Цирки в мира
История Ивановского государственногВ 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с эт... |
Цирк дрессированных собак (Обнинск)И в нашем отечественном, и в зарубежном цирке широко представлена дрессировка различных видов животных. Дуровы дрессировали слонов, бегемотов, морских животных, ке... |
Большой Санкт-Петербургский государЦирковые представления в Петербурге пользовались большим успехом у жителей еще в XVIII веке. Они устраивались во время народных гуляний на пл... |
Circus - The Entertainment Giant (КИстория цирка Время неспособно разрушить цирковые традиции. В течение последних 70 лет цирк братьев Гарден «Развлекательный гигант!» (Garden Bros. Circus - ... |
Гастроли французского цирка
Цирковая лента - Люди и представления |
После гастролей в Советском Союзе и Китае артисты французского цирка возвратились на родину. Они показали нам программу большую, разнообразную и хорошо подобранную — в этом сказался вкус художественного руководителя труппы г. Жиля Маргаритиса и режиссера г. Пьера Леконта. Программа шла в хорошем темпе, почти без пауз, а когда они все-таки возникали, их успешно заполняли музыкальные эксцентрики Сиполо, продемонстрировавшие ряд новых для нас инструментов, основанных главным образом на принципах ксилофона. Выступления Сиполо, одетых в традиционные клоунские костюмы, придавали всему представлению какую-то особую лирику и романтичность. Из номеров мне больше всего понравился воздушный полет в исполнении артистов Ализе, особенно ловитор Жак Николе. Я уже слышу возражения: наши полетчики исполняют трюки более сложные. Да, это верно! Но ведь в цирке не все сводится к трюкам. Зато номер Ализе отличает необыкновенная чистота исполнения, та свобода демонстрации трюков, которая доступна только настоящим мастерам. Можно любоваться тем, как вольтижер Пьер Ализе делает пируэт, возвращаясь от ловитора на качающуюся трапецию, как он приходит на мостик, как легко выкручивает два с половиной сальто-мортале и успевает разгруппироваться, прежде чем его поймает ловитор. А разве не привлекательно, что ловитор взбирается наверх по канату, образуя при этом телом и ногами прямой угол (преднос). А как легко и свободно делает он на трапеции стойку и передний бланж! Достойной их партнершей является молодая гимнастка Марица Танз. Еще одно качество: прежде чем полетчики достигали рук ловитора, мы видели их тела в воздухе, и это придавало полету особую выразительность. Ю. С. Рябиник, руководитель одного полетов, ритет для меня очень высок, объяснил, что это достигается тем, что трапеция ловитора несколько более опущена, чем это бывает в наших цирках. Если это так, то над этим стоит подумать, эффект это дает большой. Из традиционных цирковых номеров отмечу жокея Дани Ренца. И он по трюкам уступает нашим лучшим жокеям, собранным в труппах Сержа и Соболевских.
. Но зато у Ренца большая пластическая выразительность. Ренц исполняет сальто-мортале на спине галопирующей лошади, он делает его не очень-то уверенно, ошибки здесь не редки, но прыгает артист высоко и трюк подает умело. Удачен финал номера, в котором соединяются прыжки на лошадь и с лошади с арабскими колесами, исполняемыми на земле. Такое сочетание придает финалу динамичность и своеобразие. Г-жа Сабина Ранси показала высшую школу верховой езды. С точки зрения трюков и здесь мы не увидели ничего необыкновенного, но она сидела в седле уверенно, ее движения, при помощи которых она направляла лошадь, были мягки и элегантны, и это не могло не привлекать внимания к номеру. Высокой похвалы достойна работа дрессировщика обезьян Капеллини. Артист находится в центре арены, и создается впечатление, будто он не вмешивается в действия шимпанзе, что они асе делают сами. Надо внимательно просмотреть номер несколько раз, чтобы обнаружить, как ловко и умело направляет дрессировщик действия своих питомцев. Всякий, кто соприкасался с обезьянами, знает, что это нервные, злые и коварные животные. Здесь же обезьяны без клетки и поводка выходят на арену, одна из них ходит даже по барьеру в метре от зрителей первого ряда. Питомцы Капеллини пародируют быт и нравы людей: обезьяна качает на качелях свою возлюбленную, они сидят за столиком в кафе, ездят на автомо биле, пытаются его починить, когда он портится, а потом увозят за кулисы; они танцуют танго и «яблочко», бегают на лыжах и готовятся к подводной охоте, для чего надевают маску и ласты. Это и удивительно, и смешно, и трогательно. 1. 2. 3. 4. 5. 6.
. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Фото Е. Дона Капеллини умеет ироническим движением, жестом, улыбкой оттенить действия животных и одновременно выразить к ним свое отношение. Все перечисленные номера отличаются высоким артистизмом, и артистизмом не внешне, а, так сказать, вытекающим из трюкового номера. Номера хорошо продуманы и композиционно четки. Например, Ренц, окончив трюк, раскланивается, а его помощница отходит к барьеру, становится рядом с лошадью. И это сочетание наездника, как главного персонажа, находящегося в центре, дрессировщицы и лошади как своеобразного фона для него очень эффектно и в то же время органично для номера. Над композицией номеров следует чаще задумываться и нашим режиссерам. Жонглеры Риверос исполняют два сложных упражнения. Одно из них такое: артист, стоя на голове, вертит ногами обручи и одновременно жонглирует тремя булавами; другое упражнение — артист делает на правой руке стойку на проволоке, а левой рукой и ногами вертит зонты. Но в этом номере сложные трюки перемежаются с довольно примитивными (различные перекидки), а главное — в нем нет композиционной целостности. Артисты, показывая свои достижения, как бы говорят: мы умеем делать и то, и другое, и третье, но единого номера при этом не получается. Пожалуй, роликобежцы Виллерс не имеют себе равных в наших цирках, их трюки и темп, в котором они их демонстрируют, поразительны. Есть в их номере и комические элементы.
. Но нельзя не обратить внимания на следующее. Во время стремительного кружения голова партнерши почти касается постамента. Андре Жан отличная, очень смелая гимнастка. То, что она повисает на трапеции на носках или на запрокинутой назад голове, а раскачав трапецию, висит на одной ноге на подколенке, — все это подчеркивает опасность. В этой рискованности одно из своеобразий номера, чуждое нашему цирку. Ее обрывы подтверждают это. Номер исполнялся без всяких мер предосторожности и к тому же над деревянным полом. Право, это мешает любоваться мастерством артистки. Все время невольно думаешь: каи бы она не разбилась. Вот типичный номер с игрой на нервах зрителя. Акробаты Аполло профессиональны. Но общий характер номера и стиль исполнения, полусвет, при котором они выступают, скорее соответствует искусству мюзик-холла, чем веселому, жизнерадостному и очень непосредственному искусству цирка. Несколько слов о комедийных номерах; их три: акробаты на эластичном трамплине — Виски Броз, клоуны Фрателлини и они же в номере «акробаты-каскадеры» под псевдонимом Краддок. Виски Броз отличаются высокой техникой работы, что особенно наглядно, если учесть небольшой размер батуда. Они показали несколько новых забавных прыжков (бесконечные падения на спину и подъемы, поворот и такие же падения). Но, пожалуй, привлекательнее всего их импровизационная манера работы, особенно комика. Кажется, что он сам бывает удивлен своими парадоксальными прыжками. Теперь о Фрателлини и Краддок. В их номерах много хорошего — это, безусловно, талантливые артисты, у них выразительная мимика, они очень музыкальны, ритмичны, владеют средствами акробатики, хорошо играют на музыкальных инструментах. Есть в их номерах выдумка, удачные буффонадные трюки. Конечно, артистов следует поблагодарить за то, что они ведут свои диалоги на русском языке. Очень приятно, что мы, наконец-то, увидели настоящего белого клоуна, не резонера, не «оралу», не человека больше всего заботящегося о самодемонстрации, а настоящего комика-организатора всех проделок. Но многое в их номерах не удовлетворяет. Дело не просто в том, что пощечины раздаются излишне щедро; пощечины, если они оправданы, закономерны. Но здесь пощечины — главное средство вызвать смех. В этом случае они огрубляют и даже опошляют номер. Когда один человек бьет другого ногой и наконец сам падает в изнеможении, в то время как избиваемый ничего не чувствует, в этом заложен эксцентрический смысл, и это смешно. Но когда человек без всякого повода и смысловой необходимости бьет другого по морде — это и грубо и глупо и едва ли может служить поводом для комического эффекта. Кроме того, антре «Попурри», которое исполняют Фрателлини, для нас безнадежно устарело, хотя бы потому, что мы все эти приемы — с маленькой собачкой, вытаскиваемой на большом канате, с револьвером, подвешенным ниже спины, и другие — видели десятки раз. Мы привыкли к большей осмысленности клоунад, и простой показ буффонных трюков без сюжета нам сейчас не кажется путем, по которому должны идти клоуны. Да, Фрателлини талантливые артисты, но то, что они делают, гораздо ниже их таланта. Таковы впечатления от программы французского цирка. А в общем мы очень благодарны нашим друзьям французским артистам за их приезд в СССР, многое нам у них понравилось, кое-чему мы научились. Вероятно, и для французских артистов цирка были не бесполезны выступления в нашей стране. Взаимные поездки артистов цирка разных стран надо практиковать как можно чаще, они бесспорно будут способствовать развитию циркового искусства. Ю. ДМИТРИЕВ Журнал «Советский цирк» февраль.1959
Читайте: |
---|
Цирковые события:
|
Животные в цирке:
|