. Словом, есть о чем помечтать, над чем поработать режиссе­рам, артистам, художникам, композиторам. И кто знает, может быть, их работа закончилась бы созданием еще одного интересного, колоритного народного циркового коллектива, который внес бы раз­нообразие в программы наших цирков и доставил большое удоволь­ствие зрителям. Цирковое искусство в нашей стране, как и вся культура совет­ского общества, — национальное по форме и социалистическое по со­держанию. Развитие национальных особенностей и традиций, свое­образие национальных форм служат идеям пролетарского интернационализма, обусловливают дальнейший расцвет советского цирко­вого искусства. А. ГЕОРГИЕВ

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

PostHeaderIcon Цирковые события:

Индия освобождает слонов из цирков

News image

Центр защиты прав животных Вита с радостью поздравляет Индию с этим эпохальным событием, дарующим всем животным, заключенным в ци...

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

News image

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием оригинальные . Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические но...

Московский иллюзионный театр зверей

News image

Московский иллюзионный театр зверей и птиц “Артемон “ предлагает вашему вниманию музыкальное иллюзионное экологическое шоу. Наш спектакль - это раз...

PostHeaderIcon Животные в цирке:

Верхом на Мухе

News image

Сколько интересного таит в себе небольшой островок, лежащий между оживленными течениями Олимпийского проспекта и улицы Дурова. Каждый раз, приходя сюда, ло...

Обезьяна Том

News image

Назван в честь знаменитого Тома Круза, хотя качествами киногероев самого актера не распологает. Вниманием женщин, в отличии от своего однофамильца, не...

Жеребец Бубен

News image

Рождён в 1992 году в маленьком городе Гаврило-Пасад (Московская область). Характер - слегка нервозный. Люди ласково называют его Буба . ...

Цирк в Москве

Малая сцена

News image

Малая сцена бывший театр «Кроша», рассчитан на 90 зрителей. Именно здесь Владимир Леонидович Дуров устраивал представления с животными. Долгие годы на этой сц...

Авторизация